Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 ПО ДЕЛУ N А35-9647/2013

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. по делу N А35-9647/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Ольшанской Н.А.,
судей - Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи:
от Общества с ограниченной ответственностью "Курская строительная компания": Корсакова А.Н., представителя по доверенности от 09.01.2014,
от Курской таможни: Бочарова Д.В., представителя по доверенности N 05-55/40 от 18.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Курская строительная компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 25.02.2014 по делу N А35-9647/2013 (судья Морозова М.Н.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Курская строительная компания" (ОГРН 1024600971031, ИНН 4630024713) к Курской таможне о признании незаконным бездействия таможни, выразившегося в неснятии обременений и невозврате ООО "Курская строительная компания" задержанного товара, ввезенного в рамках внешнеторгового контракта N 07-45159 от 10.12.2007, и обязании вернуть задержанный товар,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Курская строительная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения) к Курской таможне о признании незаконным бездействия Курской таможни, выразившегося в не снятии обременений и не возврате ООО "Курская строительная компания" задержанного товара, ввезенного в рамках внешнеторгового контракта N 07-45159 от 10.12.2007, и обязании вернуть ООО "Курская строительная компания" задержанный товар.
Решением Арбитражного суда Курской области от 25.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, сославшись, что бездействие Курской таможни выражалось в не снятии обременений и не возврате ООО "Курская строительная компания" задержанного товара, ввезенного в рамках внешнеторгового контракта N 07-45159 от 10.12.2007, в связи с чем, по мнению Общества, течение срока о признании незаконным бездействия Курской таможни начал течь с момента, когда конкурсный управляющий Общества не получил ответ на повторное требование о снятии Курской таможней обременений и возврате Обществу задержанного товара.
В представленном отзыве Курская таможня возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании 12.05.2014 был объявлен перерыв до 19.05.2014.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела в рамках внешнеторгового контракта N 07-45159 от 10.12.2007, заключенного ООО "Курская строительная компания" с датской компанией FLSmidth A/S, Общество в 2009-2010 годах осуществило ввоз компонентов технологической линии по производству цемента и в период с 23.07.2009 по 08.10.2010 разместило на хранение на таможенный склад ЗАО "РОСТЭК-Курск" оборудование цементного завода, помещенные под таможенный режим таможенный склад по 378 грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД).
23.07.2009, 15.09.2009, 29.09.2009 в соответствии с таможенным режимом таможенный склад было произведено декларирование товаров по ГТД N 10108030/230709/0004663, N 10108030/150909/0006217, N 10108030/290909/0006641.
В соответствии с решением Арбитражного суда Курской области от 20.07.2011 по делу N А35-1243/2010 ООО "Курская строительная компания" признано несостоятельным (банкротом). В отношении Общества открыто конкурсное производство.
Сроки хранения товаров, размещенных на таможенном складе ЗАО "РОСТЭК-Курск" и помещенных ООО "Курская строительная компания" под таможенный режим таможенного склада истекли, по ГТД N 10108030/230709/0004663-23.07.2012, по ГТД N 10108030/150909/0006217-15.09.2012, по ГТД N 10108030/290909/0006641-29.09.2012, однако ООО "Курская строительная компания" до истечения срока хранения не поместила товар под иную таможенную процедуру.
В связи с тем, что в установленные п. 1 ст. 231 ТК ТС сроки хранения товаров таможенная процедура таможенного склада в отношении хранимых на таможенном складе товаров ООО "Курская строительная компания" завершена не была, Курской таможней в отношении Общества были составлены протоколы по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 11.10.2012 и постановлениями мирового судьи судебного участка N 12 Центрального округа г. Курска от 28.01.2013 ООО "Курская строительная компания" было признано виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнуто административным штрафам. В соответствии с указанными постановлениями, изъятый по делу об административном правонарушении товар подлежит возврату ООО "Курская строительная компания" после таможенного декларирования и выпуска.
Суд первой инстанции установил, что в установленный п. 3 ст. 185 ТК ТС срок таможенные декларации на товары Обществом поданы не были. В связи с чем Курским таможенным постом Курской таможни были задержаны товары ООО "Курская строительная компания" и составлены протоколы задержания товаров и документов на них.
Так, по ГТД N 10108030/230709/0004663 - протокол задержания от 18.02.2013, срок хранения был установлен до 18.03.2013. По ГТД N 10108030/150909/0006217 - протокол задержания от 27.03.2013, срок хранения был установлен до 27.04.2013. По ГТД N 10108030/290909/0006641 - протокол задержания от 21.03.2013, срок хранения был установлен до 21.04.2013.
Конкурсный управляющий ООО "Курская строительная компания" обращался к Курской таможне с требованием вернуть задержанный товар. 07.02.2013 (письмо получено Курской таможней 08.02.2013) и повторно 25.10.2013 (письмо получено Курской таможней 30.10.2013).
В обращениях к таможенному органу конкурсный управляющий ссылался на необходимость применения п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", предписывающей снятие обременений и ограничений с имущества в рамках процедур банкротства.
Посчитав бездействие Курской таможни, выразившиеся не исполнении возложенной на нее Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" обязанности снять обременение и возвратить ООО "Курская строительная компания" задержанный товар, нарушающим права и законные интересы ООО "Курская строительная компания" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилась с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Курской области.
Отказывая в удовлетворении требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что Курская таможня не имела законных основания произвести возврат товара ООО "Курская строительная компания" без его таможенного декларирования и выпуска.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно подп. 35 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.
В соответствии с частью 3 статьи 150 ТК ТС все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - участников Таможенного союза.
В силу ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии со ст. 198 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) местами временного хранения являются склады временного хранения и следующие иные места временного хранения:
1) склад таможенного органа;
2) склад получателя товаров в случаях, предусмотренных ст. 200 Закона N 311-ФЗ;
3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 86 Закона N 311-ФЗ.
Согласно ст. 209 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления -таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.
В соответствии с п. 1 ст. 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза (п. 2 ст. 210 ТК ТС).
Согласно ст. 203 Закона N 311-ФЗ товары, ввозимые в РФ с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с гл. 27 ТК ТС и положениями гл. 24 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
Таким образом, свободный оборот товаров без ограничений по их пользованию и распоряжению, ввезенных на территорию РФ, возможен только после их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий, установленных п. 1 ст. 210 ТК ТС.
В соответствии с п. 1 ст. 231 ТК ТС срок хранения товаров на таможенном складе (не имеющих ограниченный срок годности) не может превышать три года со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада.
В соответствии с п. 1 ст. 236 ТК ТС действие таможенной процедуры таможенного склада завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на таможенном складе. Товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, могут помещаться под иную таможенную процедуру полностью или частями.
В соответствии с п. 3 ст. 231 ТК ТС товары, срок хранения которых на разрешенном складе истек, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС.
В то же время исходя из положений п. 1 ст. 145 ТК ТС должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений.
В соответствии с п. 3 ст. 185 ТК ТС таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в (законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с п. 4 ст. 185 ТК ТС товары, указанные в п. 3 ст. 185 ТК ТС, таможенная декларация в отношении которых не подана в установленный срок, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС.
Поскольку ООО "Курская строительная компания" не осуществило таможенное декларирование товара и выпуск товара не произведен, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Курская таможня не имела законных основания произвести возврат товара ООО "Курская строительная компания" без его таможенного декларирования и выпуска.
Доводы конкурсного управляющего о необходимости применения Курской таможней норм законодательства о банкротстве суд отклонил.
Поддерживая вывод суда, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 504-О, законодательство о банкротстве является специальным по отношению к гражданскому законодательству.
Для таможенного законодательства основным методом регулирования таможенных правоотношений является императивный метод (то есть метод властных предписаний), соответственно таможенные правоотношения являются административно-властными, так как лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в отношения с государственным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" имеет ограниченное влияние на таможенные правоотношения, поскольку недопустимо в процедурах банкротства каким-либо образом изменять основные характеристики обязательств, регулируемых таможенным законодательством, в частности, по таможенному оформлению, уплате таможенных платежей и др.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.05.1999 N 8-П, из статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года во взаимосвязи с его статьями 23, 25, 26, 28 и 31 вытекает, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются перемещающим их лицом в соответствии с тем или иным таможенным режимом, который оно вправе в любое время выбрать или изменить на другой. Свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений нетарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).
Проверка выполнения требований таможенного законодательства в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, до передачи их в пользование и распоряжение заинтересованным лицам является общепринятой в международной практике, что нашло свое закрепление в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года, а также в Таможенном кодексе Европейского Сообщества 1992 года.
В соответствии с принятыми в 1995 году Основами таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, за исключением случаев, предусмотренных данными Основами и национальным законодательством (статья 135).
Таким образом, федеральным законом могут устанавливаться ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление. При этом речь идет не о лишении лица перемещаемого имущества, а о соблюдении специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эта административная мера "принудительного характера направлена на защиту конституционных ценностей, таких как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, права и законные интересы граждан, законные интересы отечественных производителей и потребителей, жизнь и здоровье человека, окружающая природная среда и др., что само по себе не может рассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав и свобод и не нарушает требований Конституции Российской Федерации.
Осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом вопреки требованиям части первой статьи 131 ТК ТС, т.е. без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и выбором таможенного режима, фактически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что противоречит таможенному регулированию.
Установленные ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление, направлены не на лишение лица перемещаемого имущества, а на соблюдение специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эта административная мера принудительного характера направлена на защиту конституционных ценностей, таких как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, права и законные интересы граждан, законные интересы отечественных производителей и потребителей, жизнь и здоровье человека, окружающая природная среда и др.
Указанная позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 10.01.2002 N 3-О, 12.05.2006 N 167-О.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что право пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, поставлено законодателем в зависимость от выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с таким перемещением, выбором таможенного режима, определяющего в свою очередь совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Апелляционная коллегия полагает, что нормы таможенного законодательства в данной части, относящейся к нормам международного права, имеют приоритет над специальными нормами законодательства о банкротстве о снятии ограничений с имущества, на применении которых настаивает Общество.
Довод Общества, что течение срока о признании незаконным бездействия Курской таможни начал течь с момента, когда конкурсный управляющий Общества не получил ответ на повторное требование о снятии Курской таможней обременений и возврате Обществу задержанного товара, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку фактически суд первой инстанции рассмотрел спор по настоящему делу по существу, что необходимо рассматривать как неприменения положений ст. 198 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы расходы по госпошлине в силу ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ООО "Курская строительная компания".
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 25.02.2014 по делу N А35-9647/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Курской области.

Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ

Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
М.Б.ОСИПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)