Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 27.11.2017 N 33А-3935/2017

Требование: О взыскании суммы пени.

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обстоятельства: В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей (пеней), выявленного в результате проведения таможенного контроля таможенным органом, в отношении ответчика был составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, требование об уплате пени за спорный период ответчик не исполнил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2017 г. N 33а-3935/2017


Судья Вакуленко Л.П.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Колбасовой Н.А., Кудряшовой Е.П.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики К. от 20.09.2017 по административному исковому заявлению Карельской таможни к Г. о взыскании суммы пени.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что в связи с неуплатой задолженности по пеням, указанной в требовании об уплате таможенных платежей, направленной в адрес Г., таможенный орган просил суд взыскать с административного ответчика пени в размере 89 684 руб. 71 коп. за период с 26.06.2009 по 01.07.2016.
Решением суда заявленные требования удовлетворены. С административного ответчика взысканы пени в указанном выше размере, в доход бюджета Сортавальского муниципального района - государственная пошлина в размере 200 руб.
С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что административный истец обратился в суд по истечении срока исковой давности.
В возражениях на апелляционную жалобу Карельская таможня выражает согласие с решением суда первой инстанции.
Представитель административного истца Е. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал.
Административный ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Федерального закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой (частью 17 статьи 152 Федерального закона N 311-ФЗ).
В силу частей 1, 3 статьи 150 Федерального закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (части 2, 4 статьи 151 Федерального закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 151 Федерального закона N 311-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.
Аналогичные положения содержались в статьях 348, 349 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, предшествующей вступлению в силу Федерального закона N 311-ФЗ).
При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней (пункт 4 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" в целях компенсации потерь казны, вызванных несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов, за каждый день просрочки в их уплате взимаются пени, уменьшение начисленного размера которых, в силу части 4 статьи 151 Закона о таможенном регулировании, не допускается.
На основании пункта 1 части 5 статьи 150 Федерального закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Из материалов дела следует, что решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 02.11.2009 с Г. в пользу Карельской таможни взыскана задолженность в размере (...) (таможенные платежи - (...) пени за период с 24.06.2008 по 24.06.2009 - (...) Указанное решение суда вступило в законную силу 17.11.2009 и исполнено в принудительном порядке: в части взыскания таможенных платежей в период с 15.10.2010 по 01.07.2016; пени в период с 01.07.2016 по 24.05.2017.
Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 19.10.2010 Г. предоставлена рассрочка исполнения решения Сортавальского городского суда Республики Карелия от 02.11.2009 в размере (...) руб. до полного погашения задолженности.
В связи с обнаружением факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей (пеней), выявленного в результате проведения таможенного контроля в соответствии с докладной запиской отдела таможенных платежей от 30.05.2017 (.....), 01.06.2017 таможенным органом составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
Требование от 05.06.2017 (.....) об уплате пени за период с 26.06.2009 по 01.07.2016 включительно в сумме 89684 руб. 71 коп. административный ответчик не исполнил. При этом уплата образовавшейся задолженности в соответствии с направленным требованием должна быть осуществлена в срок не позднее 20 дней со дня его вручения (получения). Требование было направлено административному ответчику заказной корреспонденцией 06.06.2017, возвращено по истечении срока хранения 08.07.2017.
28.07.2017 судебным приказом (...) с административного ответчика взыскана указанная сумма. Определением (...) от 11.08.2017 указанный судебный приказ отменен в связи с возражениями должника в порядке статьи 123.7 КАС РФ.
06.09.2017 таможенный орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя требования таможенного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что днем наступления события, влекущего обязанность Г. уплатить пени за несвоевременное исполнение обязанностей по уплате таможенных платежей является 01.07.2016 - день внесения последнего платежа в счет погашения задолженности, следовательно, таможенным органом не утрачена возможность принудительного взыскания пени, сроки выставления требования и обращения в суд им соблюдены.
Доводы административного ответчика об истечении срока исковой давности, предусмотренного статьями 196 - 200 ГК РФ, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду того, что отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации, носят властный характер (пункт 5 части 2 статьи 1 Федерального закона N 311-ФЗ), в связи с чем положения гражданского законодательства, в том числе касающиеся срока исковой давности, к ним не применяются.
Не усматривает судебная коллегия оснований для изменения или отмены решения и по основаниям наличия рассрочки исполнения решения Сортавальского городского суда Республики Карелия от 02.11.2009.
Как уже было указано выше, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин.
Действительно, определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 19.10.2010 Г. была предоставлена рассрочка по 3000 руб. ежемесячно до полного погашения сумм, взысканных решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 02.11.2009.
Вместе с тем анализ таможенного законодательства (статьи 83 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 132 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) позволяет прийти к выводу, что датой прекращения уплаты пеней в связи с предоставленной рассрочкой является дата предоставления такой рассрочки только самим таможенным органом, который может предоставить такую рассрочку на срок не более шести месяцев и с начислением на сумму рассрочки процентов.
Рассрочка же предоставленная судебным решением без какого-либо возмещения государству компенсации потерь в результате недополучения таможенных платежей в срок не является основанием для прекращения обязанности по уплате пеней или изменения срока ее уплаты, а лишь освобождает должника от применения к нему мер воздействия со стороны службы судебных приставов.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные административным истцом требования и взыскал с Г. пени за период с 26.06.2009 (следующий день начисления пени) по 01.07.2016 (день погашения задолженности по уплате таможенных платежей в полном объеме) в размере 89 684 руб. 71 коп.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20.09.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)