Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2014 N 15АП-21553/2014 ПО ДЕЛУ N А53-16556/2014

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 г. N 15АП-21553/2014

Дело N А53-16556/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности Степанов В.А., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 23.12.2014 N 02-32/1123 Лесовая Е.В., удостоверение; представитель по доверенности от 23.09.2014 N 02-32/0849 Тимофеева М.М., удостоверение; представитель по доверенности от 24.09.2014 N 02-32/0856 Глушко И.В., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2014 по делу N А53-16556/2014, принятое судьей Маковкиной И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оникс"
к Ростовской таможне
о признании незаконным бездействия по возврату излишне уплаченной суммы

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Оникс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным бездействия Ростовской таможни (далее - таможня), выразившегося в оставлении без рассмотрения заявления общества от 03.06.2014 о возврате излишне уплаченной суммы НДС.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2014 бездействие Ростовской таможни, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Оникс" от 03.06.2014 о возврате излишне уплаченной суммы НДС и уклонении в возврате суммы излишне уплаченного НДС признано незаконным.
Ростовская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе таможня указывает, что регистрационной удостоверение выдано исключительно на линзы для коррекции зрения, а представленные обществом сертификат и декларация соответствия не могут рассматриваться в качестве документа, подтверждающего код ОКП всех видов продукции, ввезенной по декларации на товары.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела представлен не был.
В судебном заседании представитель Ростовской таможни ходатайствовал о приобщении дополнительных документов и представил их на обозрение суда, поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель общества с ограниченной ответственностью "Оникс" не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил отказать в приобщении дополнительных документов, считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании контракта от 16.11.2006 N NEO-RU01-061116, заключенного с компанией Neo Vision Co LTD (Республика Корея), дополнительных соглашений к нему, спецификации от 06.12.2013, общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации линзы контактные мягкие для коррекции зрения, упакованные для розничной продажи, товар N 2 "Рефракция 0,00: Neo Cosmo на 3 месяца 1Т N 12Х-400 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 2Т N 22Х-7000 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 2Т N 23Х-3768 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 3Т N 32Х-100 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 3Т N 33Х-500 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 4Т N 41Х-100 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 4Т N 42Х-40 шт., Neo Cosmo линии Emotion&Circul на 3 месяца -4120 шт., Neo Cosmo линии Emotion&Circul Costume на 3 месяца -2120 шт., Neo Cosmo линии Emotion&Circul Costume на 3 месяца -200 шт.; New Green Neo Clean 55 UV (рефракция -0,5-10,00) на 3 месяца - 960 шт.". Товар задекларирован по ДТ N 10313090/261213/0004694.
Обществом уплачен авансовый платеж за таможенные сборы и НДС в сумме 222 100 рублей (платежное поручением от 26.12.2013 N 708).
03.06.2014 общество обратилось в таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченного (взысканного) НДС по декларации N 10313090/261213/0004694 в сумме 222 089 рублей 17 копеек.
Письмом от 09.06.2014 N 20-30/12261 таможня возвратила без рассмотрения заявление общества о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, налогов и иных денежных средств от 03.06.2014. Таможня указала, что денежные средства, обозначенные в заявлении от 03.06.2014, зачтены в счет уплаты таможенных пошлин и налогов по ДТ N 10313090/261213/0004694.
Таможней при проведении анализа данных таможенного досмотра (акт от 23.12.2013 N 10313090/231213/000208) выявлено, что ряд контактных линз имеет размерный диоптрийный ряд равный 0,00, а также присутствуют линзы со сниженной светопропускной способностью (защитой от UV-лучей). В связи с этим сделан вывод о том, что льгота по уплате НДС в отношении вышеперечисленных товаров не может быть предоставлена.
Общество обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным бездействия таможни, выразившегося в оставлении без рассмотрения заявления от 03.06.2014 о возврате излишне уплаченной суммы НДС и в уклонении в возврате суммы излишне уплаченного НДС.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза НДС относится к таможенным платежам.
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС налоги не уплачиваются, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Статья 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), подпунктом 2 пункта 1 которой установлено, что не подлежит налогообложению ввоз товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в частности линз для очков (за исключением солнцезащитных).
В развитие данной нормы НК РФ Правительством Российской Федерации 28.03.2001 утвержден Перечень N 240.
В данный Перечень включены линзы для коррекции зрения (код 94 8000 по ОКП ОК 005-93) и следовательно, линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием фотохромные (код 94 8500).
В пункте 13 Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК РФ от 07.02.2001 N 131, также разъяснено, что не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Частями 1, 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) урегулировано, что основанием для возврата без рассмотрения заявления является отсутствие требуемых сведений и непредставление необходимых документов.
Согласно статье 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: 1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; 4) документы, указанные в пункте 13 Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК РФ от 07.02.2001 N 131, также разъяснено, что не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
В частях 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; 5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; 6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах установленных законом сроков.
В рассматриваемом случае основанием для оставления без рассмотрения заявления общества от 03.06.2014 о возврате излишне уплаченного НДС послужил вывод таможенного органа об отсутствии оснований для представления льготы при ввозе товара: линзы контактные мягкие для коррекции зрения, упакованные для розничной продажи, товар N 2 "Рефракция 0,00: Neo Cosmo на 3 месяца 1Т N 12Х-400 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 2Т N 22Х-7000 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 2Т N 23Х-3768 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 3Т N 32Х-100 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 3Т N 33Х-500 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 4Т N 41Х-100 шт., Neo Cosmo на 3 месяца 4Т N 42Х-40 шт., Neo Cosmo линии Emotion&Circul на 3 месяца - 4120 шт., Neo Cosmo линии Emotion&Circul Costume на 3 месяца - 2120 шт., Neo Cosmo линии Emotion&Circul Costume на 3 месяца - 200 шт.; New Green Neo Clean 55 UV (рефракция -0,5-10,00) на 3 месяца - 960 шт.".
Документом установленного образца, подтверждающим соответствие кода ввозимой медицинской техники по ОКП, включенного в Перечень, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, являются сертификат соответствия и декларация о соответствии. В этих документах указывается код продукции по ОКП. То есть, вопрос о правомерности предоставления льгот по уплате НДС в отношении ввозимых линз возможно рассматривать при предоставлении документа, подтверждающего соответствие кода ввозимых линз по ОКП, включенного в Перечень, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
В качестве подтверждения права на льготу, предусмотренную подпунктом 1 пунктом 2 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик представляет подтверждающие документы, к которым могут быть отнесены регистрационные удостоверения, сертификаты соответствия Госстандарта России, декларация о соответствии и прочие документы, позволяющие отнести ввезенные товары к изделиям медицинского назначения в соответствии с ОКП.
Как следует из материалов дела, к заявлению от 03.06.2014 обществом были приложены декларация о соответствии от 15.03.2011, согласно которой линзы контактные мягкие Neo Cosmo 1Т, Neo Cosmo 2Т, Neo Cosmo 3Т, Neo Cosmo 4Т Emotion&Circul,New Green фирмы Neo Vision Co LTD (Республика Корея), ввезенные по контракту от 16.11.2006 N NEO-RU01-061116, соответствуют требованиям ГОСТ Р 51580-2000, ГОСТ Р 53433-2009, ГОСТ Р 51711-2001, ГОСТ Р ИСО 10993-2009 части 1, 2, 5, 10, ГОСТ Р 52770-2007; регистрационное удостоверение N ФСЗ 2008/03130 с приложением, в котором указано, что изделия медицинского назначения - мягкие контактные линзы Нео Видион Ео, Лтд (Корея) соответствуют ОКП 94 8870; сертификат соответствия N 0452071, согласно которому указанные линзы контрактные мягкие (код ОК 005 ОКП 94 8870) соответствуют требованиям ГОСТ Р 51580-2000, Р 53433-2009, ГОСТ Р 51711-2001, ГОСТ Р ИСО 10993-2009 части 1, 2, 5, 10, ГОСТ Р 52770-2007.
Общество представило письмо ФБУ "Ростовский ЦСМ" от 06.10.2014 N 45/8-11/2963, которым подтверждено отнесение продукции к классу 94 0000 "Медицинская техника", подклассу 94 8000 "Линзы для коррекции зрения", группе 94 8800 "Линзы для коррекции зрения прочие", подгруппе 94 8870 "Линзы для коррекции зрения контактные мягкие".
Таможней при таможенном досмотре выявлено, что ряд контактных линз имеет размерный диоптрийный ряд равный 0,00, а также присутствуют линзы со сниженной светопропускной способностью (защитой от UV-лучей).
Согласно ГОСТ Р 51580-2000 "Линзы контактные. Общие технические условия" линзы классифицируются в зависимости от медицинского назначения; технологии изготовления; возможности коррекции дефектов зрения; числа оптических зон коррекции, в частности, однофокальные - не фокусирующие изображение.
ГОСТ Р 53433-2009 "Оптика офтальмологическая. Линзы контактные. Методы измерения" распространяется на жесткие и мягкие контактные линзы и устанавливает их свойства.
Линза контактная - это тонкая линза для коррекции зрения, накладывается непосредственно на глазное яблоко.
ГОСТ Р 51711-2001 "Линзы контактные мягкие. Общие технические условия" распространяется на окрашенные мягкие линзы, предназначенные для пациентов, нуждающихся в их применении по медицинским, профессиональным и эстетическим показаниям. Линзы классифицируются по назначению; возможности коррекции зрения; степени гидратации (содержания воды); числа оптических зон коррекции; исполнения окраски.
ГОСТ Р 52770-2007 "Изделия медицинские. Требования безопасности. Методы санитарно-химических и токсикологических испытаний" дает понятие медицинского изделия: любой прибор, аппарат, устройство, приспособление, материал, используемое изолированно или в комбинации (с лекарственным средством, с программным обеспечением и т.д.), контактирующее непосредственно или опосредованно с организмом человека, которое не является фармакологическим, иммунологическим или метаболическим средством, не может быть таковым дополнено и предназначено для следующих целей: диагностики, профилактики, лечения или облегчения болезни; компенсации и замены поврежденных органов, их функций или физических недостатков, исследования физиологических процессов организма, контрацепции и т.д. ГОСТ 28956-91 "Линзы контактные. Термины и определения" содержит общие понятия, в частности, контактной линзы (линза, предназначенная для ношения на поверхности глазного яблока), лечебной контактной линзы (по применению сходна с контактной, но не предназначена для коррекции зрения), косметической контактной линзы (коррегирующая контактная линза, сконструированная для изменения внешнего вида глаза).
Таким образом, линза с рефракцией 0,00 - афокальная линза относится к контактным по классификации в зависимости от числа оптических зон коррекции (однофокальные - не фокусирующие изображение). Косметическая контактная линза - это коррегирующая контактная линза, то есть классифицированная по медицинскому назначению в соответствии с ГОСТ Р 51580-2000, сконструированная для изменения внешнего вида глаза.
В классе продукции "Медицинская техника" (ОКП 94 0000) группа изделий "Линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием окрашенные в массе" (ОКП 94 8300) является составной частью включенного в Перечень подкласса "Линзы для коррекции зрения" (ОКП 94 8000).
Из положений пункта 2 статьи 150, подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации и Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 240, следует, что не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, в частности, линз, предназначенных для коррекции зрения. Исключение составляют только солнцезащитные линзы, которые не применяются для коррекции зрения.
В рассматриваемом случае ввезенные линзы с UV-фактором обладают двумя функциями - защитой от солнечных лучей и функцией коррекции зрения (наличие рефракции таможня не оспаривает), следовательно судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что на ввоз этих линз распространяются льготы по налогообложению.
Кроме того, таможенный орган, указывая, что сертификат соответствия и декларация о соответствии не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих код ОКП всех видов продукции, ввезенной по декларации на товары, не представил доказательств, опровергающих заявленные обществом в названных документах сведения относительно кода ОКП.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что заявителем представлены в таможенный орган все необходимые документы, подтверждающие наличие оснований для возврата уплаченной суммы НДС, следовательно, бездействие таможни по оставлению без рассмотрения заявления от 03.06.2014 и уклонении в возврате суммы излишне уплаченного НДС является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заинтересованного лица не содержит.
Выводы суда, изложенные в решении от 20.10.2014, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Оснований для отмены решения суда апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.10.2014 по делу N А53-16556/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)