Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2015 N 15АП-3729/2015 ПО ДЕЛУ N А32-41629/2014

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. N 15АП-3729/2015

Дело N А32-41629/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 21.10.2014 г. Куликова Е.П.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 29.07.2014 г. Мин А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2015 г. по делу N А32-41629/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн",
заинтересованное лицо: Новороссийская таможня,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Новороссийской таможни от 29.09.2014 г.
N 15-22/32320 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317110/240513/0011423, обязании Новороссийской таможни устранить допущенные нарушения и возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 2 709 183 рубля 44 копейки, а также взыскании с Новороссийской таможни в пользу общества судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 38 545 рублей 92 копейки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2015 г. заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что таможенный орган произвел выпуск товара с неверным кодом 7309 00 900 0, ввиду чего ООО "СмартГрейн" излишне уплатило таможенные платежи в размере 2709183 рубля 44 копейки.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Новороссийская таможня просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что из документации на товар следует, что он предназначен для хранения предварительно обработанного зерна. В свою очередь в товарную субпозицию 8437 ТН ВЭД ТС включен широкий спектр оборудования по обработке зерновых культур, но не включается оборудование для хранения зерна. Также ссылается на предварительное решение ФТС России о классификации товара.
Представитель Новороссийской таможни в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, обществом на территорию Российской Федерации ввезен товар - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном - модель 12,99/16, всего 7 комплектов, изготовитель: "SILOS CORDOBA, S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA, по внешнеэкономическому контракту N 20 от 26.12.2012 г., заключенному с "Silos Cordoba, Ltd.", (Испания).
, таможенное оформление которого производилось Новороссийской таможней.
С целью таможенного оформления указанного товара 24.05.2013 г. обществом в Новороссийскую таможню подана декларация на товары (ДТ) N 10317110/240513/0011423. При декларировании для подтверждения сведений, указанных в ДТ N 10317110/240513/0011423, в том числе для подтверждения описания товара и его классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС, декларантом были представлены таможенному органу следующие документы: ДТС-1, паспорт сделки N 13010005/2562/0032/2/1 от 28.01.2013 г., контракт N 20 от 26.12.2012 г., приложение N 1 от 26.12.2012 г., дополнительное соглашение N 1 от 22.03.2013 г., поручение на перевод N 4 от 30.01.2013 г., поручение на перевод N 11 от 21.03.2013 г., поручение на перевод N 12 от 28.03.2013 г., инвойс N 121 от 22.03.2013 г., перевод инвойса N 121 от 22.03.2013 г., упаковочные листы с переводом б/н от 12.03.2013 г., сертификат соответствия C-ES.AГ23.B.03708 от 28.06.2012 г., сертификат происхождения с переводом 6577375 от 02.04.2013 г., санитарно-гигиенический сертификат с переводом 1260 от 02.04.2013 г., экспортная декларация с переводом 13ES0011311 065820 1 от 03.04.2013 г., декларация соответствия и качества с переводом, страховой полис с переводом BG0L1127, коносамент 559661258 от 09.05.2013 г., ДУ 10317110/230513/10041213 от 23.05.2013 г., каталог продукции, КТС-1 N 10317110/240513/0011423 от 24.05.2013 г., заявление о зачете авансовых платежей от 25.05.2013 г.
На основании вышеперечисленных товаросопроводительных документов в графе 31 ДТ N 10317110/240513/0011423 приведено следующее описание товара: оборудование технологическое для элеваторно - складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном - модель 12,99/16, вместимость 2583 м 3, диаметр 12,99м, полная высота силоса 21,99 м, материал - оцинкованная сталь 600 гр/м2, снеговая нагрузка 200 кг/м2-7 комплектов, состоящих из основных частей: опора транспортного моста в центре купола - 1 шт., вертикальная опора (трехкорпусная) - 2 шт., наклонная опора (однокорпусная) - 2 шт., транспортный мост - 1 шт., уширение транспортного моста - 1 шт., вертикальная лестница - 1 шт., опора для термоподвески - 1 шт., система термометрии - 1 шт., вентиляционные каналы - 20м2, центробежный вентилятор (CMR-1445) - 2 шт., обеговый шнек S-140-1 шт. Все комплекты поставляются в разобранном виде с аксессуарами и крепежными элементами, не для военного назначения, всего: 7 комплектов занимают 210 мест, изготовитель: "SILOS CORDOBA S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA.
Руководствуясь решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара" N 9, по предложению Новороссийской таможни, во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%, в графе 33 указанной декларации в целях выпуска товара общество указало классификационный код товара 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС ("резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
Таможенный орган произвел 28.05.2013 г. оформление и выпуск товара с заявленным кодом.
Полагая, что указанный код ТН ВЭД 7309 00 900 0 не соответствует описанию ввезенного товара, исходя из индивидуальных характеристик товара ему соответствует код ТН ВЭД 8437 80 000 0, после выпуска товара общество 15.08.2014 г. (исх. N 131) обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о принятии решения об изменении кода вышеуказанного товара, ввезенного по ДТ N 10317110/240513/0011423, на код ТН ВЭД 8437 80 000 0.
Письмом от 11.09.2014 г. исх. N 160 общество также направило в таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированного по ДТ N 10317110/240513/0011423 с приложением документов. Данная сумма излишне уплаченных таможенных платежей таможней по настоящее время не возвращена.
Письмом от 29.09.2014 г. исх. N 15-22/32320 Новороссийская таможня отказала в принятии решения об изменении кода товара, указав, что данный товар, с учетом решения ФТС России N 9 о классификации товаров, размещенного на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара", следует классифицировать в товарной подсубпозиции 7309 00 9000 ТН ВЭД ТС.
Не согласившись с вышеуказанными отказами таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются. Классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Таможенного союза Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и названным Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 850 утверждена и введена в действие с 01.01.2012 г. новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая содержит основные правила интерпретации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей названного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 851 одобрены и рекомендованы для применения с 23.11.2011 г. Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту Пояснения).
Текст товарной позиции 7309 гласит: "Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования".
В пояснениях к товарной позиции 7309 ТН ВЭД ТС указано: "Данные контейнеры обычно устанавливаются в качестве стационарных приспособлений для хранения или для производственных целей, например, на фабриках, химических заводах, красильнях, газовых заводах, пивоваренных заводах, на перегонных и рафинировочных заводах и, в меньшей степени, в жилых домах, магазинах и т.д. В данную товарную позицию включаются емкости для любого материала, кроме сжатого или сжиженного газа. Емкости для подобного газа включаются в товарную позицию 7311 независимо от их вместимости. Контейнеры, оснащенные механическим или термическим оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики или электрические элементы, включаются в группу 84 или 85. Однако емкости, которые просто оборудованы кранами, клапанами, уровнемерами, предохранительными клапанами, манометрами и т.п., остаются в данной товарной позиции.".
В товарной позиции 8437 ТН ВЭД ТС классифицируются: "Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах.".
Таким образом, оценочным критерием, позволяющим отнести емкость для хранения вещества (контейнер) к товарной позиции 84 или 73, являются его технические характеристики, наличие или отсутствие в нем механического или термического оборудования, которое оказывает какое-либо воздействие на хранимое вещество или условия его хранения.
Так, согласно заключению эксперта N 2807-012 от 28.07.2014 г. Абинской торгово-промышленной палаты, ввезенные по ГТД N 10317110/240513/0011423 силосы с плоским дном модели 12.99/16 имеют в своем составе механическое и теплотехническое оборудование, как то системы аэрации (вентиляции) включающие в себя вентиляторы с электродвигателями и систему вентиляционных каналов, покрытых гальванизированными решетками с отверстиями, а также обеговые зачистные шнеки с электроприводом. Силос плоскодонный металлический для хранения зерновых культур с системами выгрузки и аэрации модель 12.99/16 предназначен для перевалки и хранения (пшеница, кукуруза, рис, ячмень и т.д.). Кроме того он может использоваться для масличных семян (подсолнечник, рапс и соя). Система выгрузки хранимого продукта включает в себя обеговые зачистные шнеки с приводом от электродвигателя, с вращающимся контактным устройством и металлической защитной крышкой, обеспечивающие выгрузку зерна через центральное и осевые выгрузные отверстия в фундаменте на конвейер нижней галереи. Перемещение шнека производится на покрытом твердым каучуком колесе, с регулировкой по высоте. Производительность шнеков выбирается в зависимости от объема силоса и вида хранимого продукта. Система аэрации (вентиляции) хранимого продукта включает в себя комплект крышных и наземных вентиляторов с приводом от электродвигателя и систему вентиляционных каналов, покрытую гальванизированными решетками с отверстиями. Данная система предназначена для проветривания, охлаждения и досушивания зерна, складируемого в плоскодонном силосе. В результате проведенного экспертного исследования сделан вывод о том, что рассматриваемый товар, а именно силос металлический с плоским дном для перевалки и хранения зерновых культур с системами выгрузки и аэрации модель 12.99/16 не относится к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, а соответствует товарной позиции 8437 ТН ВЭД.
В приложении N 1 от 26.12.2012 г. к контракту N 20 от 26.12.2012 г. указано наименование товара - зернокомплекс, состоящий из четырех силосов с аксессуарами, код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в приложении N 1 от 26.12.2012 г. к контракту и в ДТ N 10317110/240513/0011423 данный товар оснащен системами выгрузки, вентиляции, термометрии.
Как верно установил суд первой инстанции, правомерность классификации товара в соответствии с товарной позицией 8437 ТН ВЭД ТС также подтверждается дополнительно представленными заявителем доказательствами, а именно: Инструкцией по монтажу силоса с плоским дном Модель силоса: 12.99/16, Руководством по эксплуатации плоскодонных силосов 12.99/16 производства компании SILOS CORDOBA. В соответствии с Инструкцией по монтажу силоса с плоским дном Модель силоса: 12.99/16 товар является зернокомплексом, состоящим из четырех силосов модели 12.99/16 с аксессуарами.
Согласно Паспорту изделия Руководства по эксплуатации плоскодонных силосов 12,99/16 производства компании SILOS CORDOBA товар - силос металлический для хранения зерновых культур, с системами выгрузки и аэрации имеет следующую комплектацию: комплект листов, балок, соединительных элементов, уплотнений и крепежа для крыши силоса; комплект листов, ребер жесткости, соединительных элементов, дверей, люков, уплотнений и крепежа для цилиндрического корпуса силоса; обеговый зачистной шнек с характеристиками, соответствующими объему силоса и хранимому продукту; система вентиляции и аэрации, соответствующая общему объему и виду хранимого продукта (вентиляторы, крышные и наземные); эстакады для загрузочных транспортеров и их обслуживания со стойками крепления к силосам, внутренние и наружные лестницы с ограждением, площадками отдыха; датчики верхнего и нижнего уровней. Система выгрузки хранимого продукта включает в себя обеговые зачистные шнеки с вращающимся контактным устройством и металлической защитной крышкой, обеспечивающие выгрузку зерна через центральное и осевые приемные отверстия в фундаменте на конвейер нижней галереи. Перемещение шнека производится на покрытом твердым каучуком колесе, с регулировкой по высоте. Система аэрации (вентиляции) хранимого продукта включает в себя комплект крышных и наземных вентиляторов и гальванизированных решеток с отверстиями. Площадь перфорированной поверхности может достигать 30%. Согласно Инструкции по эксплуатации плоскодонных силосов 12,99/16 производства компании SILOS CORDOBA загрузка зерна в силос производится через загрузочное отверстие, находящееся в центре крыши с помощью соответствующих транспортных устройств, например, шнекового транспортера, редлера, нории. Очень важно высушивание новособранного зерна после привоза его в зернохранилище и предварительной очистке. В зерне постоянно происходят жизненные процессы, связанные с обменом веществ. Интенсивность этих процессов прямо пропорционально зависит от влажности и температуры. Если не предпринять мер по защите зерна от порчи, т.е. немедленное проветривание и сушка для снижения температуры и влажности, зерновая масса будет далее саморазогреваться до температуры 50-60° С, приобретая сильный запах плесени. Зерно портится. Во время хранения зерна, особенно в его начальной фазе, необходимо контролировать температуру зерна, например, с помощью системы измерения температуры, расположенной внутри силоса, которая является дополнительным оснащением силоса. Вентиляторы предназначены для проветривания и сушения зерна, складируемого в плоскодонном силосе, что необходимо для сохранения качества хранимого зерна, а при попадании воды под пол силоса - для ее быстрого устранения. Охлаждение и подсушка зерновой массы - основные функции вентилирования, повышающие качество зерна и время его хранения. Об эффективности вентилирования в большой степени говорит разница температур зерна и воздуха. Воздухом, холоднее зерновой массы, можно вентилировать зерно с хорошим результатом даже во время дождя. Обеговый транспортер (шнек) собирает зерно с пола и всыпает его в центральное выгрузочное отверстие, откуда подпольным транспортером перемещается наружу. Перед первым запуском транспортера проверить (производит квалифицированный работник) сопротивление и защиту от поражения электротоком.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что товар (силосы) не относится к товару с признаками ТН ВЭД 7309 00 900 0 (резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости из черных металлов для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), поскольку представляет собой оборудование, являющееся механическим, тепловым и электрическим, включает электродвигатели, редукторы, движущиеся детали.
Оборудование, входящее в состав силосов придает им ряд функций, отличных от функций хранения: подсушка зерна, охлаждение, проветривание, механическая выгрузка, что позволяет классифицировать его в ТН ВЭД по коду 8437 80 000 0, как оборудование для обработки зерновых культур.
Судом установлено, что код товара 8437 80 000 0 подтвержден сертификатом соответствия N C-ES.AГ23.B.03708 от 28.06.2012 г., согласно которому товар является оборудованием технологическим для элеваторно-складского хозяйства: силосы металлические с плоским и конусным дном с оснащением и системами выгрузки, активным вентилированием, термометрией, имеет код ТН ВЭД 8437 80 000 0.
Таким образом, при таможенном оформлении, приведя описание товара в графе 31 ДТ N 10317110/240513/0011423, заявитель неправильно указал в графе 33 ДТ код товара 7309 00 900 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 7309 включаются: "резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования". В подсубпозиции 7309 00 900 0 классифицируются емкости для твердых веществ.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 8437 включаются: "машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах". В подсубпозиции 8437 80 000 0 классифицируется оборудование прочее. Товарная позиция 7309 исключает возможность классификации по данному коду товаров, имеющих в своем составе механическое оборудование.
Судом признается обоснованным довод общества о том, что оно было вынуждено классифицировать товар по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0 во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%, т.к. таможня руководствуется решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения по классификации товара" N 9.
Согласно пункту 2 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела (часть 1).
В случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля (часть 2 статьи 24).
Как было указано выше, 29.09.2014 г. Новороссийская таможня отказала обществу в принятии решения об изменении кода товара, ввезенного по ДТ N 10317110/240513/0011423 на код 8437 80 000 0, указав, что данный товар, с учетом решения ФТС России N 9 о классификации товаров, размещенного на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара", следует классифицировать в товарной подсубпозиции 7309 00 9000 ТН ВЭД ТС.
Согласно части первой статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из названного кодекса, международных договоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с названным Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Указанные предварительные решения ФТС России не входят в перечень актов таможенного законодательства, следовательно, не обладают обязательной юридической силой.
Таким образом, таможенный орган произвел выпуск товара с неверным кодом 7309 00 900 0, ввиду чего ООО "СмартГрейн" излишне уплатило таможенные платежи в размере 2 709 183 рубля 44 копейки.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судом с учетом требований статьей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проверено соблюдение обществом обязательного досудебного порядка урегулирования спора в виде обращения в таможню.
11.09.2014 г. общество направило в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317110/240513/0011423, с приложением документов.
14.01.2015 г. исх. N 13-13/444 Новороссийская таможня отказала ООО "СмартГрейн" в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 названной статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (часть 12 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В данном случае вышеперечисленные обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отказа в возврате излишне уплаченных платежей, отсутствовали.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности отказа Новороссийской таможни от 29.09.2014 г. N 15-22/32320 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного по ДТ N 10317110/240513/0011423.
В свою очередь таможенный орган не указал и не представил доказательства о неправильном исчислении размера доначисленной таможенным органом в результате изменения классификационного кода товара, о наличии либо отсутствии задолженности общества по таможенным платежам.
Таким образом, требования ООО "СмартГрейн", заявлены правомерно, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 г. N 3323/07, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.06.2014 г. по делу N А32-33743/2013 по аналогичному товару между теми же лицами.
Судом первой инстанции также правомерно с учетом требований статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117, с таможенного органа взысканы в пользу общества судебные расходы по уплаченной платежным поручением от 11.11.2014 г. N 27359.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2015 г. по делу N А32-41629/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)