Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.10.2015 N 09АП-41442/2015-АК ПО ДЕЛУ N А40-75084/15

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. N 09АП-41442/2015-АК

Дело N А40-75084/15

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" в лице Московской железной дороги
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2015 по делу N А40-75084/15, принятое судьей Аксеновой Е.А. в порядке упрощенного производства,
по иску ОАО "РЖД" в лице Московской железной дороги (107996, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к Тульской таможне
о признании незаконным постановления N 10116000-228/2014 от 19.03.2015,
при участии:
- от истца: Суркова Л.А. по доверенности от 15.01.2015 N 77 АБ 5768372;
- от ответчика: Рыкалина Л.А. по доверенности от 12.01.2015 N 03-48/3, удостоверение N 076462;
- Маленков А.Ю. по доверенности от 23.07.2015 N 03-48/19, удостоверение N 013153;

- установил:

ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Тульской таможне о признании незаконным и отмене постановления N 10116000-228/2014 от 19.03.2015 о привлечении к административной ответственности на основании ст. 16.15 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 30 000 руб.
Решением суда от 03.08.2015 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика возражали против изложенных в жалобе доводов, представили отзыв на жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 25 апреля 2013 года в адрес получателя - ЗАО "Завод Кислотоупор" поступил товар - порошок кислотоупорный, код по ТН ВЭД ТС 2517490000, весом брутто - 138304 кг, стоимостью 345000 рублей, в железнодорожных вагонах N 68177203 и N 68787373. Поступивший товар был помещен во временную зону таможенного контроля (далее ВЗТК), созданную на железнодорожном пути N 14, протяженностью 28 м, на территории железнодорожной станции протяженностью 28 м, на территории железнодорожной станции "Щекино" по адресу: Тульская область, г. Щекино, участок 14 станционного пути ст. "Щекино", в соответствии с распоряжением Тульского таможенного поста Тульской таможни от 25.04.2013 N 149рвзт, в пункте 5 которого указано, что ВЗТК ликвидируется после проведения таможенного оформления товара по ДТ N 1116030/260413/0002912.
Согласно информации, содержащейся в базе данных электронных копий деклараций на товары АИС "АИСТ-М" Тульского таможенного поста, товар - "Порошок кислотоупорный" код по ТН ВЭД ТС 2517490000, весом брутто - 138304 кг, стоимостью 345000 рублей, по ДТ N 1116030/260413/0002912 выпущен должностным лицом Тульского таможенного поста Тульской таможни 26.04.2013 в 16 часов 35 минут.
26.04.2013 в 16 часов 40 минут отчет о выдаче товаров с СВХ формы ДО-2 от 26.04.2013 N 0000001, составленный начальником станции 26.04.2013, был представлен на Тульский таможенный пост Тульской таможни, в графе N 13 "Дата и время выдачи" которого указано - 26.04.2013 время выдачи указано не было.
Согласно письму ООО "Завод "Стройкерамика" от 11.02.2015 N 6-11/02-15 товар - "Порошок кислотоупорный", выпущенный по ДТ N 10116030/260413/0002912, был получен с железнодорожной станции "Щекино" 26.04.2013.
Таким образом, в нарушение установленных таможенным законодательством Таможенного союза требований ОАО "РЖД" 26.04.2013 представило на Тульский таможенный пост Тульской таможни отчетность, содержащую недостоверные сведения о времени выдачи товара - отчет о выдаче товара по форме ДО-2 от 26.04.2013 N 0000001, в котором в графе N 13 "Дата и время выдачи" была указана только дата выдачи - 26.04.2013, время выдачи указано не было.
Усмотрев в действиях Заявителя данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ, Тульской таможней в отношении ОАО "РЖД" 12.12.2014, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10116000-228/2014. Определением от 30.12.2014 срок проведения административного расследования был продлен до 12 февраля 2015 г.
12.02.2015 Тульской таможней в отношении ОАО "РЖД" в присутствии представителя был составлен протокол об административном правонарушении по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановлением Тульской таможни N 10116000-228/2014 ОАО "РЖД" 19.03.2015 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы ОАО "РЖД" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний оспорил его в Арбитражный суд г. Москвы.
Согласно п. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно п. 4 ст. 210 АПК РФ с учетом положений п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ст. 16.15 КоАП РФ, непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере таможенного контроля, который представляет совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и таможенного законодательства РФ.
В целях обеспечения установленных таможенным законодательством требований в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) устанавливает ряд ограничений при проведении операций с такими товарами. Предметом рассматриваемого правонарушения являются товары, находящиеся под таможенным контролем (ст. 96 ТК ТС).
Объективную сторону ст. 16.15 КоАП России составляет, в том числе, непредставление в таможенный орган отчетности.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое таможенным законодательством возложена обязанность ведения учета и представление отчетности таможенному органу.
Частями 1, 2 статьи 121 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) установлено, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
Статьей 168 ТК ТС установлено, что местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля. Размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза
Согласно ч. 4, 5 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) установлено, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, помещенными под таможенные процедуры таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, или с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, связанными с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, после выпуска товаров, или хранящие иностранные товары, обязаны представлять отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях.
Отчетность может представляться в таможенный орган в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного, и печатью. Формы отчетности, предусмотренной настоящей статьей, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела.
Статьей 198 Федерального закона N 311-ФЗ установлено, что в соответствии со статьей 168 ТК ТС местами временного хранения являются склады временного хранения и следующие иные места временного хранения, в том числе железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств
Место временного хранения товаров является постоянной или временной зоной таможенного контроля, создаваемой в соответствии со статьей 163 настоящего Федерального закона.
Временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4 - 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица. Разрешение на временное хранение товаров в иных местах может быть разовое (для временного хранения определенной партии товаров) либо генеральное (для периодического временного хранения иностранных товаров в определенный период).
На лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 200 Федерального закона. N 311-ФЗ для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения и иные места для временного хранения товаров, порядок помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения товаров для временного хранения товаров в целях обеспечения таможенного контроля.
Приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 утвержден Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядок и условия выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах (далее - Порядок) (вступил в силу 02.08.2013).
Согласно подп. "а" пункта 24 Порядка, выдача товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) осуществляется в случае помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ТС.
Пунктом 25 Порядка определено, что выдача и вывоз товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров), осуществляется на основании таможенной декларации.
Пунктом 26 Порядка установлено, что таможенный пост в течение 1 часа информирует владельца СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте хранения) о факте оформления указанных документов с использованием штатных программных средств.
Пунктом 30 Порядка установлено, что владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам: ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение (приложение N 5 к Порядку); ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения (приложение N 6 к Порядку).
Пункты 31, 32 Порядка предусматривают, что владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет формы отчетности в электронном виде при наличии электронной подписи либо в электронном виде без электронной подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лицом, ими уполномоченным, и печатью. Отчетность, формируемая при выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) по форме ДО-2, представляется владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) таможенному посту не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения товаров)
Подпунктом 8 пункта 34 Порядка установлено, что иными местами временного хранения являются: железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств.
Приложением N 6 к Порядку приведена форма отчета ДО-2, согласно которой установлено требование об указании в графе N 13 "Дата и время выдачи со склада" отчета информации о дате и времени выдачи товаров с СВХ (иного места временного хранения).
Согласно ч. 16 ст. 177 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица, указанные в части 4 статьи 177 ФЗ N 311-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ОАО "Российские железные дороги" 26.04.2013 представило на Тульский таможенный пост Тульской таможни отчетность, содержащую недостоверные сведения - отчет о выдаче товара по форме ДО-2 от 26.04.2013 N 0000001, в котором в графе 13 "Дата и время выдачи" было указано 26.04.2013, время выдачи указано не было.
Довод заявителя о том, что предоставление недостоверных сведений при представлении отчетности N 0000001 от 26.04.2013 не является квалифицирующим признаком вменяемого правонарушения суд отклоняет, как основанный на неверном толковании норм права.
ОАО "РЖД" имело реальную возможность для соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза, но не воспользовалось ею.
Судом первой инстанции сделан верный вывод, что заявитель, осуществляя хранение товаров, поступивших на таможенную территорию Таможенного союза, допустило нарушение в виде представления таможенному органу отчета по форме ДО-2, содержащего недостоверные сведения о времени выдачи товара.
Факт выявленного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Характеризуя субъективную сторону данного административного правонарушения, следует отметить, что любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в рассматриваемые правоотношения, общество должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Заявитель, является профессиональным участником таможенных правоотношений и обязан соблюдать требования таможенного законодательства и не допускать его нарушения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место. Иного из материалов административного дела не усматривается.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2015 по делу N А40-75084/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

Судья
Ж.В.ПОТАШОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)