Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 02 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни,
апелляционное производство N 05АП-9157/2013
на решение от 11.06.2013
судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-13028/2013 Арбитражного суда Приморского края
- по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БАРС ДВ" (ИНН 2511072841, ОГРН 1102511005442, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.12.2010) о признании незаконным решения Уссурийской таможни (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.12.2002) об отказе в возврате таможенных платежей; обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи;
- при участии:
- от Уссурийской таможни - представитель Войтенко А.В., по доверенности от 09.01.2013 N 48 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; служебное удостоверение ГС N 242174;
- от ООО "БАРС ДВ" - представитель Шичко Р.Ю., по доверенности от 21.01.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия три года, без права передоверия; паспорт;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БАРС ДВ" (далее по тексту - общество, декларант, ООО "БАРС ДВ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Уссурийской таможни (далее по тексту - таможенный орган, таможня) в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10716050/270612/0009612, оформленного письмом от 28.12.2012 N 16-37/26344 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 719.539 рублей 06 копеек. Одновременно обществом заявлено ходатайство о взыскании с таможенного органа судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 35.000 рублей.
28.05.2013 в предварительном судебном заседании представителем общества было заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения таможни в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10716050/270612/0009612, оформленного письмом от 28.12.2012 N 16-37/26344.
Решением от 11.06.2013 суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства от 28.05.2013 о восстановлении срока на обжалование решения таможни в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10716050/270612/0009612, оформленного письмом от 28.12.2012 N 16-37/26344, отказал в признании незаконным решения таможни об отказе в возврате таможенных платежей, оформленного письмом от 28.12.2012 N 16-37/26344. Также суд первой инстанции обязал таможню возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 719.539 рублей 06 копеек, взыскал с таможенного органа в пользу ООО "БАРС ДВ" 34.890 рублей 78 копеек судебных расходов, в том числе 17.390 рублей 78 копеек государственной пошлины и 17.500 рублей судебных издержек на оплату услуг представителя. В удовлетворении остальной части заявленного ходатайства по оплате услуг отказал.
Не согласившись с принятым решением, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и принять по делу новый судебный акт. В обоснование указывает, что, поскольку срок на обжалование решения об отказе в возврате таможенных платежей пропущен и обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин пропуска процессуального срока, то требования общества, в том числе об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
В поступившем в материалы дела отзыве и в судебном заседании представитель общества на доводы апелляционной жалобы возразил, считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
В июне 2012 года во исполнение внешнеторгового контракта от 08.05.2011 NHLJHS-2009-001, заключенного между обществом и иностранной компанией, на таможенную территорию Таможенного союза в РФ был ввезен товар. В целях таможенного оформления указанного товара общество подало в таможню ДТ N 10716050/270612/0009612, определив таможенную стоимость по первому методу таможенной оценки по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган принял решение о проведении дополнительной проверки от 28.06.2012, а затем решение о корректировке таможенной стоимости товара от 29.06.2012, в соответствии с которым она была определена на основании шестого "резервного" метода таможенной оценки. Указанное решение было оформлено проставлением отметки "ТС принята 29.06.2012" в поле "для отметок таможенного органа" декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2. В соответствии с КТС-1 N 10716050/270612/0009612 дополнительно начисленные таможенные платежи составили 719.539,06 руб.
Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости товара у таможенного органа не имелось, 26.12.2012 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств.
Письмом N 16-37/26344 от 28.12.2012 таможенный орган сообщил декларанту о том, что решение о возврате денежных средств не принято в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ, посчитав такой отказ не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение таможенного органа от 28.12.2012 было получено обществом 10.01.2013, что подтверждается копией уведомления о вручении (т. 1 л.д. 98). Следовательно, срок оспаривания решения таможенного органа - до 10.04.2013 включительно. Вместе с тем, заявление общества поступило в суд первой инстанции 25.04.2013, то есть за пределами срока обжалования.
Частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными. При оценке причин пропуска процессуального срока арбитражный суд по общему правилу действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока.
В Определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что срок на обращение в арбитражный суд определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право лиц на судебную защиту.
Таким образом, основным условием восстановления срока для судебного обжалования является уважительность причин пропуска данного срока. Определяя уважительность причин пропуска срока, суд руководствуется своим внутренним убеждением, основанном на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных доказательств.
Вместе с тем, обществом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствовавших подаче заявления в пределах трехмесячного срока. Невозможность уплаты государственной пошлины не является уважительной причиной, поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 126 АПК РФ общество имело право при подаче заявления ходатайствовать об отсрочке уплаты государственной пошлины, приложив подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов стороны в банках и других кредитных организациях и подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования решения таможенного органа от 28.12.2012.
Поскольку истечение срока на обращение в арбитражный суд с заявлением является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования о признании незаконным решения таможни в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10716050/270612/0009612, оформленного письмом от 28.12.2012 N 16-37/26344.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О, нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, требования об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи являются требованиями имущественного характера, в связи с чем установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок к данным правоотношениям не применим.
Возможность обязания возвратить излишне уплаченные таможенные платежи зависит от правомерности проведенной корректировки таможенной стоимости товара.
Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее по тексту - Соглашение об определении таможенной стоимости) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 4 данного Соглашения, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения). То есть основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром, который в данном случае и применен декларантом.
В силу пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товара.
Из материалов дела видно, что обществом в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром представлены в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по спорной ДТ, в соответствии с приложением N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", а также в соответствии со статьями 183 - 184 ТК ТС.
Представленные документы подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки. Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
Базисным условием поставки товара по спорной декларации является FCA Суйфэньхэ, что в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс-2000" включает обязанности продавца оплатить все расходы, относящиеся к товару до момента его поставки в место, указанное покупателем, а также, если потребуется, расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, и оплатой всех пошлин, налогов и иных официальных сборов, взимаемых при вывозе.
В силу пункта 3 статьи 5 Соглашения добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Величина транспортных расходов документально подтверждена договором на перевозку грузов в международном сообщении от 11.01.2011 N 13/11, счетом на оплату N 1875 от 26.06.2012, счетом-фактурой от 27.06.2012 N 1843, платежным поручением N 203 от 26.06.2012.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Между тем, доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено. Невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности и системной оценке таможенным органом не подтверждена.
Непредставление обществом дополнительно запрошенных таможенным органом документов при условии, что при подаче декларации декларант представил в таможню документы, позволяющие определить заявленную таможенную стоимость товара с учетом выбранного им метода по стоимости сделки, по мнению коллегии, не повлекло указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара, и не является основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
То обстоятельство, что определенная декларантом таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации таможни, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Поскольку общество надлежаще оформленными документами подтвердило правомерность определения им таможенной стоимости товара по спорной ДТ по первоначально заявленному им методу, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товара.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не нашли свое подтверждение в материалах дела.
Оспариваемое решение повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для корректировки заявленной таможенной стоимости ввезенного товара по ДТ N 10716050/270612/0009612.
Из материалов дела усматривается, что сумма доначисленных в результате корректировки таможенной стоимости товара таможенных платежей составила 719.539,06 руб.
Принимая во внимание, что общество фактически уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем платежи, исчисленные им в соответствии с таможенным законодательством РФ, а также то обстоятельство, что корректировка таможенной стоимости проведена без наличия законных оснований, то суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что указанная сумма является излишне уплаченными таможенными платежами, которую таможне следовало возвратить по заявлению общества от 26.12.2012.
Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом не пропущены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно обязал таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 719.539,06 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку срок на обжалование решения об отказе в возврате таможенных платежей пропущен и обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин пропуска процессуального срока, то требования общества, в том числе об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, не подлежат удовлетворению, судом апелляционной инстанции отклоняются на том основании, что требования об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи являются требованиями имущественного характера, в связи с чем установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок к данным правоотношениям не применим, а применяется срок, установленный пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что с учетом результатов рассмотрения спора заявитель в соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ имеет право на взыскание понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя.
Из анализа данных норм права следует, что право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной, в пользу которого был принят судебный акт, затрат. При этом, определяя размер судебных расходов, суд должен руководствоваться принципом разумности.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
Заявленные обществом судебные расходы в сумме 35.000 рублей составили расходы на оплату услуг представителя в суде первой инстанции по договору об оказании юридических услуг от 13.02.2013 N 15/02/13. Факт несения обществом вышеназванных расходов и принятия выполненных работ подтверждаются платежным поручением N 122 от 22.04.2013, счетом N 525 от 13.02.2013, актом от 13.02.2013 N 00000480.
Указанные расходы, с учетом положений нормы пункта 2 статьи 110 АПК РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 N 454-О, Информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", а также в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исходя из оценки установленных обстоятельств настоящего спора, принимая во внимание объем и характер выполненных работ, судебная коллегия считает правомерно взысканы судом с таможенного органа в размере 17.500 рублей.
Вывод суда первой инстанции о взыскании понесенных обществом расходов на оплату услуг представителя в размере 17.500 рублей согласуется с положениями статей 106, 110 АПК РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 24.07.2012 N 2544/12, N 2545/12, N 2598/12.
Статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) установлены размеры государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в том числе при подаче искового заявления имущественного характера, а также заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций составляет 2.000 руб.
Как установлено подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ, при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, в соответствии с которым при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200.001 рубля до 1.000.000 рублей - 7.000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200.000 рублей.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ государственная пошлина при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
В связи с вышеизложенным, по результатам рассмотрения дела понесенные обществом расходы по оплате госпошлины по заявлению в сумме 17.390,78 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ правомерно отнесены судом на таможню.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2013 по делу N А51-13028/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2013 N 05АП-9157/2013 ПО ДЕЛУ N А51-13028/2013
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2013 г. N 05АП-9157/2013
Дело N А51-13028/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 02 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни,
апелляционное производство N 05АП-9157/2013
на решение от 11.06.2013
судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-13028/2013 Арбитражного суда Приморского края
- по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БАРС ДВ" (ИНН 2511072841, ОГРН 1102511005442, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.12.2010) о признании незаконным решения Уссурийской таможни (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.12.2002) об отказе в возврате таможенных платежей; обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи;
- при участии:
- от Уссурийской таможни - представитель Войтенко А.В., по доверенности от 09.01.2013 N 48 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; служебное удостоверение ГС N 242174;
- от ООО "БАРС ДВ" - представитель Шичко Р.Ю., по доверенности от 21.01.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия три года, без права передоверия; паспорт;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БАРС ДВ" (далее по тексту - общество, декларант, ООО "БАРС ДВ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Уссурийской таможни (далее по тексту - таможенный орган, таможня) в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10716050/270612/0009612, оформленного письмом от 28.12.2012 N 16-37/26344 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 719.539 рублей 06 копеек. Одновременно обществом заявлено ходатайство о взыскании с таможенного органа судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 35.000 рублей.
28.05.2013 в предварительном судебном заседании представителем общества было заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения таможни в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10716050/270612/0009612, оформленного письмом от 28.12.2012 N 16-37/26344.
Решением от 11.06.2013 суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства от 28.05.2013 о восстановлении срока на обжалование решения таможни в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10716050/270612/0009612, оформленного письмом от 28.12.2012 N 16-37/26344, отказал в признании незаконным решения таможни об отказе в возврате таможенных платежей, оформленного письмом от 28.12.2012 N 16-37/26344. Также суд первой инстанции обязал таможню возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 719.539 рублей 06 копеек, взыскал с таможенного органа в пользу ООО "БАРС ДВ" 34.890 рублей 78 копеек судебных расходов, в том числе 17.390 рублей 78 копеек государственной пошлины и 17.500 рублей судебных издержек на оплату услуг представителя. В удовлетворении остальной части заявленного ходатайства по оплате услуг отказал.
Не согласившись с принятым решением, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и принять по делу новый судебный акт. В обоснование указывает, что, поскольку срок на обжалование решения об отказе в возврате таможенных платежей пропущен и обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин пропуска процессуального срока, то требования общества, в том числе об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
В поступившем в материалы дела отзыве и в судебном заседании представитель общества на доводы апелляционной жалобы возразил, считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
В июне 2012 года во исполнение внешнеторгового контракта от 08.05.2011 NHLJHS-2009-001, заключенного между обществом и иностранной компанией, на таможенную территорию Таможенного союза в РФ был ввезен товар. В целях таможенного оформления указанного товара общество подало в таможню ДТ N 10716050/270612/0009612, определив таможенную стоимость по первому методу таможенной оценки по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган принял решение о проведении дополнительной проверки от 28.06.2012, а затем решение о корректировке таможенной стоимости товара от 29.06.2012, в соответствии с которым она была определена на основании шестого "резервного" метода таможенной оценки. Указанное решение было оформлено проставлением отметки "ТС принята 29.06.2012" в поле "для отметок таможенного органа" декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2. В соответствии с КТС-1 N 10716050/270612/0009612 дополнительно начисленные таможенные платежи составили 719.539,06 руб.
Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости товара у таможенного органа не имелось, 26.12.2012 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств.
Письмом N 16-37/26344 от 28.12.2012 таможенный орган сообщил декларанту о том, что решение о возврате денежных средств не принято в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ, посчитав такой отказ не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение таможенного органа от 28.12.2012 было получено обществом 10.01.2013, что подтверждается копией уведомления о вручении (т. 1 л.д. 98). Следовательно, срок оспаривания решения таможенного органа - до 10.04.2013 включительно. Вместе с тем, заявление общества поступило в суд первой инстанции 25.04.2013, то есть за пределами срока обжалования.
Частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными. При оценке причин пропуска процессуального срока арбитражный суд по общему правилу действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока.
В Определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что срок на обращение в арбитражный суд определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право лиц на судебную защиту.
Таким образом, основным условием восстановления срока для судебного обжалования является уважительность причин пропуска данного срока. Определяя уважительность причин пропуска срока, суд руководствуется своим внутренним убеждением, основанном на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных доказательств.
Вместе с тем, обществом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствовавших подаче заявления в пределах трехмесячного срока. Невозможность уплаты государственной пошлины не является уважительной причиной, поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 126 АПК РФ общество имело право при подаче заявления ходатайствовать об отсрочке уплаты государственной пошлины, приложив подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов стороны в банках и других кредитных организациях и подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования решения таможенного органа от 28.12.2012.
Поскольку истечение срока на обращение в арбитражный суд с заявлением является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования о признании незаконным решения таможни в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10716050/270612/0009612, оформленного письмом от 28.12.2012 N 16-37/26344.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О, нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, требования об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи являются требованиями имущественного характера, в связи с чем установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок к данным правоотношениям не применим.
Возможность обязания возвратить излишне уплаченные таможенные платежи зависит от правомерности проведенной корректировки таможенной стоимости товара.
Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее по тексту - Соглашение об определении таможенной стоимости) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 4 данного Соглашения, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения). То есть основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром, который в данном случае и применен декларантом.
В силу пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товара.
Из материалов дела видно, что обществом в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром представлены в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по спорной ДТ, в соответствии с приложением N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", а также в соответствии со статьями 183 - 184 ТК ТС.
Представленные документы подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки. Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
Базисным условием поставки товара по спорной декларации является FCA Суйфэньхэ, что в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс-2000" включает обязанности продавца оплатить все расходы, относящиеся к товару до момента его поставки в место, указанное покупателем, а также, если потребуется, расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, и оплатой всех пошлин, налогов и иных официальных сборов, взимаемых при вывозе.
В силу пункта 3 статьи 5 Соглашения добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Величина транспортных расходов документально подтверждена договором на перевозку грузов в международном сообщении от 11.01.2011 N 13/11, счетом на оплату N 1875 от 26.06.2012, счетом-фактурой от 27.06.2012 N 1843, платежным поручением N 203 от 26.06.2012.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Между тем, доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено. Невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности и системной оценке таможенным органом не подтверждена.
Непредставление обществом дополнительно запрошенных таможенным органом документов при условии, что при подаче декларации декларант представил в таможню документы, позволяющие определить заявленную таможенную стоимость товара с учетом выбранного им метода по стоимости сделки, по мнению коллегии, не повлекло указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара, и не является основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
То обстоятельство, что определенная декларантом таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации таможни, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Поскольку общество надлежаще оформленными документами подтвердило правомерность определения им таможенной стоимости товара по спорной ДТ по первоначально заявленному им методу, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товара.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не нашли свое подтверждение в материалах дела.
Оспариваемое решение повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для корректировки заявленной таможенной стоимости ввезенного товара по ДТ N 10716050/270612/0009612.
Из материалов дела усматривается, что сумма доначисленных в результате корректировки таможенной стоимости товара таможенных платежей составила 719.539,06 руб.
Принимая во внимание, что общество фактически уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем платежи, исчисленные им в соответствии с таможенным законодательством РФ, а также то обстоятельство, что корректировка таможенной стоимости проведена без наличия законных оснований, то суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что указанная сумма является излишне уплаченными таможенными платежами, которую таможне следовало возвратить по заявлению общества от 26.12.2012.
Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом не пропущены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно обязал таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 719.539,06 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку срок на обжалование решения об отказе в возврате таможенных платежей пропущен и обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин пропуска процессуального срока, то требования общества, в том числе об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, не подлежат удовлетворению, судом апелляционной инстанции отклоняются на том основании, что требования об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи являются требованиями имущественного характера, в связи с чем установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок к данным правоотношениям не применим, а применяется срок, установленный пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что с учетом результатов рассмотрения спора заявитель в соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ имеет право на взыскание понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя.
Из анализа данных норм права следует, что право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной, в пользу которого был принят судебный акт, затрат. При этом, определяя размер судебных расходов, суд должен руководствоваться принципом разумности.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
Заявленные обществом судебные расходы в сумме 35.000 рублей составили расходы на оплату услуг представителя в суде первой инстанции по договору об оказании юридических услуг от 13.02.2013 N 15/02/13. Факт несения обществом вышеназванных расходов и принятия выполненных работ подтверждаются платежным поручением N 122 от 22.04.2013, счетом N 525 от 13.02.2013, актом от 13.02.2013 N 00000480.
Указанные расходы, с учетом положений нормы пункта 2 статьи 110 АПК РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 N 454-О, Информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", а также в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исходя из оценки установленных обстоятельств настоящего спора, принимая во внимание объем и характер выполненных работ, судебная коллегия считает правомерно взысканы судом с таможенного органа в размере 17.500 рублей.
Вывод суда первой инстанции о взыскании понесенных обществом расходов на оплату услуг представителя в размере 17.500 рублей согласуется с положениями статей 106, 110 АПК РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 24.07.2012 N 2544/12, N 2545/12, N 2598/12.
Статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) установлены размеры государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в том числе при подаче искового заявления имущественного характера, а также заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций составляет 2.000 руб.
Как установлено подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ, при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, в соответствии с которым при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200.001 рубля до 1.000.000 рублей - 7.000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200.000 рублей.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ государственная пошлина при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
В связи с вышеизложенным, по результатам рассмотрения дела понесенные обществом расходы по оплате госпошлины по заявлению в сумме 17.390,78 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ правомерно отнесены судом на таможню.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2013 по делу N А51-13028/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)