Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.12.2014 ПО ДЕЛУ N А56-34585/2014

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело; Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N А56-34585/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
- от заявителя: Макарова Т.С. по доверенности от 01.04.2014;
- от заинтересованного лица: Тарасова А.А. по доверенности от 20.03.2014 N 05-21/06148; Тарасенко И.Г. по доверенности от 31.10.2014 N 05-21/24367;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22842/2014) ООО "НОВИКОМ" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2014 по делу N А56-34585/2014 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ООО "НОВИКОМ"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным бездействия

установил:

ООО "НОВИКОМ" (191002, Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, д. 2/30, лит. А, далее общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни (194292, Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 40 А, далее - таможенный орган) о продлении сроков выпуска товара, формализованного в графе "С" ДТ N 10009193/040314/0000726, бездействия таможенного органа по направлению в установленные сроки решения о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10009193/040314/0000726 и бездействия таможенного органа, выразившегося в нарушении сроков выпуска товаров по ДТ N 10009193/040314/0000726 в период 06.03.2014.
Решением суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в судебном акте о законности действий таможенного органа по принятию решения о продлении сроков выпуска товара, по направлению решения о дополнительной проверке и недоказанности бездействия таможенного органа по выпуску товаров с нарушением срока, не соответствуют обстоятельствам дела.
Представители таможенного органа в судебном заседании не согласились с доводами апелляционной жалобы общества, возражения изложили в отзыве и просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 04.03.2014 ООО "НОВИКОМ" подало на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) в электронном виде ДТ N 10009193/040314/0000726 с целью оформления товара "погрузчик колесный одноковшовый фронтальный марки Bobcat, модель S175, серия N 525215095" (товар N 1), "погрузчик колесный одноковшовый фронтальный (без ковша), марки Bobcat, модель S175, серия N 525215091" (товар N 2); "погрузчик гусеничный одноковшовый фронтальный (без ковша), марки Bobcat, модель Т300, серия N 525411170" (товар N 3).
05.03.2014 таможенным органом было принято решение о продление сроков выпуска товаров до 14.03.2014, формализованное в графе "С" ДТ N 10009193/040314/0000726. В указанном решении декларанту предлагалось представить оригиналы документов (заверенные копии), подтверждающие сведения, заявленные в ДТ на бумажных носителях.
Письмом от 05.03.2014 N 167 запрашиваемые документы обществом были представлены.
06.03.2014 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости, запрошены все документы, указанные обществом в описи программного обеспечения электронного декларирования в бумажном виде, а также предложено предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 101 007,35 рублей.
06.03.2014 общество направило таможенному органу письмо исх. N 172 о распоряжении денежными средствами, внесенными на счет таможенного органа (п/п N 97 от 28.01.2014, N 78 от 24.01.2014) в сумме 101 007,35 рублей в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Выпуск товара произведен 06.03.2014.
Считая, что принятое таможенным органом решение о продлении сроков выпуска товара, а также бездействия таможенного органа по направлению решения о дополнительной проверке в установленные сроки и нарушению сроков выпуска товаров по ДТ N 10009193/040314/0000726 являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с подп. 3 пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), одной из основных задач таможенного органа является проведение таможенного контроля.
Подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС установлено, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного Союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочное и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (п. 2 ст. 94 ТК ТС).
Согласно статье 128 ТК ТС таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
В силу статьи 129 ТК ТС к объектам анализа риска относятся:
1)товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) транспортные средства международной перевозки;
3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
6) результаты применения форм таможенного контроля.
Согласно положениям части 1 статьи 162 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных производителей и затрагивающих другие важные интересы Таможенного союза и Российской Федерации, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Приказом ФТС России от 26.06.2013 N 1186 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 87 указанной Инструкции риски, содержащиеся в профилях рисков, выявляются уполномоченными должностными лицами таможенных органов или специальными программными средствами при осуществлении таможенных операций и проведении таможенного контроля.
Риски, содержащиеся в профилях рисков, в зависимости от кода технологической операции, указанной в профиле риска, выявляются при совершении таможенных операций, при помещении товаров под таможенную процедуру или иных действиях таможенных органов с отдельными категориями товаров, не подлежащих в соответствии с Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Согласно пункту 93 Инструкции уполномоченные должностные лица таможенного поста при проведении таможенного контроля с использованием СУР осуществляют следующие действия:
1)проводят проверку таможенной декларации (в том числе документов, используемых в качестве декларации на товары) и иных документов, представленных для совершения таможенных операций, а также предварительной информации на предмет выявления рисков;
2) выявляют риски, в том числе содержащиеся в профилях рисков;
3) применяют меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков, в случае выявления рисков в соответствии с пп. 2 настоящего пункта. При этом в случае, если риск в соответствии с профилем риска выявлен в отношении отдельных товаров, заявленных в таможенной декларации, то применение к ним мер по минимизации рисков не препятствует дальнейшей проверке, совершению таможенных операций и выпуску иных товаров, заявленных в этой же таможенной декларации и в отношении которых риск выявлен не был;
4) применяют меры по минимизации рисков без указания в профиле риска, перечень которых приведен в приложении N 13 к Инструкции, с пометкой "Без ПР";
5) заполняют отчет либо журнал учета результатов применения мер по минимизации рисков (далее - Журнал учета) в случаях и порядке, установленном Инструкцией и в соответствии с правилами заполнения отчета и Журнала учета, доведенными ФТС России;
Пунктом 95 Инструкции предусмотрено, что если при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении товаров выявлено одновременно несколько рисков, содержащихся в профилях рисков, перечень мер по минимизации которых частично или полностью повторяется, то меры по минимизации рисков применяются с учетом следующего:
- - подлежат применению все уникальные (неодинаковые) меры по минимизации рисков;
- - повторяющиеся меры по минимизации рисков применяются таким образом, чтобы не допускать повторное применение в отношении одних и тех же товаров (транспортных средств, документов) одинаковых мер по минимизации рисков и обеспечить выполнение указаний, содержащихся во всех профилях рисков, по которым выявлены риски (содержатся в примечаниях к мерам по минимизации рисков и характеристиках типа таможенного досмотра).
Уполномоченные должностные лица таможенного поста по результатам применения мер по минимизации рисков (а также при принятии решения о невыявлении риска или неприменении мер в соответствии с положениями Инструкции) в зависимости от технологической операции заполняют Отчет и Журнал учета.
Как видно из материалов дела, при осуществлении таможенным органом таможенного контроля по ДТ N 10009193/040314/0000726 с использованием системы управления рисками были выявлены:
1) срочный профиль риска N 20/1009/04032014/0924 (1), выявлен на этапе внесения изменений в ДТ. Согласно описанию к профилю риска, в представленных для таможенных целей документах содержатся неполные и (или) противоречивые сведения, а также сведения, вызывающие сомнения в их достоверности. Меры по минимизации рисков: 101, 608, 639.
2) общероссийский профиль риска N 11/1000/25062013/03228 (8) выявлен на этапе регистрации таможенной декларации. Согласно описанию к профилю риска, в представленных для таможенных целей документах содержатся неполные и (или) противоречивые сведения, а также сведения, вызывающие сомнения в их достоверности. Меры по минимизации рисков: 615,639.
3) зональный профиль риска N 13/1000/19022014/08526 (1) выявлен на этапе регистрации таможенной декларации. Согласно описанию к профилю риска, в представленных для таможенных целей документах содержатся неполные и (или) противоречивые сведения, а также сведения, вызывающие сомнения в их достоверности. Меры по минимизации рисков: 103, 615.
Мерой по минимизации рисков "639" предусмотрено направление запроса декларанту о предоставлении оригиналов документов и (или) копий, заверенных в установленном порядке, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме).
В соответствии с пунктом 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Частью 2 статьи 220 Закона N 311-ФЗ установлен не подлежащий расширенному толкованию перечень оснований, в соответствии с которыми допускается продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 220 Закона N 311-ФЗ, продление сроков выпуска товаров допускается в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможным нарушением таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 ст. 162 настоящего Федерального закона, - до получения запрошенных дополнительных документов.
Судом первой инстанции установлено, что решением начальника Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) от 05.03.2014 на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10009193/040314/0000726, были продлены до 14.03.2014 с целью завершения форм таможенного контроля.
С целью принятия мер по минимизации рисков, 05.03.2014 должностным лицом Северо-Западного акцизного т\\п в адрес общества было направлено требование о предоставлении оригиналов электронных документов.
Таким образом, у таможенного органа имелись основания для принятия решения о продлении сроков выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10009193/040314/0000726.
Апелляционный суд не принимает довод апелляционной жалобы о том, что по спорной поставке, в силу пункта 32 Инструкции, утвержденной Приказом ГТК N 1356, документальный контроль при декларировании ввезенного обществом товара должен быть производен в течение 1,5 часов с момента подачи ДТ, поскольку в названном пункте оговорено исключение из данного правила - при условии отсутствия риска.
В рассматриваемом случае в ходе осуществления таможенного контроля по ДТ N 10009193/040314/0000726 таможенным органом был выявлен срочный профиль риска N 20/1009/04032014/0924. Отчет о применении профилей риска представлен в суд первой инстанции.
Относительно доводов общества о бездействии таможенного органа по направлению в установленные сроки решения о проведении дополнительной проверки судом первой инстанции указано на следующее.
В соответствии с примечанием к мере по минимизации рисков "608" предусмотрено принятие структурным подразделением таможни (ЦАТ) решения при проверке таможенной декларации по направлению контроля таможенной стоимости, то есть отделом контроля таможенной стоимости Центральной акцизной таможни.
04.03.2014 в соответствии с подп. 2 пункта 1 приложения N 17 к Инструкции, для принятия решения по ДТ N 10009193/040314/0000726 Северо-Западным т/п было сформировано направление, которое передано посредством специального программного средства в координирующее подразделение Центральной акцизной таможни (далее - ОКТС ЦАТ).
На основании положений статьи 69 ТК ТС и пункта 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок) 06.03.2014 ОКТС ЦАТ принято решение о проведении дополнительной проверки в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10009193/040314/0000726.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции, принятие решения при проверке таможенной декларации производится уполномоченными должностными лицами структурных подразделений таможни путем внесения текста принятого решения (заключения) в Направление и заверения его своей подписью. При декларировании товаров в электронной форме текст заключения вносится в создаваемый электронный документ "Решение по Направлению, принятое структурным подразделением таможни" с использованием специального программного средства с проставлением электронной подписи.
Согласно пункту 11 Инструкции, после получения из таможни направления с отметками о принятых уполномоченными должностными лицами структурных подразделений таможни решениями уполномоченное должностное лицо таможенного поста, осуществляющее документальный контроль ДТ по соответствующим направлениям, обеспечивает исполнение указанных решений.
Решение, указанное в направлении, обязательно для исполнения уполномоченными должностными лицами таможенного поста.
Решение о проведении дополнительной проверки было принято ОКТС ЦАТ 06.03.2014 и в тот же день, в соответствии с пунктом 11 Инструкции направлено обществу посредством специального программного средства.
В апелляционной жалобе общество приводит доводы, касающиеся самой процедуры принятия ОКТС ЦАТ решения о проведении дополнительной проверки, тогда как предметом рассмотрения в настоящем деле является бездействие по направлению данного решения.
Требование общества о признании незаконным бездействия таможенного органа, выразившегося в нарушении сроков выпуска товаров, заявленных по ДТ N 10009193/040314/0000726 в период 06.03.2014 апелляционный суд также считает неосновательным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.
Согласно пункту 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
На основании положений пункта 4 статьи 196 ТК ТС, решением начальника Северо-Западного акцизного т/п от 05.03.2014 сроки выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10009193/040314/0000726, продлены до 14.03.2014 для завершения форм таможенного контроля.
Согласно части 10 статьи 106 Закона N 311-ФЗ, если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В указанном случае выпуск товаров производится таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
В установленном порядке, после завершения таможенного контроля и внесения 06.03.2014 обществом обеспечения уплаты таможенных платежей, таможенным органом в этот же день был осуществлен выпуск товаров по ДТ N 10009193/040314/0000726, что подтверждается штампом "выпуск разрешен" от 06.03.2014 на таможенной декларации.
Таким образом, выводы, изложенные в судебном акте о законности действий таможенного органа по принятию решения о продлении сроков выпуска товара, по направлению решения о дополнительной проверке в установленный законом срок и недоказанности бездействия таможенного органа по выпуску товаров с нарушением срока, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 августа 2014 года по делу А56-34585/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "НОВИКОМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)