Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.12.2014 ПО ДЕЛУ N А62-3676/2014

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу N А62-3676/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителя заинтересованного лица - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Сусловой А.С. (доверенность от 24.06.2014), Романовой О.Е. (доверенность от 17.09.2014), Светловой М.А. (доверенность от 06.02.2014), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Орифлэйм Косметикс" (г. Москва, ОГРН 1047704019990, ИНН 7704270172), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орифлэйм Косметикс" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.10.2014 по делу N А62-3676/2014,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Орифлэйм Косметикс" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможни (далее - таможня) о признании недействительными решений о корректировке таможенной стоимости: от 06.02.2014 N 1013000/400/060214/Т0053/103 (дело N А62-3676/2014), от 06.02.2014 N 1013000/400/060214/Т0053/112 (дело N А62-3680/2014), от 06.02.2014 N 1013000/400/060214/Т0053/117 (дело N А62-3681/2014).
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 24.02.2014 дела N А62-3676/2014, N А62-3680/2014 и N А62-3681/014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения; объединенному делу присвоен номер А62-3676/2014.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые решения таможни соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению общества, в отношении ввезенных обществом товаров, маркированных товарным знаком "Disney", не соблюдается условие подпункта 7 "б" пункта 1 статьи 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25.01.2008), в соответствии с которым платежи должны являться условием продажи оцениваемых товаров для ввоза их на единую таможенную территорию Таможенного союза. Не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что компания "Disney" не только непосредственно осуществляет контроль качества продукции, но и контролирует сам процесс ее производства. Указывает, что ООО "Уолт Дисней Компании СНГ" не имеет опосредованной связи ни с производителями, ни с поставщиками продукции, а уплата лицензионных платежей не является условием продажи ввозимых товаров.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя заинтересованного лица, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество на основании внешнеторговых контрактов от 04.03.1993 N 26 и от 24.05.2004 N 26А-25 на поставку товаров, заключенных с компанией "ORIFLAME COSMETICS SA Luxembourg" (Швейцария) ввозит на территорию Российской Федерации продукцию (парфюмерно-косметические товары, аксессуары и другие).
16.09.2011, 28.09.2011, 12.10.2011 в целях таможенного оформления товаров, поступивших по вышеуказанным контрактам, на Заднепровский таможенный пост таможни обществом поданы декларации на товары (ДТ): N 10113083/160911/0012603, N 10113083/280911/0013247, N 10113083/121011/0014053.
Таможенная стоимость предъявленных к оформлению по указанным декларациям товаров определена обществом по первому методу определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) с учетом стоимости товаров, указанной в прайс-листах, стоимости фрахта, страховки и упаковки. Кроме того, в таможенную стоимость товара включены лицензионные платежи за использование товарного знака "Oriflame" в размере 2% от стоимости товара по инвойсу, уплачиваемые обществом в соответствии с условиями договора коммерческой субконцессии от 01.10.2010 N 01-10/2010, что указано в графе 15 ДТС-1 к каждой таможенной декларации.
Заявленная декларантом таможенная стоимость по указанным декларациям принята таможенным органом, все товары по ней были выпущены в свободное обращение по таможенной стоимости, рассчитанной по первому методу ее определения.
После выпуска товаров (в период с 10.10.2012) таможней в соответствии с положениями статей 99, 370 Таможенного кодекса Таможенного союза (с соблюдением трехгодичного срока проведения таможенного контроля) проведена камеральная таможенная проверка в отношении 261 декларации на товары (включая вышеназванные), в ходе которой проведен анализ документов, приложенных к проверяемым декларациям, изучены законодательные и нормативные правовые акты по таможенному декларированию объектов интеллектуальной собственности и проведен анализ документов, полученных от общества.
По результатам проведенной камеральной проверки (акт от 06.02.2014 N 10113000/400/060214/А0053) таможней сделан вывод о наличии оснований для включения в таможенную стоимость лицензионных платежей, уплачиваемых обществом за использование товарного знака "Disney" на основании лицензионного соглашения от 01.01.2010 N 2133-10111, заключенного между ООО "Орифлэйм Косметикс" и ООО "Уолт Дисней Компани СНГ".
В ходе проверки таможня письмом от 23.10.2012 N 06-12/20559 предложила обществу самостоятельно произвести расчеты сумм лицензионных платежей, подлежащих внесению в таможенную стоимость по товарам с товарным знаком "Disney", однако такие расчеты лицензионных платежей в адрес таможни не поступили.
Письмом от 31.12.2013 N 06-12/25839 таможней повторно предложено обществом в срок до 20.01.2014 произвести расчеты сумм лицензионных платежей, подлежащих включению в таможенную стоимость по товарам с товарным знаком "Disney" с учетом объемов, цены реализации, сложившейся чистой выручки и процента отчислений по роялти в разрезе товаров по каждой декларации.
В связи с непредставлением обществом в таможенный орган расчетов сумм лицензионных платежей, подлежащих включению в таможенную стоимость товаров с товарным знаком "Disney", таможня в соответствии с Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров:
- - по ДТ N 10113083/160911/0012603 (товар N 11 "сумки с лицевой поверхностью из текстильных материалов, с декоративными элементами из металлов, пластмасс...", арт. 23198-240 шт., изготовитель - "ЛФ Бьюти Лимитед", товарный знак - "Oriflame"; товар N 12 "сумки с лицевой поверхностью из текстильных материалов, с декоративными элементами из металлов...", арт. 23385-400 шт., изготовитель - "ЛФ Бьюти Лимитед", товарный знак - "Disney"; товар N 15 "головоломки", арт. 22835-468 шт., изготовитель - ЛФ "Бьюти Лимитед", товарный знак "Disney", модель "Тачки"; товар N 16 "головоломки", арт. 22113-696 шт., изготовитель - "Ларк интернешенл девелопмент", товарный знак - "Disney", модель - "Disney") - решение о корректировке таможенной стоимости товаров N 10113000/400/060214/Т0053/103;
- - по ДТ N 10113083/280911/0013247 (товар N 41 "шампуни для волос", арт. 22806-228 шт., изготовитель - "Орифлэйм продактс Швеция", товарный знак "Disney"; товар N 42 "средства для ухода за волосами: шампунь для волос и тела..." арт. 22808-1344 шт., изготовитель - "Орифлэйм продактс Швеция", товарный знак - "Disney", модель - "Oriflame Disney"; товар N 43 "головоломки: игрушки-пазлы развивающие из бумаги, без механизмов..." арт. 22835-732 шт., производитель - "ЛФ Бьюти лимитед", товарный знак - "Disney", "Тачки"; товар N 44 "головоломки: игрушки полиграфические из бумаги, механизмов...", арт. 22113-960 шт., изготовитель - "Ларк интернешенл девелопмент", товарный знак "Disney", модель "Disney") - решение о корректировке таможенной стоимости товаров N 10113000/400/060214/Т0053/112;
- - по ДТ N 10113083/121011/0014053 (товар N 24 "мыло туалетное с блестками", арт. 22810-448 шт., товарный знак "Disney") - решение о корректировке таможенной стоимости товаров N 10113000/400/060214/Т0053/117.
Ссылаясь на то, что спорные лицензионные платежи вносятся обществом (лицензиатом) в пользу ООО "Уолт Дисней Компани СНГ" (лицензиару) за использование лицензионного материала (изображение персонажей компании "Disney" на производимой продукции), при этом в силу достигнутых между сторонами договоренностей указанные лицензионные платежи не являются условием продажи оцениваемых товаров для ввоза их на единую таможенную территорию Таможенного союза, что в силу положений подпункта 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008 исключает увеличение фактически уплаченной стоимости на размер произведенных лицензионных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемых решений таможни.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
В силу положений пункта 3 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза при принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости после выпуска товаров декларант осуществляет корректировку недостоверных сведений и уплачивает таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленные с учетом скорректированных сведений. В случае несогласия декларанта с этим решением корректировка заявленной таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом.
В соответствии со статьей 4 Соглашения от 25.01.2008 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения. При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
Таким образом, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, добавляемые к фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары цене при определении таможенной стоимости и ввозимых товаров, должны являться условием их продажи.
Пунктом 3 статьи 1 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Общепринятая международная практика по вопросу таможенной стоимости объединена в следующих документах, направленных на единообразное применение Соглашения по применению статьи VII ГАТТ:
- - Компендиуме Всемирной таможенной организации по таможенной стоимости (WCO), содержащем консультативные заключения, комментарии и пояснительные примечания Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации, связанные с определением таможенной стоимости в рамках статьи VII ГАТТ;
- - Компендиуме Европейского союза по таможенной стоимости, состоящем из заключений и комментариев Комиссии по Таможенному кодексу Европейского союза (Секция по таможенной стоимости) по различным вопросам, связанным с таможенной стоимостью, а также перечня документов, разработанных Техническим комитетом по таможенной оценке Всемирной таможенной организации.
Соглашение от 25.01.2008 предусматривает два условия включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров (они должны соблюдаться одновременно).
Первое условие - лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам.
Согласно Комментарию N 3 Компендиума по таможенной стоимости ЕС (пункт 11) при определении того, относятся ли роялти к оцениваемым товарам или нет, ключевым фактором является не то, как роялти рассчитываются, а то, почему они уплачиваются, а именно что лицензиат получает в обмен на их уплату, иными словами необходимо рассматривать все обстоятельства сделки, в том числе, экономическую зависимость лицензионного платежа от экономических составляющих сделки (объем продажи, стоимость либо аналогичные факторы).
В ходе проверки таможенным органом установлено, что поставки товаров товарного знака "Oriflame" в адрес общества осуществлялись в рамках контракта от 04.03.1993 N 26, контракта от 24.05.2004 N 26А-25, являющегося дополнением к контракту от 04.03.1993 N 26 (пункт 1.1 контракта от 24.05.2004 N 26А-25), заключенных обществом (Российской Федерации) с компанией "ORIFLAME COSMETICS SA Luxembourg" (Швейцария, продавец) на условиях поставки DDU Москва. В рамках указанных контрактов поставляется косметическая продукция, косметические аксессуары и прочая продукция. Наименование, количество, ассортимент, комплектность, цена продукции согласовываются сторонами контрактов отдельно до момента поставки на основании спецификаций, которые являются неотъемлемыми приложениями к контракту от 24.05.2004 N 26А-25 (пункт 4.1 контракта от 24.05.2004 N 26 А-25).
При этом некоторые товары (сумки, головоломки, шампуни, мыло и др.), ввезенные обществом, содержат изображения персонажей и сопровождающих художественных образов "Disney", которые являются объектами интеллектуальной собственности, право на изображение которых на продукции "Oriflame" предоставлено на основании лицензионного соглашения от 01.01.2010 N 2133-10111, заключенного между обществом и ООО "Уолт Дисней Компани СНГ". В структуру таможенной стоимости товаров с нанесенным изображением персонажей "Disney" лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности по вышеуказанному лицензионному соглашению не включены.
На основании анализа представленных обществом документов таможенным органом установлено, что 26.05.2008 в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) за N РД0036497 зарегистрирован лицензионный договор на использование товарных знаков от 14.12.2007, подписанный между корпорацией "Disney Enterprises Ins." (США, лицензиар) и ООО "Уолт Дисней Компании СНГ" (Российская Федерация, лицензиат). По указанному договору корпорация "Disney Enterprises Ins." - обладатель исключительных прав на зарегистрированные товарные знаки "Disney" предоставляет лицензиату - ООО "Уолт Дисней Компании СНГ" неисключительную лицензию на их использование в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдове, Монголии, России, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане в отношении товаров "Disney" и услуг, связанных с этими товарами. Лицензиар предоставляет лицензиату право заключать сублицензионные соглашения с третьими лицами (пункт 2.2 договора). Лицензиар осуществляет контроль использования товарных знаков, соответствия их указаниям и стандартам лицензиара, которые он передает лицензиату, контролирует качество товаров и услуг лицензиата (пункт 2.3 договора). За предоставленные права лицензиат уплачивает лицензиару роялти, установленные в отдельном конфиденциальном соглашении.
28.10.2010 в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам за N РД0071799 зарегистрирован сублицензионный договор на использование товарных знаков от 14.07.2010, подписанный между ООО "Уолт Дисней Компании СНГ" (Российской Федерации, сублицензиар) и обществом (Российская Федерация, сублицензиат). В соответствии с указанным договором сублицензиар предоставляет сублицензиату неисключительную лицензию на использование товарного знака "Disney" и услуг, связанных с этими товарами (разработки дизайна, создания, производства, снабжения и распространения товаров). За предоставленные права сублицензиат уплачивает сублицензиару роялти.
Между обществом и ООО "Уолт Дисней Компани СНГ" также заключено лицензионное соглашение от 01.01.2010 N 2133-10111 (далее - соглашение) с перечнем условий N 1, договором N 2133-10111, приложениями N 1-5 и дополнительным соглашением к лицензионному соглашению от 01.01.2010 N 2133-10111.
В соответствии с пунктом 5.1 указанного соглашения ООО "Орифлэйм Косметикс" предоставляется неисключительная лицензия на использование лицензированного материала, состоящего из творческих разработок и товарных знаков (пункты 1.1, 1.2 соглашения) из числа объектов собственности, в том числе название "Disney", для разработки, создания, производства, финансирования и продажи продукции заказчикам, указанным в соглашении или соответствующем перечне условий, в течение срока действия соглашения, в пределах территории и в соответствии с условиями соглашения.
Согласно пунктам 7.1.1, 7.2. соглашения лицензиат обязуется выплачивать ООО "Уолт Дисней Компани СНГ" роялти в сумме, равной проценту от стоимости продаж продукции, равной фактическому объему продаж, умноженному на цену продажи лицензиата по прайс-листу (авансовыми (невозмещаемыми (пункт 7.9.1)) и гарантированными (от объема продаж) платежами).
Ставка роялти установлена (в процентах от объема продажи, определяемого по счету-фактуре) пунктом 5 перечня условий N 1: 6, 3% (товары для красоты и здоровья) и 10, 80% (товары для дома, детей, игры, канцелярские товары). В целях определения размера подлежащих уплате роялти лицензиатом предоставляются: 1) отчеты об объемах продаж, начисленных роялти, 2) акты сдачи-приемки отчета по лицензионным платежам (пункт 7 соглашения, приложение N 5 к соглашению).
Роялти начисляются от стоимости продаж продукции, ввезенной и реализованной на территории Российской Федерации, а также от стоимости продаж продукции за пределами Российской Федерации, импортируемой иностранными компаниями и прошедшей таможенное оформление в Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдове, Монголии. В соответствии с сублицензионными соглашениями на использование интеллектуальной собственности, заключенными обществом с коммерческими компаниями этих стран, иностранные компании перечисляют роялти с продаж обществу, которое, в свою очередь, включает их в свои отчеты по роялти для ООО "Уолт Дисней Компани СНГ".
Указанные обстоятельства обществом не оспариваются.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае уплата лицензионных платежей (роялти) непосредственно относится к ввозимым обществом товарам с нанесенными на них изображениями персонажей компании "Disney".
В Комментарии 25.1 Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации по вопросу выплаты авторских и лицензионных вознаграждений третьим лицам разъяснено, что ключевым фактором в установлении зависимости продажи товара от необходимости выплаты покупателем авторского или лицензионного вознаграждения является возможность/невозможность для последнего приобрести импортируемый товар без выплаты указанного вознаграждения.
Согласно Комментарию решение о том, является ли уплата лицензионного вознаграждения существенным условием договора продажи, следует принимать с учетом анализа всех фактов и обстоятельств, сопутствующих продаже и импорту товара. В качестве таких факторов Технический комитет считает необходимым учитывать следующие:
(a) Наличие указания на лицензионное вознаграждение в договоре купли продажи и связанных с ним документах;
(b) Наличие в лицензионном соглашении ссылки на договор купли-продажи;
(c) Предусмотренная договором купли-продажи или лицензионным соглашением возможность расторжения договора в случае неуплаты покупателем лицензиару лицензионного вознаграждения, указывающая на связь между выплатой лицензионного вознаграждения и продажей оцениваемого товара;
(d) Наличие в лицензионном соглашении условия, запрещающего производителю изготавливать и продавать импортеру товар, созданный с использованием интеллектуальной собственности лицензиара, в случае неуплаты последнему соответствующего вознаграждения;
(e) Наличие в лицензионном соглашении условия, позволяющего лицензиару контролировать производство товара и его продажу производителем импортеру (продажа на экспорт в страну импортера) вне рамок контроля качества.
Таким образом, в том случае если контроль за ввозимыми товарами со стороны правообладателя ограничивается только лишь контролем их качества, то данный фактор не является достаточным для подтверждения зависимости продажи товаров от уплаты лицензионных платежей.
Согласно пункту 7.8.4 соглашения ежеквартально или в любое время по требованию компании "Disney" лицензиат обязуется предоставлять информацию касательно планов по закупкам, а также прогнозируемых продаж продукции (прогнозы).
В силу пунктов 8.1, 8.2, 8.3 "Disney" утверждает все концепции, предварительные и окончательные художественные изображения; опытные образцы; серийные образцы.
В соответствии с пунктами 9.1.1., 9.1.1.1 соглашения лицензиат обязуется соблюдать Кодексы производителей (Приложение N 1) и лицензиатов (Приложение N 2) при производстве, упаковке, дистрибуции продукции, предусматривающие, в том числе, право "Disney" на производство инспекций (с предоставлением всех необходимых для проверки документов), письменное разрешение компании на привлечение субподрядчиков.
Пункт 9.1.1.2 предусматривает проведение контрольных мероприятий с определением порядка устранения выявленных нарушений и права на отзыв лицензии при совершении грубых нарушений.
В соответствии с пунктом 9.2.1 лицензиат предоставляет "Disney" анкету производителя (Приложение N 3), содержащую подробное описание промышленного объекта производителя, в целях получения разрешения на привлечение производителя.
В Приложении N 4 соглашения (соглашение производителя) содержится положение, согласно которому продукцию могут заказывать на производственном предприятии компания "Disney", ее аффилированные лица, официальные сублицензиары, их лицензиаты и их поставщики. Производство продукции на производственном предприятии возможно после получения согласия "Disney" предоставить разрешение на производство продукции.
Факт соблюдения сторонами условий названного лицензионного соглашения подтвержден имеющемся в материалах дела сообщением ООО "Уолт Дисней Компани СНГ" от 21.08.2014 N 983 (том 4, л.д. 114).
Оценив вышеуказанные условия соглашений между обществом и ООО "Уолт Дисней Компани СНГ" и иные имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание факт соблюдения сторонами оговоренного порядка взаимоотношений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что лицензиар - компания "Disney" в рамках соглашения осуществляет мероприятия, направленные не только на контроль качества продукции (в частности, утверждение эскизов, опытных и серийных образцов), но и на соблюдение условий, связанных с контролем процесса производства (включающих дачу разрешений на привлечение производителей, субподрядчиков; проведение инспекций по соблюдению условий соглашения; проверку финансовых документов; возможность отзыва лицензии в случае несоблюдения условий соглашения), то есть осуществляет мероприятия вне контроля качества производства продукции.
Доказательств обратного, в том числе и свидетельствующих о том, что между обществом и ООО "Уолт Дисней Компани СНГ" действует иной порядок использования товарного знака "Disney" на ввозимой обществом продукции, заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае продажа обществом продукции напрямую зависит от выполнения условий лицензионного соглашения, в том числе от взаимоотношений общества с производителями и поставщиками, выбранными для производства и покупки лицензируемой продукции, следовательно, лицензионные платежи по лицензионному договору от 01.01.2010 N 2133-10111 относятся к части товаров, содержащих изображение персонажей "Disney", передача прав на которые предусмотрена указанным соглашением, и подлежат включению в таможенную стоимость товаров, ввезенных обществом в рамках внешнеторговых контрактов, заключенных с компанией "ORIFLAME COSMETICS Luxembourg" (Швейцария)".
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и условий заключенных между сторонами соглашений и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
При рассмотрении дела в части примененного таможенным органом метода определения таможенной стоимости товаров с включением в указанную стоимость лицензионных платежей суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 5 Соглашения добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
Учитывая, что общество не представило документов, в которых определена величина лицензионных платежей по каждой отдельно взятой партии, артикула товара в разрезе деклараций на товары, метод по стоимости сделки (пункт 3 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008) при расчете таможенной стоимости ответчиком не мог быть применен.
Второй и третий методы определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами) не могли быть применены, так как отсутствует информация для обоснованной и точной корректировки по данным методам. Информация по идентичным товарам в таможенном органе отсутствует, а соотношение с однородными товарами невозможно по причине несоответствия таких параметров как коммерческие условия сделки.
Для применения данных методов необходима информация о наличии схожих условий уплаты лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности другими участниками внешнеэкономической деятельности, которыми Смоленская таможня в силу объективных причин (отсутствие аналогичных поставок в проверяемый период) не располагала.
Кроме того в силу положений статей 6, 7 Соглашения от 25.01.2008 для определения таможенной стоимости ввозимых товаров на основании данных статей должна использоваться стоимость сделки с идентичными, однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и ввозимые товары. Отсутствие указанной информации исключает возможность применения метода определения стоимости по сделкам с идентичными, однородными товарами.
Определить таможенную стоимость рассматриваемых товаров в порядке, предусмотренном статьями 8, 9 Соглашения от 25.01.2008, не представилось возможным, ввиду отсутствия документов и сведений о товарах, отвечающих требованиям, установленным указанными статьями Соглашения.
Четвертый метод вычитания не мог быть применен, поскольку таможенный орган не располагал сведениями о цене единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными лицами с лицами, осуществляющими продажу на территории Российской Федерации, в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Пятый метод сложения таможней также не применялся, так как отсутствовали и декларантом не предоставлены необходимые сведения о производстве оцениваемых товаров, подготовленных производителем или от имени производителя.
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения от 25.01.2008, в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 основой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
Приняв во внимание принцип свободы договоров, многообразие объектов интеллектуальной собственности и индивидуальности условий лицензионных договоров, не представляется возможным выработать универсальные способы расчета лицензионных платежей, подлежащих включению в таможенную стоимость. В связи с этим такой расчет производится способом, применимым к конкретным обстоятельствам и условиям лицензионного договора, в зависимости от представленных декларантом документов.
Таможенным органом при осуществлении процедуры корректировки таможенной стоимости применен резервный метод, основанный на гибком применении первого метода в части включения в таможенную стоимость оценочных, то есть максимально приближенных к фактическим, сумм лицензионных платежей, рассчитанных на основании представленных обществом документов.
При расчете лицензионных платежей (том 2, л.д. 46, 75, 82), подлежащих включению в цену конкретных видов ввезенных товаров, таможенным органом учитывались: данные об артикулах, наименовании, количестве каждой единицы товара (указанные в декларациях на товары); порядок расчета лицензионных платежей, установленный пунктами 7.1, 7.2 лицензионного соглашения (фактический объем продаж, умноженный на цену продажи по прайс-листы); ставки лицензионных платежей, установленные Лицензионным соглашением, 6, 3% и 10, 8% (в зависимости от вида товара); отчеты и справки об объемах, ценах реализации товаров по соглашению, акты о сдаче отчетов, представленные в ходе проверки декларантом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что расчет лицензионных платежей осуществлен таможенным органом на основании информации и сведений, представленных таможенному органу декларантом, способом, позволяющим получить размер лицензионных платежей по каждому товару в максимально приближенном к фактическому значении.
Алгоритм расчета такой стоимости описан таможней в оспариваемых решениях о классификации товара. С заявлением о разъяснении произведенного расчета общество к таможне не обращалось, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о нарушении таможенным органом пункта 2 Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров (приложение N 2 к приказу ФТС России от 14.02.2011 N 272).
При этом арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что не весь ввезенный товар был реализован заявителем на территории Российской Федерации (часть товара была списана по разным причинам, часть не была реализована), поскольку условиями лицензионного соглашения предусмотрена выплата невозмещаемого авансового платежа (платеж, не зависит от объема продаж и не подлежит возврату заявителю ни при каких условиях), расчет лицензионных платежей, увеличивающих таможенную стоимость по оспариваемым решениям о корректировке таможенной стоимости, произведен исходя из размера невозмещаемого авансового платежа (то есть не зависит от объема фактической реализации ввезенного товара).
На основании пункта 3 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза корректировка таможенной стоимости и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом самостоятельно в связи с отказом декларанта произвести пересчет таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений: 1) о методе определения таможенной стоимости товаров, 2) величине таможенной стоимости товаров, 3) об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также 4) представления подтверждающих документов.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае таможенный орган фактически согласился с применением декларантом первого метода определения таможенной стоимости товара, однако, поскольку в стоимость товара не были включены лицензионные платежи (при этом декларантом самостоятельно расчет лицензионных платежей не был произведен), на базе первого метода определил таможенную стоимость, рассчитав с долей максимальной вероятности, размер таких платежей на основании документов, представленных декларантом, и, соответственно, скорректировал таможенную стоимость.
Доводов, направленных на опровержение произведенного таможенным органом расчета лицензионных платежей, апелляционная жалоба не содержит. Соответствующий контррасчет не представлен ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.10.2014 по делу N А62-3676/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА

Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
К.А.ФЕДИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)