Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2015 N 06АП-3197/2015 ПО ДЕЛУ N А73-2527/2015

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. N 06АП-3197/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Авиатерминал": Страфун М.А. - представитель по доверенности от 30.06.2015 N 4;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю: Сидельникова Э.В. - представитель по доверенности от 08.12.2014 N 6/14472;
- от третьего лица:
- от общества с ограниченной ответственностью "СДФ": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авиатерминал"
на решение от 08.05.2015
по делу N А73-2527/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Д.В. Леоновым
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиатерминал"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения от 25.12.2014 N 37
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "СДФ"
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Авиатерминал" (далее - общество, ООО "Авиатерминал") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения от 25.12.2014 N 37 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СДФ".
Решением суда от 08.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Авиатерминал" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права, просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель антимонопольного органа отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ООО "Авиатерминал" является собственником здания аэровокзала "терминал", нежилого, 2-этажного, Литер А, общей площадью 5 341,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 26.
01.06.2006 между ООО "Авиатерминал" (арендодатель) и ООО "СДФ" (арендатор) заключен договор аренды, в соответствии с условиями которого ООО "Авиатерминал" передает во временное владение и пользование помещения на первом этаже здания международного пассажирского терминала аэропорта в г. Хабаровске: N 25 площадью 100,5 кв. м, N 29 площадью 22,3 кв. м для использования в качестве магазина беспошлинной торговли. Пунктом 3.2 договора срок аренды установлен до 31.12.2017.
Уведомлением от 08.02.2013 N 41 ООО "Авиатерминал" сообщило арендаторам помещений, в том числе и ООО "СДФ" о том, что в целях приведения пропускной способности зала прилета ВПП Хабаровск (Новый) в соответствие с паспортом пункта пропуска с февраля 2013 года в помещении зала вылета на первом этаже международного аэровокзала будут проводиться работы по переоборудованию помещения.
Письмом от 12.04.2013 N 122 ООО "Авиатерминал" направило ООО "СДФ" уведомление о том, что с 13 апреля 2013 года в помещении зала вылета на 1 этаже международного аэровокзала будут проводиться работы по переоборудованию помещения в целях приведения пропускной способности зала прилета ВПП Хабаровск (Новый) в соответствие с паспортом пункта пропуска.
Письмом от 18.04.2013 N 127 ООО "Авиатерминал" предложило ООО "СДФ" сдать с 13.04.2013 арендуемые по договору от 01.06.2006 помещения в связи с проведением ремонтных работ в зале вылета. Письмом от 25.09.2013 N 239 ООО "Авиатерминал" повторно предложило ООО "СДФ" возвратить занимаемые помещения по акту сдачи имущества.
Одновременно, 13.04.2014 ООО "Авиатерминал" прекратило доступ пассажиров в помещение магазина беспошлинной торговли путем закрытия зала вылета.
Письмами от 19.04.2013 N 04/01, от 10.09.2013 N 28/01, от 24.09.2013 N 31/01, от 16.10.2013 N 32/01, от 09.01.2014 N 01/001 ООО "СДФ" отказалось от подписания акта сдачи имущества, потребовало обеспечить доступ покупателей в помещение магазина и произвести перерасчет арендной платы с целью ее уменьшения и зачета излишне перечисленных сумм в счет арендных платежей будущих периодов.
ООО "Авиатерминал" 24.04.2013 открыло доступ пассажиров к туалетам, расположенным на 1 этаже зала вылета. Однако доступ пассажиров в магазин беспошлинной торговли открыт не был в связи с установкой стоек с натянутыми лентами, а в дальнейшем установкой непрозрачной ПФХ-шторы от пола до потолка.
По материалам дела также установлено, что 06.05.2013 между ООО "Авиатерминал" (Заказчик) и ООО "Группа Континенталь" (Подрядчик) заключен договор N А7-38/13 на выполнение подрядных работ, предметом которого является выполнение работ по демонтажу алюминиевых перегородок в зале вылета, расположенном на первом этаже Международного терминала аэропорта Хабаровск (Новый).
Кроме этого, 10.07.2013 между ООО "Авиатерминал" (Заказчик) и ООО "Группа Континенталь" подписан договор N А7-36/13 на выполнение подрядных работ по возведению стационарных алюминиевых перегородок в зале вылета, расположенном на первом этаже Международного терминала аэропорта Хабаровск (Новый).
При этом, как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем ООО "Авиатерминал" в ходе судебного разбирательства, в рамках договора N А7-36/13 с 10.07.2013 велись подготовительные работы; с 14.08.2013 по декабрь 2013 года - проведение работ было приостановлено; с декабря 2013 по 17.02.2014 - работы выполнялись и были закончены, в указанный период доступ пассажиров в магазин беспошлинной торговли ООО "СДФ" был закрыт.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "СДФ" в Хабаровское УФАС России с заявлением от 17.12.2013 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Авиатерминал" в связи с необоснованным прекращение доступа пассажиров в магазин беспошлинной торговли.
Приказом от 18.03.2014 N 142 Хабаровским УФАС России возбуждено дело N 3-1/300 по признакам нарушения ООО "Авиатерминал" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ N 135-ФЗ) и создана комиссия по рассмотрению дела.
По результатам рассмотрения дела Хабаровским УФАС России принято решение от 25.12.2014 N 37 (резолютивная часть решения объявлена 11.12.2014), в соответствии с пунктом 1 которого установлено доминирующее положение ООО "Авиатерминал" на рынке услуг предоставления в аренду объектов недвижимости в границах международного терминала аэропорта г. Хабаровска (нежилые зоны таможенного контроля), с долей 100%.
Пунктом 2 решения ООО "Авиатерминал" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, что выразилось в бездействии в организации доступа пассажиров к помещению магазина беспошлинной торговли ООО "СДФ" в период приостановки проведения ремонтных работ в зоне вылета, расположенной на 1 этаже здания международного пассажирского терминала, что привело к ущемлению интересов ООО "СДФ" и могло привести к ущемлению интересов пассажиров, имеющих намерение приобрести товары в магазине беспошлинной торговли ООО "СДФ" во время ожидания вылета за границу Российской Федерации.
Не согласившись с данным решением антимонопольного органа, ООО "Авиатерминал" обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав заявителя.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий. При этом он исходил из того, что ООО "Авиатерминал" совершило действия, не допустимые в силу статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, а именно: занимая доминирующее положение на определенном товарном рынке, ущемило интересы ООО "СДФ" при осуществлении им предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В этой же норме приведен перечень действий (бездействий), которые могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство.
Оспариваемым решением ООО "Авиатерминал" было признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг предоставления в аренду объектов недвижимости в границах международного терминала аэропорта г. Хабаровска (нежилые зоны таможенного контроля), с долей 100%, что заявителем не оспаривается.
Материалами дела подтверждается, что ООО "СДФ" осуществляет деятельность магазина беспошлинной торговли в здании международного пассажирского терминала аэропорта г. Хабаровска, а именно в арендуемом у ООО "Авиатерминал" помещении, расположенном на первом этаже терминала.
В соответствии со статьей 302 Таможенного кодекса Таможенного союза беспошлинная торговля - это таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В силу пункта 1 статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза магазины беспошлинной торговли являются зонами таможенного контроля.
Пунктами 1 и 2 статьи 293 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определено, что помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов. Требования к расположению, обустройству и оборудованию магазина беспошлинной торговли установлены статьей 84 данного Федерального закона.
В силу требований статьи 84 Таможенного кодекса Таможенного союза помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов. Указанные помещения должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить продажу товаров исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, сохранность товаров и возможность проведения в отношении них таможенного контроля (п. 1).
Подсобные помещения и склад магазина беспошлинной торговли должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы исключить доступ к находящимся в этих помещениях товарам посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками магазина беспошлинной торговли, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих полномочиями), а также обеспечить возможность наложения на указанные помещения средств таможенной идентификации (п. 2).
В пункте 3 приведенной нормы содержится исчерпывающий перечень требований к обустройству, оборудованию и месту расположения магазинов беспошлинной торговли, а именно: территория магазина беспошлинной торговли не должна включать объекты, не связанные с его функционированием и обеспечением его работы; складом магазина беспошлинной торговли может являться только помещение. Использование в качестве склада магазина беспошлинной торговли открытых площадок не допускается. На складе магазина беспошлинной торговли не могут располагаться коридоры для прохода лиц, тамбуры, вестибюли, административно-бытовые и технические помещения, а также места для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки; помещения магазина беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы исключить возможность поступления или изъятия товаров помимо таможенного контроля; торговые залы магазина беспошлинной торговли должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Таможенного союза, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории; торговые залы магазинов беспошлинной торговли должны находиться за пределами места, определенного для проведения таможенного контроля товаров, вывозимых физическими лицами при следовании этих лиц через таможенную границу Таможенного союза; торговые залы магазинов беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы была исключена возможность доступа в эти залы физических лиц, въезжающих на таможенную территорию Таможенного союза; склад магазина беспошлинной торговли может располагаться вне мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, но в пределах региона деятельности таможенного органа, в котором функционирует магазин беспошлинной торговли.
Таким образом, таможенным законодательством предъявляются особые требования к расположению и условиям деятельности магазина беспошлинной торговли, при несоблюдении которых соответствующий хозяйствующий субъект будет лишен права деятельности в сфере беспошлинной торговли (статья 35 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В рассматриваемом случае, требованиям к магазинам беспошлинной торговли соответствует помещение, арендуемое ООО "СДФ" у ООО "Авиатерминал" на первом этаже зала вылета, что подтверждается свидетельством о включении в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли от 11.09.2012 N 10703/003, выданным ООО "СДФ" Хабаровской таможней.
Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что в период с 13.04.2013 по 20.02.2014 ООО "Авиатерминал" ограничило доступ пассажиров в зал ожидания вылета 1 этажа аэровокзала, через который осуществляется, в том числе, и вход в магазин беспошлинной торговли ООО "СДФ".
Вместе с тем, согласно письму ООО "Группа Континенталь" от 20.11.2014 N 56 в ответ на запрос антимонопольного органа, работы по демонтажу алюминиевой перегородки были частично завершены в конце июня 2013 года; с 10.07.2013 года проводились подготовительные работы по монтажу алюминиевой перегородки; с 14.08.2013 по декабрь 2013 г. - работы были приостановлены, поскольку ООО "Авиатерминал" ожидало поступления строительных материалов, необходимых для монтажа напольных и потолочных плит; с декабря 2013 по 17.02.2014 - завершение работ.
Из письма ООО "Авиатерминал" от 14.08.2013 N 214 следует, что ООО "Авиатерминал" просит ООО "Группа Континенталь", закончить монтаж алюминиевой перегородки по договору N А7-36/13 в IV квартале 2013 года, мотивировав это задержкой поставки строительных материалов из Японии.
ООО "Авиатерминал" 24.04.2013 открыло доступ пассажиров на 1 этаж в зал ожидания в туалетные комнаты. Однако доступ в магазин беспошлинной торговли был закрыт стойками с натянутыми ленточными ограничителями и рядами металлических секций для сидения пассажиров, а затем путем установки плотной непрозрачной ПФХ-шторы от пола до потолка помещения.
Обществом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности доступа пассажиров в магазин беспошлинной торговли при одновременном обеспечении безопасности посетителей магазина, в период приостановки монтажных работ; не представлено доказательств невозможности монтажа ПВХ-шторы либо иного ограждения таким образом, чтобы ограничить доступ пассажиров в место незавершенных работ при одновременной возможности их доступа в магазин беспошлинной торговли.
При этом, ООО "Авиатерминал", обладая информацией об особых условиях функционирования магазинов беспошлинной торговли, а также о своем доминирующем положении на рынке предоставления в аренду объектов недвижимости в границах международного терминала аэропорта г. Хабаровска (нежилые зоны таможенного контроля), с долей 100%, обязано было учитывать, что ограничение доступа вылетающих пассажиров в магазин беспошлинной торговли фактически приведет к прекращению работы магазина беспошлинной торговли.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное обстоятельство свидетельствует об ущемлении прав ООО "СДФ" как владельца магазина беспошлинной торговли на осуществление своей предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным и соответствующим закону оспариваемое решение Хабаровского УФАС России о нарушении ООО "Авиатерминал" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в бездействии в организации доступа пассажиров к помещению магазина беспошлинной торговли ООО "СДФ" в период приостановки проведения ремонтных работ в зоне вылета, расположенной на 1 этаже здания международного пассажирского терминала.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы апелляционным судом проверены и отклоняются, поскольку арбитражный суд первой инстанции, исследовав всесторонне и полно фактические обстоятельства дела, а также представленные в материалы дела доказательства, дал этим обстоятельствам и доказательствам надлежащую правовую оценку. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение от 08.05.2015 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2527/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.И.САПРЫКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)