Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.02.2016 ПО ДЕЛУ N А60-63308/2015

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу N А60-63308/2015


Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании 04.02.2016 - 09.02.2016 дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АнгиоСистемы" (ИНН 6674342820, ОГРН 1096674021685, далее - общество) к Екатеринбургской таможне (далее - таможня) о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченного налога.
В судебном заседании 04.02.2016 приняли участие представители: общества - Агафонова Т.И., таможни - Поварова М.С., Степанова Т.В.

Общество 29.12.2015 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения таможни, выраженного в письме от 10.12.2015 N 07-38/71487, об отказе в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (НДС), и обязании возвратить сумму излишне уплаченного НДС в размере 733 746 руб. 39 коп. Кроме того, общество просило взыскать с таможни судебные расходы в сумме 3 000 руб. на уплату государственной пошлины.
Мотивируя заявленные требования, общество ссылалось на то, что представленные в таможню регистрационные удостоверения на медицинские изделия являлись достаточным основанием для предоставления льготы по уплате НДС.
28.01.2016 таможня представила отзыв, требования не признала, ссылаясь на то, что заявление общества было возвращено таможенным органом без рассмотрения по причине непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты налога. Относительно товара, ввезенного по декларациям на товары N 10502110/160315/000895 (товар N 4), 10502110/110315/0000826 (товар N 1) и 10502110/061015/0005210 (товар N 4) таможня указала, что применение ставки по уплате НДС в размере 10% невозможно, поскольку код товара 9021 39 900 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, заявленный в отношении товаров по указанным декларациям, не входит в утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию. Таможня представила контррасчет суммы налога.
С учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей сторон суд, признав дело подготовленным к судебному разбирательству и завершив предварительное судебное заседание, перешел к судебному разбирательству дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 09.02.2016, после которого судебное заседание продолжено.
В судебном заседании 09.02.2016 приняли участие представители: общества - Агафонова Т.И., таможни - Филиппова Ю.В., Степанова Т.В.
Общество и таможня поддержали свои требования и возражения соответственно.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Суд

установил:

Обществом ввезен на таможенную территорию Таможенного союза и путем подачи деклараций на товары N 10502110/160315/0000893 (товар N 1), 10502110/160315/0000895 (товар N 1, 4), 10502110/210415/0001407 (товар N 1), 10502110/230415/0001441 (товар N 1), 10502110/050515/0001563 (товар N 1), 10502110/100215/0000455 (товар N 1), 10502110/150615/0002119 (товар N 1), 10502110/240615/0002271 (товар N 1), 10502110/191114/0006113 (товар N 1), 10502110/210415/0001408 (товар N 1, 3), 10502110/120515/0001659 (товар N 1, 3), 10502110/110315/0000826 (товар N 1), 10502110/061014/0005210 (товар N 4) продекларирован следующий товар: изделия хирургические DLP для проведения операций на открытом сердце; биопротезы аортальной дуги Freestyle различных размеров; набор для экстракорпорального кровообращения Custom park, в составе: переходники для портов входа и выхода крови, линия рециркуляции, переходники для порта луер-лок, манифолд для взятия проб, коннекторы различных типоразмеров, магистрали различных типоразмеров, центрифужная головка.
При декларировании названного товара обществом уплачен налог на добавленную стоимость в сумме 733746 руб. 39 коп.
Указанный товар выпущен под заявленную таможенную процедуру.
07.12.2015 общество направило в таможню заявление о возврате излишне уплаченного таможенного платежа (НДС).
В качестве документов, подтверждающих основание для возврата налога, общество представило регистрационные удостоверения на медицинские изделия N РЗН 2013/830 от 08.03.2013, N РЗН 2015/2446 от 02.03.2015, N РЗН 2013/476 от 12.04.2013 и декларации о соответствии N РОСС US.AB70.fl00699 от 24.04.2013, N РОСС US.HM32.fl00429 от 05.08.2013, N РОСС US.HM41.fl04814 от 10.03.2015.
Письмом от 10.12.2015 N 07-38/17487 "О направлении информации" таможня возвратила заявление общества без рассмотрения со ссылкой на ч. 4 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) по причине неправильного оформления заявления и непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по указанным декларациям.
Общество, считая, что принятое таможенным органом решение об отказе в возврате денежных средств является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных платежей.
В данном случае порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств регулируется статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В соответствии с положениями названной правовой нормы излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться, в частности, платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (п. 4 ч. 3 ст. 80 ТК ТС).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
При этом в абзаце четвертом подпункта 1 п. 2 ст. 149 НК РФ указано, что положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В соответствии с положениями статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
При этом в абзаце четвертом подпункта 1 п. 2 ст. 149 НК РФ указано, что положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Следовательно, условием освобождения от налогообложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, является наличие спорного товара в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне и представление в таможенный орган упомянутого регистрационного удостоверения.
Таким образом, судом отклоняется довод таможни о том, что для применения подпункта 1 п. 2 ст. 149 НК РФ и рассмотрения по существу заявления общества о возврате налога необходимым условием является представление корректировки декларации на товары (КДТ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление, на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
В соответствии с подп. 4 п. 2, п. 5 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в том числе изделий медицинского назначения.
Согласно п. 1 ст. 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу п. 4 ст. 38 Закона N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Российской Федерации, содержащимся в письме от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23 и Министерства финансов Российской Федерации, содержащимся в письме от 06.03.2002 N 04-03-05/10, принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от НДС.
Как следует из представленных в материалы дела регистрационных удостоверений, ввезенный обществом товар "изделия хирургические DLP для проведения операций на открытом сердце" относится к подгруппе с кодом ОКП 94 3640 "Трубки, канюли", которая в свою очередь является составной частью группы "инструменты зондирующие, бужирующие" (код ОКП 94 3600), а товар "набор для проведения экстракорпорального кровообращения Custom Park" относится к подгруппе с кодом ОКП 94 4470 "Аппараты вакуумно-нагнетательные, для вливания и ирригации", которая в свою очередь является составной частью группы "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма" (код ОКП 94 4400).
В соответствии с Перечнем указанные группы ОКП 94 4400 и ОКП 94 3600 не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Отсутствие в выданных регистрационных удостоверениях указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации медицинских изделий, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения.
Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утвержден Постановлением Правительства РФ N 688 от 15.09.2008. "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов", в соответствии с примечанием N 1 к которому коды ОК 005-93, приведенные в Перечне, применяются в отношении медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение, в котором содержится код ОКП в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93.
Согласно регистрационному удостоверению N РЗН 2013/830 от 08.03.2013, товару "Биопротезы аортальной дуги Freestyle различных размеров" присвоен код ОКП 93 9818. Указанный код ОКП включен в раздел 1 Перечня кодов, установленный Постановлением Правительства РФ N 688 от 15.09.2008.
Отказывая в применении ставки НДС 10%, таможня указала, что код товара "Биопротезы аортальной дуги Freestyle различных размеров" в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД ТС 9021 39 900 0 не включен в раздел II Перечня.
Вместе с тем, суд считает, что данный довод таможни подлежит отклонению, поскольку для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Следовательно, включение кода товара в часть II Перечня в соответствии с ТН ВЭД ТС не является обязательным условием применения пониженной ставки НДС.
Данная позиция подтверждается, в частности, пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", согласно которому применение налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из пункта 2 статьи 164 Кодекса не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Учитывая изложенное, для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
В силу того что код ОКП рассматриваемого товара включен в установленный Правительством РФ перечень, имеются предусмотренные законом условия для применения ставки НДС в размере 10 процентов для товара "Биопротезы аортальной дуги Freestyle различных размеров".
Таким образом, таможня незаконно оставила заявление общества без рассмотрения, по сути отказав обществу в возврате данного налога.
В целях восстановления нарушенных прав общества таможня должна возвратить обществу сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 733746 руб. 39 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны пропорционально удовлетворенной части иска.
Поскольку требования общества удовлетворены полностью, следует взыскать с таможни судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, 179, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Требования общества с ограниченной ответственностью "АнгиоСистемы" удовлетворить полностью.
Признать недействительным (незаконным) решение Екатеринбургской таможни, оформленное письмом от 10.12.2015 N 07-38/17487 "О направлении информации".
2. Обязать Екатеринбургскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АнгиоСистемы" путем возврата ему излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 733 746 (семьсот тридцать три тысячи семьсот сорок шесть) рублей 39 копеек.
3. Взыскать с Екатеринбургской таможни (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411) в пользу общества с ограниченной ответственностью "АнгиоСистемы" (ИНН 6674342820, ОГРН 1096674021685) судебные расходы в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)