Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2016 N 16АП-2218/2016 ПО ДЕЛУ N А15-235/2016

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу N А15-235/2016


Резолютивная часть объявлена 27 сентября 2016 года,
постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20 апреля 2016 года по делу N А15-235/2016,
по заявлению индивидуального предпринимателя Исабекова Альберта Саидметовича (ИНН 053003175905, ОГРН 307055031800010),
к Дагестанской таможне (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727),
- о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 02.12.2015 по декларации на товары N 10801020/061015/0002436, обязании возвратить 827 261 рубль 58 копеек излишне уплаченных таможенных платежей, 17 289 рублей 77 копеек пени и взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей, об обязании возвратить 1 662 637 рублей 45 копеек излишне уплаченных таможенных платежей, (судья Батыраев Ш.М.);
- при участии в судебном заседании:
- от Дагестанской таможни - Абдулаев Э.Г. по доверенности от 22.04.2016; Тагирова Ш.Г. по доверенности от 26.02.2016;
- от индивидуального предпринимателя Исабекова Альберта Саидметовича - Алиев М.А. по доверенности от 18.11.2015;

- установил:

индивидуальный предприниматель Исабеков Альберт Саидметович (далее -заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости от 02.12.2015 по декларации на товары (далее - ДТ) N 10801020/061015/0002436, обязании возвратить 827 261 рубль 58 копеек излишне уплаченных таможенных платежей, 17 289 рублей 77 копеек пени и взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей (с учетом дополнений от 26.02.2016).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 20 апреля 2016 года требования удовлетворены.
Признано незаконным как противоречащее Таможенному кодексу Таможенного союза и Федеральному закону "О таможенном регулировании в Российской Федерации" решение Дагестанской таможни от 02.12.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10801020/061015/0002436. Суд обязать Дагестанскую таможню возвратить индивидуальному предпринимателю Исабекову Альберту Саидметовичу 827 261 рубль 58 копеек таможенных платежей, излишне уплаченных по декларации на товары N 10801020/061015/0002436, и 17 289 рублей 77 копеек пени.
С Дагестанской таможни в пользу индивидуального предпринимателя Исабекова Альберта Саидметовича взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей и по государственной пошлине в сумме 300 рублей.
Таможня подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм права, выводы не соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Дагестанская таможня не согласна с доводом суда, что непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, использованных предпринимателем при определении таможенной стоимости товаров по первому методу; считает необоснованным отклонение судом довода таможни о низком ценовом уровне заявленной таможенной стоимости ввезенного предпринимателем товара.
Предприниматель Исабеков А.С. просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
Иные лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается.
Между предпринимателем и китайской фирмой "TONNIN INTERNATIONAL TRADE CO., LTD" заключен контракт от 14.08.2015 N 1508 на поставку товаров трубы и профили для оконных карнизов, изготовленные из недрагоценных металлов, пластмассовые кольца для оконных карнизов
Общая сумма контракта составляет 10 420,25 долларов США (пункт 3.2). Поставка товара осуществляется на условиях CFR порт Новороссийск (пункт 4.1). Оплата за товар осуществляется в течение 120 дней после погрузки товара (пункт 5.2). Цена и количество продукции указаны в инвойсе и упаковочных листах (пункт 3.1). Срок отгрузки товара в течение 90 рабочих дней от даты заключения контракта (пункт 4.2). Срок действия контракта до 31.12.2019 (пункт 11.1).
Во исполнение указанного контракта в адрес предпринимателя по инвойсу от 14.08.2015 N 1508 поступили товары - трубы и профили для оконных карнизов, общей стоимостью 10 420,25 долларов США, которые оформлены в Махачкалинском таможенном посту по ДТ N 10801020/061015/0002436.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена предпринимателем в рамках статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), то есть по стоимости сделки (1 метод) и составила 10 420,25 долларов США.
В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены следующие документы: контракт от 14.08.2015 N 1508, инвойс от 14.08.2015 N 1508, упаковочный лист от 14.08.2015 N 1508, коносамент от 04.09.2015 N ZIMUSHH300641751, транспортная накладная от 02.10.2015 N 01.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможней выявлено, что заявленная декларантом таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена, а именно, в представленном договоре отсутствует перечень товаров с указанием по каждому из них сведений о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, названия производителя, инвойс выставлен в день подписания контракта, в инвойсе отсутствуют инициалы, подпись и занимаемая должность лица, выставившего инвойс, в товаре N 4 выставлена модель "34MM ABC" ранее не заявленная в ДТ, идентичные и однородные товары оформляются с более высокой стоимостью.
В соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 07.10.2015.
Для подтверждения заявленной стоимости у предпринимателя дополнительно запрошены следующие документы: прайс-лист производителя, таможенная декларация страны отправления, банковские платежные документы, пояснения о причинах выставления инвойса до отгрузки товара, пояснение о лице, выставившем инвойс, письменные разъяснения покупателя по вопросам условий организации внешнеторговой сделки. Срок для представления дополнительных документов установлен до 01.12.2015.
Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 08.10.2015 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Предпринимателем внесена сумма обеспечения в размере 827 261 рубля 58 копеек (таможенная расписка N ТР-4411708), после чего осуществлен условный выпуск товаров.
В ответ на решение о проведении дополнительной проверки предприниматель представил в таможню заявление, в котором, ссылаясь на достаточность представленных им документов, просил принять заявленную таможенную стоимость. Указал на то, что контрактом не предусмотрено предоставление продавцом экспортной декларации, прайс-листа; банковские платежные документы будут представлены после произведения оплаты, в соответствии с условиями контракта; в инвойсе указаны наименование, цена, адрес и банковские реквизиты продавца, выставившего инвойс, и данные сведения соответствуют сведениям, указанным в контракте, что позволяет идентифицировать лицо, выставившее инвойс.
В связи с непредставлением предпринимателем дополнительных документов 02.12.2015 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки декларации на товар (КДТ), согласно которым общая сумма таможенных платежей, подлежащая взысканию в результате корректировки, составила 827 261 рубль 58 копеек. В связи с неисполнением предпринимателем обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 154 Федерального закона от 27.10.2010 N 311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) таможня приняла решение N 10801000/141215/ЗДзО-273 о зачете денежного залога в счет погашения задолженности по таможенным платежам в сумме 827 261 рубля 58 копеек.
Предпринимателю также выставлено требование от 25.12.2015 N 264 об уплате 17 289 рублей 77 копеек пени. Платежными поручениями от 14.01.2015 N 11,12 задолженность по пеням погашена.
Полагая, что таможенные платежи, уплаченные в результате корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорной декларации, являются излишне уплаченными, 20.01.2016 предприниматель обратился в таможню с заявлением об их возврате, которое возвращено таможней без исполнения со ссылкой на необходимость представления дополнительных документов, подтверждающих факт излишней уплаты (письмо от 27.01.2016 N 21-31/00873).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных этим Кодексом, - таможенным органом.
Статьей 65 ТК ТС предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (пункт 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).
Порядок и методы определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" указано, что при применении пункта 4 статьи 65 ТК ТС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации.
Вместе с тем при рассмотрении в суде спора, касающегося определения таможенной стоимости товара, таможенным органом могут быть представлены доказательства недостоверности указанной информации. Эти доказательства, как и доказательства, представленные декларантом, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценке судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
При оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок -данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
На основании статьи 66 ТК ТС контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (статья 67 ТК ТС).
На основании пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 ТК ТС).
Пунктом 1 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что при таможенном оформлении ввезенного товара в подтверждение обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости предпринимателем был представлен полный пакет документов к декларации, в которых содержались необходимые сведения для определения таможенной стоимости, а именно контракт, инвойс, упаковочный лист. В рассматриваемом случае сумма размера общей фактурной стоимости, указанная в графе N 22 декларации на товары, сопоставима с суммой, указанной в контракте, инвойсе и платежном поручении. Анализ содержания контракта и товаросопроводительных документов к нему позволяет суду сделать вывод о том, что заявителем с иностранным партнером были согласованы все существенные условия договора применительно к договору купли-продажи, а именно: наименование и количество (вес) товара, его цена, условия поставки и оплаты, характеристики товара. Представленными при таможенном оформлении документами подтверждается, что товар поставлен в количестве и на условиях, предусмотренных контрактом и инвойсом. Платежным поручением подтверждается, что предприниматель оплатил контрагенту денежные средства за товар, поставленный по декларации на товары, в соответствии с суммами размера общей фактурной стоимости, указанными в графе N 22 декларации на товары, и суммами, указанными в инвойсе и контракте. В силу указанного суд первой инстанции счел обоснованным довод предпринимателя о том, что товар оплачен согласно стоимости контракта.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что предпринимателем были представлены таможенному органу все те документы, которые должны и могли у него находиться в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового контракта, а также обычаями делового оборота. Представленные декларантом документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенного товара. Сведения, содержащиеся в данных документах, позволяют идентифицировать декларируемый товар с товаром по заявленным условиям сделки, а также с достоверностью установить цену применительно к количественно и качественно определенным характеристикам товара и условиям поставки.
При этом судом не учтено следующее.
Согласно инвойсу поставке подлежали: окрашенные металлические трубы для оконных карнизов 1 диаметром 25 мм, толщиной стенки 0,6 мм и размерами 1,6; 2,0 м; 2,5 м; 3,0 м; 3,6 м; 4,0 м; вес нетто (в кг) -15 742,00, вес брутто (в кг) - 16 427,00; цена за 1 кг - 0,37 долларов США, итого - 5 824,54 долларов США; окрашенные металлические профили для оконных карнизов размерами 0,8 см * 2,5 см * 6 м и 5 м, вес нетто (в кг) - 3 205,00, вес брутто (в кг) - 3 348,00, цена за 1 кг - 0,45 долларов США, всего 1 442,25 долларов США; окрашенные металлические профили для оконных карнизов с лентой-липучкой 0,8 см * 2,5 см, 6 м и 5 м, вес нетто 3 782,00, вес брутто (в кг) 3 873,00, цена за 1 кг 0,47 долларов США, итого - 1 777,54 долларов США; окрашенные пластиковые кольца для оконных карнизов диаметром 34 мм, вес нетто 2 548,00, вес брутто 2 732,38, цена за 1 кг 0,54 долларов США, итого - 1 375,92 долларов США. Общий вес нетто - 25 277,0 кг; вес брутто - 26 380,38 кг, на сумму 10 420, 25 долларов США.
Актом таможенного досмотра от 07.10.2015 установлено расхождение товара по весу брутто и нетто. Кроме того, установлено отсутствие сведений о об изготовителе и стране происхождения товара.
Ввозимые на территорию Таможенного союза товары явно имели различные индивидуально-определенные признаки. Товар N 1: трубы для оконных карнизов имеют различные диаметры (мм); при декларировании объединены в группу объединены товары, которые являются различными изделиями, что предполагает различную цену за одну единицу измерения товара с разными диаметрами. Товар в зависимости от диаметра не дифференцирован по количеству и цене.
В данном случае, ввозимый предпринимателем товар не является наливным, насыпным, и т.п. товаром, не имеющим индивидуально-определенных признаков. Если в целях транспортировки, расчетов с перевозчиком и определения величины провозной платы декларантом может быть использована единица веса (кг) и общий вес для измерения количества перевозимых различных изделий (товара) с индивидуально-определенными признаками, то в целях таможенного оформления и определения величины таможенной стоимости и таможенных платежей при ввозе на территорию Таможенного союза таможенным законодательством не предусмотрена возможность обезличивания товаров, обладающих индивидуально-определенными признаками, указанием только на их общий вес поставляемой партии без разделения информации о количестве (весе) и о цене отдельно относящихся к каждому виду изделий (каждой модели) в составе этой партии.
При проверке представленных декларантом документов (контракт от 14.08.2015 N 1508, инвойс от 14.08.2015 N 1508, коносамент, транспортная накладная, упаковочный лист, ДТС, АТД N 10801020/061015/000161) и сведений на товар по указанной выше ДТ таможней было выявлено недостаточное документальное обоснование заявленных декларантом данных о таможенной стоимости, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
В представленном договоре отсутствует перечень товаров с указанием по каждому из них сведений о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, названия производителя.
Согласно пункту 3.3. внешнеторгового договора - расчет за поставляемую продукцию производится по фактически отгруженному количеству продукции на основании выставляемых продавцом платежных документов. Однако инвойс (платежный документ) был выставлен в день подписания контракта, т.е. до отгрузки продукции.
В инвойсе на бумажном носителе отсутствуют инициалы, подпись и занимаемая должность лица выставившего инвойс.
Согласно АТД N N 10801020/061015/000161 на товаре N 4 была выявлена модель "34MM ABC" ранее не заявленная в ДТ. В дальнейшем, как пояснили представители таможни, в декларацию, подаваемую в электронном виде, были внесены изменения, сведения дополнены. В бумажном варианте, приобщенном к материалам дела, имеются все сведения.
Также таможней выявлено, что идентичные, однородные товары или товары того же класса или вида оформляются с более высокой стоимостью на основании чего усматривается предположительное занижение таможенной стоимости ввозимого товара.
Данные признаки послужили основанием для проведения дополнительной проверки.
Решением на основании п. 3 ст. 69 ТК ТС и в соответствии с п. 14 раздела 3 вышеуказанного Порядка в обоснование заявленной таможенной стоимости у ИП Исабекова были запрошены следующие документы и сведения:
- - прайс-лист производителя товаров на ассортиментном уровне с учетом условий поставки (документ, содержащий информацию об отпускных ценах товара на российский рынок в зависимости от условий поставок - публичная оферта);
- - экспортная таможенная декларация страны отправления (для подтверждения заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров стране вывоза, стоимость товара на границе);
- - пояснения о причинах выставления инвойса до отгрузки товара и о лице, выставившем инвойс (для проверки сведений, содержащихся в инвойсе);
- - банковские платежные документы по оплате за товар в случае оплаты за товар (для подтверждения суммы платежей, произведенных в адрес продавца товара).
- - бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам товаров в рамках одного контракта (для подтверждения фактурной стоимости товара);
- - спецификация, приложения и дополнения к контракту (для уточнения информации по условиям контракта о наименовании, количестве и стоимости товаров);
- - письменные пояснения покупателя по вопросам условий организации внешнеторговой сделки (коммерческая переписка сторон, заказы, аналитические материалы. Касающиеся ценообразования поставляемой продукции на мировом рынке и (или) другие документы.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что данные документы не были необходимы таможне, не учел, что при отсутствии сведений о производителе, стране происхождения, различном ассортименте товара, выставлении инвойса до отгрузки товара, имеется информация о более высоком ценовом уровне.
При этом предприниматель не подтвердил реальную невозможность представить затребованные документы. Так, предприниматель, как сторона по договору, обязан был иметь спецификацию к договору или иной документ, ее заменяющий; как хозяйствующий субъект обязан был вести учет и отчетность, совершать банковские операции; поскольку срок предоставления документов установлен до 01.12.2015 (почти 2 месяца с момента принятия решения), то имел он возможность обратиться к поставщику за получением документов и информации. Вместо этого, предприниматель, допустив недобросовестное отношение, отказался представить необходимые для таможенного контроля документы. Более того, обращаясь с заявление о возврате начисленных платежей и пеней, предприниматель также не приложил эти документы.
К возражению на апелляционную жалобу предприниматель представил спецификации к договору, пояснения поставщика. Апелляционный суд не принимает эти документы в качестве доказательств первого метода, поскольку они не представлялись таможенному органу и в суд первой инстанции, а кроме того, они не достаточны для опровержения выводов таможни, поскольку другие запрошенные документы не представлены.
При отсутствии запрошенных документов таможня вправе была произвести определение таможенной стоимости самостоятельно.
Согласно п. 4 ст. 69 ТК ТС, если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в п. 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении.
В соответствии с п. 21 Порядка если в установленный таможенным органом срок декларантом не представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Решение о корректировке таможенной стоимости принято таможенным органом 02.12.2015 на основании имеющейся у таможни ценовой информации.
Пунктом 6 Порядка установлено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе с использованием программных средств таможенных органов.
согласно ст. 10 Соглашения от 25.01.2008 в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 настоящего Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями настоящего Соглашения. Таможенный орган самостоятельно определил таможенную стоимость товаров на основе имеющейся у него информации в рамках указанной статьи Соглашения.
В соответствии с положениями статьи 2 Соглашения таможня при принятии решения о корректировке таможенной стоимости последовательно рассмотрела 2-5 методы определения таможенной стоимости (что отражено в решении о корректировке), но в связи с отсутствием необходимой информации для применения этих методов - применила шестой метод определения таможенной стоимости по имеющейся в таможне информации (ИАС "Мониторинг Анализ").
Пунктом 6 вышеуказанного Порядка установлено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций).
Согласно п. 11 Инструкции при проведении оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара уполномоченные должностные лица осуществляют сравнение и анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией и обеспечивают выбор максимально возможного подобия сравниваемых товаров, означающее, что при выборе источника информации таможенный орган подбирает для сравнения идентичные товары, затем однородные товары, а при их отсутствии - товары того же класса или вида.
Учитывая положения Инструкции, таможня использовала информацию, максимально сопоставимую с данными о декларируемом товаре.
Согласно п. 1 ст. 7 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) в случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена в соответствии со статьями 4 и 6 (первый метод, метод по цене сделки с идентичными товарами) Соглашения, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и ввозимые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.
Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, принятая таможенным органом в соответствии со статьей 4 настоящего Соглашения.
Согласно ст. 10 Соглашения (резервный метод) методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 (метод по цене сделки с ввозимыми товарами, методы по цене сделки с идентичными, однородными товарами, вычитания и сложения) Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении. В частности, допускается следующее:
- для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары;
- при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных статьей 6 или 7 (метод по цене сделки с идентичными, однородными товарами) Соглашения требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (возимых) товаров.
Согласно п. 1 статьи 3 Соглашения "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Таможенного союза. Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
По четырем товарам из ДТ N 10801020/061015/0002436 корректировка таможенной стоимости произведена таможенным органом шестым методом на базе третьего. Заявленные ИП Исабековым А.С, условия поставки товара в данной ДТ - CFR Новороссийск, фирма изготовитель "TONNIN INTERNATIONAL TRADING CO. LIMITED)) (Китай).
По товару N 1 "трубы профильные сварные прямошовные..." - применена ценовая информация по ДТ N 10702030/180315/000015922 о декларировании однородных товаров "трубы из недрагоценного (черного) металла..." (товар N 1), таможенная стоимость 43501,11 руб. (704,46 долл. США), вес нетто - 1051,4 кг, 1 кг - 0. 67 долл. США, фирма изготовитель "FESCO INTEGRATED TRANSPORT LLG ON BEHALF OF FONJIN INTERPRISE", страна происхождения Китай, условия поставки товара CFR Владивосток, на основании которой произведена корректировка заявленной Исабековым А.С. таможенной стоимости товара. Таким образом, использовалась информация о таможенной стоимости однородного товара, ввезенного из Китая, и произведенного в Китае. Учитывая отсутствие информации о товарах того же производителя указанного в ДТ N 10801020/061015/0002436 была использована ценовая информация о поставках товара иного производителя, произведенного из тех же материалов, позволяющего выполнять те же функции что и оцениваемый товар. Заявленная ИП Исабековым А.С. таможенная стоимость по 1-му товару согласно ДТС-1 составляет - 383234, 27 руб. (5824, 54 долл. США), вес нетто - 15742 кг, 1 кг -0,37 долл. США.
По товару N 2 "профили для оконных карнизов из алюминиевых сплавов..." - применена ценовая информация по ДТ N 10129070/220615/0003635 о декларировании однородных товаров "алюминиевый профиль для карнизов..." (товар N 3), таможенная стоимость 829138,01 руб. (15411, 32 долл. США), вес нетто - 3121 кг, 1 кг - 4, 94 долл. США, фирма изготовитель "INTERERA D O O", страна происхождения Нидерланды, условия поставки товара FCA Франко-перевозчик Подплат, на основании которой произведена корректировка заявленной Исабековым А.С. таможенной стоимости товара. Таким образом, использовалась информация о таможенной стоимости однородного товара, ввезенного из Словении, и произведенного из Нидерландах. Учитывая отсутствие информации о товарах того же производителя указанного в ДТ N 10801020/061015/0002436 была использована ценовая информация о поставках товара иного производителя, произведенного из тех же материалов, позволяющего выполнять те же функции что и оцениваемый товар. Заявленная ИП Исабековым А.С. таможенная стоимость по 2-му товару согласно ДТС-1 составляет - 94647, 37 руб. (1442, 25 долл. США), вес нетто - 3205 кг, 1 кг - 0,45 долл. США.
По товару N 3 "профили для оконных карнизов из алюминиевых сплавов, окрашенные, с лентой велкро..." - применена ценовая информация по ДТ N 10225032/170815/0001785 о декларировании однородных товаров "профили из алюминиевых сплавов..." (товар N 8), таможенная стоимость 43210, 56 руб. (665, 43 долл. США), вес нетто - 158 кг, 1 кг - 4, 21 долл. США, фирма изготовитель "YI STAR SYOPFITTING ING CO LTD", страна происхождения Китай, условия поставки товара СРТ Москва, на основании которой произведена корректировка заявленной Исабековым А.С. таможенной стоимости товара. Таким образом,' использовалась информация о таможенной стоимости однородного товара, ввезенного из Литвы, и произведенного в Китае. Учитывая отсутствие информации о товарах того же производителя указанного в ДТ N 10801020/061015/0002436 была использована ценовая информация о поставках товара иного производителя, произведенного из тех же материалов, позволяющего выполнять те же функции что и оцениваемый товар. Заявленная ИП Исабековым А.С. таможенная стоимость по 3-му товару согласно ДТС-1 составляет - 116650, 37 руб. (1777, 54 долл. США), вес нетто - 3782 кг, 1 кг -0,47 долл. США.
По товару N 4 "аксессуары для оконных карнизов пластмассовые..." -применена ценовая информация по ДТ N 10714040/150115/0000697 о декларировании однородных товаров "пластмассовые кольца, держатели..." (товар N 3), таможенная стоимость 112226, 95 руб. (1697,88 долл. США), вес нетто - 373, 32 кг, 1 кг - 4, 55 долл. США, фирма изготовитель "YIWU WENWEI PLASTIC PRODUCTS CO LTD", страна происхождения Китай, условия поставки товара FOB свободно на борту место NINGBO, на основании которой произведена корректировка заявленной Исабековым А.С. таможенной стоимости товара. Таким образом, использовалась информация о таможенной стоимости однородного товара, ввезенного из Китая, и произведенного в Китае. Учитывая отсутствие информации о товарах того же производителя указанного в ДТ N 10801020/061015/0002436 была использована ценовая информация о поставках товара иного производителя, произведенного из тех же материалов, позволяющего выполнять те же функции что и оцениваемый товар. Заявленная ИП Исабековым А.С. таможенная стоимость по 4-му товару согласно ДТС-1 составляет - 90294, 47 руб. (1375, 92 долл. США), вес нетто - 2548 кг, 1 кг - 0,54 долл. США.
В соответствии с положениями статьи 2 Соглашения таможня при принятии решения о корректировке таможенной стоимости от 30.12.2014 последовательно рассмотрела 2-5 методы определения таможенной стоимости (в решении о корректировке последовательно применены), но в связи с отсутствием необходимой информации для применения этих методов - применила шестой метод по имеющейся в таможне информации (ИАС "Мониторинг Анализ").
Решения и действия таможни по корректировке таможенных платежей, начислению пеней за несвоевременную уплату являются правомерными; оснований для удовлетворения требований заявителя не имелось.
Довод предпринимателя о том, что таможня не проводила с ним консультации, а потому вынесла неправомерное решение, отклоняется, поскольку предприниматель допустил недобросовестное поведение, не представил без уважительных причин необходимые документы для таможенного контроля, основания для проведения консультаций у таможни отсутствовали.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что является основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Апелляционную жалобу Дагестанской таможни удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20 апреля 2016 года по делу N А15-235/2016 - отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Исабекова Альберта Саидметовича (ИНН 053003175905, ОГРН 307055031800010) об обязании возвратить 1 662 637 рублей 45 копеек излишне уплаченных таможенных платежей - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА

Судьи
Д.А.БЕЛОВ
С.А.ПАРАСКЕВОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)