Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело; Акцизы
Обстоятельства: Истец полагает, что отказ таможенного поста в выдаче ПТС на автомобиль не основан на законе и нарушает права на пользование и распоряжение принадлежащим собственнику имуществом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Тетерина Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего: Куприенко С.Г.,
судей Павлова А.В., Карпушкиной Е.И.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павлова А.В. дело по апелляционному представлению Калужского транспортного прокурора на решение Таганского районного суда города Москвы от 18 сентября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Калужского транспортного прокурора в защиту интересов Р.П. к Центральной акцизной таможне о признании отказа в выдаче паспорта транспортного средства незаконным, установлении обязанности по выдаче паспорта транспортного средства отказать",
Истец Калужский транспортный прокурор обратился в защиту интересов Р.П. к ответчику Центральной акцизной таможне о признании отказа в выдаче паспорта транспортного средства незаконным, установлении обязанности по выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль HONDA ODYSSEY, 0000 года выпуска, указав, что сын Р.П. - Р.К. является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается соответствующим свидетельством, в котором Р.П. (отец) указан как член семьи участника Государственной программы. Р.К. и его отцом Р.П. для личного пользования на территорию Российской Федерации из Казахстана было ввезено транспортное средство - автомобиль HONDA ODYSSEY, 0000 года выпуска, N двигателя, принадлежащий Р.П. У данного автомобиля отсутствовал сертификата соответствия, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Поскольку участники Государственной программы выделены из общего числа лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, в отдельную категорию, обладающую более широким объемом освобождений от требований, предъявляемых таможенными органами при выдаче паспортов на транспортные средства, Р.П. обратился в Калужский акцизный таможенный пост с заявлением о выдаче ПТС на вышеуказанное транспортное средство. 00.00.0000 г. своим письмом ЦАТ за подписью заместителя начальника Калужского акцизного таможенного поста проинформировал Р.П. о том, что для заполнения строки ПТС "Экологический класс" и принятия решения о выдаче ПТС на вышеуказанное транспортное средство, Р.П. необходимо представить сертификат соответствия, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям Технического регламента. Истец полагает, что отказ таможенного поста в выдаче Р.П. ПТС на принадлежащий ему автомобиль не основан на законе и нарушает его права на пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом.
Просил суд признать незаконным отказ Калужского акцизного таможенного поста в выдаче паспорта транспортного средства Р.П. на принадлежащий ему автомобиль "HONDA ODYSSEY", 0000 года выпуска, обязать Калужский акцизный таможенный пост выдать Р.П. паспорт транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль "HONDA ODYSSEY", без предоставления сертификата соответствия, подтверждающего экологический класс автомобиля.
Представитель Калужского транспортного прокурора Самойлова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Р.П. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Центральной акцизной таможни по доверенности С. в судебном заседании, не соглашаясь с исковыми требованиями, просила отказать в удовлетворении иска, представила письменный отзыв, указав, что действительно участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выделены из общего числа лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, в отдельную категорию, обладающую более широким объемом освобождений от требований, предъявляемых таможенными органами при выдаче паспортов на транспортные средства. Исходя из положений Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609, освобождение от требований к экологическому классу предоставляется исключительно участнику Государственной программы. При этом льготы по уплате таможенных платежей предоставляются обеим категориям лиц. Учитывая п. 70 Положения, в случае несоответствия экологического класса ввозимых членами семьи участника Государственной программы транспортных средств (шасси) требованиям Технического регламента ПТС не выдаются. При этом Государственной программой предусмотрены права как участника Государственной программы, так и членов его семьи. Законодателем определены две категории лиц - участник Государственной программы и члены семьи участника Государственной программы, которые имеют различный правовой статус и, соответственно права и обязательства, как участника Государственной программы, так и членов его семьи. Кроме того, в соответствии с п. 59 Положения выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных п. 19 данного Положения, осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет. Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств". Согласно п. 6 ст. 24.1. ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. Таким образом, действующее законодательство, регулирующее порядок выдачи ПТС, не предусматривает освобождения транспортных средств от соответствия требованиям Технического регламента, необходимости подтверждения такого соответствия, а также уплаты в их отношении утилизационного сбора членами семьи участника Государственной программы. Таким образом, поскольку автомобиль принадлежит не Р.К., как участнику Государственной программы, а его отцу Р.П. - члену семьи участника Государственной программы, должностными лицами таможенного поста правомерно отказано в выдаче ПТС на данное транспортное средство.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Калужский транспортный прокурор по доводам апелляционного представления, указывая на незаконный отказ суда в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителя Калужского транспортного прокурора - Самойлову А.В., поддержавшую доводы представления, представителя Центральной акцизной таможни - М., согласившуюся с решением суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В силу ст. 150 Таможенного кодекса, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Как было установлено судом, согласно копии свидетельства серии * N, выданного 00.00.000 г. Генеральным Консульством России в г. Алма-Ате (Казахстан), Р.К., 00.00.0000 г.р., является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с указанием в графе "сведения о членах семьи" - Р.П., 00.00.0000 г.р., в качестве отца.
00.00.0000 г. на таможенный пост поступило заявление Р.П. на имя начальника Калужского акцизного таможенного поста с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль HONDA ODYSSEY, 0000 года выпуска, N двигателя.
Согласно ответа Центральной акцизной таможни от 00.00.0000 г. N, за подписью заместителя начальника Калужского акцизного таможенного поста, порядок выдачи паспортов транспортных средств определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом Министерства внутренних дел РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 00.00.0000 г. N. В соответствии с п. 57 Положения, паспорта выдаются таможенными органами, в том числе, после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза. Согласно п. 4 Положения ПТС выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.11.2009 N 956 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609", оформление ПТС в отношении автомобильной техники производится при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления паспорта, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609. Пункт 14 Технического регламента установлено, что с 01.01.2010 г. на территории РФ введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания - экологического класса 4. Согласно п. 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента паспорта не выдаются. В соответствии с положениями пп. б п. 4 Технического регламента действие данного технического регламента не распространяется на автомобильную технику, ввозимую на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. Пунктом 6 Государственной программы установлено, что в Государственной программе используются основные понятия, в том числе: б) участник Государственной программы - соотечественник достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участник Государственной программы установленного Правительством РФ образца; в) член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся, в том числе супруга (супруг). Согласно п. 18 Государственной программы участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством РФ образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельств соотечественник теряет статус участника Государственной программы а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы. Таким образом, участник Государственной программы и члени семьи участника Государственной программы имеют различный правовой статус и соответственно права и обязательства, как участника Государственной программы так и членов его семьи. Кроме того, в соответствии с п. 59 Положения выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных п. 19 данного Положения, таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет. Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора подтверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств". Согласно п. 6 ст. 24.1. ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств, ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
В соответствии с письмо ФТС России N от 00.00.0000 г. "О применении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и выдаче паспортов транспортных средств", нормами Положения, а также принимая во внимание Инструкцию, заполнение строки "Экологический класс" ПТС при выдаче ПТС на единичные транспортные средства, год выпуска которых ранее 0000 г., осуществляется на основании представленных в таможенный орган сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
Учитывая вышеизложенное и в связи с тем, что Р.П. является - членом семьи участника Государственной программы, то для заполнения строки ПТС "Экологический класс" и принятия решения о выдаче ПТС на транспортное средство "HONDA ODYSSEY", 0000 года выпуска, Р.П. необходимо предоставить сертификат соответствия, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям Технического регламента.
Суд первой инстанции, оценив доводы сторон, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку действия Центральной акцизной таможни являются законными, обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
Доводы апелляционного представления прокурора о том, что Программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определены равные права для участников программы и членов их семей, судебная коллегия отклоняет, поскольку согласно указанных выше положений действующего законодательства, только непосредственно участник Государственной программы освобождается таможенным органом от необходимости предъявления на ввозимое на территорию Российской Федерации транспортное средство сертификата соответствия, подтверждающего соответствие автомобиля требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
Члены семьи участника Государственной программы, коим является Р.П., на которого зарегистрирован автомобиль "HONDA ODYSSEY", от необходимости предъявления сертификата соответствия не освобождены и обязаны иметь соответствующие сертификаты на ввозимые транспортные средства для получения ПТС.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно, с учетом всех приведенных выше доводов и обстоятельств по делу, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, является правильной, в связи с чем у судебной коллегии оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.
Руководствуясь статьями 193 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Таганского районного суда города Москвы от 18 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление Калужского транспортного прокурора - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-15562/2015
Требование: О признании отказа в выдаче паспорта транспортного средства незаконным, установлении обязанности по выдаче паспорта транспортного средства.Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело; Акцизы
Обстоятельства: Истец полагает, что отказ таможенного поста в выдаче ПТС на автомобиль не основан на законе и нарушает права на пользование и распоряжение принадлежащим собственнику имуществом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2015 г. по делу N 33-15562/2015
Судья: Тетерина Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего: Куприенко С.Г.,
судей Павлова А.В., Карпушкиной Е.И.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павлова А.В. дело по апелляционному представлению Калужского транспортного прокурора на решение Таганского районного суда города Москвы от 18 сентября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Калужского транспортного прокурора в защиту интересов Р.П. к Центральной акцизной таможне о признании отказа в выдаче паспорта транспортного средства незаконным, установлении обязанности по выдаче паспорта транспортного средства отказать",
установила:
Истец Калужский транспортный прокурор обратился в защиту интересов Р.П. к ответчику Центральной акцизной таможне о признании отказа в выдаче паспорта транспортного средства незаконным, установлении обязанности по выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль HONDA ODYSSEY, 0000 года выпуска, указав, что сын Р.П. - Р.К. является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается соответствующим свидетельством, в котором Р.П. (отец) указан как член семьи участника Государственной программы. Р.К. и его отцом Р.П. для личного пользования на территорию Российской Федерации из Казахстана было ввезено транспортное средство - автомобиль HONDA ODYSSEY, 0000 года выпуска, N двигателя, принадлежащий Р.П. У данного автомобиля отсутствовал сертификата соответствия, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Поскольку участники Государственной программы выделены из общего числа лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, в отдельную категорию, обладающую более широким объемом освобождений от требований, предъявляемых таможенными органами при выдаче паспортов на транспортные средства, Р.П. обратился в Калужский акцизный таможенный пост с заявлением о выдаче ПТС на вышеуказанное транспортное средство. 00.00.0000 г. своим письмом ЦАТ за подписью заместителя начальника Калужского акцизного таможенного поста проинформировал Р.П. о том, что для заполнения строки ПТС "Экологический класс" и принятия решения о выдаче ПТС на вышеуказанное транспортное средство, Р.П. необходимо представить сертификат соответствия, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям Технического регламента. Истец полагает, что отказ таможенного поста в выдаче Р.П. ПТС на принадлежащий ему автомобиль не основан на законе и нарушает его права на пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом.
Просил суд признать незаконным отказ Калужского акцизного таможенного поста в выдаче паспорта транспортного средства Р.П. на принадлежащий ему автомобиль "HONDA ODYSSEY", 0000 года выпуска, обязать Калужский акцизный таможенный пост выдать Р.П. паспорт транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль "HONDA ODYSSEY", без предоставления сертификата соответствия, подтверждающего экологический класс автомобиля.
Представитель Калужского транспортного прокурора Самойлова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Р.П. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Центральной акцизной таможни по доверенности С. в судебном заседании, не соглашаясь с исковыми требованиями, просила отказать в удовлетворении иска, представила письменный отзыв, указав, что действительно участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выделены из общего числа лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, в отдельную категорию, обладающую более широким объемом освобождений от требований, предъявляемых таможенными органами при выдаче паспортов на транспортные средства. Исходя из положений Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609, освобождение от требований к экологическому классу предоставляется исключительно участнику Государственной программы. При этом льготы по уплате таможенных платежей предоставляются обеим категориям лиц. Учитывая п. 70 Положения, в случае несоответствия экологического класса ввозимых членами семьи участника Государственной программы транспортных средств (шасси) требованиям Технического регламента ПТС не выдаются. При этом Государственной программой предусмотрены права как участника Государственной программы, так и членов его семьи. Законодателем определены две категории лиц - участник Государственной программы и члены семьи участника Государственной программы, которые имеют различный правовой статус и, соответственно права и обязательства, как участника Государственной программы, так и членов его семьи. Кроме того, в соответствии с п. 59 Положения выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных п. 19 данного Положения, осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет. Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств". Согласно п. 6 ст. 24.1. ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. Таким образом, действующее законодательство, регулирующее порядок выдачи ПТС, не предусматривает освобождения транспортных средств от соответствия требованиям Технического регламента, необходимости подтверждения такого соответствия, а также уплаты в их отношении утилизационного сбора членами семьи участника Государственной программы. Таким образом, поскольку автомобиль принадлежит не Р.К., как участнику Государственной программы, а его отцу Р.П. - члену семьи участника Государственной программы, должностными лицами таможенного поста правомерно отказано в выдаче ПТС на данное транспортное средство.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Калужский транспортный прокурор по доводам апелляционного представления, указывая на незаконный отказ суда в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителя Калужского транспортного прокурора - Самойлову А.В., поддержавшую доводы представления, представителя Центральной акцизной таможни - М., согласившуюся с решением суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В силу ст. 150 Таможенного кодекса, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Как было установлено судом, согласно копии свидетельства серии * N, выданного 00.00.000 г. Генеральным Консульством России в г. Алма-Ате (Казахстан), Р.К., 00.00.0000 г.р., является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с указанием в графе "сведения о членах семьи" - Р.П., 00.00.0000 г.р., в качестве отца.
00.00.0000 г. на таможенный пост поступило заявление Р.П. на имя начальника Калужского акцизного таможенного поста с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль HONDA ODYSSEY, 0000 года выпуска, N двигателя.
Согласно ответа Центральной акцизной таможни от 00.00.0000 г. N, за подписью заместителя начальника Калужского акцизного таможенного поста, порядок выдачи паспортов транспортных средств определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом Министерства внутренних дел РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 00.00.0000 г. N. В соответствии с п. 57 Положения, паспорта выдаются таможенными органами, в том числе, после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза. Согласно п. 4 Положения ПТС выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.11.2009 N 956 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609", оформление ПТС в отношении автомобильной техники производится при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления паспорта, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609. Пункт 14 Технического регламента установлено, что с 01.01.2010 г. на территории РФ введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания - экологического класса 4. Согласно п. 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента паспорта не выдаются. В соответствии с положениями пп. б п. 4 Технического регламента действие данного технического регламента не распространяется на автомобильную технику, ввозимую на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. Пунктом 6 Государственной программы установлено, что в Государственной программе используются основные понятия, в том числе: б) участник Государственной программы - соотечественник достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участник Государственной программы установленного Правительством РФ образца; в) член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся, в том числе супруга (супруг). Согласно п. 18 Государственной программы участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством РФ образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельств соотечественник теряет статус участника Государственной программы а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы. Таким образом, участник Государственной программы и члени семьи участника Государственной программы имеют различный правовой статус и соответственно права и обязательства, как участника Государственной программы так и членов его семьи. Кроме того, в соответствии с п. 59 Положения выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных п. 19 данного Положения, таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет. Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора подтверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств". Согласно п. 6 ст. 24.1. ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств, ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
В соответствии с письмо ФТС России N от 00.00.0000 г. "О применении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и выдаче паспортов транспортных средств", нормами Положения, а также принимая во внимание Инструкцию, заполнение строки "Экологический класс" ПТС при выдаче ПТС на единичные транспортные средства, год выпуска которых ранее 0000 г., осуществляется на основании представленных в таможенный орган сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
Учитывая вышеизложенное и в связи с тем, что Р.П. является - членом семьи участника Государственной программы, то для заполнения строки ПТС "Экологический класс" и принятия решения о выдаче ПТС на транспортное средство "HONDA ODYSSEY", 0000 года выпуска, Р.П. необходимо предоставить сертификат соответствия, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям Технического регламента.
Суд первой инстанции, оценив доводы сторон, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку действия Центральной акцизной таможни являются законными, обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
Доводы апелляционного представления прокурора о том, что Программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определены равные права для участников программы и членов их семей, судебная коллегия отклоняет, поскольку согласно указанных выше положений действующего законодательства, только непосредственно участник Государственной программы освобождается таможенным органом от необходимости предъявления на ввозимое на территорию Российской Федерации транспортное средство сертификата соответствия, подтверждающего соответствие автомобиля требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
Члены семьи участника Государственной программы, коим является Р.П., на которого зарегистрирован автомобиль "HONDA ODYSSEY", от необходимости предъявления сертификата соответствия не освобождены и обязаны иметь соответствующие сертификаты на ввозимые транспортные средства для получения ПТС.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно, с учетом всех приведенных выше доводов и обстоятельств по делу, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, является правильной, в связи с чем у судебной коллегии оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.
Руководствуясь статьями 193 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Таганского районного суда города Москвы от 18 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление Калужского транспортного прокурора - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)