Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2015 N 05АП-15943/2014 ПО ДЕЛУ N А59-3870/2014

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. N 05АП-15943/2014

Дело N А59-3870/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 22 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-15943/2014
на решение от 05.11.2014
судьи А.И. Белоусова
по делу N А59-3870/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бумеранг" (ОГРН 1056500789223, ИНН 6501165163, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.12.2005)
к Сахалинской таможне (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002)
об обязании уплатить проценты в размере 928 руб. 24 коп., начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10707030/300713/0004721,
при участии: стороны не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Бумеранг" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинской таможне (далее - таможенный орган, таможня) об обязании уплатить проценты в размере 928 руб. 24 коп., начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10707030/300713/0004721.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 05.11.2014 требования заявителя удовлетворены. Также в пользу общества с Сахалинской таможни взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Обжалуя в апелляционном порядке указанный судебный акт, таможенный орган указал на неправильное применение судом первой инстанции норм Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ). Указывает, что таможенные платежи, доначисленные и уплаченные обществом вследствие корректировки заявленной таможенной стоимости, были возвращены декларанту с соблюдением сроков, установленных законодательством таможенного союза, в связи с чем оснований для начисления процентов не имеется.
По мнению таможенного органа, ошибочным является вывод суда о том, что период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата может быть приравнен к периоду нарушения срока возврата, поскольку не существует иной нормы права, кроме части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, которая четко устанавливает, что срок возврата исчисляется с момента подачи заявления декларантом, а не с момента фактического взыскания. С учетом изложенного таможенный орган просит отменить обжалуемое решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
Представители общества, таможенного органа надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. ООО "Бумеранг" отзыв на апелляционную жалобу таможенного органа в материалы дела не предоставило, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В целях таможенного оформления ввезенного по внешнеторговому контракту от 24.11.2011 N В-4 товара общество подало в Корсаковский таможенный пост декларацию N 10707030/300713/0004721, определив таможенную стоимость по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Ввиду инициирования таможней дополнительной проверки, выпуск товара осуществлен под обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 70 460 руб. 86 коп., что подтверждается выданной таможенной распиской N 10707030/310713/ТР-6308345.
По результатам анализа представленных обществом документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара таможня пришла к выводу о несоблюдении декларантом условий для применения основанного метода таможенной оценки, в связи с чем, в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) приняла решение от 17.10.2013 о корректировке таможенной стоимости товара.
Общая сумма дополнительно начисленных таможенных платежей по отношению к платежам, исчисленным при применении первого метода таможенной оценки, составила 25 786 руб. 19 коп.
В целях погашения данной задолженности таможня в соответствии со статьей 154 Закона N 311-ФЗ на основании решений от 11.11.2013 NN 807/13, 808/13, 809/13, 810/13 произвела зачет денежного залога в размере 25 786 руб. 19 коп. и 709 руб. 12 коп. в счет исполнения обязанности по уплате таможенной пошлины, налога, а также пеней.
Полагая, что у таможни отсутствовали препятствия к применению первого метода определения таможенной стоимости, общество обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения от 17.10.2013 о корректировке таможенной стоимости.
Определением суда от 01.07.2014 производство по делу N А59-252/2014 прекращено в связи с отказом заявителя от требования, который мотивирован тем, что оспариваемое решение таможенного органа отменено в порядке ведомственного контроля, а именно: решением начальника Сахалинской таможни от 05.03.2014 N 10707000/050314/16 действия Корсаковского таможенного поста, выразившиеся в осуществлении корректировки таможенной стоимости товара, задекларированного в ДТ N 10707030/300713/0004721, признаны несоответствующими таможенному законодательству.
С учетом названных обстоятельств общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных в рамках таможенного контроля 25 786 руб. 19 коп., в том числе 5 394 руб. 60 коп. таможенной пошлины, 20 391 руб. 59 коп. НДС и 709 руб. 12 коп. пени.
По результатам рассмотрения данного заявления таможенный орган на основании платежных поручений от 15.04.2014 NN 851, 915, 898, 62 перечислил 16.04.2014 на расчетный счет заявителя указанную сумму денежных средств.
Поскольку возврат денежных средств осуществлен без учета процентов, предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, общество обратилось в таможенный орган с заявлением о выплате последних в размере 928 руб. 24 коп.
Письмом от 15.05.2014 N 15-09/5605 таможенный орган сообщил обществу об отсутствии правовых оснований для истребования процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей.
Не согласившись с данным выводом таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы таможенного органа, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, а решение суда от 05.11.2014 подлежащим отмене в силу следующего.
По правилам статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
В силу части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При этом частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 названного Закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Из анализа указанной нормы права, с учетом разъяснений в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79, следует, что проценты подлежат начислению только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата, установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ. При этом, в случае нарушения указанного срока на сумму излишне уплаченных таможенных платежей проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата, а на сумму излишне взысканных таможенных платежей - со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Частью 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ установлено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
В силу части 3 статьи 154 указанного Закона при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом.
Поскольку решением начальника Сахалинской таможни от 05.03.2014 N 10707000/050314/16 решение о корректировке таможенной стоимости по спорной ДТ было признано незаконным, то, соответственно, таможенные платежи в размере 25 786,19 руб. доначислены неправомерно. В связи с чем не было и оснований для начисления пеней в размере 709,12 руб.
Материалами дела установлено, что доначисленные таможенные платежи в размере 25 786,19 руб. и 709,12 руб. пени были взысканы путем зачета таможенных платежей, внесенных в качестве денежного залога по таможенной расписке N ТР-6308645.
Следовательно, данные суммы являются излишне взысканными, поскольку обязанность по уплате таможенных платежей возникла у заявителя не в результате самостоятельного начисления подлежащих уплате таможенных платежей, а в силу решения, принятого таможней по результатам контроля таможенной стоимости товара, которое в последующем было признано незаконным и отменено, при этом таможенные платежи были взысканы таможенным органом путем проведения зачета, что в силу 2 статьи 150, части 3 статьи 154 Закона N 311-ФЗ и с учетом правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.04.2012 N 16551/11 по делу N А41-36076/10, свидетельствует о принудительном взыскании денежных средств, и по существу не оспаривается таможенным органом.
Вместе с тем, апелляционный суд считает ошибочной правовую позицию суда первой инстанции о том, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных платежей при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, как основанную на неверном толковании части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ и не соответствующую правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства".
Согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, осуществляющего администрирование данных денежных средств, в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Из изложенного следует, что проценты взыскиваются только в случае нарушения месячного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Это относится и к возврату излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ.
Указанный вывод соответствует также правовой позиции Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 30.10.2014 N Ф03-4820/2014 по аналогичному делу (N А51-10499/2014).
Как следует из материалов дела, с заявлением о возврате указанных сумм декларант обратился в таможенный орган 26.03.2014, фактически возврат произведен таможенным органом 15.04.2014, что подтверждается платежными поручениями NN 851, 915, 898, 62, то есть с соблюдением установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ срока.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований общества и обязании таможенного органа выплатить проценты в сумме 8.761,37 руб., поскольку проценты начисляются и взыскиваются только в случае нарушения месячного срока возврата.
Вместе с тем обществом в материалы дела не представлено доказательств несвоевременного возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей по спорной ДТ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном данным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 АПК РФ).
Как установлено судом апелляционной инстанции из материалов дела, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов, которое рассматривается в настоящем деле, общество заявление в таможню о возврате излишне взысканных таможенных платежей в материалы дела не представило.
Поскольку заявитель не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих заявленные требования, факт несвоевременного возврата излишне взысканных таможенных платежей с нарушением установленного в части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ месячного срока возврата по ДТ N 10707030/300713/0004721 обществом не доказан, то у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба Сахалинской таможни подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ - отмене с принятием нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований о взыскании с таможенного органа процентов в размере 928,24 руб., начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары N 10707030/300713/0004721.
Поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ и в соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" Сахалинская таможня освобождена от оплаты государственной пошлины, суд апелляционной инстанции не рассматривает вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 05.11.2014 по делу N А59-3870/2014 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Бумеранг" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ

Судьи
А.В.ПЯТКОВА
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)