Судебные решения, арбитраж
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей Ольшанской Н.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.10.2014 по делу N А08-6610/2013 (судья Мироненко К.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" (ОГРН 1023101637514, ИНН 3124004331) к Белгородской таможне о признании недействительными решения и требования,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Омега-Сервис" (ОГРН 1123128006286, ИНН 3128091159),
при участии в судебном заседании:
- от Белгородской таможни - представители не явились, надлежаще извещена;
- от общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" - представители не явились, надлежаще извещено;
- от общества с ограниченной ответственностью "Омега-Сервис" - представители не явились, надлежаще извещено,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" (далее - общество "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительными решения Белгородской таможни (далее - таможенный орган, Белгородская таможня) о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 04.07.2013 N 10101000-26-43/11 и требования об уплате таможенных платежей от 10.07.2013 N 326 в сумме 237 501,11 рублей.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 24.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, сославшись на то, что принятые Белгородской таможней решение и требование не соответствуют нормам международного законодательства, регулирующего двусторонние отношения между Россией и Украиной, а также нарушают права и законные интересы общества.
В частности, общество указывает, что, исходя из норм международного права, подписание Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 между странами - участниками Содружества Независимых Государств с приложением N 1 к нему (далее - Договор от 18.10.2011) само по себе не отменяет действие Соглашения между Правительствами Российской Федерации и Украиной о зоне свободной торговли от 24.06.1993 (далее - Соглашение от 24.06.1993), так как на это отсутствует прямое указание в Договоре от 18.10.2011.
В указанной связи, как полагает общество, суд области, формулируя вывод о прекращении действия Соглашения от 24.06.1993, не смог указать в оспариваемом судебном акте дату, с которой данное Соглашение прекратило действие. Между тем, как указывает общество, информация о прекращении действия Соглашения от 24.06.1993 в официальных и неофициальных источниках, а также в специализированной системе "ВЭД-Инфо" не публиковалась, а в самом Соглашении (его статье 17) указано, что оно остается в силе до истечения 12 месяцев с даты, когда одна из договаривающихся сторон направит письменное уведомление другой договаривающейся стороне о намерении прекратить его действие.
Также общество "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" полагает, что суд области неправильно истолковал Приложение N 1 к Договору от 18.10.2011, поскольку оно не устанавливает таможенную пошлину по сахару белому и не указывает, что срок отмены будет установлен по взаимной договоренности. Указанное приложение содержит лишь положение о том, что срок действия таможенной пошлины, в частности, в отношении товара сахар белый, код ТН ВЭД 1701 99 100, будет определен по взаимной договоренности.
Со ссылкой на положения статьи 5 Таможенного кодекса Таможенного союза общество указывает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Поскольку период времени или конкретный срок, с которого действует таможенная пошлина, спорным международным договором не определен, то, по мнению общества, отсутствуют правовые основания полагать, что таможенная пошлина подлежит применению в настоящий момент.
В представленном письменном пояснении Белгородская таможня возразила против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Ссылаясь на включение территории Российской Федерации в Единое таможенное пространство на основании Договора от 06.10.2007 "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" (далее - Договор от 06.10.2007), на территории которого действует Единый таможенный тариф, таможенный орган указывает, что в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" на ввоз сахара белого, код ТН ВЭД ТС 1701 99 100 на территорию Таможенного союза установлена ввозная таможенная пошлина 340 долларов США за 1000 килограмм, единая для всех третьих стран, не входящих в Таможенный союз, в связи с чем, как считает таможенный орган, оснований для предоставления преференций в виде освобождения от уплаты указанной таможенной пошлины для сахара, ввозимого на территорию Таможенного союза из Украины, не являющейся членом Таможенного союза, не имеется.
При этом таможенный орган отмечает, что и Договором от 18.10.2011, вступившим в силу для России и Украины с 20.09.2012, не предусматривалось освобождение от таможенных платежей и пошлин сахара белого, перемещаемого с территории одной стороны Договора на территорию другой стороны, так как в соответствии с Приложением N 1 к Договору от 18.10.2011 в отношении сахара белого, код ТН ВЭД 1701 99 100, предусмотрено применение таможенной пошлины по ставке 340 долларов США за 1 000 килограмм, срок действия которой, как указано в Приложении, будет определен соглашением сторон.
Следовательно, как считает таможня, таможенная пошлина в отношении спорного товара подлежит применению с даты вступления в силу Договора от 18.10.2011, то есть с 20.09.2012, что подтверждается, по мнению таможенного органа, в том числе и тем, что Украиной после заключения Договора от 18.10.2011 также были установлены собственные ввозные пошлины в размере 50% в отношении товара сахар белый код 1701 99 1000, происходящего из Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, с указанием на то, что срок отмены таможенной пошлины будет определен по взаимной договоренности.
При указанных обстоятельствах, как полагает таможенный орган, поскольку Соглашение от 24.06.1993 и Протоколы к нему были заключены между Правительствами Российской Федерации и Украины как вне рамок Таможенного Союза и Единого таможенного пространства, так и вне рамок Содружества Независимых Государств, то в соответствии с Решением глав правительств Содружества Независимых Государств от 18.10.2011 в связи с подписанием государствами-участниками Договора о зоне свободной экономической торговли от 18.10.2011 правительства государств-участников Содружества Независимых Государств должны были принять меры, направленные на прекращение действия двусторонних международных договоров о свободной торговле, в том числе и Соглашения от 24.06.1993.
Непринятие таких мер противоречит положениям перечисленных международных договоров и делает невозможным применение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1042 "О мерах государственного регулирования импорта товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с Украины" (далее - постановление от 29.12.2008 N 1042), устанавливающего сроком отмены тарифных изъятий из режима свободной торговли с Украиной по сахару белому с 01.01.2013, в связи с установленной Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" приоритетностью норм международного права перед законодательством Российской Федерации.
В судебное заседание не явились представители общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ", общества с ограниченной ответственностью "Омега-Сервис" и Белгородской таможни, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. При этом Белгородской таможней и обществом "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" заявлены письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях по делу, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, 25.02.2013 между обществом "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" (таможенный представитель) и обществом с ограниченной ответственностью "Омега-Сервис" (общество "Омега-Сервис", клиент) заключен договор N 147/01-13-704. По условиям договора таможенный представитель принимает на себя обязательство совершать от имени, за счет и по поручению клиента операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых клиентом через таможенную границу Таможенного союза.
Во исполнение указанного договора обществом "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" были поданы декларации на товар, в том числе N 10101100/060313/0000229, по которой на территорию Российской Федерации был ввезен сахар белый кристаллический ДСТУ 4623:2006/Гост 31361-2008 из сахарной свеклы урожая 2012 года. Указанный товар выпущен для внутреннего потребления.
Белгородской таможней на основании решения от 25.06.2013 N 10101000/400/2506/3/Р0070 и статьи 132 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении общества "Омега-сервис" проведена выездная таможенная проверка о достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров (с 01.03.2013 по 30.04.2013). Результаты проведенной проверки отражены в акте от 03.07.2013 N 10101000/400/030713/А070.
Как следует из акта проверки, проведенной проверкой установлена необоснованность предоставления тарифных преференций в отношении сахара белого кристаллического ТН ВЭД ТС 1701 99100, произведенного предприятиями - производителями, являющимися юридическими лицами по законодательству Украины: обществом с ограниченной ответственностью "Волочиск-агро", производственным предприятием "Наркевичский сахарный завод", обществом с ограниченной ответственностью СП "БЕЛЫЙ КОЛОДЕЦ" и приобретенного обществом "Омега-сервис" (покупатель) у частного предприятия "Эльтан", Украина (продавец) по договору купли-продажи от 15.02.2013.
04.07.2013 Белгородской таможней в отношении общества "Омега-Сервис" принято решение о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций N 10101000-26-43/11, в соответствии с которым таможней со ссылкой на Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 не предоставлена преференция в отношении товара сахара белого ТН ВЭД ТС 1701 99100.
Впоследствии, а именно 10.07.2013 таможенным органом в адрес общества "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" выставлено требование об уплате таможенных платежей N 326 в сумме 237 501,11 руб. в связи с необоснованным получением тарифных преференций по уплате таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларации на товар N 10101100/060313/0000229. При этом выставленное требование содержит отметку о направлении аналогичного требования в адрес декларанта - общества "Омега-Сервис".
Полагая отказ в преференциях незаконным и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности, общество "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании указанных решения и требования таможенного органа незаконными.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что на дату заключения контракта от 15.02.2013 и на момент ввоза товара на территорию Российской Федерации (март - апрель 2013 года) действовал вступивший в силу для России и Украины 20.09.2012 Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 с Приложением N 1 к нему, согласно которому Россия в качестве изъятия из режима беспошлинной торговли с Украиной установила таможенную пошлину на сахар белый, код ТН ВЭД 1701 99 100, в размере 340 долл. США за 1000 килограмм, указав в графе "Срок действия (дата отмены) таможенной пошлины" - "Срок будет определен по взаимной договоренности".
Аналогичную меру в отношении сахара, ввозимого с территории России, ввела Украина.
При этом суд, исходя из положений пункта 30 Венской конвенции 1969 года и Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011, пришел к выводу о неприменимости к рассматриваемой ситуации Соглашения России и Украины о свободной торговле от 24.06.1993 и протоколов к указанному соглашению от 14.11.1997, от 04.10.2001 и от 25.11.2005, в части, противоречащей условиям более позднего заключенного договора.
Также суд отметил, что Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011, имеющий статус международного договора, имеет приоритетное значение над внутригосударственным правовым актом - постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1042 "О мерах государственного регулирования импорта товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с Украины", в связи с чем применению подлежат нормы международного договора.
Апелляционная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда области, исходит из следующего.
С 01.07.2010 на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. Указанный нормативный акт ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 02.06.2010 N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза".
Согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Таможенного кодекса все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (пункт 2 статьи 150 Таможенного кодекса). При этом все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - участников Таможенного союза (пункт 3 статьи 150 Таможенного кодекса).
Статьей 153 Таможенного кодекса (пункт 1) установлено, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 153 Таможенного кодекса пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Статьей 202 Таможенного кодекса в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются виды таможенных процедур, к которым, в частности, относится процедура выпуска товаров для внутреннего потребления.
Статьей 209 Таможенного кодекса определено, что выпуск для внутреннего потребления представляет собой таможенную процедуру, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Таможенного кодекса товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза (пункт 2 статьи 210 Таможенного кодекса).
Выбор и изменение таможенной процедуры, в силу положений статьи 203 Таможенного кодекса, осуществляется лицами, перемещающими товары через таможенную границу, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом и законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии со статьей 203 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ) товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса и положениями главы 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
Таким образом, свободный оборот товаров без ограничений по их пользованию и распоряжению, ввезенных на территорию Российской Федерации, возможен только после их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 210 Таможенного кодекса, к которым, в частности, относится уплата ввозных таможенных пошлин. В то же время, отдельными нормативными актами, в том числе международными договорами с государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены льготы по уплате таможенных (ввозных) пошлин.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины заключено Соглашение о свободной торговле от 24.06.1993, которым предусмотрено неприменение договаривающимися сторонами таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие на экспорт и (или) импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории другой договаривающейся стороны (статья 1 Соглашения).
Изъятие касается лишь товаров, которые в соответствии со статьей 1 Соглашения от 24.06.1993 и статьей 1 Протокола к Соглашению от 24.06.1993 подпадают под действие российского законодательства об экспортном тарифе, а также законодательства о лицензировании и квотировании экспорта товаров (работ, услуг), действующего на момент проведения таможенного оформления товаров при их экспорте из Российской Федерации в Украину.
При этом изъятия из данного торгового режима по согласованной номенклатуре товаров оформляются отдельными документами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения. Договаривающиеся стороны согласуют поэтапное сокращение изъятий, предусмотренных указанными документами (статья 16 Соглашения от 24.06.1993).
Соглашение о свободной торговле от 24.06.1993 и Протокол об изъятиях ратифицированы и вступили в силу для России 21.02.1994.
В развитие указанного Соглашения Правительствами Российской Федерации и Украины в Протокол об изъятиях вносился ряд изменений.
Протоколом от 04.10.2001 к Соглашению от 24.06.1993 установлено изъятие из режима свободной торговли, в том числе, сахара белого, код ТН ВЭД СНГ 1701 991000.
Также указанным Протоколом установлен График сроков поэтапной отмены тарифных изъятий из режима свободной торговли товарами между Украиной и Российской Федерацией, подписанный сторонами 25.11.2005, в соответствии с которым по сахару белому установлен срок отмены изъятий - 01.01.2009, с оговоркой о том, что он может корректироваться каждой из сторон с учетом присоединения другой стороны к Всемирной торговой организации (протокол вступил в силу для Российской Федерации 02.02.2006).
На основании статьи 1 Протокола от 25.11.2005 о согласовании сроков поэтапной отмены изъятий из режима свободной торговли к Протоколу от 04.10.2001 о внесении изменений и дополнений в Протокол об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению от 24.06.1993 Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2008 N 1042 "О мерах государственного регулирования импорта товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с Украины", пунктом 1 которого установлен срок отмены тарифных изъятий из режима свободной торговли с Украиной по сахару белому с 01.01.2013.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.01.2009 N 38 также установлен срок отмены изъятия из режима свободной торговли с Россией по сахару белому с 01.01.2013.
Таким образом, как установил суд области исходя из буквального толкования указанного двустороннего международного соглашения, с 01.01.2013 предполагалась отмена таможенных пошлин в отношении ввозимого на территорию Российской Федерации сахара белого, страна происхождения которого - Украина.
Между тем, 18.10.2011 государства-участники Содружества Независимых Государств подписали договор "О зоне свободной торговли", согласно которому сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью. Государствами, ратифицировавшими данный Договор, являются, в том числе, Российская Федерация и Украина.
Приложением N 1 к Договору от 18.10.2011 определены товары, в отношении которых при импорте применяются таможенные пошлины в соответствии со статьей 2 Договора. В приложении указаны код ТН ВЭД, ставка таможенной пошлины, а также срок действия (дата отмены) таможенной пошлины.
Так, указанным Приложением определено, что сахар белый, ввозимый в Российскую Федерацию из Украины (ТН ВЭД 1701 99 100), облагается по ставке таможенной пошлины 340 долларов США за 1 000 килограмм вплоть до согласования сторонами срока отмены данной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22, Договор от 18.10.2011 вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Данный Договор вступил в силу для Российской Федерации с 20.09.2012 и был опубликован 01.10.2012 в "Собрании законодательства Российской Федерации", N 40. Для Украины данный Договор также вступил в силу с 20.09.2012.
Пунктом 1 статьи 23 Договора предусмотрено, что в отношениях между Сторонами, для которых настоящий Договор вступил в силу, применяются его положения и прекращают действовать международные договоры согласно перечню (приложение 5 к настоящему Договору, являющееся его неотъемлемой частью). Соглашение от 24.06.1993 в приложении 5 не значится и прямо Договором от 18.10.2011 не отменено.
В то же время, как обоснованно указал суд исходя из общепринятых принципов международного права, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Венской Конвенция о праве международных договоров, подписанной 23.05.1969, если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.
Таким образом, поскольку странами-участниками и Соглашения от 24.06.1993 и Договора от 18.10.2011 являлись, в том числе, Российская Федерация и Украина, и Договор от 18.10.2011 действие Соглашения от 24.06.1993 не отменяет, то в соответствии с названной нормой Венской Конвенции от 23.05.1969 Соглашение от 24.06.1993 действует в той мере, в какой его положения совместимы с положениями Договора от 18.10.2011.
В рассматриваемом случае в отношении товара сахар белый ТН ВЭД 1701 99 100, ввозимого в Российскую Федерацию с территории Украины, Договором от 18.10.2011 установлена необходимость уплаты таможенных пошлин с момента вступления его в силу, то есть с 20.09.2012.
Следовательно, Соглашение от 24.06.1993 в части, касающейся сахара белого, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации обществом "Омега-Сервис", таможенным представителем которого является общество "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ", по декларации, в отношении которой таможенным органом приняты спорные решение об отказе в предоставлении преференций и требование об уплате таможенных платежей, применяться не может начиная с даты вступления в силу Договора от 18.11.2011, то есть с 20.09.2012.
Договор между обществом "Омега-Сервис" и частным предприятием "Эльтан" (Украина) был заключен 03.04.2013, ввоз товара на территорию Российской Федерации произведен в марте - апреле 2013 года, то есть после вступления в действие Договора от 18.10.2011, в том числе, в части применения ввозных таможенных пошлин в отношении сахара белого.
В указанной связи суд области сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для предоставления обществу тарифных преференций по ввезенному им товару.
Ссылка общества на отсутствие публикации информации о прекращении действия Соглашения о зоне свободной торговли между Правительствами Российской Федерации и Украины от 24.06.1993 в официальных и неофициальных источниках, а также в специализированной системе "ВЭД-Инфо", в связи с чем, по мнению общества, в соответствии со статьей 17 Соглашения оно продолжает свое действие в течение 12 месяцев с даты, когда одна из договаривающихся сторон направит письменное уведомление другой договаривающейся стороне о намерении прекратить его действие, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу приведенных положений Венской Конвенции о праве международных договоров, подписанной 23.05.1969.
В соответствии со статьей 31 Венской Конвенции от 23.05.1969 договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора (пункт 1).
Для целей толкования договора контекст охватывает, кроме текста, включая преамбулу и приложения, в том числе a) любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора; b) любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора и принятый другими участниками в качестве документа, относящегося к договору (пункт 2).
Наряду с контекстом учитываются: a) любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или применения его положений; b) последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования; c) любые соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками (пункт 3)
Специальное значение придается термину в том случае, если установлено, что участники имели такое намерение (пункт 4).
Таким образом, поскольку в Приложении N 1 к Договору от 18.10.2011 прямо указано, что им установлены таможенные пошлины, применяемые в отношении импорта товаров в соответствии со статьей 2 Договора о зоне свободной торговли, и в соответствии с графой 4 таблицы в ней отражается срок действия (дата отмены) таможенной пошлины, судом области Приложение N 1 к Договору от 18.10.2011 было истолковано в полном соответствии с положениями Венской Конвенции от 23.05.1969.
Кроме того, апелляционная коллегия считает необходимым отметить также и то обстоятельство, что в силу статьи 5 Договора от 06.10.2007 "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза", вступившего в силу для Российской Федерации с 10.10.2008, с момента создания единой таможенной территории, определяемого, согласно статье 2 названного Договора, моментом завершения мероприятий, перечисленных в указанной статье, к которым, в том числе, относится установление единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами, режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов взимания таких пошлин и сборов, правил и административных процедур, применяемых в связи с импортом и экспортом товаров, который каждая из сторон названного Договора представляет любой третьей стороне на основе международного договора или фактически, не может быть более благоприятным, чем режим, который эта сторона предоставляет другим сторонам - участникам договора.
Статьей 1 Соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" (далее - Соглашение от 25.01.2008) установлено, что на единой таможенной территории Таможенного союза применяется Единый таможенный тариф, являющийся инструментом торговой политики Таможенного союза.
Статья 4 Соглашения от 25.01.2008 исключает возможность одностороннего изменения ставок ввозных таможенных пошлин, предусмотренных базовым перечнем Единого таможенного тарифа, а статья 5 Соглашения устанавливает возможность применения тарифных льгот при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
При этом из статьи 7 Соглашения от 25.01.2008 следует, что единая система тарифных преференций Таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран, перечень которых, а также перечень товаров, происходящих из этих стран, определяются Комиссией Таможенного союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" ввозной таможенный тариф на сахар белый код ТН ВЭД ТС 1701 99 100 установлен в размере 340 долларов США за 1 000 килограмм.
Поскольку Украина не входит в единую таможенную территорию Таможенного союза и не включена в перечень стран и товаров, происходящих из этих стран, в отношении которых применяются таможенные преференции при ввозе их на территорию Таможенного союза, то оснований для применения в отношении товара, ввезенного с территории Украины на единую таможенную территорию таможенного союза, в который входит Российская Федерация, не имеется, так как иное нарушало бы принципы действия Таможенного союза.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия считает доказанной обязанность общества по исчислению и уплате таможенных платежей при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Украины в марте - апреле 2013 года товара - сахара-песка белого кристаллического, изготовленного из сахарной свеклы, по таможенной декларации N 10101100/060313/0000229.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 Таможенного кодекса).
При этом положения статьи 60 Таможенного кодекса Таможенного союза под таможенным представителем понимают российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей.
В силу статьи 79 Таможенного кодекса и статьи 114 Федерального закона N 311-ФЗ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенном кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенным между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов таможенным представителем (пункт 5 статьи 60 Федерального закона N 311-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 60 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
В соответствии со статьей 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
При этом часть 4 статьи 150 Федерального закона N 311-ФЗ предусматривает, что при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя. В случае, если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, указанным в настоящей части, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Так как условием выставления требования об уплате таможенных платежей является наличие у проверенного лица обязанности по их уплате, с учетом вывода суда о правомерности начисления таможенных платежей в сумме 229 608,32 руб. и пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей в сумме 7 892,79 руб., у Белгородской таможни также имелись основания и для выставления требования от 10.07.2014 N 326 об уплате таможенных платежей, в том числе, в адрес общества "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ".
Доводов о несоответствии размера начисленных сумм таможенных платежей и пеней фактической обязанности по их уплате, а равно ссылки на иные несоответствия требования положениям таможенного законодательства апелляционная жалоба не содержит.
Основываясь на изложенном, апелляционная коллегия считает решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.10.2014 по делу N А08-6610/2013 законным и обоснованным.
Судом установлены все фактические обстоятельства, необходимые для правильного разрешения спора, им дана верна правовая оценка и правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения дела расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при обращении с апелляционной жалобой, подлежат отнесению на общество "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ".
Так как при обращении с апелляционной жалобой обществом была уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. по платежному поручению от 17.11.2014 N 3191, в то время как в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет 1 000 руб., излишне уплаченная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.10.2014 по делу N А08-6610/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" справку на возврат 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
М.Б.ОСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2015 ПО ДЕЛУ N А08-6610/2013
Разделы:Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. по делу N А08-6610/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей Ольшанской Н.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.10.2014 по делу N А08-6610/2013 (судья Мироненко К.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" (ОГРН 1023101637514, ИНН 3124004331) к Белгородской таможне о признании недействительными решения и требования,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Омега-Сервис" (ОГРН 1123128006286, ИНН 3128091159),
при участии в судебном заседании:
- от Белгородской таможни - представители не явились, надлежаще извещена;
- от общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" - представители не явились, надлежаще извещено;
- от общества с ограниченной ответственностью "Омега-Сервис" - представители не явились, надлежаще извещено,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" (далее - общество "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительными решения Белгородской таможни (далее - таможенный орган, Белгородская таможня) о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 04.07.2013 N 10101000-26-43/11 и требования об уплате таможенных платежей от 10.07.2013 N 326 в сумме 237 501,11 рублей.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 24.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, сославшись на то, что принятые Белгородской таможней решение и требование не соответствуют нормам международного законодательства, регулирующего двусторонние отношения между Россией и Украиной, а также нарушают права и законные интересы общества.
В частности, общество указывает, что, исходя из норм международного права, подписание Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 между странами - участниками Содружества Независимых Государств с приложением N 1 к нему (далее - Договор от 18.10.2011) само по себе не отменяет действие Соглашения между Правительствами Российской Федерации и Украиной о зоне свободной торговли от 24.06.1993 (далее - Соглашение от 24.06.1993), так как на это отсутствует прямое указание в Договоре от 18.10.2011.
В указанной связи, как полагает общество, суд области, формулируя вывод о прекращении действия Соглашения от 24.06.1993, не смог указать в оспариваемом судебном акте дату, с которой данное Соглашение прекратило действие. Между тем, как указывает общество, информация о прекращении действия Соглашения от 24.06.1993 в официальных и неофициальных источниках, а также в специализированной системе "ВЭД-Инфо" не публиковалась, а в самом Соглашении (его статье 17) указано, что оно остается в силе до истечения 12 месяцев с даты, когда одна из договаривающихся сторон направит письменное уведомление другой договаривающейся стороне о намерении прекратить его действие.
Также общество "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" полагает, что суд области неправильно истолковал Приложение N 1 к Договору от 18.10.2011, поскольку оно не устанавливает таможенную пошлину по сахару белому и не указывает, что срок отмены будет установлен по взаимной договоренности. Указанное приложение содержит лишь положение о том, что срок действия таможенной пошлины, в частности, в отношении товара сахар белый, код ТН ВЭД 1701 99 100, будет определен по взаимной договоренности.
Со ссылкой на положения статьи 5 Таможенного кодекса Таможенного союза общество указывает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Поскольку период времени или конкретный срок, с которого действует таможенная пошлина, спорным международным договором не определен, то, по мнению общества, отсутствуют правовые основания полагать, что таможенная пошлина подлежит применению в настоящий момент.
В представленном письменном пояснении Белгородская таможня возразила против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Ссылаясь на включение территории Российской Федерации в Единое таможенное пространство на основании Договора от 06.10.2007 "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" (далее - Договор от 06.10.2007), на территории которого действует Единый таможенный тариф, таможенный орган указывает, что в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" на ввоз сахара белого, код ТН ВЭД ТС 1701 99 100 на территорию Таможенного союза установлена ввозная таможенная пошлина 340 долларов США за 1000 килограмм, единая для всех третьих стран, не входящих в Таможенный союз, в связи с чем, как считает таможенный орган, оснований для предоставления преференций в виде освобождения от уплаты указанной таможенной пошлины для сахара, ввозимого на территорию Таможенного союза из Украины, не являющейся членом Таможенного союза, не имеется.
При этом таможенный орган отмечает, что и Договором от 18.10.2011, вступившим в силу для России и Украины с 20.09.2012, не предусматривалось освобождение от таможенных платежей и пошлин сахара белого, перемещаемого с территории одной стороны Договора на территорию другой стороны, так как в соответствии с Приложением N 1 к Договору от 18.10.2011 в отношении сахара белого, код ТН ВЭД 1701 99 100, предусмотрено применение таможенной пошлины по ставке 340 долларов США за 1 000 килограмм, срок действия которой, как указано в Приложении, будет определен соглашением сторон.
Следовательно, как считает таможня, таможенная пошлина в отношении спорного товара подлежит применению с даты вступления в силу Договора от 18.10.2011, то есть с 20.09.2012, что подтверждается, по мнению таможенного органа, в том числе и тем, что Украиной после заключения Договора от 18.10.2011 также были установлены собственные ввозные пошлины в размере 50% в отношении товара сахар белый код 1701 99 1000, происходящего из Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, с указанием на то, что срок отмены таможенной пошлины будет определен по взаимной договоренности.
При указанных обстоятельствах, как полагает таможенный орган, поскольку Соглашение от 24.06.1993 и Протоколы к нему были заключены между Правительствами Российской Федерации и Украины как вне рамок Таможенного Союза и Единого таможенного пространства, так и вне рамок Содружества Независимых Государств, то в соответствии с Решением глав правительств Содружества Независимых Государств от 18.10.2011 в связи с подписанием государствами-участниками Договора о зоне свободной экономической торговли от 18.10.2011 правительства государств-участников Содружества Независимых Государств должны были принять меры, направленные на прекращение действия двусторонних международных договоров о свободной торговле, в том числе и Соглашения от 24.06.1993.
Непринятие таких мер противоречит положениям перечисленных международных договоров и делает невозможным применение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1042 "О мерах государственного регулирования импорта товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с Украины" (далее - постановление от 29.12.2008 N 1042), устанавливающего сроком отмены тарифных изъятий из режима свободной торговли с Украиной по сахару белому с 01.01.2013, в связи с установленной Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" приоритетностью норм международного права перед законодательством Российской Федерации.
В судебное заседание не явились представители общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ", общества с ограниченной ответственностью "Омега-Сервис" и Белгородской таможни, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. При этом Белгородской таможней и обществом "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" заявлены письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях по делу, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, 25.02.2013 между обществом "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" (таможенный представитель) и обществом с ограниченной ответственностью "Омега-Сервис" (общество "Омега-Сервис", клиент) заключен договор N 147/01-13-704. По условиям договора таможенный представитель принимает на себя обязательство совершать от имени, за счет и по поручению клиента операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых клиентом через таможенную границу Таможенного союза.
Во исполнение указанного договора обществом "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" были поданы декларации на товар, в том числе N 10101100/060313/0000229, по которой на территорию Российской Федерации был ввезен сахар белый кристаллический ДСТУ 4623:2006/Гост 31361-2008 из сахарной свеклы урожая 2012 года. Указанный товар выпущен для внутреннего потребления.
Белгородской таможней на основании решения от 25.06.2013 N 10101000/400/2506/3/Р0070 и статьи 132 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении общества "Омега-сервис" проведена выездная таможенная проверка о достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров (с 01.03.2013 по 30.04.2013). Результаты проведенной проверки отражены в акте от 03.07.2013 N 10101000/400/030713/А070.
Как следует из акта проверки, проведенной проверкой установлена необоснованность предоставления тарифных преференций в отношении сахара белого кристаллического ТН ВЭД ТС 1701 99100, произведенного предприятиями - производителями, являющимися юридическими лицами по законодательству Украины: обществом с ограниченной ответственностью "Волочиск-агро", производственным предприятием "Наркевичский сахарный завод", обществом с ограниченной ответственностью СП "БЕЛЫЙ КОЛОДЕЦ" и приобретенного обществом "Омега-сервис" (покупатель) у частного предприятия "Эльтан", Украина (продавец) по договору купли-продажи от 15.02.2013.
04.07.2013 Белгородской таможней в отношении общества "Омега-Сервис" принято решение о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций N 10101000-26-43/11, в соответствии с которым таможней со ссылкой на Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 не предоставлена преференция в отношении товара сахара белого ТН ВЭД ТС 1701 99100.
Впоследствии, а именно 10.07.2013 таможенным органом в адрес общества "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" выставлено требование об уплате таможенных платежей N 326 в сумме 237 501,11 руб. в связи с необоснованным получением тарифных преференций по уплате таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларации на товар N 10101100/060313/0000229. При этом выставленное требование содержит отметку о направлении аналогичного требования в адрес декларанта - общества "Омега-Сервис".
Полагая отказ в преференциях незаконным и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности, общество "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании указанных решения и требования таможенного органа незаконными.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что на дату заключения контракта от 15.02.2013 и на момент ввоза товара на территорию Российской Федерации (март - апрель 2013 года) действовал вступивший в силу для России и Украины 20.09.2012 Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 с Приложением N 1 к нему, согласно которому Россия в качестве изъятия из режима беспошлинной торговли с Украиной установила таможенную пошлину на сахар белый, код ТН ВЭД 1701 99 100, в размере 340 долл. США за 1000 килограмм, указав в графе "Срок действия (дата отмены) таможенной пошлины" - "Срок будет определен по взаимной договоренности".
Аналогичную меру в отношении сахара, ввозимого с территории России, ввела Украина.
При этом суд, исходя из положений пункта 30 Венской конвенции 1969 года и Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011, пришел к выводу о неприменимости к рассматриваемой ситуации Соглашения России и Украины о свободной торговле от 24.06.1993 и протоколов к указанному соглашению от 14.11.1997, от 04.10.2001 и от 25.11.2005, в части, противоречащей условиям более позднего заключенного договора.
Также суд отметил, что Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011, имеющий статус международного договора, имеет приоритетное значение над внутригосударственным правовым актом - постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1042 "О мерах государственного регулирования импорта товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с Украины", в связи с чем применению подлежат нормы международного договора.
Апелляционная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда области, исходит из следующего.
С 01.07.2010 на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. Указанный нормативный акт ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 02.06.2010 N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза".
Согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Таможенного кодекса все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (пункт 2 статьи 150 Таможенного кодекса). При этом все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - участников Таможенного союза (пункт 3 статьи 150 Таможенного кодекса).
Статьей 153 Таможенного кодекса (пункт 1) установлено, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 153 Таможенного кодекса пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Статьей 202 Таможенного кодекса в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются виды таможенных процедур, к которым, в частности, относится процедура выпуска товаров для внутреннего потребления.
Статьей 209 Таможенного кодекса определено, что выпуск для внутреннего потребления представляет собой таможенную процедуру, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Таможенного кодекса товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза (пункт 2 статьи 210 Таможенного кодекса).
Выбор и изменение таможенной процедуры, в силу положений статьи 203 Таможенного кодекса, осуществляется лицами, перемещающими товары через таможенную границу, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом и законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии со статьей 203 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ) товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса и положениями главы 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
Таким образом, свободный оборот товаров без ограничений по их пользованию и распоряжению, ввезенных на территорию Российской Федерации, возможен только после их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 210 Таможенного кодекса, к которым, в частности, относится уплата ввозных таможенных пошлин. В то же время, отдельными нормативными актами, в том числе международными договорами с государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены льготы по уплате таможенных (ввозных) пошлин.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины заключено Соглашение о свободной торговле от 24.06.1993, которым предусмотрено неприменение договаривающимися сторонами таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие на экспорт и (или) импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории другой договаривающейся стороны (статья 1 Соглашения).
Изъятие касается лишь товаров, которые в соответствии со статьей 1 Соглашения от 24.06.1993 и статьей 1 Протокола к Соглашению от 24.06.1993 подпадают под действие российского законодательства об экспортном тарифе, а также законодательства о лицензировании и квотировании экспорта товаров (работ, услуг), действующего на момент проведения таможенного оформления товаров при их экспорте из Российской Федерации в Украину.
При этом изъятия из данного торгового режима по согласованной номенклатуре товаров оформляются отдельными документами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения. Договаривающиеся стороны согласуют поэтапное сокращение изъятий, предусмотренных указанными документами (статья 16 Соглашения от 24.06.1993).
Соглашение о свободной торговле от 24.06.1993 и Протокол об изъятиях ратифицированы и вступили в силу для России 21.02.1994.
В развитие указанного Соглашения Правительствами Российской Федерации и Украины в Протокол об изъятиях вносился ряд изменений.
Протоколом от 04.10.2001 к Соглашению от 24.06.1993 установлено изъятие из режима свободной торговли, в том числе, сахара белого, код ТН ВЭД СНГ 1701 991000.
Также указанным Протоколом установлен График сроков поэтапной отмены тарифных изъятий из режима свободной торговли товарами между Украиной и Российской Федерацией, подписанный сторонами 25.11.2005, в соответствии с которым по сахару белому установлен срок отмены изъятий - 01.01.2009, с оговоркой о том, что он может корректироваться каждой из сторон с учетом присоединения другой стороны к Всемирной торговой организации (протокол вступил в силу для Российской Федерации 02.02.2006).
На основании статьи 1 Протокола от 25.11.2005 о согласовании сроков поэтапной отмены изъятий из режима свободной торговли к Протоколу от 04.10.2001 о внесении изменений и дополнений в Протокол об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению от 24.06.1993 Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2008 N 1042 "О мерах государственного регулирования импорта товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с Украины", пунктом 1 которого установлен срок отмены тарифных изъятий из режима свободной торговли с Украиной по сахару белому с 01.01.2013.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.01.2009 N 38 также установлен срок отмены изъятия из режима свободной торговли с Россией по сахару белому с 01.01.2013.
Таким образом, как установил суд области исходя из буквального толкования указанного двустороннего международного соглашения, с 01.01.2013 предполагалась отмена таможенных пошлин в отношении ввозимого на территорию Российской Федерации сахара белого, страна происхождения которого - Украина.
Между тем, 18.10.2011 государства-участники Содружества Независимых Государств подписали договор "О зоне свободной торговли", согласно которому сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью. Государствами, ратифицировавшими данный Договор, являются, в том числе, Российская Федерация и Украина.
Приложением N 1 к Договору от 18.10.2011 определены товары, в отношении которых при импорте применяются таможенные пошлины в соответствии со статьей 2 Договора. В приложении указаны код ТН ВЭД, ставка таможенной пошлины, а также срок действия (дата отмены) таможенной пошлины.
Так, указанным Приложением определено, что сахар белый, ввозимый в Российскую Федерацию из Украины (ТН ВЭД 1701 99 100), облагается по ставке таможенной пошлины 340 долларов США за 1 000 килограмм вплоть до согласования сторонами срока отмены данной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22, Договор от 18.10.2011 вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Данный Договор вступил в силу для Российской Федерации с 20.09.2012 и был опубликован 01.10.2012 в "Собрании законодательства Российской Федерации", N 40. Для Украины данный Договор также вступил в силу с 20.09.2012.
Пунктом 1 статьи 23 Договора предусмотрено, что в отношениях между Сторонами, для которых настоящий Договор вступил в силу, применяются его положения и прекращают действовать международные договоры согласно перечню (приложение 5 к настоящему Договору, являющееся его неотъемлемой частью). Соглашение от 24.06.1993 в приложении 5 не значится и прямо Договором от 18.10.2011 не отменено.
В то же время, как обоснованно указал суд исходя из общепринятых принципов международного права, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Венской Конвенция о праве международных договоров, подписанной 23.05.1969, если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.
Таким образом, поскольку странами-участниками и Соглашения от 24.06.1993 и Договора от 18.10.2011 являлись, в том числе, Российская Федерация и Украина, и Договор от 18.10.2011 действие Соглашения от 24.06.1993 не отменяет, то в соответствии с названной нормой Венской Конвенции от 23.05.1969 Соглашение от 24.06.1993 действует в той мере, в какой его положения совместимы с положениями Договора от 18.10.2011.
В рассматриваемом случае в отношении товара сахар белый ТН ВЭД 1701 99 100, ввозимого в Российскую Федерацию с территории Украины, Договором от 18.10.2011 установлена необходимость уплаты таможенных пошлин с момента вступления его в силу, то есть с 20.09.2012.
Следовательно, Соглашение от 24.06.1993 в части, касающейся сахара белого, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации обществом "Омега-Сервис", таможенным представителем которого является общество "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ", по декларации, в отношении которой таможенным органом приняты спорные решение об отказе в предоставлении преференций и требование об уплате таможенных платежей, применяться не может начиная с даты вступления в силу Договора от 18.11.2011, то есть с 20.09.2012.
Договор между обществом "Омега-Сервис" и частным предприятием "Эльтан" (Украина) был заключен 03.04.2013, ввоз товара на территорию Российской Федерации произведен в марте - апреле 2013 года, то есть после вступления в действие Договора от 18.10.2011, в том числе, в части применения ввозных таможенных пошлин в отношении сахара белого.
В указанной связи суд области сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для предоставления обществу тарифных преференций по ввезенному им товару.
Ссылка общества на отсутствие публикации информации о прекращении действия Соглашения о зоне свободной торговли между Правительствами Российской Федерации и Украины от 24.06.1993 в официальных и неофициальных источниках, а также в специализированной системе "ВЭД-Инфо", в связи с чем, по мнению общества, в соответствии со статьей 17 Соглашения оно продолжает свое действие в течение 12 месяцев с даты, когда одна из договаривающихся сторон направит письменное уведомление другой договаривающейся стороне о намерении прекратить его действие, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу приведенных положений Венской Конвенции о праве международных договоров, подписанной 23.05.1969.
В соответствии со статьей 31 Венской Конвенции от 23.05.1969 договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора (пункт 1).
Для целей толкования договора контекст охватывает, кроме текста, включая преамбулу и приложения, в том числе a) любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора; b) любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора и принятый другими участниками в качестве документа, относящегося к договору (пункт 2).
Наряду с контекстом учитываются: a) любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или применения его положений; b) последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования; c) любые соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками (пункт 3)
Специальное значение придается термину в том случае, если установлено, что участники имели такое намерение (пункт 4).
Таким образом, поскольку в Приложении N 1 к Договору от 18.10.2011 прямо указано, что им установлены таможенные пошлины, применяемые в отношении импорта товаров в соответствии со статьей 2 Договора о зоне свободной торговли, и в соответствии с графой 4 таблицы в ней отражается срок действия (дата отмены) таможенной пошлины, судом области Приложение N 1 к Договору от 18.10.2011 было истолковано в полном соответствии с положениями Венской Конвенции от 23.05.1969.
Кроме того, апелляционная коллегия считает необходимым отметить также и то обстоятельство, что в силу статьи 5 Договора от 06.10.2007 "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза", вступившего в силу для Российской Федерации с 10.10.2008, с момента создания единой таможенной территории, определяемого, согласно статье 2 названного Договора, моментом завершения мероприятий, перечисленных в указанной статье, к которым, в том числе, относится установление единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами, режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов взимания таких пошлин и сборов, правил и административных процедур, применяемых в связи с импортом и экспортом товаров, который каждая из сторон названного Договора представляет любой третьей стороне на основе международного договора или фактически, не может быть более благоприятным, чем режим, который эта сторона предоставляет другим сторонам - участникам договора.
Статьей 1 Соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" (далее - Соглашение от 25.01.2008) установлено, что на единой таможенной территории Таможенного союза применяется Единый таможенный тариф, являющийся инструментом торговой политики Таможенного союза.
Статья 4 Соглашения от 25.01.2008 исключает возможность одностороннего изменения ставок ввозных таможенных пошлин, предусмотренных базовым перечнем Единого таможенного тарифа, а статья 5 Соглашения устанавливает возможность применения тарифных льгот при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
При этом из статьи 7 Соглашения от 25.01.2008 следует, что единая система тарифных преференций Таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран, перечень которых, а также перечень товаров, происходящих из этих стран, определяются Комиссией Таможенного союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" ввозной таможенный тариф на сахар белый код ТН ВЭД ТС 1701 99 100 установлен в размере 340 долларов США за 1 000 килограмм.
Поскольку Украина не входит в единую таможенную территорию Таможенного союза и не включена в перечень стран и товаров, происходящих из этих стран, в отношении которых применяются таможенные преференции при ввозе их на территорию Таможенного союза, то оснований для применения в отношении товара, ввезенного с территории Украины на единую таможенную территорию таможенного союза, в который входит Российская Федерация, не имеется, так как иное нарушало бы принципы действия Таможенного союза.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия считает доказанной обязанность общества по исчислению и уплате таможенных платежей при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Украины в марте - апреле 2013 года товара - сахара-песка белого кристаллического, изготовленного из сахарной свеклы, по таможенной декларации N 10101100/060313/0000229.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 Таможенного кодекса).
При этом положения статьи 60 Таможенного кодекса Таможенного союза под таможенным представителем понимают российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей.
В силу статьи 79 Таможенного кодекса и статьи 114 Федерального закона N 311-ФЗ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенном кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенным между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов таможенным представителем (пункт 5 статьи 60 Федерального закона N 311-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 60 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
В соответствии со статьей 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
При этом часть 4 статьи 150 Федерального закона N 311-ФЗ предусматривает, что при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя. В случае, если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, указанным в настоящей части, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Так как условием выставления требования об уплате таможенных платежей является наличие у проверенного лица обязанности по их уплате, с учетом вывода суда о правомерности начисления таможенных платежей в сумме 229 608,32 руб. и пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей в сумме 7 892,79 руб., у Белгородской таможни также имелись основания и для выставления требования от 10.07.2014 N 326 об уплате таможенных платежей, в том числе, в адрес общества "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ".
Доводов о несоответствии размера начисленных сумм таможенных платежей и пеней фактической обязанности по их уплате, а равно ссылки на иные несоответствия требования положениям таможенного законодательства апелляционная жалоба не содержит.
Основываясь на изложенном, апелляционная коллегия считает решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.10.2014 по делу N А08-6610/2013 законным и обоснованным.
Судом установлены все фактические обстоятельства, необходимые для правильного разрешения спора, им дана верна правовая оценка и правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения дела расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при обращении с апелляционной жалобой, подлежат отнесению на общество "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ".
Так как при обращении с апелляционной жалобой обществом была уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. по платежному поручению от 17.11.2014 N 3191, в то время как в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет 1 000 руб., излишне уплаченная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.10.2014 по делу N А08-6610/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КОНТАКТ" - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "КОНТАКТ" справку на возврат 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
М.Б.ОСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)