Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2014 ПО ДЕЛУ N А06-7280/2013

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу N А06-7280/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.12.2013 (судья Мирекина Е.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-7280/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Капитал", г. Астрахань (ИНН 3015056555, ОГРН 1023000825660) к Астраханской таможне о признании незаконным бездействия и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 793 232 рублей 09 копеек,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ" (далее - ООО "КАПИТАЛ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Астраханской таможне о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по заявлению от 01.07.2013 N 3 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 793 232 рублей 09 копеек по контракту от 01.02.2007 N 643/00950285/00020:
- ДТ N 10311020/220811/0003887 в сумме 15 148 рублей 17 копеек, уплаченных платежным поручением от 01.08.2011 N 712;
- ДТ N 10311020/200911/0004341 в сумме 16 108 рублей 47 копеек, уплаченных платежным поручением от 19.09.2011 N 857;
- ДТ N 10311020/161111/0005232 в сумме 16 316 рублей 47 копеек, уплаченных платежным поручением от 15.11.2011 N 1033, от 07.11.2011 N 1006;
- ДТ N 10311020/160112/0000086 в сумме 16 707 рублей 55 копеек, уплаченных платежным поручением от 12.01.2012 N 2;
- ДТ N 10311020/160312/0000855 в сумме 29 795 рублей 96 копеек, уплаченных платежным поручением от 14.03.2012 N 215;
- ДТ N 10311020/160312/0000856 в сумме 29 795 рублей 96 копеек, уплаченных платежным поручением от 14.03.2012 N 215;
- ДТ N 10311020/050412/0001181 в сумме 29 949 рублей 66 копеек, уплаченных платежным поручением от 02.04.2012 N 258;
- ДТ N 10311020/050412/0001184 в сумме 29 949 рублей 66 копеек, уплаченных платежным поручением от 04.04.2012 N 264, от 30.01.2012 N 83, от 23.12.2011 N 1188;
- ДТ N 10311020/120412/0001313 в сумме 59 149 рублей 72 копеек, уплаченных платежным поручением от 11.04.2012 N 286, от 02.04.2012 N 258;
- ДТ N 10311020/230412/0001472 в сумме 142 861 рублей 50 копеек, уплаченных платежным поручением от 20.04.2012 N 326;
- ДТ N 10311020/120412/0001315 в сумме 97 031 рублей 87 копеек, уплаченных платежным поручением от 11.04.2012 N 286;
- - по контракту N 643/00950285/00022 заключенного 16.07.2007 между ООО "Каспиян" и компанией "KHORAMAE GONOB BORAZJAN СО":
- ДТ N 10311020/221111/0005324 в сумме 160 146 рублей 74 копеек, уплаченной платежным поручением от 18.11.2011 N 1045;
- ДТ N 10311020/081111/0005078 в сумме 150 270 рублей 36 копеек, уплаченной платежным поручением от 07.11.2001 N 1006.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014, признано незаконным бездействие Астраханской таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по ТД:
N 10311020/220811/0003887, N 10311020/200911/0004341,
N 10311020/161111/0005232, N 10311020/160112/0000086,
N 10311020/160312/0000855, N 10311020/160312/0000856,
N 10311020/050412/0001181, N 10311020/050412/0001184,
N 10311020/120412/0001313, N 10311020/230412/0001472,
N 10311020/120412/0001315, N 10311020/221111/0005324,
N 10311020/081111/0005078.
Суд обязал Астраханскую таможню возвратить ООО "КАПИТАЛ" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 767 728 рублей 14 копеек. В остальной части заявленных требований отказано.
Кроме того, суд взыскал с Астраханской таможни в пользу ООО "КАПИТАЛ" судебные расходы по оплате госпошлины в размере 20 354 рублей 55 копеек и расходы по оплате услуг представителя в размере 35 000 рублей.
В кассационной жалобе Астраханская таможня с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом таможенный орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку к заявлению ООО Капитал" не были приложены предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. По мнению Астраханской таможни, права и законные интересы общества не были нарушены и не подлежат защите в суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как возврат заявления без рассмотрения не препятствует плательщику вновь обратиться в таможенный орган с указанным заявлением.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом с ограниченной ответственностью "Каспиян" (с 03.09.2012 - ООО "КАПИТАЛ") (покупатель) и компанией "SHOKOH BONAB" (продавец) 01.02.2007 был заключен контракт N 643/00950285/00020. В соответствии с соглашением от 18.03.2010 к контракту продавец поставляет покупателю виноград сушеный по цене 1,0 долларов США за один килограмм.
Соглашением от 25.01.2011 к контракту N 643/00950285/00020, предусмотрена поставка фиников сушеных по цене 0,60 долларов США за один килограмм.
Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что расчеты производятся в долларах США. Оплата товара производится в порядке предварительной оплаты или в срок не позднее чем через 180 календарных дней со дня его поставки, если товар поставлен до оплаты.
Кроме того, 16.07.2007 между обществом с ограниченной ответственностью "Каспиян" (с 03.09.2012 - ООО "КАПИТАЛ") (покупатель) и компанией "KHORAMAE GONOB BORAZJAN СО" (продавец) был заключен контракт N 643/00950285/00022.
В соответствии с соглашением от 09.11.2010 к указанному контракту продавец поставляет покупателю финики по цене 0,60 долларов США за один килограмм.
Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что расчеты производятся в долларах США. Сторонами может быть согласована оплата товара в определенной части путем встречной поставки товаров покупателем. Оплата товара производится в порядке предварительной оплаты или в срок, не позднее, чем через 180 календарных дней со дня его поставки, если товар поставлен до оплаты.
Из материалов дела усматривается, что по контракту от 01.02.2007 N 643/00950285/00020 ООО "КАПИТАЛ" подало в Астраханскую таможню следующие декларации на товары:
- - ДТ N 10311020/220811/0003887 (товар - виноград сушеный без семян, вес нетто - 20 000 кг, вес брутто - 20 940 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами;
- - ДТ N 10311020/200911/0004341 (товар - виноград сушеный без семян, вес нетто - 20 000 кг, вес брутто - 20 920 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами;
- - ДТ N 10311020/161111/0005232 (товар - виноград сушеный без семян, вес нетто - 20 000 кг, вес брутто - 20 860 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами;
- - ДТ N 10311020/160112/0000086 (товар - виноград сушеный без семян, вес нетто - 20 000 кг, вес брутто - 21 140 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами;
- - ДТ N 10311020/160312/0000855 (товар - виноград сушеный без семян, вес нетто - 20 000 кг, вес брутто - 20 900 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами;
- - ДТ N 10311020/160312/0000856 (товар - виноград сушеный без семян, вес нетто - 20 000 кг, вес брутто - 21 010 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами;
- - ДТ N 10311020/050412/0001181 (товар - виноград сушеный без семян, вес нетто - 20000 кг, вес брутто - 20 920 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами;
- - ДТ N 10311020/050412/0001184 (товар - виноград сушеный без семян, вес нетто - 20 000 кг, вес брутто - 20 810 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами;
- - ДТ N 10311020/120412/0001313 (товар - виноград сушеный без семян, вес нетто - 40 000 кг, вес брутто - 42 220 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами.
По соглашению от 25.01.2011 к контракту N 643/00950285/00020 ООО "КАПИТАЛ" подало в Астраханскую таможню следующие декларации на товары:
- - ДТ N 10311020/230412/0001472 (товар - финики сушеные, вес нетто - 60 000 кг, вес брутто - 62 700 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами;
- - ДТ N 10311020/120412/0001315 (товар - финики сушеные, вес нетто - 40 000 кг, вес брутто - 41 800 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами.
По контракту N 643/00950285/00022 ООО "КАПИТАЛ" подало в Астраханскую таможню следующие декларации на товары:
- - ДТ N 10311020/221111/0005324 (товар - финики сушеные, вес нетто - 60 000 кг, вес брутто - 63 150 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами;
- - ДТ N 10311020/081111/0005078 (товар - финики сушеные, вес нетто - 60 000 кг, вес брутто - 63 150 кг) - по стоимости сделки с ввозимым товарами.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости заявителем в таможенный орган был представлен пакет документов, в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса таможенного союза, необходимых для проверки ДТ, а именно: контракты, инвойсы, паспорта сделки, дополнительные соглашения и т.д.
Таможенный орган, посчитав, что имеются признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании по ДТ сведения могут являться недостоверными, принял решение о проведении дополнительной проверки, которым запросил у общества дополнительные документы.
Запрашиваемые документы заявителем в таможенный орган представлены не были.
Не согласившись с применением заявителем первого метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, Астраханская таможня осуществила корректировку таможенной стоимости по вышеуказанным декларациям, что повлекло дополнительную уплату таможенных платежей:
по контракту от 01.02.2007 N 643/00950285/00020 по ДТ:
- - N 10311020/220811/0003887 в сумме 15 148 рублей 17 копеек;
- - N 10311020/200911/0004341 в сумме 16 108 рублей 47 копеек;
- - N 10311020/161111/0005232 в сумме 16 316 рублей 47 копеек;
- - N 10311020/160112/0000086 в сумме 16 707 рублей 55 копеек;
- - N 0311020/160312/0000855 в сумме 29 795 рублей 96 копеек;
- - N 10311020/160312/0000856 в сумме 29 795 рублей 96 копеек;
- - N 10311020/050412/0001181 в сумме 29 949 рублей 66 копеек;
- - N 10311020/050412/0001184 в сумме 29 949 рублей 66 копеек;
- - N 10311020/120412/0001313 в сумме 59 149 рублей 72 копеек;
- - N 10311020/230412/0001472 в сумме 142 861 рублей 50 копеек;
- - N 10311020/120412/0001315 в сумме 97 031 рубля 87 копеек;
- по контракту от 16.07.2007 N 643/00950285/00022:
- - N 10311020/221111/0005324 в сумме 160 146 рублей 74 копеек;
- - N 10311020/081111/0005078 в сумме 150 270 рублей 36 копеек.
Общая сумма денежных средств, дополнительно уплаченных заявителем по вышеприведенным декларациям на товары, составила 793 232 рубля 09 копеек.
Впоследствии заявитель, полагая, что полностью подтвердил заявленную таможенную стоимость по цене сделки, а решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости не соответствуют действующему законодательству, 01.07.2013 обратился с заявлением в Астраханскую таможню о возврате излишне уплаченных сумм по вышеприведенным декларациям на товары.
Письмом от 05.07.2013 N 15-51/9710 Астраханская таможня оставила заявление общества без рассмотрения, указав на отсутствие документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных платежей по декларациям, в данном случае, документа, отменяющего принятую в процессе осуществления таможенных операций корректировку таможенной стоимости.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Капитал" в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Астраханской таможни и возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 793 232 рублей 09 копеек.
Судебные инстанции признали бездействие таможенного органа незаконным, а таможенные платежи в размере 767 728 рублей 14 копеек - подлежащими возврату заявителю как излишне уплаченные.
При этом судами установлено, что у таможенного органа не имелось оснований для истребования у декларанта дополнительных документов, поскольку первоначально представленные обществом документы подтверждали таможенную стоимость товаров, определенную по цене сделки с ввозимыми товарами, и не содержали признаков недостоверности.
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Частью 1 статьи 4 соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением. Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной обществом таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Как следует из материалов дела, основанием для корректировки таможенной стоимости по спорным декларациям послужило то обстоятельство, что согласно мониторинг-анализу стоимость товаров превышает цены сделок по рассматриваемым ДТ. В связи с чем, таможенным органом у декларанта были запрошены дополнительные документы, которые не были им представлены, что послужило причиной отказа в применении основного метода определения таможенной стоимости товаров.
Между тем судами установлено, что представление таких документов не предусмотрено перечнем документов, указанным в решении Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров". Суды обоснованно пришли к выводу о том, что непредставление заявителем запрошенных таможенным органом документов не может свидетельствовать о недостоверности и неполноте представленных им Астраханской таможне документов и сведений в отношении поставки товаров по рассматриваемым ДТ.
В силу пункта 21 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 14.02.2011 N 272, расхождение между заявленной декларантом таможенной стоимостью и имеющейся в таможенном органе ценовой информацией не является основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров без выяснения причин такого расхождения в порядке, установленном Инструкцией.
Судебными инстанциями установлено, что цена товара, поставленного по спорным ДТ, соответствует цене, указанной в представленных декларантом в Астраханскую таможню документах (контрактах с приложением, инвойсах, товаросопроводительных документах). В них также указано количество поставляемого товара. Документальное подтверждение цены сделок позволяет определить структуру таможенной стоимости товара по цене сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, как правильно указано судами, Астраханская таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними. В свою очередь, со стороны декларанта были представлены все необходимые документы, предусмотренные приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, подтверждающие правомерность определения таможенной стоимости по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с вывозимыми товарами". У таможенного органа отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости и, соответственно, доначисления таможенных платежей.
Поскольку безусловных доказательств, подтверждающих недостоверность указанных сведений, таможней не представлено, то факт непредставления заявителем таможенному органу дополнительно запрошенных документов также не свидетельствует о законности действий по корректировке таможенной стоимости.
Незаконная корректировка таможенной стоимости повлекла за собой необоснованное увеличение размера таможенных платежей на 767 728 рублей 14 копеек, которые являются излишне уплаченными и согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат возврату в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Из материалов дела усматривается, что перечень документов, приложенных обществом к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, соответствует требованиям части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Поскольку факт излишней уплаты таможенных платежей подтвержден материалами дела, и обществом не пропущен установленный частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" трехлетний срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для оставления заявления ООО "Капитал" без рассмотрения и невозвращения спорной суммы.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 по делу N А06-7280/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)