Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 15.12.2014 ПО ДЕЛУ N А21-843/2014

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу N А21-843/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Мунтян Л.Б., при участии от Калининградской областной таможни Пивишевой А.В. (доверенность от 01.08.2014 N 56), Карловой Е.А. (доверенность от 19.11.2014 N 174), Шпаковой Н.Э. (доверенность от 01.10.2014 N 66), рассмотрев 08.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.04.2014 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 (судьи Борисова Г.В., Семенова А.Б., Сомова Е.А.) по делу N А21-843/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Индиго-Транс" (место нахождения: 238300, Калининградская область, город Гурьевск, Калининградское шоссе, дом 17, литера А, ОГРН 1073906017987, ИНН 3907058431; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградской областной таможни (место нахождения: 236006, город Калининград, Гвардейский проспект, дом 30, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003; далее - Таможня) от 26.12.2013 N 10226000/261213/0000279 об уплате таможенных платежей.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Курильских Тамару Юрьевну.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 02.04.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статьи 12.2 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), статей 10 и 24 Соглашения между по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенного государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества 18.06.2010 (далее - Соглашение).
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы жалобы.
Общество и Курильских Т.Ю. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации N 10226160/021013/0011734 Общество 02.10.2013 осуществило перевозку товара (бульдозер гусеничный) из Германии в город Калининград.
Таможенный орган в ходе камеральной проверки установил, что в качестве транспортного средства международной перевозки для перевозки товара использовался полуприцеп бортовой, марки "GOLDHOFER", 1982 года выпуска, регистрационный номер АЕ5412/39, шасси N 14417, принадлежащий физическому лицу Курильских Т.Ю. Данное транспортное средство ранее ввезено на территорию Калининградской области согласно контракту от 18.06.2007 и помещено декларантом (юридическим лицом) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без уплаты таможенных пошлин и налогов по грузовой таможенной декларации N 05030/010907/0038004, после чего осуществлена продажа полуприцепа физическому лицу Курильских Т.Ю.
В свидетельстве о регистрации транспортного средства на полуприцеп бортовой от 05.09.2007 N 39 РА N 224184 в графе "особые отметки" указано: "Помещение под т/р СТЗ в Калининградской области. Использование в Российской Федерации вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградскую область с разрешения таможенного органа" (акт камеральной таможенной проверки от 18.12.2013 N 10226000/400/181213/А0154).
По итогам проверочных мероприятий 18.12.2013 Таможней принято решение N 10226000/400/181213/Т0154/1, которым Обществу отказано в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении указанного транспортного средства, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
На основании названного решения таможенный орган направил Обществу требование от 26.12.2013 N 10226000/261213/0000279 об уплате 55 762 руб. 17 коп. таможенных платежей.
Общество оспорило требование Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, сделав вывод об отсутствии правовых и фактических оснований для направления оспариваемого требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с названным Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Согласно пункту 4 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС.
Судами двух инстанций установлено, что на момент совершения грузовой перевозки по транзитной декларации N 10226160/021013/0011734 между государством, не являющимся членом таможенного союза (Германия), и Калининградской областью содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой в Калининградской области, и условия помещения товаров под эту таможенную процедуру определялись Законом N 16-ФЗ и Соглашением.
Из пунктов 1 и 15 Закона N 116-ФЗ следует, что содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны определяются Соглашением. Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в соответствии с Соглашением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается международным договором государств - членов таможенного союза (Соглашение).
В силу пункта 1 статьи 10 Соглашения свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров таможенного союза (пункт 2 статьи 10 Соглашения).
В пункте 1 статьи 24 Соглашения предусмотрено, что порядок функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области и применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в той части, на которую действие названного Соглашения не распространяется, определяется в соответствии с Законом N 16-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 16-ФЗ действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, завершается в соответствии со статьями 15 и 24 Соглашения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 15 Соглашения действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и/или уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений и без помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Согласно пункту 3 статьи 24 Соглашения Российская Федерация гарантирует, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории таможенного союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и государствами, не являющимися членами таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации, а также товаров, вывозимых физическими лицами в качестве товаров для личного пользования в пределах норм беспошлинного ввоза, установленных международным соглашением, регулирующим порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
В части 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ установлено, что транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена таможенного союза, при соблюдении следующих условий:
1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;
2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
Согласно пункту 3 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ товары, указанные в частях 1 и 2 названной статьи, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, являются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров таможенного союза, фактического уничтожения либо отказа в пользу государства.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды установили, что Общество осуществляло международную перевозку между Калининградской областью и Германией, в связи с чем у заявителя отсутствовали правовые основания для завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
При этом судебные инстанции исходя из системного толкования вышеназванных нормативных положений и статьи 642 Гражданского кодекса Российской Федерации сделали обоснованный вывод о том, что передача спорного транспортного средства по договору аренды от 27.09.2013 N 8/13, заключенного Обществом с Курильских Т.Ю., свидетельствует о принадлежности этого транспортного средства юридическому лицу, которое использовало это транспортное средство в целях осуществления своей экономической деятельности с соблюдением норм части 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 по делу N А21-843/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Л.Б.МУНТЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)