Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2014 ПО ДЕЛУ N А56-64135/2013

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. по делу N А56-64135/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Першин А.С. по доверенности от 01.04.2014
от заинтересованного лица: Ионина Д.Ю. по доверенности от 27.12.2013, Андреюшкова О.М. по доверенности от 13.03.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8745/2014) ООО "Новиком" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2014 по делу N А56-64135/2013 (судья Захаров В.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Новиком"
к Балтийская таможня
о признании незаконными действий

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" (ОГРН 1107847063202; адрес: Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, д. 2/30, литер А; далее - ООО "НОВИКОМ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (адрес: 198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32 А; далее - таможенный орган, таможня), выразившиеся в проведении таможенного досмотра товаров, заявленных в ДТ N 10216120/280813/0052877 в объеме 100 процентов.
Решением от 19.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "НОВИКОМ" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, таможенным органом неправомерно произведен таможенный досмотр товаров в объеме 100 процентов, в то время как в отношении перевозимого обществом товара всегда должно применяться выборочное взвешивание вне зависимости от заданного объема (10, 50 или 100%). Общество указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что выборочное взвешивание свидетельствует о том, что взвешиванию подвергнут товар в объеме 10%, и фактически таможенным органом необоснованно произведен досмотр 100% товаров.
В судебном заседании представитель ООО "НОВИКОМ" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Балтийской таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на таможенный пост Гавань 28.08.2013 на товар "древесные плиты с ориентированной стружкой", находящийся в контейнерах NNMSCU7267130, FSCU6260513, MSCU8202827, MSCU8186496, INKU6690116, MSCU7554320, INKU6539753, TEXU5604492, CRXU9118271, CARU9965234, MSCU9908248, MSCU7840560, TGHU8089368, MSCU9181375, TTNU9823137 ООО "НОВИКОМ" подана декларация на товар N 10216120/280813/0052877.
В связи с тем, что 28.08.2013 должностным лицом таможенного поста выявлен риск возможного содержания в документах неполных и (или) противоречивых сведений, а также сведений, вызывающих сомнения в их достоверности, на основании профиля риска N 11/10000/25062013/03169 уполномоченным должностным лицом таможенного поста Гавань принято решение о проведении таможенного досмотра.
Докладной запиской от 28.08.2013 определен объем таможенного досмотра 10%, степень таможенного досмотра:
- - выборочное взвешивание;
- - пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием.
В тот же день ООО "НОВИКОМ" в порядке статьи 108 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) вручено требование о транспортировке контейнеров в место проведения таможенного досмотра.
29.08.2013 проведен таможенный досмотр товара по ДТ N 10216120/280813/0052877, находящегося в указанных контейнерах.
Посчитав, что таможенным органом фактически произведен таможенный досмотр 100% декларируемых товаров, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий таможни.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности ООО "НОВИКОМ" нарушения прав и законных интересов общества проведенным таможенным досмотром, а также пришел к выводу о несоответствии доводов заявления общества фактическим обстоятельствам дела, поскольку досмотр произведен в объеме 10%.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, и об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "НОВИКОМ".
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В обоснование незаконности действий таможни общество указывает на то, что таможенный орган без достаточных оснований фактически провел 100% таможенный досмотр в отношении поступившего товара, тогда как должен был ограничиться таможенным досмотром в объеме 10%.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 ТК ТС, одной из основных задач таможенного органа является проведение таможенного контроля.
В соответствии со статьей 4 ТК ТС таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 96 ТК ТС предусмотрено, что при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта.
В соответствии с подп. 31 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 94 ТК ТС под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза; и при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 95 ТК ТС таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Пунктом 6 статьи 94 ТК ТС установлено, что при проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.
Порядок организации и проведения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, необходимых для таможенного контроля, имеет правовое значение и закреплен нормативно.
В силу положений статьи 108 ТК ТС по требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары (пункт 1). Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары (пункт 2). Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов (пункт 3).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) деятельность таможенных органов основана на определенных принципах, в том числе ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле (пункт 5), недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела (пункт 7), совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации (пункт 8).
Согласно части 1 статьи 116 ТК ТС таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажом или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения: сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении; причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров; результаты таможенного досмотра; иные сведения, предусмотренные формой акта (часть 7 статьи 116 ТК ТС).
Согласно пункту 3 статьи 161 Закона N 311-ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.
Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров, утвержденная Приказом ФТС России от 04.07.2013 N 1240 (далее - Инструкция N 1240), и действовавшая на момент проведения таможенного досмотра товаров ООО "НОВИКОМ" по ДТ N 10216120/280813/0052877, определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при организации, проведении и оформлении результатов таможенного досмотра до выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 2.1.5 Инструкции N 1240 поручение о таможенном досмотре содержит сведения о цели, объеме и степени таможенного досмотра исходя из требований действующего профиля риска, а в случае если действующим профилем риска не установлены конкретные характеристики таможенного досмотра, - сведения о цели, объеме и степени таможенного досмотра, определенные лицом, принявшим решение о проведении таможенного досмотра, указанные в докладной записке. При этом должностное лицо, принимающее решение о проведении таможенного досмотра, исходит из принципа достаточности характеристик таможенного досмотра для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Допускается при отсутствии определенных сведений, необходимых для формирования поручения (например, о месте проведения досмотра), их указание после подписания поручения по мере поступления необходимой информации.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что объем таможенного досмотра определяется таможенным органом исходя из сведений, указанных в докладной записке, а также с целью недопущения нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров.
Пунктом 3.1.17 Инструкции N 1240 установлено, что вскрытие грузовых мест предусматривает нарушение их целостности и средств их идентификации с последующим извлечением отдельных единиц товаров из их упаковки (ящиков, коробок и т.п.), из технологических емкостей, специально изготовленных тайников для получения возможности контроля за количеством и наименованием, определения страны происхождения и получения других сведений о товарах, выявления товаров, перемещаемых под видом других товаров.
В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.2 Инструкции N 1240 таможенный досмотр проводится в объеме и степени таможенного досмотра, установленных поручением. Изменение объема и степени таможенного досмотра допускается только по решению должностного лица, уполномоченного принимать решение о его проведении, в порядке, установленном Инструкцией. При этом составление нового АТДО не требуется.
Таможенный досмотр может проводиться в объеме 10, 50 и 100% от общего количества товаров, составляющих товарную партию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.2.3 Инструкции.
Количество товара определяется должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, в количестве штук либо других единицах измерения, в которых обычно измеряется товар, подвергаемый таможенному досмотру. Определение количества производится расчетным путем перед проведением таможенного досмотра на основе данных о количестве товаров, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении должностного лица, проводящего таможенный досмотр (в том числе дополнительно представленных). Исходя из установленного объема таможенного досмотра количество товара определяется для каждого наименования товара, имеющего один товарный знак, марку, модель, расфасовку, упаковку и обладающего одинаковыми техническими и (или) коммерческими характеристиками.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Инструкции N 1240 степень таможенного досмотра указывает на то, какие действия необходимо произвести с тем количеством товара, которое определено исходя из указанного объема таможенного досмотра. Если поручением установлена необходимость пересчета грузовых мест, то производится пересчет всех грузовых мест товара, предъявленного к таможенному досмотру.
Взвешивание, вскрытие грузовых мест и пересчет количества предметов в грузовых местах производится только в отношении количества товара, определенного в соответствии с пунктом 3.2.2 Инструкции. Если поручением предусмотрено выборочное применение данных характеристик степени таможенного досмотра, то конкретные объекты досмотра и их количество в рамках уже определенного объема определяет должностное лицо, проводящее таможенный досмотр.
В соответствии с актом таможенного досмотра (осмотра) N 10216120/290813/001893 от 29.08.2013 таможенным органом при проведении таможенного досмотра вскрыто 15 грузовых мест с выборочным взвешиваем трех штук древесных плит из каждого вскрытого грузового места. Данный факт подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается. Таким образом, тот факт, что таможенный орган выставил на досмотровую площадку и вскрыл 15 контейнеров не свидетельствует о проведении таможенного досмотра в объеме 100%, поскольку указанные действия осуществлялись таможней в порядке пункта 3.2.4 Инструкции N 1240 и являются степенью таможенного досмотра. Выборочное взвешивание трех штук древесных плит из каждого вскрытого грузового места является объемом таможенного досмотра и составляет менее 10 процентов от общего количества грузовых мест перемещаемой партии товара.
При таких обстоятельствах, арбитражным судом первой инстанции сделаны правильные выводы о правомерности действий таможенного органа при проведении таможенного досмотра товаров ООО "НОВИКОМ" по ДТ N 10216120/280813/0052877, поскольку таможней не нарушены нормы таможенного законодательства. Доводы апелляционной жалобы, в связи с изложенным, отклоняются апелляционным судом как необоснованные и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 февраля 2014 года по делу N А56-64135/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новиком" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА

Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)