Судебные решения, арбитраж
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем Окишевой Д.С. рассмотрел в судебном заседании 24.02.2015 дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Завод конвейерного оборудования "Горняк" (ИНН 6674345362, ОГРН 1096674024150, далее - общество)
к Екатеринбургской таможне (далее - таможня)
о признании недействительным решения.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Алиева С.Ш. (доверенность от 19.01.2015 N 02/С-15);
- таможни - Петрова Ю.В. (доверенность от 12.01.2015 N 7), Курмис О.Е. (доверенность от 12.01.2015 N 15).
Общество 04.12.2014 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями признать недействительным решения Верх-Исетского таможенного поста таможни от 21.11.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных обществом по декларации на товары N 10502070/200814/0010026, и обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 145 994 рубля 09 копеек.
Таможня требования не признала, указав, что оспариваемое решение было принято на основании того, что представленные обществом документы не устранили признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товара. Таким образом, решение соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав общества, оснований для возврата уплаченных таможенных платежей не имеется.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
На основании внешнеторгового контракта купли-продажи от 19.03.2014 N 0314031901, заключенного с компанией Zonfa Electric (Tongling) Heart Precision Industry CO., LTD (Китай), общество ввезло на территорию Российской Федерации товар, и представил в Верх-Исетский таможенный пост таможни декларацию (ДТ) N 10502070/200814/0010026 на товары: изделия из черных металлов, штампованные, различных размеров для производства конвейерных роликов: корпуса АРТ. ТК6203-89ММ-2,5ММ - 9072 шт., АРТ. 6203-108ММ-2.5ММ - 7776 шт., АРТ. 6204-89ММ-2.5ММ - 9072 шт., АРТ. ТК6204-108ММ-2.5ММ - 7776 шт., АРТ. ТК6205-108ММ-2.5ММ - 7776 шт., АРТ. 6205-127ММ-ЗММ - 9072 шт., АРТ. ТК6206-127ММ-ЗММ - 20000 шт., АРТ. ТК6306-127ММ-ЗММ - 20000 шт., СТАЛЬНАЯ КРЫШКА АРТ. ТК204 - 15000 шт., АРТ. ТК205 - 20000 шт., АРТ. ТК206 - 20000 шт., АРТ. ТК306 - 20000 шт. общей стоимостью 58216,39 долларов США. Таможенная стоимость товара определена обществом, исходя из цены сделки.
В ходе проверки декларации таможенный орган посчитал, что представленные документы являются недостаточными для подтверждения таможенной стоимости товара, и требуют подтверждения (уточнения).
Требованием от 21.08.2014 обществу предложено в срок до 19.10.2014 предоставить дополнительные документы и в срок до 30.08.2014 представить обеспечение уплаты доначисленных таможенных платежей в размере 145994,09 руб.
Данная сумма перечислена обществом на реквизиты таможенного органа, что подтверждается таможенной распиской N ТР 3346152.
21.08.2014 товар выпущен с обеспечением уплаты таможенных платежей.
Письмом от 13.10.2014 N 168 общество представило в таможенный орган дополнительные документы.
21.11.2014 таможенный орган принял окончательное решение о корректировке таможенной стоимости товаров. В результате корректировки таможенной стоимости сумма доначисленных платежей составила 145994,09 руб.
Полагая, что данное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как дополнительные платежи увеличивают себестоимости приобретенных товаров, что в свою очередь увеличивает стоимость производимой продукции заявителя, тем самым снижается конкурентоспособность заявителя на рынке, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить частично.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таким международным договором является заключенное между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан заключено Соглашение от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение), которое ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Статьей 4 Соглашения предусмотрено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения, при соблюдении предусмотренных статьей 4 Соглашения условий.
Согласно статье 4 Соглашения такими условиями являются:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Декларант (таможенный представитель) имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В силу пункта 2 статьи 2 Соглашения в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
По смыслу приведенных положений Соглашения таможенная стоимость ввозимых товаров должна признаваться соответствующей стоимости сделки с этими товарами до тех пор, пока таможенным органом не будет неопровержимо доказано несоблюдение условий, предусмотренных статьей 4 Соглашения, либо сфальсифицированность (неподлинность) документов, представленных декларантом (таможенным представителем) в целях определения таможенной стоимости товаров, либо недостоверность содержащихся в них сведений.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 утверждены Правила применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) (далее - Правила), которые определяют, в частности, условия применения метода 1.
Так в силу п. 6 Правил в случаях если ввозимые товары не являются предметом купли-продажи, для целей определения их таможенной стоимости метод 1 не применяется. В частности, такие случаи имеют место при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза: по безвозмездным договорам, в частности по договорам дарения, безвозмездной поставки (например, договор безвозмездной поставки рекламных, выставочных образцов); по договорам аренды; по посредническим договорам, в частности по договору комиссии, договору консигнации, агентскому договору, не содержащим цену, по которой товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза; по договорам займа, товарного кредита, по которым товары или эквивалентные им товары подлежат возврату собственнику; для проведения экспертизы, оценки (подтверждения) соответствия (в том числе исследований, испытаний, проверок, экспериментов и показа свойств и характеристик); в качестве вклада в уставный капитал (фонд).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что таможенная стоимость ввозимых товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 2 и пунктом 3 статьи 5 Соглашения определяется по методу 1 при наличии достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в том числе информации, необходимой для подтверждения цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, и осуществления дополнительных начислений к этой цене.
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами. Так, могут иметь место сделки, по условиям которых покупатель, несмотря на то что он стал новым собственником товаров, ограничен в своих правах на указанные товары. Наличие ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение ввозимыми товарами не исключает применения метода 1, если такие ограничения: установлены совместным решением органов Таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров.
- Если ограничение прав покупателя на пользование и распоряжение ввозимыми товарами оказывает существенное влияние на цену товаров, то такая цена, измененная под влиянием индивидуальных условий конкретной сделки купли-продажи, не может использоваться для определения таможенной стоимости товаров по методу 1. Например, продавец осуществляет продажу товаров по более низкой цене при условии, что покупатель будет их использовать только в благотворительных целях;
б) продажа ввозимых товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено. Метод 1 не применяется, если сделка купли-продажи предусматривает условие, которое влияет на продажу или цену ввозимых товаров, но при этом определить и документально подтвердить его количественное (то есть в стоимостном выражении) влияние на цену этих товаров не представляется возможным.
В частности, при осуществлении сделки купли-продажи может предусматриваться следующее: продавец устанавливает цену на ввозимые товары при условии, что покупатель купит также и другие товары в определенных количествах; цена на ввозимые товары устанавливается в зависимости от цены (цен), по которой покупатель ввозимых товаров продает другие товары продавцу ввозимых товаров; цена устанавливается на основе формы платежа, не связанной с ввозимыми товарами, например, когда ввозимые товары являются полуфабрикатами, которые предоставляются продавцом на условии, что покупатель передаст продавцу определенное количество готовой продукции; цена на ввозимые товары устанавливается в зависимости от предоставления покупателем продавцу этих товаров определенных услуг.
В таких случаях на цену ввозимых товаров оказывают влияние определенные условия индивидуального характера, связанные с конкретной продажей определенному покупателю. Таким образом, имеет место некоторое отклонение от обычной торговой практики на свободном, конкурентном рынке соответствующих товаров.
В случае если возможно осуществить стоимостную оценку условия сделки, необходимо сделать соответствующую поправку к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при расчете таможенной стоимости ввозимых товаров. В этом случае метод 1 применим.
- Наличие условий, относящихся к производству или маркетингу ввозимых товаров, не исключает применения метода 1, в том числе если покупатель предоставляет продавцу проектную документацию, выполненную на таможенной территории Таможенного союза, или осуществляет маркетинг ввозимых товаров за свой счет (в том числе и по договоренности с продавцом) и расходы на маркетинг не входят в стоимость сделки;
в) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом либо использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления. Так, условиями сделки купли-продажи может быть предусмотрено, что покупатель обязан перечислить продавцу определенную часть выручки от последующей продажи ввозимых товаров.
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктами 4, 4.1 и 4.2 статьи 4 Соглашения.
Пунктом 2 статьи 65 ТК ТС предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
Статьей 66 ТК ТС определено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (ст. 67 ТК ТС).
В соответствии с положениями статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Таким образом, основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров является наличие у таможенного органа доказательств того, что декларантом заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров.
По смыслу статей 2, 4 Соглашения и пунктов 7, 8 Правил при определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом стоимости товара или в правильности выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и (или) в правильности определения таможенной стоимости товаров, а иметь в наличии безусловные, неопровержимые доказательства указанных обстоятельств.
В соответствии с разъяснениями, которые даны постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" (далее - постановление ВАС РФ N 29) под несоблюдением установленного таможенным законодательством условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений (п. 1).
Согласно пункту 5 постановления ВАС РФ N 29, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.
Как следует из материалов дела, таможня мотивировала оспариваемое решение тем, что представленные обществом документы по решению о проведении дополнительной проверки не являются достаточными для подтверждения заявленной таможенной стоимости и не могут быть приняты к рассмотрению таможенным органом для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Вместе с тем суд считает данный вывод таможни необоснованным.
Основным видом деятельности общества является производство конвейерных роликов.
В ходе проведения таможенных операций связанных с помещением товаров под таможенную процедуру обществом для подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости были представлены следующие документы:
- - внешнеторговый контракт N 0314031901 от 19.03.2014;
- - инвойс N 2014HD-13 от 24.06.2014;
- - упаковочный лист к инвойсу;
- - п/поручение N 1 от 11.04.2013;
- - счет-фактура за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров N 3006284 от 24.06.2014;
- - железнодорожная накладная N ЭП727457, N ЭП727571 от 30.07.2014;
- - коносамент N ULSH.1406343 от 05.07.2014;
- - п/поручение N 207 от 25.06.2014 на оплату транспортных расходов.
Согласно п. 4 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок), контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (далее - СУР). В соответствие с п. 5 Порядка, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Выбор таможенных операций, осуществляемых уполномоченным должностным лицом таможенного органа (далее - должностное лицо) при контроле таможенной стоимости товаров, производится в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза по результатам использования СУР.
В соответствии с п. 11 Порядка, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - далее Кодекса) любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
При проведении документального контроля по вышеуказанной ДТ таможенным органом была выявлена вероятность заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товара N 1 - изделия из черных металлов, штампованные, различных размеров, для производства конвейерных роликов, выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров. Заявленная ТС товара N 1 по ДТ N 10502070/200814/0010026 составила 2 185 367,7 рублей (ИТС - 1,75 $/кг).
Таможенным органом сообщено декларанту о необходимости проведения дополнительной проверки в отношении документов и сведений, представленных в качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, о чем было принято решение 21.08.2014 г.
Одновременно с решением о проведении дополнительной проверки, в соответствии с п. 16 Порядка, декларанту была доведена сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров - 145994.09 руб.
В соответствии с п. 14 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
Примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении N 3 к Порядку.
У декларанта таможней дополнительно запрошены следующие документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ:
- - оригинал либо нотариально заверенная копия экспортной декларации страны вывоза с отметками таможенных органов с переводом;
- - прайс-листы завода-изготовителя, заверенные ТПП страны происхождения; - ведомости банковского контроля;
- - бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта);
- - официальные письменные разъяснения причин значительного отличия заявленной таможенной стоимости от ценовой информации таможенного органа;
- - имеющаяся документально подтвержденная информация о таможенной стоимости идентичных или однородных ввезенных ранее товаров, об их цене на внутреннем рынке РФ;
- - пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки; - документы, по которым проводилось декларирование идентичных или однородных товаров, стоимость которых определялась методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на территорию ТС покупателям, не взаимосвязанным с продавцом;
- - оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;
- - сведения о материале изготовления товара - марка, химический состав материала; - информация о стоимости материала, из которого изготовлен товар на мировых рынках и на рынке страны происхождения товара;
- Срок предоставления дополнительных документов установлен до 19.10.2014.
В ответ на решение о проведении дополнительной проверки декларант письмом от 21.08.2014 исх. N 102 уведомил об отсутствии возможности представить запрошенные документы в сроки, установленные ст. 196 ТК ТС и о согласии на выпуск товара N 1 с обеспечением уплаты таможенных платежей. После получения согласия 21.08.2014 был осуществлен выпуск товаров по ДТ: товар N 1 - выпуск с обеспечением уплаты таможенных платежей, товар N 2 - окончательный выпуск.
Дополнительные документы по решению о проведении дополнительной проверки были представлены обществом 17.10.2014, а именно: - официальные письменные разъяснения причин значительного отличия заявленной таможенной стоимости от ценовой информации таможенного органа; - пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки; - ведомость банковского контроля; - бухгалтерские документы об оприходовании товаров - приходный ордер по форме М-4 N 175, оборотно-сальдовая ведомость по счету 10.02; - калькуляция себестоимости; - декларация на предыдущую поставку идентичного товара N 10502070/300114/0001108; - прайс-лист ZONFA ELECTRIC; - прайс-лист общества; - прайс-листы ООО "Партнер" и ООО "Кран-Комплект".
21.11.2014 таможенным постом было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
В обоснование принятого решения таможенный орган сослался на следующее:
1) в документах, представленных для подтверждения заявленной таможенной стоимости и представленных в ходе таможенного декларирования товара, информация не корреспондируется между собой;
2) запрошенные в ходе дополнительной проверки документы и сведения представлены не в полном объеме, не представлены: информация о стоимости материала, из которого изготовлен товар на мировых рынках и на рынке страны происхождения товара; сведения о материале изготовления товара - марка, химический состав материала; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; оригинал либо нотариально заверенная копия экспортной декларации страны вывоза с отметками таможенных органов с переводом.
Суд считает доводы таможни подлежащими отклонению в силу следующего.
В соответствии с Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда от 19.04.2005 N 13643/04 и от 19.06.2007 N 3323/07 предусмотренная законом обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона или обычая делового оборота.
В контракте N 0314031901 от 19.03.2014 не предусмотрено условие о предоставлении продавцом покупателю копии экспортной декларации.
Кроме того, экспортная декларация не включена нормами действующего таможенного законодательства в число документов, которые необходимы для ввоза и таможенного оформления товара. Право таможни запрашивать от декларанта экспортную декларацию, не означает, что непредоставление экспортной декларации может рассматриваться в качестве доказательства недостоверности заявленной таможенной стоимости.
Ранее в январе 2014 года общество ввезло идентичный товар по ДТ N 10502070/300114/0001108 по цене 1,5 $/кг. Таможенным органом 03.02.2014 таможенная декларация была принята, выпуск товара разрешен. Таможней принято решение о проведении дополнительной проверки. 07.04.2014 дополнительная проверка таможенной стоимости завершена, заявленная таможенная стоимость товара принята без корректировки таможенной стоимости.
Прайс-лист производителя предоставлен декларанту, только на те товары, на которые он был запрошен. Кроме того, продавец пояснил, что запрашиваемая информация является его внутренней коммерческой тайной и не подлежит разглашению третьим лицам. Прайс-лист на те товары, которые приобретены обществом, продавец предоставил.
Кроме того, условия поставки конкретной партии товара, согласованные сторонами путем направления продавцом оферты (счета, инвойса) и его акцепта покупателем, не обязательно должны соответствовать публичному прайс-листу (при его наличии).
Довод таможни о том, что документы на оплату не подтверждают факта оплаты товара по конкретной поставке, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, пунктом 13 контракта от 19.03.2014 N 0314031901 предусмотрено, что оплата производится в размере 30% от стоимости товара оговоренного в инвойсе, и должна быть произведена в качестве авансового платежа в течение 7 дней после его согласования. Остальные 70% от стоимости товара, указанной в инвойсе, должны быть перечислены до момента загрузки.
Инвойс согласован 19.03.2014, оплата произведена 11.04.2014 в размере 24 270 долларов США, или 30% с указанием назначения платежа - Контракт N 0314031901 от 19/03/2014. Второй платеж в сумме 50 312,88 долларов США, или 70% произведен 11.06.2014.
В соответствии с п. 11 контракта при отгрузке вся информация о товаре отражается в инвойсе, а в соответствии с п. 12 контракта одновременно с отгрузкой товара продавец должен выслать покупателю инвойс, в котором указаны наименование товара и упаковочный лист.
У общества имеются два инвойса: от 19.03.2014 и от 24.06.2014, как и предусмотрено контрактом. Инвойс от 24.06.2014, действительно, не содержит никаких дополнительных условий, однако в инвойсе от 19.03.2014 имеется информация об оплате, и сроке поставки (что является существенным условием договора поставки). Таким образом, оплата произведена обществом после подписания контракта и согласования инвойса. Первый авансовый платеж произведен 11.04.2014, так как паспорт сделки оформлен только 09.04.2014.
Представленные обществом прайс-листы двух других производителей идентичных товаров - ООО "Партнер" и ООО "Кран-Комплект" свидетельствуют о том, что стоимость выпускаемого товара у конкурентов ниже, чем у общества.
Довод таможни о том, что бухгалтерские документы не корреспондируют между собой, также не соответствует действительности, так как в приходном ордере указана стоимость 146350,34 руб. стоимость без дополнительных расходов. В оборотно-сальдовой ведомости по счету 10.02 указана стоимость с учетом прямых затрат, влияющих на себестоимость продукции, а именно 173139,65 руб.
Таможня определила стоимость товара на основании ст. 10 Соглашения на основании однородного товара. Вместе с тем они имеют различные условия поставки: по контракту общества - FOB - SHANGHAI, у однородного товара - DAP Суйфэньхэ, различные фирмы-изготовители, а также различное описание. Отсутствует информация о качественных характеристиках товара и иные коммерческие условия, в том числе количество поставляемого товара. Таким образом, разница таможенной стоимости товара, заявленная декларантом и указанная таможней в качестве аналога, не может сама по себе свидетельствовать о недостоверности заявленной обществом таможенной стоимости товара.
На основании изложенного суд считает, что таможня не представила доказательств невозможности применения обществом 1-го метода определения таможенной стоимости.
Принятое таможенным органом решение является незаконным, нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Требование общества обязать таможню возвратить сумму излишне уплаченных таможенных платежей следует оставить без рассмотрения по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено договором или федеральным законом.
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей предусмотрен ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в соответствии с которой излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Поскольку общество не обращалось в таможню с заявлением о возврате спорной суммы таможенных платежей, в порядке, определенном 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком не соблюден.
Судебные расходы общества в сумме 2000 руб. по уплате государственной пошлины следует взыскать с таможни.
Руководствуясь ст. 110, п. 2 ч. 1 ст. 148, ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Требования общества с ограниченной ответственностью "Завод конвейерного оборудования "Горняк" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Верх-Исетского таможенного поста Екатеринбургской таможни от 21.11.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных обществом по декларации на товары N 10502070/200814/0010026.
В остальной части оставить требования без рассмотрения.
2. Взыскать с Екатеринбургской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Завод конвейерного оборудования "Горняк" судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.03.2015 ПО ДЕЛУ N А60-53255/2014
Разделы:Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N А60-53255/2014
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем Окишевой Д.С. рассмотрел в судебном заседании 24.02.2015 дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Завод конвейерного оборудования "Горняк" (ИНН 6674345362, ОГРН 1096674024150, далее - общество)
к Екатеринбургской таможне (далее - таможня)
о признании недействительным решения.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Алиева С.Ш. (доверенность от 19.01.2015 N 02/С-15);
- таможни - Петрова Ю.В. (доверенность от 12.01.2015 N 7), Курмис О.Е. (доверенность от 12.01.2015 N 15).
Общество 04.12.2014 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями признать недействительным решения Верх-Исетского таможенного поста таможни от 21.11.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных обществом по декларации на товары N 10502070/200814/0010026, и обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 145 994 рубля 09 копеек.
Таможня требования не признала, указав, что оспариваемое решение было принято на основании того, что представленные обществом документы не устранили признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товара. Таким образом, решение соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав общества, оснований для возврата уплаченных таможенных платежей не имеется.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
На основании внешнеторгового контракта купли-продажи от 19.03.2014 N 0314031901, заключенного с компанией Zonfa Electric (Tongling) Heart Precision Industry CO., LTD (Китай), общество ввезло на территорию Российской Федерации товар, и представил в Верх-Исетский таможенный пост таможни декларацию (ДТ) N 10502070/200814/0010026 на товары: изделия из черных металлов, штампованные, различных размеров для производства конвейерных роликов: корпуса АРТ. ТК6203-89ММ-2,5ММ - 9072 шт., АРТ. 6203-108ММ-2.5ММ - 7776 шт., АРТ. 6204-89ММ-2.5ММ - 9072 шт., АРТ. ТК6204-108ММ-2.5ММ - 7776 шт., АРТ. ТК6205-108ММ-2.5ММ - 7776 шт., АРТ. 6205-127ММ-ЗММ - 9072 шт., АРТ. ТК6206-127ММ-ЗММ - 20000 шт., АРТ. ТК6306-127ММ-ЗММ - 20000 шт., СТАЛЬНАЯ КРЫШКА АРТ. ТК204 - 15000 шт., АРТ. ТК205 - 20000 шт., АРТ. ТК206 - 20000 шт., АРТ. ТК306 - 20000 шт. общей стоимостью 58216,39 долларов США. Таможенная стоимость товара определена обществом, исходя из цены сделки.
В ходе проверки декларации таможенный орган посчитал, что представленные документы являются недостаточными для подтверждения таможенной стоимости товара, и требуют подтверждения (уточнения).
Требованием от 21.08.2014 обществу предложено в срок до 19.10.2014 предоставить дополнительные документы и в срок до 30.08.2014 представить обеспечение уплаты доначисленных таможенных платежей в размере 145994,09 руб.
Данная сумма перечислена обществом на реквизиты таможенного органа, что подтверждается таможенной распиской N ТР 3346152.
21.08.2014 товар выпущен с обеспечением уплаты таможенных платежей.
Письмом от 13.10.2014 N 168 общество представило в таможенный орган дополнительные документы.
21.11.2014 таможенный орган принял окончательное решение о корректировке таможенной стоимости товаров. В результате корректировки таможенной стоимости сумма доначисленных платежей составила 145994,09 руб.
Полагая, что данное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как дополнительные платежи увеличивают себестоимости приобретенных товаров, что в свою очередь увеличивает стоимость производимой продукции заявителя, тем самым снижается конкурентоспособность заявителя на рынке, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить частично.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таким международным договором является заключенное между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан заключено Соглашение от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение), которое ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Статьей 4 Соглашения предусмотрено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения, при соблюдении предусмотренных статьей 4 Соглашения условий.
Согласно статье 4 Соглашения такими условиями являются:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Декларант (таможенный представитель) имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В силу пункта 2 статьи 2 Соглашения в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
По смыслу приведенных положений Соглашения таможенная стоимость ввозимых товаров должна признаваться соответствующей стоимости сделки с этими товарами до тех пор, пока таможенным органом не будет неопровержимо доказано несоблюдение условий, предусмотренных статьей 4 Соглашения, либо сфальсифицированность (неподлинность) документов, представленных декларантом (таможенным представителем) в целях определения таможенной стоимости товаров, либо недостоверность содержащихся в них сведений.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 утверждены Правила применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) (далее - Правила), которые определяют, в частности, условия применения метода 1.
Так в силу п. 6 Правил в случаях если ввозимые товары не являются предметом купли-продажи, для целей определения их таможенной стоимости метод 1 не применяется. В частности, такие случаи имеют место при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза: по безвозмездным договорам, в частности по договорам дарения, безвозмездной поставки (например, договор безвозмездной поставки рекламных, выставочных образцов); по договорам аренды; по посредническим договорам, в частности по договору комиссии, договору консигнации, агентскому договору, не содержащим цену, по которой товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза; по договорам займа, товарного кредита, по которым товары или эквивалентные им товары подлежат возврату собственнику; для проведения экспертизы, оценки (подтверждения) соответствия (в том числе исследований, испытаний, проверок, экспериментов и показа свойств и характеристик); в качестве вклада в уставный капитал (фонд).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что таможенная стоимость ввозимых товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 2 и пунктом 3 статьи 5 Соглашения определяется по методу 1 при наличии достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в том числе информации, необходимой для подтверждения цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, и осуществления дополнительных начислений к этой цене.
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами. Так, могут иметь место сделки, по условиям которых покупатель, несмотря на то что он стал новым собственником товаров, ограничен в своих правах на указанные товары. Наличие ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение ввозимыми товарами не исключает применения метода 1, если такие ограничения: установлены совместным решением органов Таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров.
- Если ограничение прав покупателя на пользование и распоряжение ввозимыми товарами оказывает существенное влияние на цену товаров, то такая цена, измененная под влиянием индивидуальных условий конкретной сделки купли-продажи, не может использоваться для определения таможенной стоимости товаров по методу 1. Например, продавец осуществляет продажу товаров по более низкой цене при условии, что покупатель будет их использовать только в благотворительных целях;
б) продажа ввозимых товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено. Метод 1 не применяется, если сделка купли-продажи предусматривает условие, которое влияет на продажу или цену ввозимых товаров, но при этом определить и документально подтвердить его количественное (то есть в стоимостном выражении) влияние на цену этих товаров не представляется возможным.
В частности, при осуществлении сделки купли-продажи может предусматриваться следующее: продавец устанавливает цену на ввозимые товары при условии, что покупатель купит также и другие товары в определенных количествах; цена на ввозимые товары устанавливается в зависимости от цены (цен), по которой покупатель ввозимых товаров продает другие товары продавцу ввозимых товаров; цена устанавливается на основе формы платежа, не связанной с ввозимыми товарами, например, когда ввозимые товары являются полуфабрикатами, которые предоставляются продавцом на условии, что покупатель передаст продавцу определенное количество готовой продукции; цена на ввозимые товары устанавливается в зависимости от предоставления покупателем продавцу этих товаров определенных услуг.
В таких случаях на цену ввозимых товаров оказывают влияние определенные условия индивидуального характера, связанные с конкретной продажей определенному покупателю. Таким образом, имеет место некоторое отклонение от обычной торговой практики на свободном, конкурентном рынке соответствующих товаров.
В случае если возможно осуществить стоимостную оценку условия сделки, необходимо сделать соответствующую поправку к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при расчете таможенной стоимости ввозимых товаров. В этом случае метод 1 применим.
- Наличие условий, относящихся к производству или маркетингу ввозимых товаров, не исключает применения метода 1, в том числе если покупатель предоставляет продавцу проектную документацию, выполненную на таможенной территории Таможенного союза, или осуществляет маркетинг ввозимых товаров за свой счет (в том числе и по договоренности с продавцом) и расходы на маркетинг не входят в стоимость сделки;
в) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом либо использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления. Так, условиями сделки купли-продажи может быть предусмотрено, что покупатель обязан перечислить продавцу определенную часть выручки от последующей продажи ввозимых товаров.
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктами 4, 4.1 и 4.2 статьи 4 Соглашения.
Пунктом 2 статьи 65 ТК ТС предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
Статьей 66 ТК ТС определено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (ст. 67 ТК ТС).
В соответствии с положениями статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Таким образом, основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров является наличие у таможенного органа доказательств того, что декларантом заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров.
По смыслу статей 2, 4 Соглашения и пунктов 7, 8 Правил при определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом стоимости товара или в правильности выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и (или) в правильности определения таможенной стоимости товаров, а иметь в наличии безусловные, неопровержимые доказательства указанных обстоятельств.
В соответствии с разъяснениями, которые даны постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" (далее - постановление ВАС РФ N 29) под несоблюдением установленного таможенным законодательством условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений (п. 1).
Согласно пункту 5 постановления ВАС РФ N 29, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.
Как следует из материалов дела, таможня мотивировала оспариваемое решение тем, что представленные обществом документы по решению о проведении дополнительной проверки не являются достаточными для подтверждения заявленной таможенной стоимости и не могут быть приняты к рассмотрению таможенным органом для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Вместе с тем суд считает данный вывод таможни необоснованным.
Основным видом деятельности общества является производство конвейерных роликов.
В ходе проведения таможенных операций связанных с помещением товаров под таможенную процедуру обществом для подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости были представлены следующие документы:
- - внешнеторговый контракт N 0314031901 от 19.03.2014;
- - инвойс N 2014HD-13 от 24.06.2014;
- - упаковочный лист к инвойсу;
- - п/поручение N 1 от 11.04.2013;
- - счет-фактура за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров N 3006284 от 24.06.2014;
- - железнодорожная накладная N ЭП727457, N ЭП727571 от 30.07.2014;
- - коносамент N ULSH.1406343 от 05.07.2014;
- - п/поручение N 207 от 25.06.2014 на оплату транспортных расходов.
Согласно п. 4 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок), контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (далее - СУР). В соответствие с п. 5 Порядка, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Выбор таможенных операций, осуществляемых уполномоченным должностным лицом таможенного органа (далее - должностное лицо) при контроле таможенной стоимости товаров, производится в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза по результатам использования СУР.
В соответствии с п. 11 Порядка, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - далее Кодекса) любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
При проведении документального контроля по вышеуказанной ДТ таможенным органом была выявлена вероятность заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товара N 1 - изделия из черных металлов, штампованные, различных размеров, для производства конвейерных роликов, выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров. Заявленная ТС товара N 1 по ДТ N 10502070/200814/0010026 составила 2 185 367,7 рублей (ИТС - 1,75 $/кг).
Таможенным органом сообщено декларанту о необходимости проведения дополнительной проверки в отношении документов и сведений, представленных в качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, о чем было принято решение 21.08.2014 г.
Одновременно с решением о проведении дополнительной проверки, в соответствии с п. 16 Порядка, декларанту была доведена сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров - 145994.09 руб.
В соответствии с п. 14 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
Примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении N 3 к Порядку.
У декларанта таможней дополнительно запрошены следующие документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ:
- - оригинал либо нотариально заверенная копия экспортной декларации страны вывоза с отметками таможенных органов с переводом;
- - прайс-листы завода-изготовителя, заверенные ТПП страны происхождения; - ведомости банковского контроля;
- - бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта);
- - официальные письменные разъяснения причин значительного отличия заявленной таможенной стоимости от ценовой информации таможенного органа;
- - имеющаяся документально подтвержденная информация о таможенной стоимости идентичных или однородных ввезенных ранее товаров, об их цене на внутреннем рынке РФ;
- - пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки; - документы, по которым проводилось декларирование идентичных или однородных товаров, стоимость которых определялась методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на территорию ТС покупателям, не взаимосвязанным с продавцом;
- - оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;
- - сведения о материале изготовления товара - марка, химический состав материала; - информация о стоимости материала, из которого изготовлен товар на мировых рынках и на рынке страны происхождения товара;
- Срок предоставления дополнительных документов установлен до 19.10.2014.
В ответ на решение о проведении дополнительной проверки декларант письмом от 21.08.2014 исх. N 102 уведомил об отсутствии возможности представить запрошенные документы в сроки, установленные ст. 196 ТК ТС и о согласии на выпуск товара N 1 с обеспечением уплаты таможенных платежей. После получения согласия 21.08.2014 был осуществлен выпуск товаров по ДТ: товар N 1 - выпуск с обеспечением уплаты таможенных платежей, товар N 2 - окончательный выпуск.
Дополнительные документы по решению о проведении дополнительной проверки были представлены обществом 17.10.2014, а именно: - официальные письменные разъяснения причин значительного отличия заявленной таможенной стоимости от ценовой информации таможенного органа; - пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки; - ведомость банковского контроля; - бухгалтерские документы об оприходовании товаров - приходный ордер по форме М-4 N 175, оборотно-сальдовая ведомость по счету 10.02; - калькуляция себестоимости; - декларация на предыдущую поставку идентичного товара N 10502070/300114/0001108; - прайс-лист ZONFA ELECTRIC; - прайс-лист общества; - прайс-листы ООО "Партнер" и ООО "Кран-Комплект".
21.11.2014 таможенным постом было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
В обоснование принятого решения таможенный орган сослался на следующее:
1) в документах, представленных для подтверждения заявленной таможенной стоимости и представленных в ходе таможенного декларирования товара, информация не корреспондируется между собой;
2) запрошенные в ходе дополнительной проверки документы и сведения представлены не в полном объеме, не представлены: информация о стоимости материала, из которого изготовлен товар на мировых рынках и на рынке страны происхождения товара; сведения о материале изготовления товара - марка, химический состав материала; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; оригинал либо нотариально заверенная копия экспортной декларации страны вывоза с отметками таможенных органов с переводом.
Суд считает доводы таможни подлежащими отклонению в силу следующего.
В соответствии с Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда от 19.04.2005 N 13643/04 и от 19.06.2007 N 3323/07 предусмотренная законом обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона или обычая делового оборота.
В контракте N 0314031901 от 19.03.2014 не предусмотрено условие о предоставлении продавцом покупателю копии экспортной декларации.
Кроме того, экспортная декларация не включена нормами действующего таможенного законодательства в число документов, которые необходимы для ввоза и таможенного оформления товара. Право таможни запрашивать от декларанта экспортную декларацию, не означает, что непредоставление экспортной декларации может рассматриваться в качестве доказательства недостоверности заявленной таможенной стоимости.
Ранее в январе 2014 года общество ввезло идентичный товар по ДТ N 10502070/300114/0001108 по цене 1,5 $/кг. Таможенным органом 03.02.2014 таможенная декларация была принята, выпуск товара разрешен. Таможней принято решение о проведении дополнительной проверки. 07.04.2014 дополнительная проверка таможенной стоимости завершена, заявленная таможенная стоимость товара принята без корректировки таможенной стоимости.
Прайс-лист производителя предоставлен декларанту, только на те товары, на которые он был запрошен. Кроме того, продавец пояснил, что запрашиваемая информация является его внутренней коммерческой тайной и не подлежит разглашению третьим лицам. Прайс-лист на те товары, которые приобретены обществом, продавец предоставил.
Кроме того, условия поставки конкретной партии товара, согласованные сторонами путем направления продавцом оферты (счета, инвойса) и его акцепта покупателем, не обязательно должны соответствовать публичному прайс-листу (при его наличии).
Довод таможни о том, что документы на оплату не подтверждают факта оплаты товара по конкретной поставке, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, пунктом 13 контракта от 19.03.2014 N 0314031901 предусмотрено, что оплата производится в размере 30% от стоимости товара оговоренного в инвойсе, и должна быть произведена в качестве авансового платежа в течение 7 дней после его согласования. Остальные 70% от стоимости товара, указанной в инвойсе, должны быть перечислены до момента загрузки.
Инвойс согласован 19.03.2014, оплата произведена 11.04.2014 в размере 24 270 долларов США, или 30% с указанием назначения платежа - Контракт N 0314031901 от 19/03/2014. Второй платеж в сумме 50 312,88 долларов США, или 70% произведен 11.06.2014.
В соответствии с п. 11 контракта при отгрузке вся информация о товаре отражается в инвойсе, а в соответствии с п. 12 контракта одновременно с отгрузкой товара продавец должен выслать покупателю инвойс, в котором указаны наименование товара и упаковочный лист.
У общества имеются два инвойса: от 19.03.2014 и от 24.06.2014, как и предусмотрено контрактом. Инвойс от 24.06.2014, действительно, не содержит никаких дополнительных условий, однако в инвойсе от 19.03.2014 имеется информация об оплате, и сроке поставки (что является существенным условием договора поставки). Таким образом, оплата произведена обществом после подписания контракта и согласования инвойса. Первый авансовый платеж произведен 11.04.2014, так как паспорт сделки оформлен только 09.04.2014.
Представленные обществом прайс-листы двух других производителей идентичных товаров - ООО "Партнер" и ООО "Кран-Комплект" свидетельствуют о том, что стоимость выпускаемого товара у конкурентов ниже, чем у общества.
Довод таможни о том, что бухгалтерские документы не корреспондируют между собой, также не соответствует действительности, так как в приходном ордере указана стоимость 146350,34 руб. стоимость без дополнительных расходов. В оборотно-сальдовой ведомости по счету 10.02 указана стоимость с учетом прямых затрат, влияющих на себестоимость продукции, а именно 173139,65 руб.
Таможня определила стоимость товара на основании ст. 10 Соглашения на основании однородного товара. Вместе с тем они имеют различные условия поставки: по контракту общества - FOB - SHANGHAI, у однородного товара - DAP Суйфэньхэ, различные фирмы-изготовители, а также различное описание. Отсутствует информация о качественных характеристиках товара и иные коммерческие условия, в том числе количество поставляемого товара. Таким образом, разница таможенной стоимости товара, заявленная декларантом и указанная таможней в качестве аналога, не может сама по себе свидетельствовать о недостоверности заявленной обществом таможенной стоимости товара.
На основании изложенного суд считает, что таможня не представила доказательств невозможности применения обществом 1-го метода определения таможенной стоимости.
Принятое таможенным органом решение является незаконным, нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Требование общества обязать таможню возвратить сумму излишне уплаченных таможенных платежей следует оставить без рассмотрения по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено договором или федеральным законом.
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей предусмотрен ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в соответствии с которой излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Поскольку общество не обращалось в таможню с заявлением о возврате спорной суммы таможенных платежей, в порядке, определенном 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком не соблюден.
Судебные расходы общества в сумме 2000 руб. по уплате государственной пошлины следует взыскать с таможни.
Руководствуясь ст. 110, п. 2 ч. 1 ст. 148, ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Требования общества с ограниченной ответственностью "Завод конвейерного оборудования "Горняк" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Верх-Исетского таможенного поста Екатеринбургской таможни от 21.11.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных обществом по декларации на товары N 10502070/200814/0010026.
В остальной части оставить требования без рассмотрения.
2. Взыскать с Екатеринбургской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Завод конвейерного оборудования "Горняк" судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)