Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2017 N 13АП-4952/2017, 13АП-5174/2017 ПО ДЕЛУ N А56-70414/2016

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2017 г. N 13АП-4952/2017, 13АП-5174/2017

Дело N А56-70414/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
- от заявителя: Николаева Ю.А. по доверенности от 05.10.2016;
- от заинтересованных лиц: 1. Мухачева Е.С. по доверенности от 17.01.2017 - до перерыва в с/з, Куковерова О.Н. по доверенности от 10.01.2017 - после перерыва в с/з; 2. Захаров И.А. по доверенности от 27.03.20147, Ларичева Н.А. по доверенности от 26.12.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-4952/2017, 13АП-5174/2017) Северо-Западного таможенного управления и Карельской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2017 по делу N А56-70414/2016 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания Онего"
к Северо-Западному таможенному управлению, Карельской таможне
о признании незаконным решения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания ОНЕГО" (адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Неглинская, д. 11, ОГРН: 1121001004178, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения Карельской таможни (адрес: 185028, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 25) от 19.02.2016 N 10227000/400/19021Т0003 и решения Северо-Западного таможенного управления (адрес: 191187, Россия, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20, далее - СЗТУ) от 01.07.2016 N 16-03-12/84 о непредоставлении полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара, помещенного под процедуру временного ввоза по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216020/290612/0013835.
Решением суда от 16.01.2017 решения Карельской таможни от 19.02.2016 N 10227000/400/19021Т0003 признано недействительным, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе СЗТУ, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение в части признания недействительным решения Карельской таможни от 19.02.2016 N 10227000/400/19021Т0003 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления полностью. Податель жалобы полагает, что порядок предоставления льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога в отношении судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов, не может быть применен в случае нарушения декларантом условий таможенной процедуры временного ввоза товара.
В апелляционной жалобе Карельской таможни содержатся аналогичные доводы.
В судебном заседании представители СЗТУ и Карельской таможни поддержали доводы апелляционных жалоб, а представитель Общества возражал против их удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке по правилам части 5 статьи 268 АПК РФ - в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Обществом 29.06.2012 на Кронштадтский таможенный пост Балтийской таможни подана ДТ N 10216020/290612/0013835, согласно которой товар "Морской сухогрузный теплоход/генгруз "Mesna" 1982 года постройки..." помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины, НДС на основании пункта 7.1.6 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Решение N 130), подпункта 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) в период с 03.02.2016 по 19.02.2016 Карельской таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения Обществом условий таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении товара, сведения о котором заявлены в вышеуказанной ДТ. По результатам проверки составлен акт от 19.02.2016 N 10227000/400/190216/А0003, в котором отражены факты несоблюдения ООО "СК ОНЕГО" условий таможенной процедуры временного ввоза (допуска), выразившиеся в передаче по договорам тайм чартера от 06.12.2013, 22.01.2014 без разрешения таможенного органа временно ввезенного судна "Mesna".
19.02.2016 по результатам проверки Карельской таможней вынесено решение N 10227000/400/190216/Т0003 о непредоставлении полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара, помещенного под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ N 10216020/290612/0013835.
Означенное решение обжаловано Обществом в СЗТУ в порядке главы 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ). Решением СЗТУ от 01.06.2016 N 16-03-12/84 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с указанными выше решениями, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 283 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Ввозные таможенные пошлины подлежат уплате в случае нарушения условий, при которых товары помещались под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин (подпункт 4 пункта 3 статьи 283 ТК ТС). Пунктом 4 статьи 283 ТК ТС установлены сроки уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза. В частности, подпунктом 1 пункта 4 статьи 283 названного Кодекса установлено, что при передаче временно ввезенных товаров иным лицам без разрешения таможенных органов, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров считается день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Согласно пункту 5 статьи 283 ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги в случаях, установленных пунктом 4 настоящей статьи, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Из анализа приведенных положений усматривается, что в случае нарушения условий режима временного ввоза товаров уплате подлежат таможенные платежи без учета тех тарифных преференций и льгот, которые предоставлялись при помещении товаров именно под указанную процедуру.
Указанное согласуется с положениями статьи 80 ТК ТС, в пункте 3 которой предусмотрены основания для освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов. Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в том числе в случае, если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
В рассматриваемом случае основанием для освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов применительно к Порядкам N 728 и 448 и пункту 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации являлась регистрация судна в Российском международном реестре судов (далее РМРС).
Согласно пункту 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
В силу пункта 7.1.6 Решения КТС N 130 для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом в отношении плавучих судов, регистрируемых в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников таможенного союза, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств - участников таможенного союза.
В соответствии с пунктом 9 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган свидетельства о регистрации судна в международном реестре судов, а также иных документов (платежных документов), установленных законодательством государства - члена Таможенного союза.
В случае непредставления указанных документов суда, регистрируемые в международном реестре, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при наличии обязательства о представлении указанных документов в течение 45 дней с даты регистрации декларации на товары. При исключении судна из международного реестра таможенная пошлина подлежит уплате не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из международного реестра, за исключением случаев фактического вывоза судна с таможенной территории Таможенного союза.
В случае непредставления декларантом в таможенный орган документов, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, в установленный срок он уплачивает ввозную таможенную пошлину не позднее дня, следующего за днем истечения указанного 45-дневного срока (абзац 2 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 448 "О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов" (далее - Постановление N 448)).
Таможня не спорит, что предоставление указанных льгот направлено на привлечение судов под российский флаг, создание благоприятных условий для развития судоходства. Целью установления РМРС является создание экономических, юридических, организационных и других необходимых условий, обеспечивающих функционирование зарегистрированных в нем российских и иностранных судов, имеющих все преимущества "удобного" флага.
Зарегистрированные в РМРС суда освобождены от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС, при этом собственниками судов оплачиваются регистрационный взнос и ежегодные сборы.
Судом первой инстанции установлено, что при декларировании спорного судна в ДТ были отражены соответствующие сведения, а Таможне были представлены документы, свидетельствующие о наличии права на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС.
Освобождение от уплаты таможенной пошлины не ставится в зависимость от избранного таможенного режима, а зависит от предназначения товаров и их целевого использования.
Доказательств нарушения заявителем предусмотренных Порядками N 728 и N 448 условий освобождения спорного судна от уплаты таможенных платежей (исключение судна из реестра до фактического его вывоза) на дату вынесения таможенным органом оспариваемого решения, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, указав на несоблюдение Обществом режима временного ввоза, таможней исчислены подлежащие уплате в соответствии с пунктом 5 статьи 283 ТК ТС таможенные платежи (11809420, 20 руб.), обязанность по уплате которых возложена на декларанта.
В связи с этим следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что нарушение таможенной процедуры временного ввоза не является основанием для лишения декларанта права на полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов по иным основаниям.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2017 по делу N А56-70414/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы Северо-Западного таможенного управления и Карельской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
О.И.ЕСИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)