Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.12.2014 N Ф09-8538/14 ПО ДЕЛУ N А60-8286/2014

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. N Ф09-8538/14

Дело N А60-8286/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралспецсталь" (далее - общество "Уралспецсталь", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2014 по делу N А60-8286/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие:
- представитель общества "Уралспецсталь" - Коперко А.В. (доверенность от 15.10.2014);
- представитель Федеральной таможенной службы России - Герасимова Я.Г. (нотариальная доверенность от 12.12.2013 N 66АА 219846);
- представитель Екатеринбургской таможни (далее - таможенный орган) - Герасимова Я.Г. (доверенность от 13.01.2014 N 11).

Общество "Уралспецсталь" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к таможенному органу о взыскании 3 204 руб. 88 коп. убытков, причиненных незаконным отказом в своевременной регистрации таможенной декларации на товар и вынужденной оплатой хранения товара.
Определениями суда от 16.04.2014 к участию в качестве второго ответчика привлечена - Федеральная таможенная служба (далее - Таможенная служба).
По заявлению общества "Уралспецсталь" 03.06.2014 судом принят отказ от иска в части требований к таможенному органу на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 10.06.2014 (судья Киселев Ю.К.) производство по делу прекращено в части требований к таможенному органу. В удовлетворении иска в части требований о взыскании заявленных убытков со службы отказано, исходя из отсутствия правовых оснований для взыскания возникших у общества "Уралспецсталь" расходов по хранению товаров в сумме 3 204 руб. 88 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 (судьи Грибиниченко О.Г., Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Уралспецсталь" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что неправомерность действий таможенного органа, факт наличия убытков, причиненных обществу "Уралспецсталь", и причинно-следственная связь между несением убытков и действиями таможенного органа материалами дела подтверждены.
Таможенный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом "Уралспецсталь" 05.02.2014 в 18 час 02 мин с применением электронной формы декларирования в Верх-Исетский таможенный пост подана декларация на товары (далее - декларация); таможенным органом 06.02.2014 в 10 час 59 мин был выдан лист отказа в регистрации декларации общества "Уралспецсталь", причиной которого послужило наличие ошибок в заполнении декларации.
В этот же день общество "Уралспецсталь" еще трижды подавало декларацию, в регистрации которой налоговым органом было отказано с ссылкой на наличие ошибок в заполнении настоящей декларации, в частности, при проверке декларации, поданной 06.02.2014 в 16 час 02 мин, таможенным органом вновь обнаружены ошибки, в связи с чем, в 17 час 52 мин был оформлен лист отказа в регистрации декларации; основанием для отказа в регистрации послужило нарушение требований, предусмотренных подп. 4 п. 4 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного Союза, с пояснением, что в составе товара N 2 указаны товары разного коммерческого наименования.
Из материалов дела усматривается, что 07.02.2014 общество "Уралспецсталь" обратилось на прием к начальнику таможенного поста; повторно поданной обществом "Уралспецсталь" декларации на товары присвоен регистрационный номер 10502070/070214/0001475 и после завершения процедуры таможенного оформления 10.02.2014 товар был выпущен для внутреннего потребления.
Ссылаясь на неправомерные действия таможенного органа, выразившиеся в незаконном отказе 06.02.2014 и в несвоевременной регистрации декларации на товар 07.02.2014, которые повлекли возникновение убытков в виде вынужденной оплаты за хранение товара на складе временного хранения 08.02.2014 и 09.02.2014 (суббота, воскресенье) в сумме 3 204 руб. 88 коп. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества "Уралспецсталь" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из отсутствия правовых и фактических оснований для признания оспариваемых действий таможенного органа недействительным.
Выводы судов являются правильными, соответствующими требованиям действующего законодательства и основанными на материалах дела.
В силу ст. 175 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. По мотивированному запросу декларанта либо таможенного представителя отдельные таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, могут совершаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов.
Согласно ч. 1 ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения о товарах, их таможенной процедуре и другие сведения, необходимые для таможенных целей.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем; сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с Таможенного кодекса Таможенного Союза.
В соответствии со ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий; с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Приказом Федеральной таможенной службы от 12.12.2011 N 2499 "Об утверждении порядка фиксирования даты и времени подачи декларации на товары" утвержден Порядок фиксирования даты и времени подачи декларации на товары (далее - Порядок), в соответствии с которым таможенный орган, правомочный регистрировать декларации на товары, обязан зафиксировать дату и время подачи декларации во время работы этого таможенного органа. В случае поступления декларации, подаваемой в электронной форме, в электронную систему таможенных органов вне рабочего времени фиксирование даты и времени подачи такой декларации осуществляется незамедлительно с момента возобновления работы этого таможенного органа. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза (п. 3 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного Союза).
Согласно Инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262 (далее - Инструкция N 262) дата и время подачи декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется должностным лицом таможенного органа в журнале регистрации декларации в бумажном и (или) электронном виде, форма и порядок ведения которого устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза.
Для принятия решения о регистрации декларации должностное лицо в срок, не превышающий двух часов с момента подачи декларации, проверяет наличие либо отсутствие оснований для отказа в регистрации декларации, предусмотренных п. 4 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного Союза, а именно: 1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации; 2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом; 3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные ст. 180 - 182 Таможенного кодекса Таможенного Союза; 4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме; 5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
В случае отсутствия оснований для отказа в регистрации декларации должностное лицо в течение срока, указанного в п. 5 настоящей Инструкции, присваивает декларации регистрационный номер, формируемый в установленном порядке. При наличии оснований для отказа в регистрации декларации должностное лицо до истечения вышеуказанного срока оформляет лист отказа в регистрации декларации с обязательным указанием причин отказа в регистрации декларации.
В целях реализации положений Инструкции N 262 приказом Федеральной таможенной службы от 13.12.2011 N 2506 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией и отказом в регистрации декларации на товары (далее - Инструкция N 2506).
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу положений п. 2, 3 ст. 25 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации; вред, причиненный лицам правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Из системного толкования ст. 16 и ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Основанием для взыскания убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц, является, в частности, наличие у заявителя убытков; противоправный характер решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, наличие причинно-следственной связи между решением, действием (бездействием) таможенного органа либо его должностного лица и наступившим вредом (убытками).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 05.02.2014 в 18 час 02 мин в Верх-Исетский таможенный пост обществом "Уралспецсталь" была подана первая декларация на товары с применением электронной формы декларирования.
Настоящая декларация была принята к рассмотрению лишь 06.02.2014 в 09 час 00 мин, так как рабочий день таможенного органа 05.02.2014 закончился в 18 час 00 мин; мотивированного запроса о регистрации декларации вне времени работы таможенного органа от общества "Уралспецсталь" не поступало.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки сведений, содержащихся в декларации, таможенным органом установлено, что указанный обществом "Уралспецсталь" курса валюты является неверным, в связи с чем, 06.02.2014 в 10 час 59 мин должностным лицом таможенного поста сформирован и направлен обществу "Уралспецсталь" лист отказа в регистрации декларации на основании подп. 3 п. 4 ст. 190 и подп. 6 п. 2 ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза.
Также из материалов дела видно, что 06.02.2014 общество "Уралспецсталь" еще трижды подавало настоящую декларацию, а именно: в 11 час 08 мин, в 13 час 19 мин и в 16 час 02 мин.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в первых двух случаях при проверке декларации было обнаружено, что в графе 25 декларации обществом "Уралспецсталь" указан код вида транспортного средства на границе "10" - морской транспорт, однако в графе 21 декларации вместо наименования морского судна указан номер контейнера, в связи с чем, 06.02.2014 в 13 час 06 мин и в 15 час 15 мин были оформлены листы отказа в регистрации декларации на основании подп. 3 п. 4 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного Союза - в декларации не были указаны сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 Таможенного кодекса Таможенного Союза, а именно, сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров (подп. 3 п. 2 ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза); сведения, указанные в декларациях, содержащие ошибки, обществом "Уралспецсталь" не оспаривались.
Судами установлено, что при проверке декларации, поданной в третий раз, должностное лицо таможенного органа обнаружило, что товар N 2 (описание в графе 31 декларации - "Резак, горелка ручная для газовой сварки и резки металлов: 1. РЕЗАК ГАЗОВЫЙ, артикул: РЗП-Р, количество: 300 ШТ 2. РЕЗАК ГАЗОВЫЙ, артикул: РЗП-РУ, количество: 150 ШТ 3. РЕЗАК ГАЗОВЫЙ, артикул: РЗП-В, количество: 720 ШТ 4. РЕЗАК ГАЗОВЫЙ, артикул: РЗП-ВУ, количество: 300 ШТ 5. ГОРЕЛКА ГАЗОВОЗДУШНАЯ, артикул: КТ-12, количество: 600 ШТ 6. ГОРЕЛКА ГАЗОВОЗДУШНАЯ, артикул: КТ-839, количество: 600 ШТ 7. ГОРЕЛКА ГАЗОВОЗДУШНАЯ, артикул: КТ-842, количество: 200 ШТ 8. ГОРЕЛКА ГАЗОВОЗДУШНАЯ, артикул: КТ-401, количество: 204 ШТ 9. ГОРЕЛКА ГАЗОВОЗДУШНАЯ, артикул: КТ-09, количество: 300 ШТ.) продекларирован как один товар, в то время как, товары являются разного коммерческого наименования, на основании чего, должностным лицом в 17 час 52 мин вновь было отказано обществу "Уралспецсталь" в регистрации декларации, оформив при этом лист отказа в регистрации настоящей декларации.
При этом, в графе 33 декларации указан классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС 8468 10 000 0, к которому, согласно данной подсубпозиции относится товар "Горелки газовые с дутьем, ручные".
В соответствии с п. 6 Инструкции о порядке заполнения декларации на товар, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - инструкция N 257), как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений. Указанные товары, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларируются как один товар, если дополнительно к вышеперечисленным условиям товары имеют один товарный знак, марку, модель, артикул и обладают одинаковыми техническими и (или) коммерческими характеристиками.
Из материалов дела усматривается, что 07.02.2014 представители общества "Уралспецсталь" обратились на прием к начальнику Верх-Исетского таможенного поста Екатеринбургской таможни с вопросом о разъяснении порядка регистрации декларации, и одновременно представили для обозрения техническую документацию на товар N 2, пояснив, что декларируемый товар "Резак, горелка ручная для газовой сварки и резки металлов", несмотря на различное наименование и описание, является одним товаром - горелками газовыми с дутьем, ручными; в тот же день 07.02.2014 в 13 час 27 мин общество "Уралспецсталь" вновь подало ту же декларацию с тем же самым описанием товара N 2, которая была принята и зарегистрирована под номером 10502070/070214/0001475.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что заявленное обществом "Уралспецсталь" описание товара N 2 не являлось препятствием для регистрации декларации, следовательно, предшествовавшие действия должностного лица таможенного органа 06.02.2014 в 17 час 52 мин по отказу в регистрации той же декларации на основании подп. 4 п. 4 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного Союза (декларация составлена не по установленной форме) не являлись правомерными.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судами верно отмечено, что правовых оснований, предусмотренных ст. 15, 16 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 25 Закона N 311-ФЗ для взыскания заявленных обществом убытков, ввиду отсутствия причинно-следственной связи между решением, действием (бездействием) таможенного органа либо его должностного лица и наступившим вредом (убытками) не установлено.
Судами также отмечено и материалами дела подтверждено, что после регистрации спорной декларации, в ходе осуществления таможенного контроля, в том числе сведений, указанных в декларации, должностным лицом таможенного органа у общества "Уралспецсталь" были запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации; обществу "Уралспецсталь" выставлены требования на корректировку сведений, заявленных в декларации, а именно: 07.02.2014 в 15 час 55 мин обществу "Уралспецсталь" выставлено требование о необходимости заполнить в соответствии с Инструкцией N 257 в декларации графы 18, 21, 44 (товары N 1 - 5), графу 36 (товары N 2, 4), графу 31 (товары N 1 - 5), ДТС (поле N 4); 10.02.2014 в 10 час 58 мин выставлено повторное требование о необходимости заполнить графы декларации: 18, 21, 44 (товары N 1 - 5), 36 (товар N 2, 4), графу 31 (товары N 1 - 5), указать производителя по артикулам; 10.02.2014 в 17 час 32 мин выставлено требование о неверном заполнении графы 44 декларации (товары N 1 - 5) и в 18 час 11 мин - требование о неверном заполнении ДТС-1 по дате инвойса (поле 4).
Выпуск товаров осуществлен таможенным органом 10.02.2014 после устранения обществом "Уралспецсталь" выявленных нарушений, что не оспаривается обществом.
В соответствии с п. 1 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды сделали правильный вывод о том, что выпуск товаров осуществлен таможенным органом 10.02.2014 после устранения обществом "Уралспецсталь" всех выявленных таможенным органом нарушений в установленный срок, соответствующий п. 1 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Иные доводы общества "Уралспецсталь", изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом "Уралспецсталь" требований.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2014 по делу N А60-8286/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралспецсталь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.В.ВДОВИН
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
С.Н.ВАСИЛЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)