Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2015 N 11АП-13912/2015 ПО ДЕЛУ N А65-13570/2015

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. по делу N А65-13570/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от акционерного общества "Тракья Гласс Рус" - не явился, извещен,
от Татарстанской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы - Федоров И.В. (доверенность от 16.07.2015 г. N 03-24/8922),
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2015 года апелляционную жалобу акционерного общества "Тракья Гласс Рус", на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2015 года по делу N А65-13570/2015 (судья Воробьев Р.М.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению акционерного общества "Тракья Гласс Рус",
к Татарстанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы,
о признании незаконным и отмене постановления от 08.05.2015 г. N 10404000-337/2015,
установил:

Акционерное общество "Тракья Гласс Рус" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Татарстанской таможне Приволжского таможенного управления о признании незаконным постановления N 10404000-337/2015 от 08.05.2015 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2015 года по делу N А65-13570/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв таможни на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы участия не принимали. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель таможенного органа, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.04.2015 года административным органом по факту непредставления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении ЗАО "Тракья Гласс Рус" возбуждено дело об административном правонарушении по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением N 10404000-337/2015 от 8 мая 2015 г. заявитель привлечен к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 10404000-337/2015 от 8 мая 2015 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 г. N 784 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа" на территории Елабужского района Республики Татарстан создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа, расположенная на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 121 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях. Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно п. 4 ст. 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" резидент ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представляет отчетность о таких товарах таможенному органу государства - члена таможенного союза, на территории которого создана СЭЗ. Порядок ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также порядку представления отчетности таможенному органу определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Как следует из материалов дела, 10.09.2010 АО "Тракья Гласс Рус" внесено в Реестр резидентов ОЭЗ за регистрационным номером 2010160124421, и ему было выдано свидетельство Б N 00044, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны.
Согласно п. 1 ст. 37.4 Федерального закона РФ от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", резидент особой экономической зоны ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представляет отчетность о таких товарах в таможенный орган.
В соответствии с п. 3 ст. 37.4 Федерального Закона РФ от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", порядок ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, формы отчетности о таких товарах, порядок заполнения таких форм и порядок и сроки представления в таможенный орган такой отчетности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно п. 13 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О таможенном регулировании в Российской Федерации", лица, пользующиеся и (или) владеющие товарами, помещенными под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, или с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, связанными с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, после выпуска товаров, не реже одного раза в шесть месяцев или по требованию таможенного органа обязаны представлять отчетность о выполнении требований и условий применения указанных таможенных процедур, а также о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами. Порядок представления таможенным органам отчетности, указанной в настоящей части, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Порядок и формы отчетности утверждены Приказом ФТС РФ от 23 июня 2011 г. N 1327 "Об утверждении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и порядка представления таможенному органу отчетности о таких товарах" (далее - Приказ), согласно которому отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляется резидентом ОЭЗ таможенному органу, правомочному совершать таможенные операции в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в регионе деятельности которого расположена ОЭЗ (далее - уполномоченный таможенный орган). Отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляется по установленным формам с учетом положений настоящего порядка. Отчетность по форме N 1 о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляется уполномоченному таможенному органу по итогам полугодия не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за отчетным полугодием.
24.03.2015 резидентом ОЭЗ АО "Тракья Гласс Рус" в Елабужский таможенный пост подана отчетность по форме ДО-1 N 0000010 от 24.03.2015 на товар "система по подготовке и подаче химических реагентов и лакокрасочных материалов", стоимостью 390000,00 евро, весом брутто 3425 кг, в количестве 10 грузовых мест.
Данная отчетность зарегистрирована Елабужским таможенным постом 24.03.2015 за N 10404090/260315/0000235/9.
В графе 10 указанной отчетности "Дата истечения срока временного хранения" указана дата 24.05.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 170 ТК ТС, срок временного хранения товаров составляет два месяца.
Согласно пункту 2 статьи 170 ТК ТС, по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 (четыре) месяца.
В соответствии с пунктом 3 статьи 170 ТК ТС срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
Согласно пункту 10 Приказа ФТС России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (вступил в силу 03.08.2013) (далее Порядок), разработанным на основании и в соответствии с ТК ТС, Федеральным законом, таможенный пост регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации указанных документов.
В соответствии с пунктом 30 Порядка, владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам:
- ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение;
- ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения;
- ДО-3 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.
Согласно пункта 5 статьи 5 ТК ТС срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
В графе 10 "Дата истечения срока временного хранения" срок временного хранения в представленной отчетности по форме ДО-1 N 0000010 от 24.03.2015 должно быть указано 23.05.2015, а не 24.05.2015.
Соответственно отчетность по форме ДО-1 N 0000010 от 24.03.2015 на товар, поступивший в адрес АО "Тракья Гласе Рус" содержит недостоверные сведения о дате истечения срока временного хранения.
В соответствии с п. 1 ст. 167 ТК ТС, временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 168 ТК ТС, местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - места временного хранения). Места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств - членов Таможенного союза.
Статьей 198 Федерального закона N 311-ФЗ определены иные места временного хранения. Одними из таких мест являются места, определенные другими федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 37.3 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 116-ФЗ), помещения, открытые площадки, расположенные в согласованных с таможенным органом местах в границах территорий промышленно-производственных или технико-внедренческих особых экономических зон и предназначенные для временного хранения иностранных товаров, ввозимых резидентами таких особых экономических зон, являются местами временного хранения. Указанные места временного хранения на территориях особых экономических зон должны отвечать требованиям частей 1 и 2 статьи 71 Федерального закона N 311-ФЗ.
Как следует из положений п. 5 ст. 37.3 Федерального закона 116-ФЗ, резидент промышленно-производственной или технико-внедренческой особой экономической зоны может помещать на временное хранение в местах временного хранения на территории промышленно-производственной или технико-внедренческой особой экономической зоны только те товары, декларантом которых он может выступать.
Согласно частям 4, 5, 15, 16 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон):
- - лица, в том числе, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, хранящие иностранные товары, обязаны представлять отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях;
- - отчетность, указанная в части 4 ст. 177 Федерального закона, может представляться в таможенный орган в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного, и печатью. Формы отчетности, предусмотренной ст. 177 Федерального закона, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела;
- - порядок представления таможенным органам отчетности, в том числе, владельцами складов временного хранения, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
- за непредставление и (или) несвоевременное представление в установленный срок в таможенный орган отчетности, предусмотренной настоящей статьей, а равно за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица, указанные в части 4 ст. 177 Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что резидент ОЭЗ ППТ "Алабуга" АО "Тракья Гласе Рус" представил в таможенный орган отчетность, содержащую недостоверные сведения.
Совершение обществом правонарушения по представлению в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения, подтверждается протоколом об административном правонарушении, объяснениями ответственных лиц, постановлением по делу об административном правонарушении. Факт нарушения признан заявителем.
Таким образом, факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Довод заявителя о том, что административное правонарушение необходимо квалифицировать как малозначительное, поскольку оно не составляет угрозу охраняемым общественным интересам, судом первой инстанции обоснованно отклонено по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом суда, а не обязанностью, она применяется в исключительных случаях независимо от состава административного правонарушения.
Доказательств исключительности рассматриваемого правонарушения, а равно как устранение выявленного нарушения заявителем не добыто, не представлено, из материалов дела не усматривается.
Существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям закона, отсутствии должного контроля со стороны руководства заявителя за действиями ответственных лиц.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, установленный порядок привлечения к ответственности соблюден.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Согласно содержанию апелляционной жалобы, заявитель не оспаривает самого факта совершения им административного правонарушения, однако возражает против того, что суд первой инстанции не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным.
Однако, об отсутствии малозначительности, кроме доводов суда первой инстанции, свидетельствует также и то, что заявитель не первый раз привлекался за совершение однородного правонарушения. Так, в рамках рассмотрения дела А65-13565/2015 заявителю уже было отказано в признании незаконным постановления Татарстанской Таможни от 08.05.2015 г. о привлечении его к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2015 года по делу N А65-13570/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)