Судебные решения, арбитраж
Органы управления таможенными делами; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.В. Ширяева
при участии:
- от заявителя: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Холомин А.В., представитель по доверенности от 26.05.2011 N 27 АА 0139435;
- от Владивостокской таможни - представитель не явился;
- от третьего лица: Федеральной таможенной службы - представитель Аверкин А.А., доверенность от 24.12.2013 N 1199407;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной таможенной службы
на решение от 03.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014
по делу N А51-5010/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.А. Тимофеева, в суде апелляционной инстанции судьи Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк
По заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Владивостокской таможне
третье лицо: Федеральная таможенная служба
о признании незаконными действий
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Росжелдорснаб (ОГРН 1037739877295, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, далее - таможня, таможенный орган) по удержанию и отказу в возврате авансовых платежей в сумме 24 486 854,73 руб., выраженных в письме от 13.11.2012 N 28-26/37042; обязании возвратить авансовые платежи в сумме 24 486 854,73 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная таможенная служба (далее - ФТС).
Решением суда от 03.10.2013 действия таможни по отказу в возврате авансовых платежей в сумме 24 017 585,42 руб. признаны незаконными как несоответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС). Суд обязал таможенный орган возвратить обществу авансовые платежи в сумме 24 017 585,42 руб. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 решение суда от 03.10.2013 изменено, действия таможни по отказу в возврате авансовых платежей в сумме 24 486 854,73 руб. признаны незаконными как несоответствующие ТК ТС, Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании). Суд апелляционной инстанции обязал таможню возвратить обществу авансовые платежи в сумме 24 486 854,73 руб.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества полностью, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что правом распоряжения числящимися на счете конкретной таможни денежными средствами обладает только указанная таможня как администратор денежных средств плательщиков. Кроме того, по мнению таможни, суды не учли, что общество является правопреемником организаций МПС России, у которых имеется задолженность перед таможенными органами.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции против доводов жалобы возражают, просят постановление апелляционного суда оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, платежными поручениями от 09.08.2012 N 47564 и N 47565 на счет таможенного органа перечислены авансовые платежи в сумме 93 658 768,01 руб. и 58 152 576,21 руб.
При подаче декларации на товары N 10702030/140812/0062638 общество частично распорядилось указанными авансовыми платежами в счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей на сумму 127 324 489,49 руб.
02.10.2012 общество обратилось в таможенный орган с заявлением N 7594/РЖДС о возврате неизрасходованных авансовых платежей в сумме 24 486 854,73 руб.
Письмом от 13.11.2012 N 28-26/37042 таможня уведомила общество об отказе в возврате авансовых платежей в указанной сумме в связи с наличием по состоянию на 12.11.2012 у заявителя задолженности перед Новороссийской, Псковской, Бурятской, Московской, Московской северной, Тюменской таможнями, превышающей сумму, заявленную к возврату.
Не согласившись с действиями таможни в возврате авансовых платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования общества в части, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя задолженности по таможенным платежам в сумме 469 169,31 руб.
Арбитражный апелляционный суд, изменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление общества в полном объеме исходил из отсутствия правовых оснований у таможенного органа для удержания и отказа в возврате спорной суммы авансовых платежей, поскольку предусмотренные таможенным законодательством основания для совершения указанных действий отсутствовали.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведены уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 122 Закона о таможенном регулировании возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Таким образом, исходя из вышеупомянутой правовой нормы, возврат авансовых платежей производится по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника), которое вместе с прилагаемыми к нему документами подается в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 12 статьи 147 Закона предусмотрен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, одним из которых является наличие у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности (пункт 1).
Судами установлено, что обществом в таможенный орган 16.10.2012 подано заявление о возврате авансовых платежей в сумме 24 486 854,73 руб. с приложением платежных документов, подтверждающих факт перечисления авансовых платежей на счет таможни, последнее распоряжение указанными авансовыми платежами осуществлено обществом 14.08.2012, что свидетельствует об отсутствии пропуска трехлетнего срока, предусмотренного статьей 147 Закона о таможенном регулировании.
Суд апелляционной инстанции правомерно учел буквальное толкование положений статьи 147 ТК ТС, из которых не следует, что возможность возврата авансов или излишне уплаченных таможенных платежей, внесенных на счет конкретной таможни, обусловлена отсутствием задолженности по уплате таможенных платежей перед другой таможней.
С учетом установленных обстоятельств о соблюдении обществом досудебного порядка по обращению в таможенный орган с заявлением о возврате авансовых платежей и наличии у общества спорной суммы денежных средств, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия таможни по отказу в возврате авансовых платежей в сумме 24 486 854,73 руб. не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения апелляционным судом норм материального права и не влияют на правильность его выводов; правовые основания для переоценки выводов суда второй инстанции об установленных обстоятельствах у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы таможни.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А51-5010/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
И.В.ШИРЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2014 N Ф03-1569/2014 ПО ДЕЛУ N А51-5010/2013
Разделы:Органы управления таможенными делами; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. N Ф03-1569/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.В. Ширяева
при участии:
- от заявителя: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Холомин А.В., представитель по доверенности от 26.05.2011 N 27 АА 0139435;
- от Владивостокской таможни - представитель не явился;
- от третьего лица: Федеральной таможенной службы - представитель Аверкин А.А., доверенность от 24.12.2013 N 1199407;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной таможенной службы
на решение от 03.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014
по делу N А51-5010/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.А. Тимофеева, в суде апелляционной инстанции судьи Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк
По заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Владивостокской таможне
третье лицо: Федеральная таможенная служба
о признании незаконными действий
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Росжелдорснаб (ОГРН 1037739877295, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, далее - таможня, таможенный орган) по удержанию и отказу в возврате авансовых платежей в сумме 24 486 854,73 руб., выраженных в письме от 13.11.2012 N 28-26/37042; обязании возвратить авансовые платежи в сумме 24 486 854,73 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная таможенная служба (далее - ФТС).
Решением суда от 03.10.2013 действия таможни по отказу в возврате авансовых платежей в сумме 24 017 585,42 руб. признаны незаконными как несоответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС). Суд обязал таможенный орган возвратить обществу авансовые платежи в сумме 24 017 585,42 руб. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 решение суда от 03.10.2013 изменено, действия таможни по отказу в возврате авансовых платежей в сумме 24 486 854,73 руб. признаны незаконными как несоответствующие ТК ТС, Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании). Суд апелляционной инстанции обязал таможню возвратить обществу авансовые платежи в сумме 24 486 854,73 руб.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества полностью, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что правом распоряжения числящимися на счете конкретной таможни денежными средствами обладает только указанная таможня как администратор денежных средств плательщиков. Кроме того, по мнению таможни, суды не учли, что общество является правопреемником организаций МПС России, у которых имеется задолженность перед таможенными органами.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции против доводов жалобы возражают, просят постановление апелляционного суда оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, платежными поручениями от 09.08.2012 N 47564 и N 47565 на счет таможенного органа перечислены авансовые платежи в сумме 93 658 768,01 руб. и 58 152 576,21 руб.
При подаче декларации на товары N 10702030/140812/0062638 общество частично распорядилось указанными авансовыми платежами в счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей на сумму 127 324 489,49 руб.
02.10.2012 общество обратилось в таможенный орган с заявлением N 7594/РЖДС о возврате неизрасходованных авансовых платежей в сумме 24 486 854,73 руб.
Письмом от 13.11.2012 N 28-26/37042 таможня уведомила общество об отказе в возврате авансовых платежей в указанной сумме в связи с наличием по состоянию на 12.11.2012 у заявителя задолженности перед Новороссийской, Псковской, Бурятской, Московской, Московской северной, Тюменской таможнями, превышающей сумму, заявленную к возврату.
Не согласившись с действиями таможни в возврате авансовых платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования общества в части, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя задолженности по таможенным платежам в сумме 469 169,31 руб.
Арбитражный апелляционный суд, изменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление общества в полном объеме исходил из отсутствия правовых оснований у таможенного органа для удержания и отказа в возврате спорной суммы авансовых платежей, поскольку предусмотренные таможенным законодательством основания для совершения указанных действий отсутствовали.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведены уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 122 Закона о таможенном регулировании возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Таким образом, исходя из вышеупомянутой правовой нормы, возврат авансовых платежей производится по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника), которое вместе с прилагаемыми к нему документами подается в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 12 статьи 147 Закона предусмотрен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, одним из которых является наличие у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности (пункт 1).
Судами установлено, что обществом в таможенный орган 16.10.2012 подано заявление о возврате авансовых платежей в сумме 24 486 854,73 руб. с приложением платежных документов, подтверждающих факт перечисления авансовых платежей на счет таможни, последнее распоряжение указанными авансовыми платежами осуществлено обществом 14.08.2012, что свидетельствует об отсутствии пропуска трехлетнего срока, предусмотренного статьей 147 Закона о таможенном регулировании.
Суд апелляционной инстанции правомерно учел буквальное толкование положений статьи 147 ТК ТС, из которых не следует, что возможность возврата авансов или излишне уплаченных таможенных платежей, внесенных на счет конкретной таможни, обусловлена отсутствием задолженности по уплате таможенных платежей перед другой таможней.
С учетом установленных обстоятельств о соблюдении обществом досудебного порядка по обращению в таможенный орган с заявлением о возврате авансовых платежей и наличии у общества спорной суммы денежных средств, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия таможни по отказу в возврате авансовых платежей в сумме 24 486 854,73 руб. не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения апелляционным судом норм материального права и не влияют на правильность его выводов; правовые основания для переоценки выводов суда второй инстанции об установленных обстоятельствах у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы таможни.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А51-5010/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
И.В.ШИРЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)