Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.12.2010 ПО ДЕЛУ N А06-4396/2010

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2010 г. по делу N А06-4396/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Гребенникова А.И.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ханиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эверест" (г. Астрахань)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 сентября 2010 года по делу N А06-4396/2010 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эверест" (г. Астрахань)
к Астраханской таможне (г. Астрахань)
о признании незаконными и отмене постановления от 14.01.2010 N 10311000-579/2009, решения от 20.04.2010 N 10314000/10ю/31А,

установил:

в Арбитражный суд Ростовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее - ООО "Эверест", заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни (далее - таможенный орган) от 14.01.2010 N 10311000-579/2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 100000 рублей и о признании незаконным и отмене решения Южной оперативной таможни от 20.04.2010 N 10314000/10ю/31А.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2010 требование заявителя о признании незаконным и отмене решения Южной оперативной таможни от 20.04.2010 N 10314000/10ю/31А выделено в отдельное производство.
В порядке статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Ростовской области передал по подсудности дело по заявлению ООО "Эверест" о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни от 14.01.2010 N 10311000-579/2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 100000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 23 сентября 2010 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Эверест" отказано.
ООО "Эверест" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Астраханская таможня отзыв на апелляционную жалобу не представила.
ООО "Эверест" и Астраханская таможня явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 29 91791 1, N 410031 29 91789 8, N 410031 29 91787 4, N 410031 29 91788 1, конвертом с уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 29 91792 8. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 09.11.2010, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 января 2010 года должностным лицом Астраханской таможни в отношении ООО "Эверест" проведена общая таможенная ревизия по вопросу соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности при вывозе товара с таможенной территории Российской Федерации, оформленного по ГТД N 10311020/280109/0000284, подлежащего карантинному фитосанитарному контролю, а именно: лесоматериала хвойных пород из ели европейской обрезной, не строганной, не шлифованной, не соединенной в шип, распиленной вдоль, сорт 1-3. Изготовитель Россия. Вес брутто 111459 кг. Код товара ТН ВЭД России 4407109100. Количество - 237,01 м 3. Статистическая стоимость товара 34536 долларов США, условия поставки FOB - Астрахань.
В ходе проверки Астраханской таможней выявлен факт вывоза 18.02.2009 товара, оформленного в таможенном отношении ООО "Эверест" по указанной ГТД, с таможенной территории Российской Федерации по истечении срока действия фитосанитарного сертификата от 26.01.2009 N 364300145260109011, бланк В N 3224446 (т. 1 л.д. 84).
30 декабря 2009 года по результатам общей таможенной ревизии составлен протокол об административном правонарушении N 10311000-579/2009, которым зафиксировано указанное нарушение (т. 1 л.д. 156-161).
07 декабря 2009 года Астраханской таможней вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Определение вручено директору ООО "Эверест" Елизаровой О.А. (т. 1 л.д. 61-65).
14 января 2010 года Астраханской таможней вынесено постановление N 10311000-579/2009 о привлечении ООО "Эверест" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 100000 рублей (т. 1 л.д. 165-171).
ООО "Эверест" не согласилось с указанным постановлением таможни и оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Эверест" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд указал, что административным органом доказана вина заявителя в совершении данного правонарушения. Процессуальных нарушений таможенным органом при привлечении заявителя к административной ответственности не допущено.
Апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют закону и подтверждены собранными по делу доказательствами.
Пунктом 2 статьи 13 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Статьей 16 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по совершению операций для выпуска товаров, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с внешнеэкономической сделкой, несет российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку либо от имени, либо по поручению которого эта сделка заключена.
Согласно пункту 2 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, при декларировании товаров среди прочих документов декларантом представляются: разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статьей 158 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
За несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Согласно письму ФТС России от 14.12.2006 N 06-73/44165, действовавшему на момент спорных правоотношений, товары группы 4407 "лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, строганные или нестроганые, шлифованные или нешлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, кроме подвергнутых тепловой обработке, пропитанных антисептиками, покрытых лаком, прокрашенных" включены в Номенклатуру товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю.
Как видно из материалов дела, ООО "Эверест", являясь декларантом в рамках внешнеторгового контракта от 19.11.2008 N 4, заключенного с фирмой "NOWSHAHR SEA BREEZE CO", Исламская Республика Иран на поставку товара в режиме экспорт-10, оформило по ГТД N 10311020/280109/0000284 товар - лесоматериалы хвойных пород (ель европейская): доска обрезная, не строганная, нешлифованная, не соединенная в шип, распиленная вдоль, сорт 1-3, код ТН ВЭД России 4407109100, в количестве 237,01 м 3, вес 111395 кг нетто, 111459 кг брутто, фактурной стоимостью 26071,1 евро, статистической стоимостью 34536 долларов США, условия поставки FOB-Астрахань.
В соответствии с пунктом 6 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 N 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов", зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 20.04.2007 N 9304, фитосанитарный сертификат выдается на срок, определяемый с даты его выдачи до даты пересечения подкарантинной продукцией Государственной границы Российской Федерации, и составляет не более 14 дней при вывозе этой продукции в страны - члены ЕС, при вывозе в другие страны - не более 15 дней (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено переоформление выданных фитосанитарных сертификатов в срок не позднее 15 дней с даты истечения срока его действия. При этом требования, установленные главами II и III Порядка, не применяются.
Судами обеих инстанций установлено, что при таможенном оформлении указанного товара вместе с ГТД заявителем представлен фитосанитарный сертификат N 364300145260109011, бланк В N 3224446, выданный декларанту Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) 26 января 2009 года.
Таким образом, срок его действия истек 10 февраля 2009 года.
Как указано в письме Управления Россельхознадзора по Астраханской области от 12.11.2009 N 14-11/4015, ООО "Эверест" данный сертификат не переоформлялся, заявка на переоформление сертификата не поступала (т. 1 л.д. 82-83).
Согласно рапорту ОКТТ Астраханской таможни от 30.11.2009 02-02-20/737 (т. 1 л.д. 78), товар по указанной ГТД N 10311020/280109/0000284 фактически вывезен с таможенной территории Российской Федерации 18.02.2009, что подтверждено отметкой таможенного органа в карго манифесте (т. 1 л.д. 79).
Факт вывоза товара 18.02.2009 заявитель не оспаривает. Таким образом, товар вывезен по истечении срока действия сертификата.
При таких обстоятельствах товар вывезен с таможенной территории Российской Федерации в то время, когда срок действия сертификата истек.
Из материалов дела видно, что ГТД подана в таможенный орган 28.01.2010, срок вывоза товара с территории Российской Федерации по фитосанитарному сертификату действовал по 10.02.2009, поручение на погрузку пиломатериала оформлено 15.02.2009 (т. 1 л.д. 80), погрузка разрешена таможенным органом 15.02.2009 и осуществлена 17.02.2009 (т. 1 л.д. 81). Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что ООО "Эверест" имело возможность для соблюдения правил и норм закона при вывозе товара с территории Российской Федерации.
Обязанность по соблюдению ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в том числе соблюдению сроков действия выданных фитосанитарных сертификатов, в рассматриваемом случае возложена на заявителя. Поэтому довод ООО "Эверест" о том, что по условиям договора поставки (FOB-Астрахань) заявитель не несет ответственности за товар с момента фактического перехода товара через поручни судна, не влияет на выводы судов обеих инстанций о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, поскольку гражданско-правовые отношения не влияют на обязанность заявителя по соблюдению сроков действия выданных фитосанитарных сертификатов.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы о том, что срок действия сертификата ограничивает право собственника на определение срока вывоза товара с территории Российской Федерации. В обоснование данного довода заявитель ссылается на то, что Таможенный кодекс Российской Федерации не предусматривает сроки, в течение которых товар, находящийся под режимом экспорт-10, должен быть вывезен с таможенной территории Российской Федерации. Обязанность по соблюдению ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в том числе соблюдению сроков действия выданных фитосанитарных сертификатов, в рассматриваемом случае возложена на заявителя и не ограничивает его права в отношении задекларированного товара.
Апелляционная коллегия полагает, что заявитель обладал реальной возможностью для соблюдения требований законодательства. Из материалов дела видно, что товар погружен на судно 17 февраля 2009 года, что подтверждено актами (т. 1 л.д. 81).
Судами обеих инстанций установлено, что ООО "Эверест" не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства, установленных при перемещении товаров - подкарантинных грузов, через таможенную границу. Доказательств обратного заявителем не представлено. Поэтому с учетом требований статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлек ООО "Эверест" к ответственности.
Поэтому довод об отсутствии вины заявителя во вмененном правонарушении является необоснованным.
Довод заявителя о неправильной квалификации таможней действий заявителя по части 1 статьи 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является ошибочным.
Согласно статье 10.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективную сторону административного правонарушения образует нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза). Объектом правонарушения является порядок охраны территории Российской Федерации от карантинных объектов.
Объектом же правонарушения, предусмотренного статьей 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Таким образом, статьи 10.2. и 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях охраняют различные общественные отношения.
Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена не за непереоформление фитосанитарных сертификатов с истекшим сроком действия, а за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима (статья 158); экспорт товаров осуществляется при условии соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 166).
Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" установлено, что независимо от положений настоящей главы в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, под вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации понимается подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
Таким образом, обязанность по соблюдению установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на вывоз товаров (подкарантинного груза) с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения ими таможенной границы возложена на экспортера, если иное прямо не предусмотрено действующим законодательством.
В отношении подкарантинного груза, пересекающего Государственную границу Российской Федерации морским транспортом, иное правовое регулирование не установлено. Поэтому довод заявителя о том, что у экспортера отсутствует обязанность по обращению в территориальный орган Россельхознадзора с заявлением о переоформлении фитосанитарных сертификатов, является ошибочным. Пункт 7 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 марта 2007 года N 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов", такого указания не содержит.
Судебная коллегия считает также необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что вывод о наличии в действиях общества вмененного правонарушения сделан должностными лицами таможенного органа при нарушении таможенного законодательства с превышением своих полномочий. В обоснование своего довода заявитель ошибочно сослался на положения статьи 74 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Частями 1, 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса.
Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Из содержания статьи 367 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления, в том числе путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, запроса дополнительных документов и сведений, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации. При этом запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров (статья 149 Таможенного кодекса Российской Федерации), если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.
В данном случае таможенным органом контроль подкарантинной продукции не осуществлялся.
Порядок привлечения к административной ответственности ООО "Эверест" административным органом соблюден, нарушений процессуального законодательства им не допущено. Постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу ООО "Эверест" следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 сентября 2010 года по делу N А06-4396/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.ГРЕБЕННИКОВ

Судьи
М.А.АКИМОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)