Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 07 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
стороны не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни
апелляционное производство N 05АП-4994/2010
на решение от 20.07.2010
судьи А.В. Пятковой
по делу N А51-9600/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Энергия"
к Находкинской таможне
о признании незаконным решения от 17.05.2010 N 10-14/09805 по ГТД N 10714040/151208/0028153
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергия" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Энергия", Декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - Таможенный орган, Таможня) от 17.05.2010 N 10-14/09805 об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10714040/151208/0028153 в сумме 181.240,04 рублей и об обязании произвести зачесть в указанной сумме.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.07.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Находкинская таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, считает, что судом неправильно применены нормы материального права, вследствие чего, решение подлежит отмене.
Мотивируя доводы апелляционной жалобы, Таможенный орган указывает на то, что Общество при обращении с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в нарушение приказа ГТК России от 25.05.2004 N 607 документально не подтвердило факт излишней уплаты. Таможенный орган отмечает, что подтверждением указанного обстоятельства являются платежные документы, документы, на основании которых производилось расходование авансовых платежей. Однако названные документы Декларантом не представлены.
По мнению Таможенного органа, в установленный законом 3-месячный срок Общество не оспорило решение по корректировке таможенной стоимости товара, которое послужило основанием для начисления таможенных платежей, в связи с чем, Таможня, рассматривая заявление ООО "Энергия", установила отсутствие оснований, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, и обоснованно ответила отказом.
Основанием для доначисления таможенных платежей явилось решение по таможенной стоимости, которое не было обжаловано и отменено, то есть таможенные платежи уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таможенный орган ссылается на пропуск Обществом срока для обращения с заявлением в порядке, установленном частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Находкинская таможня указывает, что судом первой инстанции фактически рассмотрено решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган не согласен с выводов суда об отсутствии оснований для запроса дополнительных документов. При этом отмечает, что ООО "Энергия" самостоятельно приняло решение о корректировке заявленной таможенной стоимости и применении резервного метода таможенной оценки.
ООО "Энергия" и Находкинская таможня, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных сторон по имеющимся документам.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
В декабре 2008 года во исполнение Контракта N ER080820 от 20.08.2008, заключенного между ООО "Энергия" и компанией "RECA INTERNATIONAL COMPANY LIMITED" на таможенную территорию России в адрес Общества ввезен товар на условиях CFR Восточный.
В целях таможенного оформления ввезенного товара ООО "Энергия" подало в Находкинскую таможню ГТД N 10714040/151208/0028153, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки.
В ходе таможенного контроля Таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу.
Таможней в адрес ООО "Энергия" направлен запрос от 15.12.2008 о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
По результатам анализа представленных обществом документов таможенный орган в ДТС-1 указал, что таможенная стоимость подлежит корректировке 17.12.2008.
17.12.2008 декларантом было представлено письменное решение о согласии определить таможенную стоимость другим методом. Таможенная стоимость была определена декларантом резервным методом на базе третьего метода по стоимости сделки с однородными товарами.
Заявленная декларантом скорректированная таможенная стоимость была принята Находкинской таможней, о чем в ДТС-2 была проставлена отметка о принятом решении "ТС принята 17.12.2008".
Одновременно декларант заполнил форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 N 10714040/151208/0028153, в которой исчислил к уплате таможенные платежи в сумме 181.240,04 рублей.
Начисленные таможенные платежи были уплачены обществом платежным поручением N 224 от 10.12.2008.
Полагая, что дополнительно начисленные таможенные платежи, являются излишне уплаченными, ООО "Энергия" 09.05.2010 обратилось с заявлением о зачете денежных средств в сумме 181.240,04 рублей в счет будущих таможенных платежей.
Письмом N 10-14/09805 от 17.05.2010 таможенный орган сообщил декларанту о том, что решение о зачете денежных средств не принято в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
ООО "Энергия", посчитав, что действия Таможенного органа, выразившиеся в принятии решения от 17.05.2010 N 10-14/09805, нарушают его права и законные интересы, поскольку налагают на Общество обязанность по уплате таможенных платежей в большем размере, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон РФ N 5003-1) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.
Пунктом 2 статьи 19 Закона РФ N 5003-1 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представленные им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктом 4 статьи 323 ТК РФ установлено, что если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 63 ТК РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", согласно которым под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Судом установлено, что ООО "Энергия" представило в Таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по ГТД N 10714040/101208/0027820: контракт N ER080820 от 20.08.2008; приложение N 18 от 15.10.2008; инвойс и упаковочный лист N JK081N 0818 от 10.11.2008; коносамент N MCLCHSHSHVS120906; паспорт сделки N 08080009/3001/0002/2/0.
Следует учитывать, что Перечень документов, представляемых в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров, содержится в п. 1 приложения 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.04.2007 N 536.
Таким образом, непредставление Обществом дополнительно запрошенных Находкинской таможней документов, не могло послужить основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости на базе резервного метода, поскольку представленные Обществом документы в обоснование правомерности применения первого метода таможенной оценки являются достаточными.
Представленные документы подтверждают заключение сделки, а также содержат ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара. Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений Таможней не представлено.
Предусмотренные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что представленные Декларантом в Таможенный орган документы содержат достоверные и документально подтвержденные сведения для подтверждения таможенной стоимости ввезенного товара, определенной по первому методу, а Таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров") не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применить ООО "Энергия" первый метод определения таможенной стоимости.
Рассматривая по существу требование Заявителя об оспаривании решения об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей и обязании Таможенного органа зачесть излишне уплаченные таможенные платежи в счет будущих таможенных платежей, суд установил, что Обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьей 355 Таможенного кодекса РФ, так как 09.05.2010 Общество обращалось в Находкинскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных платежей по спорной ГТД. Однако Находкинская таможня оставила данное заявление без удовлетворения. Трехлетний срок, установленный частью 2 статьи 355 ТК РФ, не истек.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан платить только законно установленные налоги и сборы, к которым в силу подпункта 8 статьи 13 Налогового кодекса РФ относятся, в том числе, таможенная пошлина и таможенные сборы.
Согласно пункту 1 статьи 355 Таможенного кодекса РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством.
Таким образом, поскольку корректировка таможенной стоимости произведена Таможенным органом без достаточных на то оснований, вывод арбитражного суда первой инстанции об излишней уплате таможенной пошлины, а, следовательно, признание отказа таможенного органа зачете излишне уплаченных таможенных платежей незаконным и обязание зачесть Обществу таможенные платежи в сумме 181.240,04 рублей, является правильным.
В апелляционной жалобе не приведено правового обоснования, в чем заключается неправильное применение судом вышеуказанных правовых положений.
Довод Таможенного органа о том, что на момент обращения Декларанта с заявлением о возврате денежных средств решение о корректировке таможенной стоимости товаров являлось действующим и не оспаривалось Обществом, в связи с чем, таможенные платежи не имели статуса излишне уплаченных и не подлежали зачету, является необоснованным.
При рассмотрении спора о зачете излишне уплаченной таможенной пошлины в счет будущих таможенных платежей в круг обстоятельств, подлежащих исследованию, обязательно входит проверка законности уплаты таможенной пошлины в оспариваемом размере, поскольку не является излишне уплаченной только сумма, подлежащая уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации. А так как судом установлено, что оснований для корректировки таможенной стоимости не имелось, сумма, уплаченная в результате корректировки, является излишне уплаченной.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что на момент подачи Обществом заявления истек срок для обжалования действий Таможенного органа.
Выбор способа защиты нарушенного права в силу статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является волеизъявлением лица, который считает, что его права нарушены.
Фактически требования ООО "Энергия" об оспаривании действий Таможни по отказу зачесть таможенные платежи основаны на несогласии Заявителя с проведенной Таможенным органом корректировкой таможенной стоимости товара, считавшего ее правомерной, и, как следствие этого, отказавшего в зачете излишне уплаченных таможенных платежей в счет уплаты будущих таможенных платежей.
Наличие оснований для возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости.
Следовательно, то обстоятельство, что ООО "Энергия" в 3-месячный срок не оспорило решение Находкинской таможни о корректировке таможенной стоимости товара, не является препятствием для подачи заявления о зачете таможенных платежей в счет уплаты будущих таможенных платежей, которые оно считает излишне уплаченными вследствие незаконной корректировки, и, соответственно, не препятствует для оспаривания действий таможни по отказу зачесть таможенные платежи.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции, рассматривая спор, полно и всестороннее исследовал представленные доказательства, установил существенные обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оплата государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отнесена судом первой инстанции на Находкинскую таможню.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.07.2010 года по делу N А51-9600/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Л.СИДОРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2010 N 05АП-4994/2010 ПО ДЕЛУ N А51-9600/2010
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2010 г. N 05АП-4994/2010
Дело N А51-9600/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 07 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
стороны не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни
апелляционное производство N 05АП-4994/2010
на решение от 20.07.2010
судьи А.В. Пятковой
по делу N А51-9600/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Энергия"
к Находкинской таможне
о признании незаконным решения от 17.05.2010 N 10-14/09805 по ГТД N 10714040/151208/0028153
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергия" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Энергия", Декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - Таможенный орган, Таможня) от 17.05.2010 N 10-14/09805 об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10714040/151208/0028153 в сумме 181.240,04 рублей и об обязании произвести зачесть в указанной сумме.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.07.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Находкинская таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, считает, что судом неправильно применены нормы материального права, вследствие чего, решение подлежит отмене.
Мотивируя доводы апелляционной жалобы, Таможенный орган указывает на то, что Общество при обращении с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в нарушение приказа ГТК России от 25.05.2004 N 607 документально не подтвердило факт излишней уплаты. Таможенный орган отмечает, что подтверждением указанного обстоятельства являются платежные документы, документы, на основании которых производилось расходование авансовых платежей. Однако названные документы Декларантом не представлены.
По мнению Таможенного органа, в установленный законом 3-месячный срок Общество не оспорило решение по корректировке таможенной стоимости товара, которое послужило основанием для начисления таможенных платежей, в связи с чем, Таможня, рассматривая заявление ООО "Энергия", установила отсутствие оснований, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, и обоснованно ответила отказом.
Основанием для доначисления таможенных платежей явилось решение по таможенной стоимости, которое не было обжаловано и отменено, то есть таможенные платежи уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таможенный орган ссылается на пропуск Обществом срока для обращения с заявлением в порядке, установленном частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Находкинская таможня указывает, что судом первой инстанции фактически рассмотрено решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган не согласен с выводов суда об отсутствии оснований для запроса дополнительных документов. При этом отмечает, что ООО "Энергия" самостоятельно приняло решение о корректировке заявленной таможенной стоимости и применении резервного метода таможенной оценки.
ООО "Энергия" и Находкинская таможня, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных сторон по имеющимся документам.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
В декабре 2008 года во исполнение Контракта N ER080820 от 20.08.2008, заключенного между ООО "Энергия" и компанией "RECA INTERNATIONAL COMPANY LIMITED" на таможенную территорию России в адрес Общества ввезен товар на условиях CFR Восточный.
В целях таможенного оформления ввезенного товара ООО "Энергия" подало в Находкинскую таможню ГТД N 10714040/151208/0028153, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки.
В ходе таможенного контроля Таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу.
Таможней в адрес ООО "Энергия" направлен запрос от 15.12.2008 о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
По результатам анализа представленных обществом документов таможенный орган в ДТС-1 указал, что таможенная стоимость подлежит корректировке 17.12.2008.
17.12.2008 декларантом было представлено письменное решение о согласии определить таможенную стоимость другим методом. Таможенная стоимость была определена декларантом резервным методом на базе третьего метода по стоимости сделки с однородными товарами.
Заявленная декларантом скорректированная таможенная стоимость была принята Находкинской таможней, о чем в ДТС-2 была проставлена отметка о принятом решении "ТС принята 17.12.2008".
Одновременно декларант заполнил форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 N 10714040/151208/0028153, в которой исчислил к уплате таможенные платежи в сумме 181.240,04 рублей.
Начисленные таможенные платежи были уплачены обществом платежным поручением N 224 от 10.12.2008.
Полагая, что дополнительно начисленные таможенные платежи, являются излишне уплаченными, ООО "Энергия" 09.05.2010 обратилось с заявлением о зачете денежных средств в сумме 181.240,04 рублей в счет будущих таможенных платежей.
Письмом N 10-14/09805 от 17.05.2010 таможенный орган сообщил декларанту о том, что решение о зачете денежных средств не принято в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
ООО "Энергия", посчитав, что действия Таможенного органа, выразившиеся в принятии решения от 17.05.2010 N 10-14/09805, нарушают его права и законные интересы, поскольку налагают на Общество обязанность по уплате таможенных платежей в большем размере, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон РФ N 5003-1) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.
Пунктом 2 статьи 19 Закона РФ N 5003-1 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представленные им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктом 4 статьи 323 ТК РФ установлено, что если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 63 ТК РФ таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", согласно которым под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Судом установлено, что ООО "Энергия" представило в Таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по ГТД N 10714040/101208/0027820: контракт N ER080820 от 20.08.2008; приложение N 18 от 15.10.2008; инвойс и упаковочный лист N JK081N 0818 от 10.11.2008; коносамент N MCLCHSHSHVS120906; паспорт сделки N 08080009/3001/0002/2/0.
Следует учитывать, что Перечень документов, представляемых в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров, содержится в п. 1 приложения 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.04.2007 N 536.
Таким образом, непредставление Обществом дополнительно запрошенных Находкинской таможней документов, не могло послужить основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости на базе резервного метода, поскольку представленные Обществом документы в обоснование правомерности применения первого метода таможенной оценки являются достаточными.
Представленные документы подтверждают заключение сделки, а также содержат ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара. Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений Таможней не представлено.
Предусмотренные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что представленные Декларантом в Таможенный орган документы содержат достоверные и документально подтвержденные сведения для подтверждения таможенной стоимости ввезенного товара, определенной по первому методу, а Таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров") не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применить ООО "Энергия" первый метод определения таможенной стоимости.
Рассматривая по существу требование Заявителя об оспаривании решения об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей и обязании Таможенного органа зачесть излишне уплаченные таможенные платежи в счет будущих таможенных платежей, суд установил, что Обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьей 355 Таможенного кодекса РФ, так как 09.05.2010 Общество обращалось в Находкинскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных платежей по спорной ГТД. Однако Находкинская таможня оставила данное заявление без удовлетворения. Трехлетний срок, установленный частью 2 статьи 355 ТК РФ, не истек.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан платить только законно установленные налоги и сборы, к которым в силу подпункта 8 статьи 13 Налогового кодекса РФ относятся, в том числе, таможенная пошлина и таможенные сборы.
Согласно пункту 1 статьи 355 Таможенного кодекса РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством.
Таким образом, поскольку корректировка таможенной стоимости произведена Таможенным органом без достаточных на то оснований, вывод арбитражного суда первой инстанции об излишней уплате таможенной пошлины, а, следовательно, признание отказа таможенного органа зачете излишне уплаченных таможенных платежей незаконным и обязание зачесть Обществу таможенные платежи в сумме 181.240,04 рублей, является правильным.
В апелляционной жалобе не приведено правового обоснования, в чем заключается неправильное применение судом вышеуказанных правовых положений.
Довод Таможенного органа о том, что на момент обращения Декларанта с заявлением о возврате денежных средств решение о корректировке таможенной стоимости товаров являлось действующим и не оспаривалось Обществом, в связи с чем, таможенные платежи не имели статуса излишне уплаченных и не подлежали зачету, является необоснованным.
При рассмотрении спора о зачете излишне уплаченной таможенной пошлины в счет будущих таможенных платежей в круг обстоятельств, подлежащих исследованию, обязательно входит проверка законности уплаты таможенной пошлины в оспариваемом размере, поскольку не является излишне уплаченной только сумма, подлежащая уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации. А так как судом установлено, что оснований для корректировки таможенной стоимости не имелось, сумма, уплаченная в результате корректировки, является излишне уплаченной.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что на момент подачи Обществом заявления истек срок для обжалования действий Таможенного органа.
Выбор способа защиты нарушенного права в силу статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является волеизъявлением лица, который считает, что его права нарушены.
Фактически требования ООО "Энергия" об оспаривании действий Таможни по отказу зачесть таможенные платежи основаны на несогласии Заявителя с проведенной Таможенным органом корректировкой таможенной стоимости товара, считавшего ее правомерной, и, как следствие этого, отказавшего в зачете излишне уплаченных таможенных платежей в счет уплаты будущих таможенных платежей.
Наличие оснований для возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости.
Следовательно, то обстоятельство, что ООО "Энергия" в 3-месячный срок не оспорило решение Находкинской таможни о корректировке таможенной стоимости товара, не является препятствием для подачи заявления о зачете таможенных платежей в счет уплаты будущих таможенных платежей, которые оно считает излишне уплаченными вследствие незаконной корректировки, и, соответственно, не препятствует для оспаривания действий таможни по отказу зачесть таможенные платежи.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции, рассматривая спор, полно и всестороннее исследовал представленные доказательства, установил существенные обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оплата государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отнесена судом первой инстанции на Находкинскую таможню.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.07.2010 года по делу N А51-9600/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Л.СИДОРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)