Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2010 ПО ДЕЛУ N А52-6794/2009

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2010 г. по делу N А52-6794/2009


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Кудина А.Г. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Себежской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 8 февраля 2010 года по делу N А52-6794/2009 (судья Циттель С.Г.),

установил:

открытое акционерное общество "Великолукский мясокомбинат" (далее - общество, ОАО "Великолукский мясокомбинат") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Себежской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10225040/250809/0000699.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 8 февраля 2010 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемые действия признаны незаконными как не соответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ). На таможню возложена обязанность по восстановлению нарушенных прав общества в установленном законом порядке. С момента фактического исполнения решения суда отменены обеспечительные меры. С таможни в пользу общества взысканы расходы по госпошлине в размере 3000 руб.
Таможенный орган с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что обществом не представлены дополнительные документы и обоснование причин невозможности их представления, следовательно, признаки, установленные в ходе таможенного контроля и препятствующие применению 1-го метода, не опровергнуты, действия по корректировке таможенной стоимости ввезенного товара на основании 3-го метода и невозможность применения предшествующих ему методов правомерны.
Общество в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таможня и общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Великолукский мясокомбинат" в соответствии с контрактом от 03.12.2008 N 0312/08, заключенным с фирмой "Трухуэ Импортадора де Алиментос лтда" ("Truhue Importadora de Alimentos ltda") (Бразилия), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - "Замороженные в блоки и упакованные в п/этилен и картонные короба обваленные части курицы (куриные ножки без костей с кожей) - для реализации на внутреннем рынке", страна происхождения - Бразилия, таможенной стоимостью 0,95 доллара США за 1 кг, условия поставки - EXW - место загрузки.
Данный товар оформлен по ГТД N 10225040/250809/0000699.
При таможенном оформлении товара общество представило в таможню необходимый пакет документов и уплатило таможенные платежи, рассчитанные исходя из таможенной стоимости товара, определенной путем применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного оформления таможня пришла к выводу о том, что документы не подтверждают заявленную таможенную стоимость.
Согласно запросу от 25.08.2009 N 1 обществу предложено в срок до 05.10.2009 представить следующие документы: пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров; прайс-листы предприятия-изготовителя; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товара или по предыдущим поставкам; оригинал экспортной таможенной декларации страны отправления с переводом; калькуляция транспортных расходов фирмы экспедитора (перечень и стоимость затрат, связанных с перевозкой груза согласно выставленного инвойса от 27.07.2009 N 0227В); сведения о стоимости погрузочных работ; сведения о страховке товара в соответствии с пунктом 1.6 договора от 12.12.2008 N 2/AS; дополнительные расходы по перевозке (в случае возникновения таковых) в соответствии с пунктом 4.3 договора перевозки; бухгалтерские данные о постановке товаров на учет (выписки из главной книги, счетов бухучета, первичного учета и другие); банковские документы, подтверждающие оплату расходов по транспортировке товара (том 2, листы 1 - 2).
В этот же день обществу вручено уведомление о том, что для осуществления выпуска товара необходимо в срок, достаточный для исполнения представить КТС и обеспечение уплаты таможенных платежей (том 2, лист 3).
Направление уведомления обусловлено тем, что в предъявленных документах и сведениях обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании сведения могут являться недостоверными, поскольку выявлено значительное расхождение цены сделки оформляемого товара от ценовой информации, содержащейся в базе данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, что свидетельствует о наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Представленные для подтверждения заявленной таможенной стоимости документы не являются достаточными, процедура определения таможенной стоимости не завершена.
Обществу 25.08.2009 вручено требование о представлении обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с прилагаемым расчетом в срок, достаточный для исполнения (том 2, лист 4).
Источником ценовой информации при расчете таможней размера обеспечения уплаты таможенных платежей послужили данные ГТД N 10226180/180709/0015522.
Товар 31.08.2009 выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В ответ на запрос N 1 общество представило письмо от 05.10.2009 N 0510/02, в котором указало, что физические характеристики декларируемого товара соответствуют физическим характеристикам товаров произведенных в стране происхождения. Цена за единицу товара установлена в контракте и дополнении к нему; отсутствие прайс-листов и экспортных деклараций на товары, поставляемые из стран Латинской Америки и США обусловлено тем, что данный товар производится на мелких заводах, формируется поставщиком в товарную партию, проходит таможенное и ветеринарное оформление в стране экспортере. Продавец не может предъявить экспортную декларацию, поскольку не производит ни таможенное, ни ветеринарное оформление. Прайс-листы крупных предприятий-производителей неоднократно направлялись в таможенный орган. Прайс-листы отдельных малых производителей - фермерских хозяйств фактически отсутствуют, так как фактически поставка производится по устной договоренности производителя и продавца; представляет прайс-лист фирмы "Truhue Importadora de Alimentos ltda"; копии поручений на перевод валюты по оплате счетов по предыдущим поставкам направлены с ответом на запрос от 05.08.2009 N 1 по ГТД N 10225040/040709/0000430; в соответствии с положением о бухгалтерском учете в странах, в которых расположены фирмы экспедиторы, стоимость затрат проводится по бухгалтерскому учету единой суммой без разбивки по видам услуг. Представляет письмо экспедиционной компании по калькуляции транспортных расходов. В случае недостаточности информации просит направить запрос в адрес экспедиционной компании со ссылкой на законодательство Российской Федерации и законодательство страны экспедиционной компании, на основании которых фирма нерезидент обязана представлять ценообразующие сведения в таможенные органы Российской Федерации. Только при наличии указанного запроса фирмы экспедиторы готовы представить калькуляцию транспортных расходов, в которых будет указана себестоимость оказанных услуг и предпринимательская прибыль; договор страхования груза не заключался; счет на дополнительные расходы, связанные с осуществлением перевозки, фирма-экспедитор в адрес общества не выставляла; журнал счетов-фактур на предприятии не ведется, так как не является обязательным бухгалтерским документом. Предоставляют бухгалтерские документы по оприходованию товара; копия поручения на перевод валюты по оплате счета на оказание транспортных услуг по предыдущим поставкам направлена с ответом на запрос от 05.08.2009 N 1 по ГТД N 10225040/040709/0000430; дополнительно для подтверждения заявленной таможенной стоимости с ответом от 08.07.2009 на запрос N 2 по ГТД N 10225040/060709/0000048 представлены: копия ответа Отраслевой общественной организации "Северо-Западная Мясная Ассоциация" по заявке о проведении мониторинга мировых цен по закупке мясопродукции и копия отчета от 29.05.2009 N 379 Торгово-промышленной палаты Псковской области об оценке рыночной стоимости товара "Замороженное мясо и мясопродукты" на международном рынке, с ответом на запрос от 13.07.2009 N 2 по ГТД N 10225040/080709/0000073 - представлена копия экспертного заключения Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты от 02.04.2009 N 154-06-02701/5-09 по определению стоимости товара "Замороженное мясо и мясная продукция", поставляемого по контракту от 03.12.2008 N 0312/08, в котором произведен обзор рынка мясного сырья, ценовой информации, прайс-листов от различных продавцов, производителей и определена наиболее вероятная рыночная стоимость декларируемого товара (том 2, листы 9 - 10).
Письмом от 09.10.2009 N 44-07-21/1281 в адрес общества таможня направила копию листа декларации таможенной стоимости (далее - ДТС-1) к ГТД N 10225040/250809/0000699 с записью "ТС подлежит корректировке" и предложила в срок до 22.11.2009 прибыть в таможенный орган с целью продолжения процедуры определения таможенной стоимости и провести консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров 30.10.2009 (том 2, листы 14 - 15).
В связи с тем, что декларант в установленный срок в таможенный орган не представил решение по корректировке товара с использованием другого метода, 25.11.2009 таможней принято окончательное решение по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N 10225040/250809/0000699.
Таможенная стоимость определена таможенным органом по 3-му методу (по стоимости сделки с однородными товарами).
В качестве источника ценовой информации указана ГТД N 10216110/180709/0015522.
В дополнении N 1 к ДТС-2 N 10225040/250809/0000699 графа 7 прописано, что информация о том, что выявлено значительное расхождение цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базе данных таможенных органов по сделкам, от ценовой информации, имеющейся в базе данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, что свидетельствует о наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости; в нарушении требований пункта 19 приложения N 2 к Приказу ФТС России от 01.09.2006 N 829 "Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.09.2006 N 8329) ДТС-1 не содержит сведений об отсутствии или о наличии дополнительных расходов, связанных с перевозкой товаров, и об их величине; значительное расхождение величины транспортных расходов, связанных с доставкой ввозимых товаров по договору на оказание транспортных услуг от 12.12.2008 N 12/AS одним видом транспорта по одному маршруту (в 1,6 - 3,8 раза), при отсутствии сведений от величине дополнительных начислений к цене подлежащей уплате, а также то, что в дополнении N 1 к контракту от 03.12.2008 N 0312/08 не определено количество и цена товаров, поставляемых по категории "С" и количество и цена товаров, поставляемых для свободной реализации; информация о том, что цена товара не зависит от категорийности товара, предусмотренной технологическими инструкциями на поставляемый товар, указанная в пункте 2.2 контракта от 03.12.2008 N 0312/08 указывают на несоблюдение пункта 6 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) (том 1 листы 39 - 41).
Корректировка таможенной стоимости повлекла увеличение таможенных платежей. 04.12.2009 письмом от 27.11.2009 N 16-12/12312 получено требование N 253 об уплате пеней за несвоевременную уплату таможенных пошлин и налогов в том числе по ГТД N 10225040/250809/0000699, с 26.08.2009 по 25.11.2009 в общей сумме 26 967 руб. 61 коп. (том 1, листы 44 - 45).
ОАО "Великолукский мясокомбинат" 04.12.2009 получило письмо о направлении решения N 116 о зачете денежного залога в сумме 871 328 руб. 31 коп. в счет уплаты таможенных пошлин, налогов по ГТД N 10225040/250809/0000699.
Общество не согласилось с такими действиями таможни и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество при таможенном оформлении спорного товара в подтверждение заявленной таможенной стоимости представило в таможенный орган все предусмотренные документы.
Апелляционная инстанция считает данный вывод правильным по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 131 ТК РФ установлено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 указанного Кодекса заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода (пункт 5 статьи 323 ТК РФ).
В случаях, когда декларантом не предъявлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров (пункт 7 статьи 323 ТК РФ).
На основании пункта 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) основным методом для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 названного Закона.
Пунктом 2 статьи 19 Закона о таможенном тарифе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условиями о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
При применении приведенного основания в качестве отказа в использовании метода по цене сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, каким образом та или иная неточность (расхождение сведений), отсутствие какого-либо запрета влияют на определение таможенной стоимости и размера таможенных платежей.
В рассматриваемом случае таможня не установила расхождений в представленных обществом документах, однако, сомневаясь в их достоверности, не указала, каким образом ее сомнения повлияли на определение таможенной стоимости.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" утвержден Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Перечень), подпунктом "а" пункта 1 которого определены документы, необходимые для таможенного оформления в соответствии с 1-м методом определения таможенной стоимости.
Из положений статей 53, 54, 55 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венской Конвенции 1980 года) и статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что цена сделки (договора, контракта) определяется соглашением сторон.
Судом установлено, не оспаривается таможней и подтверждается материалами дела: контрактом с дополнениями к нему, инвойсом, транспортным договором, инвойсом за услуги по доставке груза, транспортными документами, сертификатами, что обществом представлены все необходимые документы для определения таможенной стоимости по цене сделки, предусмотренные названным пунктом Перечня. При этом в инвойсе, предъявленном обществом таможенному органу, усматривается, что он выставлен на оплату услуг по доставке груза из г. Санта Катарина (Бразилия) до г. Великие Луки на основании контракта от 12.12.2008 N 12/AS, что согласуется с местом разгрузки, указанным в CMR (том 1, лист 136).
Сведения, отраженные в акте таможенного досмотра товаров и транспортных средств от 27.08.2009 N 10225040/270809/000172, также соответствуют вышеприведенным документам (том 1, лист 150).
Кроме того, в суд представлено экспертное заключение Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты (том 2, листы 38 - 58), в котором усматривается, что цена ввезенного мяса выше расчетной стоимости, указанной экспертом.
В жалобе таможня указывает на то, что договорами на оказание транспортных услуг предусмотрена оплата заказчиком возможных дополнительных расходов, связанных с осуществлением перевозки, однако договором не оговаривается, какие дополнительные расходы могут быть включены в стоимость перевозки и дополнительно начисляться к цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары. Предъявленные инвойсы не содержат сведений об отсутствии или наличии дополнительных расходов, связанных с перевозкой товаров, и об их величине. Вместе с тем, следует отметить, что, предлагая обществу представить дополнительные документы в подтверждение таможенной стоимости товара и в дальнейшем скорректировать таможенную стоимость, таможенный орган не запрашивал расшифровку расходов, в том числе дополнительных, связанных с перевозкой товаров. Какие-либо доказательства необоснованного включения или невключения дополнительных расходов отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении декларантом всех дополнительно запрошенных у него в соответствии с пунктом 4 статьи 323 ТК РФ документов и сведений отклоняются, поскольку указанное не может служить единственным правовым основанием для отказа обществу в применении избранного метода определения таможенной стоимости.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 - 23 Закона о таможенном тарифе, она устанавливается путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями этого Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Закона о таможенном тарифе).
Апелляционная коллегия считает, что таможенный орган не обосновал невозможность использования представленных обществом документов при определении таможенной стоимости товара по цене сделки, определив его стоимость 3-м методом (по цене сделки с однородными товарами на сопоставимых условиях). При этом таможня не доказала объективную невозможность получения ею и использования информации, удовлетворяющей условиям применения методов определения таможенной стоимости товара, указанных в статье 12 Закона о таможенном тарифе, предшествующих 3-му методу.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что одним из факторов, оказывающих влияние на стоимость товара, являются коммерческие условия сделки: количество закупаемой продукции, условия поставки и оплаты, уровень продажи. По ГТД N 10216110/180709/0015522, на которую ссылается таможенный орган при применении 3-го метода определения таможенной стоимости товара, оформлялся товар по условиям поставки CFR, что предусматривает обязанность продавца оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения, в то время как по спорной ГТД условия поставки - EXW. В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" условие поставки EXW означает, что продавец считается исполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например, на заводе, фабрике, складе); продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин возлагает минимальные обязанности на продавца, покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Не представлены таможней и сведения о том, на каком коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) были проданы однородные товары, что предусмотрено пунктом 2 статьи 21 Закона о таможенном тарифе. Ссылка таможни в жалобе на предъявленную ею в суд ценовую информацию, из которой, по ее мнению, видно, что товары, используемые для сравнения, продавались на оптовом коммерческом уровне, как и товары, ввозимые ОАО "Великолукский комбинат", отклоняется, поскольку эти сведения в ней отсутствуют.
Таким образом, таможенный орган не доказал невозможность использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости и не опроверг достоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах; не установил зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий и не доказал обоснованность применения иного метода, поскольку ценовая информация, использованная таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товара, не была сопоставлена с конкретными условиями осуществленной сделки.
Следовательно, оспариваемые обществом действия таможенного органа правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения оспариваемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 8 февраля 2010 года по делу N А52-6794/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Себежской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА

Судьи
А.Г.КУДИН
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)