Судебные решения, арбитраж
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Скалкиной М.А. (доверенность от 09.08.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 103209080264), извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление N 18570 3, 18751 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2013 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 (судьи Смотрова Н.Н., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-7736/2013, установил следующее.
ЗАО "Тандер" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о возврате из федерального бюджета 5 340 365 рублей 16 копеек излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда от 21.06.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.09.2013, требования общества удовлетворены.
Судебные инстанции посчитали возможным применение к спорным правоотношениям общих правил исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество пропустило предусмотренный частью 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) годичный срок для обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенной пошлины. Применение к спорным правоотношениям общего срока исковой давности недопустимо. Правовые позиции, изложенные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, к спорным правоотношениям неприменимы, так как устанавливают определенные положения, комментирующие порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, установленный нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). Вывод о возмещении таможней расходов по уплате государственной пошлины необоснован.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Суд установил, что общество по внешнеторговому контракту от 17.09.2009 N GK-5/3803/09, заключенному с компанией PRONEBAN PRODUCTOS Y NEGOCIOS BANANEROS S.А. по ДТ N 10317100/250311/0004247, ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар - "бананы свежие сорт "кавендиш" зеленые урожай 2011 года".
Платежными поручениями от 24.03.11 N 12031 и 12032 декларант перечислил на расчетный счет таможенного органа 5 340 365 рублей 16 копеек в счет обеспечения уплаты таможенных платежей.
Таможенный орган отказал в выпуске товара по мотиву несоблюдения требований подпункта 1 пункта 2 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), в связи с чем общество обратилось в таможню с заявлением от 14.12.12 N СТО/ОТСиП-1/10057/2012 о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Таможня письмом от 21.01.13 N 13-13/2064 отказала в возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств из-за подачи заявления за пределами установленного частью 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ годичного срока возврата излишне уплаченных платежей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных таможенных платежей.
Принимая обжалуемые судебные акты, судебные инстанции руководствовались статьями 89, 90 Кодекса, статьей 148 Закона N 311-ФЗ, статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О и применили к спорным правоотношениям общие правила исчисления срока исковой давности.
В соответствии с частью 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, норма статьи 78 Налогового кодекса, согласно которой заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, и не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса).
Судебные инстанции сделали вывод о том, что общество трехлетний срок исковой давности не пропустило - право на возврат суммы таможенной пошлины возникло у него на следующей день после отказа в выпуске товара (26.03.2011), а с заявлением в таможню обратилось 06.03.2013.
При этом суд исходил из сформированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О правовой позиции, указав, что в нем подразумевается применение общих правил исчисления срока исковой давности при рассмотрении исков о возврате из бюджета переплаченной суммы обязательного платежа, что является характерным применительно к спорным правоотношениям.
Суд также установил, что наличие переплаты обществом таможенной пошлины подтверждено доказательствами, имеющимися в материалах дела, в доказательство чего сослался на отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей по состоянию на 14.06.2012 и ответ таможни от 06.02.2013.
Однако из последнего документа не следует, что таможенный орган признал наличие у декларанта переплаты, письмо лишь содержит разъяснения об установленном годичном сроке возврата излишне уплаченных таможенных платежей и отсутствие возможности его осуществить по мотиву пропуска срока.
Имеющееся в материалах дела подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов по состоянию на 03.02.2013 свидетельствует лишь об уплате таможенных платежей по ДТ N 10317100/250311/0004247.
В материалах дела отсутствуют сведения об общем балансе расчетов (сальдо расчетов) декларанта с федеральным бюджетом, о возврате денежных средств из которого просит общество, на дату, максимально по времени приближенную к периоду рассмотрения спора по существу, в материалах дела отсутствуют.
Между тем, по общему правилу, установленному статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу части 2 статьи 90 Таможенного кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, информацией об исполнении плательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого декларанта соответствующим таможенным органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм таможенных платежей.
Наличие переплаты в рассматриваемом случае выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате по определенной декларации о товарах, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах плательщика с бюджетами.
Таким образом, обращаясь с требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, именно плательщик должен доказать, что определенным платежным поручением он произвел уплату определенной суммы налога в соответствующий бюджет и при этом задолженность по платежам, зачисляемым в этот же бюджет, отсутствует.
Отсутствие недоимки по спорной таможенной операции и конкретной декларации о товарах в данной ситуации не свидетельствует однозначно об отсутствии у декларанта, активно ввозящего на территорию Таможенного союза импортные товары, совершающего одновременно многочисленные внешнеэкономические сделки, в отношении которых проводятся мероприятия таможенного контроля, задолженности по другим операциям перемещения товаров (работ, услуг).
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у общества на момент возврата излишне уплаченных таможенных платежей недоимки основан на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для устранения указанных недостатков.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу N А32-7736/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 27.12.2013 ПО ДЕЛУ N А32-7736/2013
Разделы:Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2013 г. по делу N А32-7736/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Скалкиной М.А. (доверенность от 09.08.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 103209080264), извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление N 18570 3, 18751 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2013 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 (судьи Смотрова Н.Н., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-7736/2013, установил следующее.
ЗАО "Тандер" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о возврате из федерального бюджета 5 340 365 рублей 16 копеек излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда от 21.06.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.09.2013, требования общества удовлетворены.
Судебные инстанции посчитали возможным применение к спорным правоотношениям общих правил исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество пропустило предусмотренный частью 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) годичный срок для обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенной пошлины. Применение к спорным правоотношениям общего срока исковой давности недопустимо. Правовые позиции, изложенные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, к спорным правоотношениям неприменимы, так как устанавливают определенные положения, комментирующие порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, установленный нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). Вывод о возмещении таможней расходов по уплате государственной пошлины необоснован.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Суд установил, что общество по внешнеторговому контракту от 17.09.2009 N GK-5/3803/09, заключенному с компанией PRONEBAN PRODUCTOS Y NEGOCIOS BANANEROS S.А. по ДТ N 10317100/250311/0004247, ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар - "бананы свежие сорт "кавендиш" зеленые урожай 2011 года".
Платежными поручениями от 24.03.11 N 12031 и 12032 декларант перечислил на расчетный счет таможенного органа 5 340 365 рублей 16 копеек в счет обеспечения уплаты таможенных платежей.
Таможенный орган отказал в выпуске товара по мотиву несоблюдения требований подпункта 1 пункта 2 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), в связи с чем общество обратилось в таможню с заявлением от 14.12.12 N СТО/ОТСиП-1/10057/2012 о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Таможня письмом от 21.01.13 N 13-13/2064 отказала в возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств из-за подачи заявления за пределами установленного частью 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ годичного срока возврата излишне уплаченных платежей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных таможенных платежей.
Принимая обжалуемые судебные акты, судебные инстанции руководствовались статьями 89, 90 Кодекса, статьей 148 Закона N 311-ФЗ, статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О и применили к спорным правоотношениям общие правила исчисления срока исковой давности.
В соответствии с частью 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, норма статьи 78 Налогового кодекса, согласно которой заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, и не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса).
Судебные инстанции сделали вывод о том, что общество трехлетний срок исковой давности не пропустило - право на возврат суммы таможенной пошлины возникло у него на следующей день после отказа в выпуске товара (26.03.2011), а с заявлением в таможню обратилось 06.03.2013.
При этом суд исходил из сформированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О правовой позиции, указав, что в нем подразумевается применение общих правил исчисления срока исковой давности при рассмотрении исков о возврате из бюджета переплаченной суммы обязательного платежа, что является характерным применительно к спорным правоотношениям.
Суд также установил, что наличие переплаты обществом таможенной пошлины подтверждено доказательствами, имеющимися в материалах дела, в доказательство чего сослался на отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей по состоянию на 14.06.2012 и ответ таможни от 06.02.2013.
Однако из последнего документа не следует, что таможенный орган признал наличие у декларанта переплаты, письмо лишь содержит разъяснения об установленном годичном сроке возврата излишне уплаченных таможенных платежей и отсутствие возможности его осуществить по мотиву пропуска срока.
Имеющееся в материалах дела подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов по состоянию на 03.02.2013 свидетельствует лишь об уплате таможенных платежей по ДТ N 10317100/250311/0004247.
В материалах дела отсутствуют сведения об общем балансе расчетов (сальдо расчетов) декларанта с федеральным бюджетом, о возврате денежных средств из которого просит общество, на дату, максимально по времени приближенную к периоду рассмотрения спора по существу, в материалах дела отсутствуют.
Между тем, по общему правилу, установленному статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу части 2 статьи 90 Таможенного кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, информацией об исполнении плательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого декларанта соответствующим таможенным органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм таможенных платежей.
Наличие переплаты в рассматриваемом случае выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате по определенной декларации о товарах, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах плательщика с бюджетами.
Таким образом, обращаясь с требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, именно плательщик должен доказать, что определенным платежным поручением он произвел уплату определенной суммы налога в соответствующий бюджет и при этом задолженность по платежам, зачисляемым в этот же бюджет, отсутствует.
Отсутствие недоимки по спорной таможенной операции и конкретной декларации о товарах в данной ситуации не свидетельствует однозначно об отсутствии у декларанта, активно ввозящего на территорию Таможенного союза импортные товары, совершающего одновременно многочисленные внешнеэкономические сделки, в отношении которых проводятся мероприятия таможенного контроля, задолженности по другим операциям перемещения товаров (работ, услуг).
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у общества на момент возврата излишне уплаченных таможенных платежей недоимки основан на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для устранения указанных недостатков.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу N А32-7736/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Ю.В.МАЦКО
Т.Н.ДРАБО
Ю.В.МАЦКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)