Судебные решения, арбитраж
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Минераловодской таможни (ИНН 2630014398, ОГРН 1022601456459) - Стадниковой Н.В. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Техис" (ИНН 2632070310, ОГРН 1032600753371), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Минераловодской таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2013 (судья Лукьянченко Т.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 (судьи Афанасьева Л.В., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А63-1730/2013, установил следующее.
ООО "Техис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Минераловодской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о возврате излишне уплаченных по ТД N 10802040/110211/0000442 и 10802040/110211/0000437 (далее - спорные ДТ) таможенных платежей в сумме 609 112 рублей 15 копеек (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 27.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2013, требование удовлетворено. Судебные акты мотивированы соблюдением обществом, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срока исковой давности для подачи заявления, исчисляемого с момента, когда налогоплательщик услуг или должен был узнать о факте излишней уплаты налога. Суды указали, что право на возврат таможенной пошлины возникло у общества на следующий день после даты отзыва таможенной декларации - 10.03.2011.
В кассационной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили положения пунктов 1 и 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311- ФЗ). Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применима к положениям о возврате (зачете) таможенных платежей.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.03.2014 до 15 часов 30 минут 28.03.2014.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя таможни, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.02.2011 общество подало в таможню ДТ N 10802040/110211/0000442 и 10802040/110211/0000437 и уплатило таможенные платежи. Суды установили, что таможенные платежи уплачены платежными поручениями от 28.12.2010 N 357, от 28.12.2010 N 358, от 11.02.2011 N 41, от 11.02.2011 N 42 на общую сумму 609 112 рублей 15 копеек.
09 марта 2011 года в таможенный орган общество подало заявление об отзыве спорных ДТ в связи с неприбытием товаров. 14 ноября 2012 года общество обратилось в таможню с заявлениями о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств на общую сумму 609 112 рублей 15 копеек.
Письмом от 20.11.2012 таможня отказала обществу в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин в связи с пропуском годичного срока подачи заявления о возврате таможенных пошлин.
Не согласившись с указанным решением таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со статьей 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 Закона N 311-ФЗ (части 1 и 9 Закона N 311- ФЗ).
Статьей 148 Закона N 311-ФЗ предусмотрены иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае отзыва таможенной декларации.
Частью 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ установлено, что возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 этой статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии со статьей 148 Закона N 311-ФЗ применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не применяются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, норма статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, и не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебные инстанции, сославшись на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.06.2001 N 173-О, и, указав, что по данному делу заявлено такое же требование, в связи с чем к спорным отношениям подлежит применению позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в названном определении, сделали вывод о том, что общество не пропустило общий срок исковой давности, установленный в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суд апелляционной инстанции указал также о соблюдении обществом трехлетнего пресекательного срока для возврата платежей, установленного статьей 147 Закона N 311-ФЗ. Суды исходили из того, что право на возврат суммы таможенной пошлины возникло у общества на следующий день после даты отзыва таможенных деклараций - 10.03.2011, факт излишней уплаты обществом таможенных платежей доказан материалами дела.
С учетом заявленного обществом отказа от требования в части признания недействительным решения таможни от 20.11.2012 N 18-62/16403 об отказе в возврате излишне уплаченных по ДТ N 10802040/110211/0000442 и 10802040/110211/0000437 таможенных платежей, принятого судом, суд рассмотрел требование общества об обязании таможни возвратить излишне уплаченные по спорным ДТ таможенные платежи в сумме 609 112 рублей 15 копеек.
Удовлетворив заявленное требование, судебные инстанции исходили из того, что в связи с подачей обществом спорных ДТ, им уплачены таможенные платежи платежными поручениями от 28.12.2010 N 357, от 28.12.2010 N 358, от 11.02.2011 N 41, от 11.02.2011 N 42 на общую сумму 609 112 рублей 15 копеек.
Однако из представленных в материалы дела указанных платежных поручений не следует, что уплата по ним произведена в связи с подачей ДТ N 10802040/110211/0000442 и 10802040/110211/0000437. Так платежными поручениями от 28.12.2010 N 357 и от 11.02.2011 N 42 произведена уплата авансовых платежей на общую сумму 1070 тыс. рублей, а платежными поручениями от 28.12.2010 N 358 и от 11.02.2011 N 40 уплачены "ввозные таможенные пошлины для Минераловодской таможни" на общую сумму 350 тыс. рублей. Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что заявленная обществом к взысканию с таможни сумма таможенных платежей является излишне уплаченной в связи с отзывом таможенных деклараций, является недостаточно обоснованным.
Недостаточно обоснованным является вывод судебных инстанций о признании таможней факта излишней уплаты таможенных платежей в заявленной к взысканию сумме. Данный вывод не следует из представленных в материалы дела возражений таможни. Кроме того, из представленного в материалы дела письма таможни N 18-53/1319, не получившего оценку судебных инстанций, следует, что таможня направляла обществу отчеты о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Минераловодской таможни за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 и с 01.01.2012 по 31.12.2012 и предлагала, в случае несогласия с отчетом обратиться в таможню для проведения совместной сверки расходования денежных средств.
В материалах дела отсутствуют сведения об общем балансе расчетов (сальдо расчетов) по таможенным платежам, уплаченным и расходованным обществом, на дату максимально по времени приближенную ко дню рассмотрения дела по существу.
В соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей.
Право плательщика на зачет или возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм таможенных платежей непосредственно связано с наличием переплаты сумм платежей и отсутствием задолженности по платежам, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями плательщика, информацией об исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого декларанта соответствующим таможенным органом и характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по таможенным платежам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм таможенных платежей. Наличие переплаты, в данном случае, определяется путем сравнения сумм таможенных платежей, подлежащих уплате по спорным ДТ с платежными документами, относящимися к тому же периоду с учетом сведений о произведенных декларантом расчетах с бюджетом. Таким образом, заявляя требование о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, плательщик должен доказать, что конкретными платежными поручениями он произвел уплату конкретных таможенных платежей и у него отсутствует задолженность по таможенным платежам.
Согласно пунктам 46, 47 приказа ФТС России от 03.08.2009 N 1394 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения бюджетного учета таможенных и иных платежей в таможенных органах Российской Федерации" начисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) отражается в бюджетном учете на основании Ведомости учета расчетов по таможенным и иным платежам от внешнеэкономической деятельности (далее - Ведомость) записями по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 120500000 "Расчеты по доходам" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 140110100 "Доходы хозяйствующего субъекта". Зачет таможенных и иных платежей от ВЭД отражается в бюджетном учете на основании Ведомости по дебету счета 130305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 120500000 "Расчеты по доходам". Ведомость является первичным документом, на основании которого в бюджетном учете таможенных органов производятся записи по начислению и зачету таможенных и иных платежей.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель таможенного органа пояснил, что согласно выписке из электронной Ведомости от 14.02.2011 и 15.02.2011, таможенные платежи общества в заявленной к взысканию сумме перечислены в федеральный бюджет Российской Федерации.
Принимая судебные акты об удовлетворении требования общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10802040/110211/0000442 и 10802040/110211/0000437, суды указанные обстоятельства не исследовали, тогда как их выяснение имеет существенное значение для принятия правильного решения.
При изложенных обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, как недостаточно обоснованные, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края. При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права. С учетом установленных по делу обстоятельств, суду следует обсудить вопрос о надлежащем заинтересованном лице по данному делу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу N А63-1730/2013 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ТРИФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 04.04.2014 ПО ДЕЛУ N А63-1730/2013
Разделы:Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2014 г. по делу N А63-1730/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Минераловодской таможни (ИНН 2630014398, ОГРН 1022601456459) - Стадниковой Н.В. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Техис" (ИНН 2632070310, ОГРН 1032600753371), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Минераловодской таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2013 (судья Лукьянченко Т.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 (судьи Афанасьева Л.В., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А63-1730/2013, установил следующее.
ООО "Техис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Минераловодской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о возврате излишне уплаченных по ТД N 10802040/110211/0000442 и 10802040/110211/0000437 (далее - спорные ДТ) таможенных платежей в сумме 609 112 рублей 15 копеек (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 27.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2013, требование удовлетворено. Судебные акты мотивированы соблюдением обществом, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срока исковой давности для подачи заявления, исчисляемого с момента, когда налогоплательщик услуг или должен был узнать о факте излишней уплаты налога. Суды указали, что право на возврат таможенной пошлины возникло у общества на следующий день после даты отзыва таможенной декларации - 10.03.2011.
В кассационной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили положения пунктов 1 и 2 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311- ФЗ). Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применима к положениям о возврате (зачете) таможенных платежей.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.03.2014 до 15 часов 30 минут 28.03.2014.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя таможни, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.02.2011 общество подало в таможню ДТ N 10802040/110211/0000442 и 10802040/110211/0000437 и уплатило таможенные платежи. Суды установили, что таможенные платежи уплачены платежными поручениями от 28.12.2010 N 357, от 28.12.2010 N 358, от 11.02.2011 N 41, от 11.02.2011 N 42 на общую сумму 609 112 рублей 15 копеек.
09 марта 2011 года в таможенный орган общество подало заявление об отзыве спорных ДТ в связи с неприбытием товаров. 14 ноября 2012 года общество обратилось в таможню с заявлениями о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств на общую сумму 609 112 рублей 15 копеек.
Письмом от 20.11.2012 таможня отказала обществу в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин в связи с пропуском годичного срока подачи заявления о возврате таможенных пошлин.
Не согласившись с указанным решением таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со статьей 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 Закона N 311-ФЗ (части 1 и 9 Закона N 311- ФЗ).
Статьей 148 Закона N 311-ФЗ предусмотрены иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае отзыва таможенной декларации.
Частью 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ установлено, что возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 этой статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии со статьей 148 Закона N 311-ФЗ применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не применяются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, норма статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, и не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебные инстанции, сославшись на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.06.2001 N 173-О, и, указав, что по данному делу заявлено такое же требование, в связи с чем к спорным отношениям подлежит применению позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в названном определении, сделали вывод о том, что общество не пропустило общий срок исковой давности, установленный в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суд апелляционной инстанции указал также о соблюдении обществом трехлетнего пресекательного срока для возврата платежей, установленного статьей 147 Закона N 311-ФЗ. Суды исходили из того, что право на возврат суммы таможенной пошлины возникло у общества на следующий день после даты отзыва таможенных деклараций - 10.03.2011, факт излишней уплаты обществом таможенных платежей доказан материалами дела.
С учетом заявленного обществом отказа от требования в части признания недействительным решения таможни от 20.11.2012 N 18-62/16403 об отказе в возврате излишне уплаченных по ДТ N 10802040/110211/0000442 и 10802040/110211/0000437 таможенных платежей, принятого судом, суд рассмотрел требование общества об обязании таможни возвратить излишне уплаченные по спорным ДТ таможенные платежи в сумме 609 112 рублей 15 копеек.
Удовлетворив заявленное требование, судебные инстанции исходили из того, что в связи с подачей обществом спорных ДТ, им уплачены таможенные платежи платежными поручениями от 28.12.2010 N 357, от 28.12.2010 N 358, от 11.02.2011 N 41, от 11.02.2011 N 42 на общую сумму 609 112 рублей 15 копеек.
Однако из представленных в материалы дела указанных платежных поручений не следует, что уплата по ним произведена в связи с подачей ДТ N 10802040/110211/0000442 и 10802040/110211/0000437. Так платежными поручениями от 28.12.2010 N 357 и от 11.02.2011 N 42 произведена уплата авансовых платежей на общую сумму 1070 тыс. рублей, а платежными поручениями от 28.12.2010 N 358 и от 11.02.2011 N 40 уплачены "ввозные таможенные пошлины для Минераловодской таможни" на общую сумму 350 тыс. рублей. Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что заявленная обществом к взысканию с таможни сумма таможенных платежей является излишне уплаченной в связи с отзывом таможенных деклараций, является недостаточно обоснованным.
Недостаточно обоснованным является вывод судебных инстанций о признании таможней факта излишней уплаты таможенных платежей в заявленной к взысканию сумме. Данный вывод не следует из представленных в материалы дела возражений таможни. Кроме того, из представленного в материалы дела письма таможни N 18-53/1319, не получившего оценку судебных инстанций, следует, что таможня направляла обществу отчеты о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Минераловодской таможни за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 и с 01.01.2012 по 31.12.2012 и предлагала, в случае несогласия с отчетом обратиться в таможню для проведения совместной сверки расходования денежных средств.
В материалах дела отсутствуют сведения об общем балансе расчетов (сальдо расчетов) по таможенным платежам, уплаченным и расходованным обществом, на дату максимально по времени приближенную ко дню рассмотрения дела по существу.
В соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей.
Право плательщика на зачет или возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм таможенных платежей непосредственно связано с наличием переплаты сумм платежей и отсутствием задолженности по платежам, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями плательщика, информацией об исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого декларанта соответствующим таможенным органом и характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по таможенным платежам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм таможенных платежей. Наличие переплаты, в данном случае, определяется путем сравнения сумм таможенных платежей, подлежащих уплате по спорным ДТ с платежными документами, относящимися к тому же периоду с учетом сведений о произведенных декларантом расчетах с бюджетом. Таким образом, заявляя требование о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, плательщик должен доказать, что конкретными платежными поручениями он произвел уплату конкретных таможенных платежей и у него отсутствует задолженность по таможенным платежам.
Согласно пунктам 46, 47 приказа ФТС России от 03.08.2009 N 1394 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения бюджетного учета таможенных и иных платежей в таможенных органах Российской Федерации" начисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) отражается в бюджетном учете на основании Ведомости учета расчетов по таможенным и иным платежам от внешнеэкономической деятельности (далее - Ведомость) записями по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 120500000 "Расчеты по доходам" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 140110100 "Доходы хозяйствующего субъекта". Зачет таможенных и иных платежей от ВЭД отражается в бюджетном учете на основании Ведомости по дебету счета 130305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 120500000 "Расчеты по доходам". Ведомость является первичным документом, на основании которого в бюджетном учете таможенных органов производятся записи по начислению и зачету таможенных и иных платежей.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель таможенного органа пояснил, что согласно выписке из электронной Ведомости от 14.02.2011 и 15.02.2011, таможенные платежи общества в заявленной к взысканию сумме перечислены в федеральный бюджет Российской Федерации.
Принимая судебные акты об удовлетворении требования общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10802040/110211/0000442 и 10802040/110211/0000437, суды указанные обстоятельства не исследовали, тогда как их выяснение имеет существенное значение для принятия правильного решения.
При изложенных обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, как недостаточно обоснованные, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края. При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права. С учетом установленных по делу обстоятельств, суду следует обсудить вопрос о надлежащем заинтересованном лице по данному делу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу N А63-1730/2013 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ТРИФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)