Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.08.2014 ПО ДЕЛУ N А19-9585/2013

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2014 г. по делу N А19-9585/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Чупрова А.И.,
судей Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Иркутской таможни - Олейник Юлии Владимировны (доверенность от 13.01.2014), Репиной Ларисы Сергеевны (доверенность от 30.12.2013); общества с ограниченной ответственностью "Таурус" и общества с ограниченной ответственностью "Пионер" - Сокольникова Юрия Николаевича (доверенности от 01.07.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутской таможни на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 декабря 2013 года по делу N А19-9585/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сонин А.А.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Таурус" (г. Иркутск; ОГРН 1063810028677; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне (г. Иркутск; далее - таможня) о признании незаконным решения от 25.06.2013 N 10607000/400/250613/Т0005 и признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 28.06.2013 N 152 - 182.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Пионер" (далее - ООО "Пионер").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены полностью.
Иркутская таможня обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит проверить законность судебных актов в связи с неправильным применением судами таможенного законодательства Таможенного союза и нарушением норм процессуального права, выразившемся в отсутствие оценки всех доказательств, представленных в дело.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, судебные акты - оставить без изменения.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено с 10 июля на 6 августа 2014 года.
Определением от 6 августа 2014 года на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Шелеминой М.М. на судью Шелега Д.И., в связи с чем судебное разбирательство произведено с самого начала.
В судебном заседании представители сторон подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее. Представитель третьего лица поддержал доводы общества.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 6 на 13 августа 2014 года до 14 часов 20 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, участие в судебном заседании не принимали.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
В сентябре - декабре 2012 года общество осуществило таможенное декларирование по таможенной процедуре экспорта и в дальнейшем фактически вывезло в Китай товары (лесоматериалы круглые хвойных пород сосна обыкновенная; код ТН ВЭД ТС 4403 20 310 1, 4403 20 310 2; далее - товары) с применением ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756 на основании выданных обществу Минпромторгом России разовых экспортных лицензий N 284RU12038000139, 284RU12038000140.
Вышеуказанные разовые экспортные лицензии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 выданы обществу как лицу, купившему товары по договору купли-продажи от 03.01.2012 у арендатора лесных участков (ООО "Пионер"), о чем указано в лицензиях, и этот арендатор указан обществом в оформленных в сентябре - декабре 2012 года декларациях на товары (далее - ДТ) изготовителем экспортируемых товаров, а разовые экспортные лицензии указаны в ДТ в качестве основания для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
Таможней на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) проведена камеральная таможенная проверка соблюдения обществом запретов и ограничений по вышеуказанным товарам.
В результате камеральной таможенной проверки, оформленной актом от 25.06.2013 N 10607000/400/250613/А0006, таможней установлено, что разовая экспортная лицензия N 284RU12038000139 не применима к продекларированным и вывезенным по ДТ товарам вследствие того, что представленные обществом при таможенном декларировании документы о приобретении товаров в соответствии с условиями разовой экспортной лицензии на территории Российской Федерации не корреспондируются между собой и с документами ООО "Пионер"; по данным Министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области, а также согласно заключению специалиста от 15.05.2013 N 2-10-0443-130 количественные и качественные характеристики продекларированных товаров не соответствуют товару, отгруженному обществу от ООО "Пионер".
В этой связи таможней принято решение от 25.06.2013 N 10607000/400/250613/Т0005 о применении ставки вывозной таможенной пошлины 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3 в отношении вывезенных обществом товаров.
На основании статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможней обществу выставлены требования об уплате таможенных платежей от 28.06.2013 N 152 - 182.
Не согласившись с решением таможни и с требованиями об уплате таможенных платежей, общество оспорило их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды указали на правомерность применения обществом в отношении экспортированных товаров ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
Данный вывод суды мотивировали наличием выданных обществу разовых экспортных лицензий, которые подтверждают право на применение сниженной ставки вывозной таможенной пошлины и которые недействительными не признаны, их действие не прекращено и не приостановлено; экспортированные товары соответствуют сведениям, указанным в ДТ и во внешнеэкономическом контракте; выводы, указанные в акте камеральной таможенной проверки, свидетельствуют о наложении на общество не предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756 обязанности; указанное постановление Правительства Российской Федерации принято в связи присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации; неустановление отношений общества с ООО "Пионер" не свидетельствует об отсутствии права общества на предоставленную ему квоту, при том, что факт таких отношений подтвержден.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
В раздел 1.5 Единого перечня включены товары, экспортированные обществом (код ТН ВЭД ТС 4403 20 310 1, 4403 20 310 2).
Иными положениями Таможенного кодекса установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов (пункт 3 статьи 3); таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (пункт 1 статьи 64).
Исходя из приведенных положений Таможенного кодекса, а также Соглашения от 25.01.2008 "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" законодательными актами Российской Федерации как члена таможенного союза, которыми определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
Согласно положениям Закона о тарифе настоящий Закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (статья 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3); в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 36).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756 утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в том числе товары, продекларированные и экспортированные обществом.
Согласно данному Постановлению Правительства Российской Федерации ставка вывозной таможенной пошлины товаров с кодом ТН ВЭД ТС 4403 20 310 1, 4403 20 310 2 составляет 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 утверждены тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ТС 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила N 779).
Согласно Правилам использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия) (пункт 8); лицензия выдается участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (далее - заявитель) (пункт 10); для оформления лицензии заявителем предоставляются, в том числе копия договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, не превышающем объем тарифной квоты, распределенной данному участнику внешнеэкономической деятельности, в случае если заявитель не является арендатором лесного участка (пункт 12).
Вступившим в законную силу решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня 2013 года по делу N ВАС-4404/13 пункт 10 Правил признан соответствующим Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
С учетом приведенных норм права является правильным вывод судов о том, что разовая экспортная лицензия в отношении сосны обыкновенной является основанием для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
Однако суды не учли следующее.
Положениями Таможенного кодекса установлено, что при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров (пункт 1 статьи 176); в декларации на товары указываются сведения о производителе товаров (подпункт 9 пункта 2 статьи 181); с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190).
Согласно иным положениям Таможенного кодекса таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (подпункт 2 пункта 2 статьи 95); декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (пункт 1 статьи 98); таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (статья 99); при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам (пункт 1 статьи 134).
Приведенные положения Таможенного кодекса в их совокупности и взаимной связи прямо предусматривают обязанность лица, применившего при экспорте товаров ставку вывозной таможенной пошлины в размере 15% на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756, документально подтвердить наличие условий, указанных в пункте 10 Правил N 779 (являлся арендатором лесных участков, обладающим правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имел задолженности по арендным платежам либо заключил договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами).
Данная обязанность в отношении выпущенных товаров сохраняется в течение трех лет (статья 99 Таможенного кодекса).
Следовательно, таможенный орган при неподтверждении наличия условий применения разовой экспортной лицензии вправе по результатам таможенного контроля (проверки) принять соответствующее решение в области таможенного дела.
В этой связи суждения и выводы судов двух инстанций о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756 не предусматривает иных оснований и условий применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, являются ошибочными и основанными на неправильном применении норм материального права, поскольку сделаны без учета вышеуказанных норм Таможенного кодекса, являющегося актом прямого действия (пункт 2 статьи 3 Таможенного кодекса, пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства").
В целях применения приведенных норм Таможенного кодекса не имеют правового значения указанные судами обстоятельства - лицензии недействительными не признаны, их действие не прекращено и не приостановлено; экспортированные товары соответствуют сведениям, указанным в ДТ и во внешнеэкономическом контракте; у декларанта имеется установленная квота; постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756 принято в связи присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
Указанное свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права, что в силу части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов, которые также подлежат отмене в связи с неправильным применением норм процессуального права (часть 3 статьи 288 Кодекса).
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об оценке доказательств и содержании судебных актов арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений (части 2, 7 статьи 71); в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункт 2 части 4 статьи 170); в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства (пункт 12 части 2 статьи 271).
Из кассационной жалобы и материалов дела следует, что при рассмотрении спора таможня приводила доводы и представляла доказательства, подтверждающие, по ее мнению, наличие оснований для принятия оспариваемого решения (представленные обществом при таможенном декларировании документы о приобретении товаров в соответствии с условиями разовой экспортной лицензии на территории Российской Федерации не корреспондируются между собой и с документами ООО "Пионер"; по данным Министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области, а также согласно заключению специалиста от 15.05.2013 N 2-10-0443-130 количественные и качественные характеристики продекларированных товаров не соответствуют товару, отгруженному обществу от ООО "Пионер").
Между тем судами требования приведенных норм процессуального права не соблюдены. Суды ограничились формальным и не конкретизированным перечислением материалов дела в обоснование выводов о подтверждении обществом приобретения всего объема экспортированных товаров у ООО "Пионер". Мотивы, по которым отклонены доводы таможни и отвергнуты представленные ею доказательства, в судебных актах не указаны, что свидетельствует о преждевременности постановленных выводов. В силу указанного суды не дали оценку законности требований, выставленных таможней.
При таких условиях судебные акты подлежат отмене с направлением дела на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Арбитражному суду первой инстанции при новом рассмотрении дела надлежит учесть, изложенное в настоящем постановлении, при правильном применении положений процессуального закона об оценке доказательств и содержании судебного акта принять решение в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 декабря 2013 года по делу N А19-9585/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2014 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)