Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2014 N 17АП-15557/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-34849/2013

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 г. N 17АП-15557/2013-АК

Дело N А60-34849/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Муравьевой Е.Ю., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Л.П.,
при участии:
от заявителя - ООО "Научная Производственная Компания" (ОГРН 1036604805600, ИНН 6673100828): Пересыпкин С.О., удостоверение адвоката, доверенность от 08.05.2013, Упоров И.Н., удостоверение адвоката, доверенность от 08.05.2013,
от заинтересованного лица - Екатеринбургская таможня (ОГРН 1036604386411, ИНН 6662022335): Кутищева Е.А., удостоверение, доверенность от 13.01.2014, Боброва И.А., удостоверение, доверенность от 20.01.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Екатеринбургской таможни
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 октября 2013 года
по делу N А60-34849/2013,
принятое судьей Ворониным С.П.,
по заявлению ООО "Научная Производственная Компания"
к Екатеринбургской таможне
о признании незаконным решения,

установил:

ООО "Научная Производственная Компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) к Екатеринбургской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в возврате суммы налога на добавленную стоимость в размере 1 826 526 руб. 22 коп., уплаченной при таможенном оформлении ввозимой в режиме реимпорта продукции по декларациям N 10502090/250413/0004230 и N 10502090/130613/0006217 одного и того же товара, возложении обязанности на таможенный орган по возврату данной суммы из бюджета.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на то, что в отношении товара N 1 по ДТ N 10502090/130613/0006217 в соответствии с п. 3 ст. 293 ТК ТС, п. 2 ч. 1 ст. 288 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" начислен внутренний налог в порядке, установленном ч. 5 ст. 288 указанного Федерального закона в сумме 1 826 586,22 руб. Внутренний НДС в отношении товара, помещенного ООО "НПК" под таможенную процедуру реимпорта по ДТ N 10502090/130613/0006217, уплачен правомерно, следовательно, решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин является законным и обоснованным.
Ссылается на то, что по вопросу возврата денежных средств по ДТ N 10502090/130613/0006217 общество в таможенный орган не обращалось, в связи с чем заявителем не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора.
Представитель таможенного органа в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержали позицию письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "НПК" по внешнеэкономическому контракту N 11/НПК/2012 с предприятием "Бакинский метрополитен" (Республика Азербайджан, г. Баку) осуществило в адрес последнего поставку продукции: "Пресс гидравлический и насадочный для запрессовки колесных пар (модель П-6736)"; данная продукция была вывезена с территории Российской Федерации по таможенной процедуре экспорта по ДТ N 10504080/091112/0006887.
В связи с несоответствием данной продукции требованиям контракта (наличие дефекта, исключающего эксплуатацию пресса в соответствии с его целевым назначением), обществом осуществлен возврат продукции по процедуре реимпорта с подачей на Орджоникидзевский таможенный пост Екатеринбургской таможни декларации N 10502090/250413/0004230 с целью оформления товара к выпуску в свободное обращение.
Таможенным органом в адрес общества было направлено уведомление от 25.04.2013, которым указано на необходимость в срок до 16.05.2013 для осуществления выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, произвести уплату внутренних налогов и представить банковские документы по контракту от 25.05.2012 N 11/НПК/2012.
Общество 14.05.2013 представило в таможенный орган заявление о выпуске товара без уплаты налога и предоставления платежных документов, пояснив, что платежи по контракту не осуществлялись в связи с возвратом продукции и что соответствующие платежные документы отсутствуют, и налог на добавленную стоимость по экспорту к вычету общество не заявляло.
Тем не менее, общество требование таможни исполнило и 16.05.2013 платежным поручением N 625 перечислило сумму в размере 1 826 586 руб. 22 коп. на счет таможенного органа, однако таможенным органом по декларации N 10502090/250413/0004230 принято решение об отказе в выпуске товара.
Обществом 13.06.2013 в Екатеринбургскую таможню в отношении этой же продукции была представлена таможенная декларация N 10502090/130613/0006217, по которой 19.06.2013 принято решение о выпуске товара, после чего 14.08.2013 общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Письмом от 20.08.2013 N 07-38/9616 Екатеринбургская таможня со ссылкой на ч. 4 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возвратило заявление общества без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей по ДТ N 10502090/250413/0004230.
Полагая, что отказ таможни является незаконным и нарушает права заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение таможенного органа является незаконным, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда.
Согласно ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
На основании части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Согласно пункту 6 статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Из материалов дела следует, что в направленном в таможенный орган заявлении от 14.05.2013 общество указало на несогласие с требованием таможенного органа об уплате налога на добавленную стоимость, ссылаясь на ст. 292 ТК ТФ, согласно которой ввоз товаров в режиме реимпорта осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Учитывая отсутствие у общества обязанности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, обжаловать требования таможни об уплате таможенных платежей, равно как и иных решений таможни, отдельно от требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, при рассмотрении настоящего дела подлежат установлению правомерность требований таможни об уплате налога и наличие связи с требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11873/11).
Согласно п. 1 ст. 292 Таможенного кодекса Таможенного союза реимпортом признается таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные ст. 293 данного Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 293 ТК ТС под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, в том числе, помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если: эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с п. 2 данной статьи; эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации); таможенному органу представлены документы в соответствии со ст. 294 данного Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 293 ТК ТС при реимпорте возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.
При реимпорте возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с п.п. 1, 2 п. 1 ст. 288 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, - на счет, определенный этим международным договором: суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты с них не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза; суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Согласно п. 2 ст. 288 указанного Закона обязанность по уплате сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, внутренних налогов, субсидий и иных сумм в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с указанным Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п.п. 2 п. 1 ст. 151 НК РФ); при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается (п.п. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ).
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 указанного Кодекса.
Из этого следует, что при ввозе на территорию Российской Федерации собственного товара в порядке реимпорта объекта налогообложения не возникает.
Из материалов дела следует, что при ввозе продукции в режиме реимпорта общество по требованию таможенного органа уплатило налог на добавленную стоимость в размере 1 826 586 руб. 22 коп., при этом ранее при вывозе этой продукции в таможенной процедуре экспорта обществу не предоставлялось ни освобождения от уплаты в смысле, придаваемом этому понятию ст. 145, 145.1 НК РФ, ни исключения данной операции из налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, ни возврата налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товара.
Документально таможня не опровергла данное обстоятельство, поэтому у общества отсутствовала обязанность по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе собственного товара на единую таможенную территорию таможенного союза в порядке реимпорта.
В связи с этим внесенная обществом на счет таможни на основании уведомления Екатеринбургской таможни от 25.04.2013 сумма налога на добавленную стоимость в размере 1 826 586 руб. 22 коп. при таможенном оформлении продукции в режиме реимпорта является излишне уплаченной и подлежала возврату обществу на основании статьи 90 ТК ТС.
Поскольку при указанных обстоятельствах имеются предусмотренные таможенным законодательством условия для возврата излишне уплаченных налогов, решение таможни по возврату заявления общества без рассмотрения, фактически представляющее отказ в возврате 1 826 586 руб. 22 коп. налога на добавленную стоимость, правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Доводы таможенного органа о том, что фактически указанная сумма была уплачена обществом по таможенной декларации N 10502090/130613/0006217, тогда как с заявлением о возврате общество обратилось по декларации N 10502090/250413/0004230, по которой налог обществом не уплачивался, по вопросу возврата денежных средств по ДТ N 10502090/130613/0006217 общество в таможенный орган не обращалось, в связи с чем заявителем не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, не основаны на нормах права и противоречат фактическим обстоятельствам.
Обе таможенные декларации представлялись обществом с целью таможенного оформления одной и той же продукции - пресса гидравлического и насадочного для запрессовки колесных пар (модель П-6736), вывезенной с территории Российской Федерации по таможенной процедуре экспорта по ДТ N 10504080/091112/0006887 и ввезенной обратно по таможенной процедуре реимпорта; по декларации N 10502090/250413/0004230 таможней отказано в выпуске товара, что послужило причиной представления обществом новой декларации N 10504080/130613/0006887 на ту же продукцию.
Указанные действия таможенного органа послужили причинами к уплате обществом налога без каких-либо предусмотренных законом оснований, в связи с чем перечисленная обществом на счет таможни сумма в размере 1 826 526 руб. 22 коп. подлежит возврату безотносительно того, к какой декларации относится этот платеж и как он учтен таможенным органом.
В силу изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ в возврате суммы налога на добавленную стоимость в размере 1 826 526 руб. 22 коп. является незаконным.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в полном объеме, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 октября 2013 года по делу N А60-34849/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Екатеринбургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Е.Е.ВАСЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)