Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2015 N Ф07-7151/2015 ПО ДЕЛУ N А56-39949/2014

Требование: О признании незаконным бездействия таможенного органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обстоятельства: Общество, осуществившее ввоз на территорию РФ медицинских товаров, ссылается на нарушение своих прав.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2015 г. по делу N А56-39949/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и Асмыковича А.В., при участии от Балтийской таможни Сулименко Я.С. (доверенность от 29.04.2015 N 04-10/17880), рассмотрев 19.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адъютор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2014 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-39949/2014,

установил:

Закрытое акционерное общество "Адъютор" (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, улица Декабристов, дом 6, помещение 10-Н, ОГРН 1027810257078, ИНН 7826113716; далее - ЗАО "Адъютор") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014; далее - Таможня), выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по заявлению от 04.06.2014, а также об обязании Таможни возвратить Обществу 2 106 828 руб. 78 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Определением от 21.10.2014 суд первой инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произвел процессуальное правопреемство, заменив ЗАО "Адъютор" на общество с ограниченной ответственностью "Адъютор" (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, улица Декабристов, дом 6, помещение 10-Н, ОГРН 1147847350090, ИНН 7838510919; далее - Общество).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015, в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Таможни отказано, в остальной части заявление Общества оставлено без рассмотрения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, полагая, что применительно к обстоятельствам настоящего дела не имеет процессуального значения соблюдение заявителем досудебного порядка урегулирования спора.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения жалобы.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Адъютор" на основании контракта от 17.06.2004 N 17/06/04, заключенного с компанией "Wenzhou Wuzhou Group Imp. & Export Co., Ltd." (Китай), ввезло в Российскую Федерацию по декларациям на товары N 10216100/021213/0118531, 10216100/271213/0127867 и 10216100/170214/0012264 медицинское товары (измерители артериального давления, стетофонендоскопы).
При декларировании в таможенный орган в числе прочих документов декларантом представлены регистрационные удостоверения на ввозимые товары от 15.07.2004 N ФС 05012004/10268-04, ФС 05012004/10269-04, ФС 05012004/10270-04, ФС 05012004/10277-04 и ФС 05012004/10278-04 (действительны до 15.07.2014), выданные ЗАО "Адъютор" Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и внесенные в государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Товары по указанным декларациям выпущены Таможней для внутреннего потребления после уплаты декларантом НДС в размере 2 106 828 руб. 78 коп., об обязании возвратить который Обществом подано заявление первоначально в арбитражный суд (26.06.2014), а затем в таможенный орган (30.07.2014).
Заявление от 04.06.2014 о возврате 2 106 828 руб. 78 коп. излишне уплаченного НДС получено Таможней 06.08.2014 и в письме от 11.08.2014 N 15-10/30407 Таможня сообщила декларанту, что "для осуществления возврата денежных средств необходимо обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, составленным в соответствии с формой согласно Приложению N 2, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 22.12.2010 N 2520, подписанным руководителем организации или уполномоченным от имени организации лицом, при наличии документов, перечень которых установлен статьями 122, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Решением суда первой инстанции от 30.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2015, Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Таможни ввиду отсутствия такового (заявление от 04.06.2014 таможенным органом рассмотрено в соответствии с нормами статьи 147 Закона N 311-ФЗ), требование заявителя об обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченный НДС оставлено без рассмотрения применительно к пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ (не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный в статье 147 Закона N 311-ФЗ).
При этом суды двух инстанций, исходя из нормативных положений статей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (действовало в спорный период) и имеющихся в деле доказательств, сделали вывод, что при декларировании вышеприведенных товаров отсутствовала обязанность по уплате НДС, который является излишне уплаченным и подлежит возврату при соблюдении Обществом положений статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, относится к таможенным платежам.
Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров (статья 89 ТК ТС).
Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В силу части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Из части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При этом если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 147 при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (часть 15 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Приказом Федеральной таможенной службы от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.02.2011 под номером 19839) в целях реализации статей 122, 129, 147, 148 и 149 Закона N 311-ФЗ утверждены формы названных заявлений (далее - Приказ ФТС N 2520).
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что 30.07.2014 (после обращения в суд с заявлением по настоящему делу) Общество посредством почтовой связи направило в Таможню заявление от 04.06.2014 о возврате излишне уплаченных (незаконно взысканных) таможенный платежей в виде НДС, которое получено таможенным органом 06.08.2014 (л.д. 31, том 2). Из названного заявления, почтовой квитанции N 86244 и описи вложения (л.д. 110, том 1) усматривается, что заявление направлено в таможенный орган в произвольной форме и без каких-либо приложений, а также подписано следующим образом - "Юридический отдел Лузгин А.А.".











































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)