Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2015 N 10АП-4256/2015 ПО ДЕЛУ N А41-73988/14

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. по делу N А41-73988/14


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 23015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "ШАГ" - Спиридоновой Н.В. (представителя по доверенности от 12.01.2015),
от Шереметьевской таможни - Зенкиной Е.Н. (представителя по доверенности от 12.01.2015), Калининой И.Е. (представителя по доверенности от 27.03.2015), Митина А.В. (представителя по доверенности от 12.01.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ШАГ" на решение Арбитражного суда Московской области от 13.04.2015 по делу N А41-73988/14, принятое судьей Афанасьевой М.В.,

установил:

закрытое акционерное общество "ШАГ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможни (далее - таможня) со следующими требованиями:
- - признать незаконными действия таможни по отказу в выпуске товара - медицинский изделий, указанных в ДТ от 09.09.2014 N 10005022/090914/0055819 с учетом ее корректировки ДТ от 11.11.2014 N 10005022/090914/0055819/01, освобожденного в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149, подпункта 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и Постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" от уплаты НДС при таможенном декларировании товара;
- - признать незаконными действия таможни по выпуску товара - медицинских изделий с внесением денежных средств по ставке НДС 18% в размере 2 431 082 рублей 89 копеек, выпущенных по ДТ от 10.09.2014 N 10005022/100914/0055965 с учетом скорректированной ДТ от 28.10.2014 N 10005022/100914/0055965/01;
- - восстановить нарушенное право общества и взыскать с таможни 2 431 082 рублей 89 копеек, уплаченных в качестве НДС при выпуске товара.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.04.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители таможни в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество в 2014 году на основании внешнеторгового контракта от 01.02.2011 N R-006 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации медицинские товары - катетеры, канюли и аналогичные инструменты, код ОКП 94 4480.
В целях таможенного оформления общество подало в электронном виде ТД N 1005022/090914/0055819 с заявлением в ней льготы по уплате НДС.
В графе 36 ДТ обществом заявлена преференция по виду платежей "0000-ХТ" - освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в графе 47 - условное начисление ввозной таможенной пошлины (ИУ). В качестве подтверждающих применение преференции документов, общество при подаче ДТ представило декларацию о соответствии от 07.08.2013 N РОСС US.ИММ22.Д00737, регистрационное удостоверение 26.07.2013 N РЗН 2013/918.
В ходе документарной проверки сведений, заявленных в ДТ, таможня отказала в предоставлении льготы по уплате НДС в отношении указанного товара, с указанием причин отказа: несоблюдение условий выпуска, предоставление преференций не предусмотрено, рекомендовано представить РУ установленного образца, подать новую ДТ.
Для выпуска товаров общество 10.09.2014 подало новую ДТ N 10005022/100914/0055965, и произвело уплата суммы НДС по ставке 18% в размере 2 431 082 рублей 89 копеек. После уплаты НДС по ставке 18%, товар был выпущен.
Считая, что действия таможни по отказу в выпуске товара и по выпуску товара при уплате НДС по ставке 18%, нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции признал их не обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенного кодекса и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 211 Таможенного кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (пункт 4 части 3 статьи 80 Таможенного кодекса).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса (в редакции, до введения в действие Федерального закона N 317-ФЗ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
В силу пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса и с учетом подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
В силу пункта 4 статьи 38 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
При предоставлении льготы по освобождению от налогообложения, предусмотренной подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и подпункта 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса, необходимо руководствоваться Перечнем (важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники), который ориентирован на коды по Общероссийскому классификатору продукции.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил (государственной регистрации медицинских изделий) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
То есть единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
В соответствии с Примечанием 1 к Постановлению N 19 к перечисленной в указанном Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Таким образом, товары, относящиеся к медицинской технике, ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат освобождению от уплаты НДС при одновременном соблюдении следующих условии: данные товары на момент их ввоза предусмотрены перечнем, утвержденным Постановлением N 19 и при наличии регистрационного удостоверения, выданного в отношении указанной техники на территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением N 19 не подлежит обложению НДС, в том числе, медицинская техника, подпадающая под коды по классификации ОК 005-93 (ОКП) "94 44 00" группа - Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма, подгруппа - код ОКП 94 4480 - катетеры сосудистые, интервенционные и интродьюсеры.
Как усматривается из материалов дела, ввезенные обществом по ТД N 1005022/090914/0055819 медицинские товары - катетеры сосудистые, канюли и аналогичные инструменты, зарегистрированы на территории Российской Федерации в установленном законом порядке - регистрационное удостоверение Росздравнадзора от 26.07.2013 N РЗН 2013/918 с указанием кода ОКП 94 4480.
В силу статьи 150 Таможенного кодекса товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государства - членов таможенного союза.
В силу статьи 179 Таможенного кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) электронной формах с использование таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Таможенного кодекса при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Согласно пункту 2 данной статьи в декларации на товары указываются, в том числе, следующие сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 183 Таможенного кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено названным Кодексом.
Согласно пункту 7 статьи 190 Таможенного кодекса с момента регистрации, таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 Таможенного кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза и пунктом 3 статьи 202 Таможенного кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом.
Однако при подаче ДТ N 1005022/090914/0055819 общество указало код ОКП 94 3640, при этом приложив регистрационное удостоверение от 26.07.2013 N РУ РЗН 2013/918, в котором указан код ОКП 94 4480.
В связи с этим таможня обоснованно отказала в выпуске товара.
В соответствии со статьей 201 Таможенного кодекса таможенный орган отказывает в выпуске товаров при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 Таможенного кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии таможенного союза.
Согласно пункту 2 Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 262, при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса, а также в случаях, указанных в статье 201 Таможенного кодекса, должностное лицо таможенного органа не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного пунктом 2 статьи 196 Таможенного кодекса, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Отказ в выпуске товаров оформляется должностным лицом путем проставления штампа "Отказано в выпуске" и (или) соответствующих записей (если требуется) под номером 2 в графе "С" основного листа декларации на товары и в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнительно прикладываемых листов к декларации на товары, если такие листы используются.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 201 Таможенного кодекса должностное лицо при оформлении ДТ N 10005022/090914/0055819 в установленный срок в письменной форме отказало в выпуске товара с указанием всех причин для такого отказа в графе "С", а именно: "пункт 1 статьи 201, подпункт 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса" и рекомендовано "подать новую декларацию".
Корректировка ДТ N 10005022/090914/0055819/01 в части указания правильного кода ОКП осуществлена только 11.11.2014, то есть после отказа в выпуске - 09.09.2014.
Таким образом, у таможни имелись основания, предусмотренные статьей 201 Таможенного кодекса для отказа обществу в выпуске товаров.
При подаче ДТ N 10005022/100914/0055965 общество не заявило льготы и преференции, в связи с чем товар был выпущен с уплатой НДС в размере 18%.
Корректировка ДТ N 10005022/100914/0055965/01 осуществлена обществом только 28.10.2014, то есть после выпуска товара - 10.09.2014.
Положения статей 7 - 9, 65, 200 АПК РФ не освобождают заявителя, оспорившего действие таможенного органа, представлять доказательства заявленных оснований незаконности действия государственного органа, а также доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, что им сделано не было.
При указанных обстоятельствах действия таможни соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы общества.
В части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В данном случае с таким заявлением по состоянию на 19.03.2015, общество в таможенный орган не обращалось.
Что препятствует обществу обратиться в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС, общество не пояснило. Обстоятельств, которые могли препятствовать обществу сделать это, не усматривается.
Таможня правильно отмечает, что требования общества по настоящему делу в том виде, как их сформулировало общество (признать незаконными действия таможни по отказу в выпуске товара, указанных в ДТ от 09.09.2014 с учетом ее корректировки ДТ от 11.11.2014; действия таможни по выпуску товара с внесением денежных средств по ставке НДС, выпущенных по ДТ от 10.09.2014 с учетом скорректированной ДТ от 28.10.2014) не могли быть удовлетворены.
По сути, как следует из заявленных требований, общество просит признать незаконными действия таможни (по отказу в выпуске товара) исходя из обстоятельств, которые наступили после совершения таких действий (корректировки ДТ).
Апелляционный суд принимает также принимает во внимание то обстоятельство, что спорная ситуация возникла в связи с тем, что общество ошибочно указало в ДТ неправильный код ОКП, не соответствующий заявленному к таможенному оформлению товару.
Правовых оснований не учитывать данные сведения при разрешении вопроса о выпуске товара по такой ДТ у таможни не имелось.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 13.04.2015 по делу N А41-73988/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)