Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2015 N 10АП-8142/2015 ПО ДЕЛУ N А41-24457/15

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. по делу N А41-24457/15


Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" - Чирковой Н.В. (представителя по доверенности от 22.04.2013),
от Астраханской таможни - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 11.06.2015 по делу N А41-24457/15, принятое судьей Гейц И.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни (далее - таможни) от 26.02.2015 по делу об административном правонарушении N 10311000-576/2014, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной, статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 15 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.06.2015 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя таможни.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В адрес получателя ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации N 11216419/121014/0628572 (далее - ТД) в зону таможенного контроля Волжского таможенного поста Астраханской таможни перевозчиком - ООО "ТЭП "Белгрузавтотранс" (Белоруссия) на грузовом транспортном средстве АЕ1011-7/А0861А-7 по СМР от 09.10.2014 N 2014-1343-3, инвойсу N 293782С103 17.10.2014 доставлен товар: оборудование для линии нанесения бетонного покрытия на трубы в комплекте: тележка, стоимостью 191 874 Евро, весом брутто 11 600 кг, код ЕТН ВЭД ТС 8424900000, в связи с чем, таможенная процедура таможенного транзита по ДТ N 11216419/121014/0628572 на Волжском таможенном посту была закрыта в 15 часов 24 минуты 17.10.2014 (пятница), что подтверждается оттиском штампа таможни N 281 "Товар поступил" в гр. "Д" ТД.
Данный товар был размещен на временное хранение на складе ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" (разрешение таможни на хранение в ином месте от 20.10.2014 (о 10311/201014/000019/2) согласно отчету о принятии товара на временное хранение по форме ДО1 N 0000002 от 22.10.2014 только 22.10.2014 (среда) в 10 час. 19 мин. (гр. 2 ДО1).
По мнению таможни, обязанность по совершению таможенных операций, связанная помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, в соответствии со статьей 225 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), статьей 237 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), а также с учетом графика работы Волжского таможенного поста, должна быть исполнена Обществом до 10 час. 39 мин. 20.10.2014.
В связи с этим таможня 22.01.2015 составила в отношении общества протокола об административном правонарушении и 26.02.2015 вынесла постановление N 10311000-576/2014 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ, в виде 15 000 рублей штрафа.
Не согласившись с таможней, общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 16.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы.
Склад временного хранения в силу пункта 1 статьи 68 Таможенного кодекса и части 1 статьи 198 Закона о таможенном регулировании является местом временного хранения. Иного назначения для складов временного хранения таможенным законодательством таможенного союза и Российской Федерации не предусмотрено. На СВХ иностранные товары хранятся под таможенным контролем до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 1 статьи 167 Таможенного кодекса).
Согласно статье 169 Таможенного кодекса для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 (одного) часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает перевозчику или иному лицу обладающему полномочиями в отношении товаров или их представителей, подтверждение о регистрации документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Таможенного кодекса и частью 1 статьи 237 Закона о таможенном регулировании таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.
В течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 6 статьи 225 Таможенного кодекса).
Аналогичная норма содержится в части 8 статьи 237 Закона о таможенном регулировании согласно которой перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
Как следует из материалов дела, 17.10.2014 в адрес получателя ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в зону таможенного контроля Волжского таможенного поста Астраханской таможни был доставлен товар: оборудование для линии нанесения бетонного покрытия на трубы в комплекте: тележка, и таможенная процедура таможенного транзита на Волжском таможенном посту была закрыта в 15 часов 24 минуты 17.10.2014 (пятница), что подтверждается оттиском штампа таможни N 281 "Товар поступил" в гр. "Д" ТД.
При этом таможней была определена обязанность по совершению таможенных операций, связанная с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, в соответствии с приведенными нормами таможенного законодательства, а также с учетом графика работы Волжского таможенного поста таможни до 20.10.2014 (понедельник) в 10 час. 39 мин.
Также из материалов дела следует, что 22.07.2014 ООО "Мэйджор Карго Сервис" и ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" (декларант, клиент) заключили договор N 0092/02-14-293 на оказание услуг по организации транспортно-экспедиторского обслуживания грузов клиента и оказанием обществом в качестве таможенного представителя услуг клиенту по совершению операций по декларированию товаров и транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1.3.3 данного договора общество приняло на себя обязательство при совершении предварительных операций по таможенному декларированию, в частности, поместить товары и транспортные средства на склад временного хранения.
ООО "Мэйджор Карго Сервис" и ОАО "Волжский завод асбестовых технических изделий" (ОАО "ВАТИ", хранитель) заключили договор хранения N 61-СВХ, предметом которого является хранение на складе временного хранения товарно-материальных ценностей и транспортных средств с товарно-материальными ценностями, помещаемым для проведения таможенного контроля (пункт 1.1 договора).
Во исполнение обязательств, принятых ООО "Мэйджор Карго Сервис" по договору оказания услуг, ООО "Мэйджор Карго Сервис" обратилось к руководителю ОАО "ВАТИ" с письмом о возможности размещения на СВХ товаров, прибывающих в адрес ООО "Трубопроводные покрытия и технологии".
Письмом ОАО "ВАТИ" от 05.09.2014 сообщило, что хранитель готов принять груз на хранение на открытой площадке без выгрузки из транспортных средств, но не более 4 транспортных средств одновременно.
О возможностях СВХ ОАО "ВАТИ" размещения 4 транспортных средств был уведомлен декларант (ООО "Трубопроводные покрытия и технологии").
В связи с полученной информацией об ограниченной возможности СВХ ОАО "ВАТИ" по размещению на открытой площадке на временное хранение транспортных средств ООО "Трубопроводные покрытия и технологий" декларант обратился в адрес начальника таможней с заявлением от 15.10.2014 N 349 о получении разрешения на временное хранение товаров с приложением всех необходимых документов, и которое было зарегистрировано таможней 16.10.2014 за N 12983 и принято к рассмотрению.
Таким образом, ООО "Трубопроводные покрытия и технологий" заблаговременно обратилось в таможенные органы за получением разрешения.
Пунктом 2 Приказа ФТС от 29.12.12 N 2688 "Об утверждении порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на складе временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" предусмотрено, что после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза) товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля (прилегающей территории склада временного хранения (СВХ), созданной в месте завершения таможенной процедуры таможенного транзита (месте прибытия товаров).
В соответствии с пунктом 9 Порядка уполномоченное лицо не позднее 3 часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) представляет таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения товаров), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).
Если указанные документы уже представлены таможенному органу, в частности, представлены перевозчиком при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, при прибытии товаров, перемещаемых водным транспортом, уполномоченное лицо представляет таможенному посту письменное обращение, составленное в произвольной форме и содержащее сведения о реквизитах этих документов.
Таможенный пост регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации указанных документов.
Согласно пункту 12 Порядка со дня регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.
В соответствии с пунктом 34 Порядка установлены иные места временного хранения:
- - склад таможенного органа;
- - склад получателя товаров;
- - помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;
- - отдельные помещения в местах международного почтового обмена;
- - место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;
- - место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;
- - специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации таких товаров совпадают;
- - железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;
- - места, определяемые федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.
Временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 4 - 8 пункта 34 настоящего Порядка, осуществляется с письменного разрешения:
- - таможенного поста в случаях, предусмотренных подпунктами 2 (только в отношении живых животных и скоропортящихся товаров), 7, 8 пункта 34 настоящего Порядка;
- - таможни в остальных случаях.
Разрешение на временное хранение товаров в иных местах выдается на основании обращения заинтересованного лица. Разрешение на временное хранение товаров в иных местах может быть разовое (на временное хранение определенной партии товаров) либо генеральное (использование созданной зоны таможенного контроля для периодического временного хранения иностранных товаров в определенный период времени). Период времени, в течение которого действительно генеральное разрешение, не должен превышать одного года с момента выдачи разрешения на временное хранение товаров.
Согласно пункту 36 Порядка заявление заинтересованного лица о получении разрешения на временное хранение товаров должно содержать в себе следующие сведения: наименование лица, его организационно-правовая форма, юридический и почтовые адреса; основания для временного хранения товаров в ином месте временного хранения, предусмотренные Таможенным кодексом и Федеральным законом; место нахождения помещений (открытых площадок), предполагаемых для временного хранения товаров; форма владения помещениями (открытыми площадками), предполагаемыми для временного хранения товаров, с указанием реквизитов соответствующих правоустанавливающих документов; статус получаемого разрешения (разовое либо генеральное) с приведением соответствующего обоснования и период его действия (для генерального разрешения); материально-техническое оснащение предполагаемого места временного хранения.
В соответствии с пунктом 37 Порядка к заявлению прикладываются следующие документы: документы, подтверждающие владение помещениями (открытыми площадками), предполагаемыми для временного хранения товаров (за исключением случаев временного хранения на железнодорожных путях); планы и чертежи предполагаемого места временного хранения товаров; документы, подтверждающие материально-техническое оснащение предполагаемого места временного хранения товаров; транспортные и коммерческие документы - если обращение подается на разовое разрешение на партию товаров до прибытия их на территорию Российской Федерации или до прибытия транспортного средства в место доставки, расположенное в месте нахождения таможенного органа.
Срок рассмотрения таможенным постом заявления заинтересованного лица и принятия решения о разрешении временного хранения в ином месте временного хранения не должен превышать 3 рабочих дней со дня его получения.
При положительном решении разрешение оформляется путем соответствующей резолюции начальника таможенного поста (его заместителя) на обращении заинтересованного лица. В случае принятия решения о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов указывается "Разрешаю при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов".
Разрешению присваивается регистрационный номер. Разрешения регистрируются таможенным постом в созданном для этих целей журнале регистрации разрешений на временное хранение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения. Журнал ведется в электронном виде.
Копия разрешения с резолюцией начальника таможни (его заместителя) (начальника таможенного поста (его заместителя) и регистрационным номером, заверенная в установленном порядке ответственным должностным лицом таможни, не позднее окончания рабочего дня, в течение которого было принято решение, вручается заинтересованному лицу, обратившемуся за разрешением.
В данном случае разрешению был присвоен номер 10311/201014/00019/2.
В оспариваемом постановлении таможня ссылается на выданное разрешение от 20.10.2014 N 10311/201014/000019/2, которое, по мнению таможни, общество не исполнило и предоставило товар на временное хранение, только 22.10.2014 (среда) в 10 ч. 19 мин.
Однако резолюция начальника таможни (его заместителя) была проставлена на заявлении о разрешении на временное хранение только 21.10.2014.
Таким образом, общество после получения разрешения с резолюцией начальника (его заместителя) в конце дня (21.10.2014) имело возможность поместить товары на временное хранение только 22.10.2014, что и сделало в этот день утром (10 час. 19 мин.).
В силу положений статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются вышеуказанные обстоятельства.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
Исходя из данных положений КоАП РФ, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности привлечения общества к административной ответственности (отсутствие вины), в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление таможни.
Из доводов таможни, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требование к единообразию в применении судами норм права (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 по делу N А41-24456/15 со сходными обстоятельствами и с участием между тех же лиц - общества и таможни) и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 11.06.2015 по делу N А41-24457/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)