Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2017 N 13АП-22046/2017 ПО ДЕЛУ N А56-5107/2017

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2017 г. N 13АП-22046/2017

Дело N А56-5107/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Волковой Т.В.,
при участии:
от заявителя: Даминов Р.М., по доверенности от 11.01.2017
от заинтересованного лица: Богданова Е.Г., по доверенности от 19.01.2017 Гринько И.В. по доверенности от 28.03.2017
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22046/2017) Санкт-Петербургской таможни на решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2017 по делу N А56-5107/2017 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "ОРТОДОКС"
к Санкт-Петербургской таможне
3-е лицо: Министерство экономического развития Российской Федерации.
об оспаривании отказов, обязании устранить допущенные нарушения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ортодокс" (далее - ООО "Ортодокс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными отказов Санкт-Петербургской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) о возврате излишне уплаченных по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10216150/100914/0026523, N 10216150/300914/0029279, 10210190/120315/0002330 таможенных платежей, выраженных в письмах исх. N 19-27/40940 и исх. N 19-27/40782 от 29.12.2016, и об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата Обществу излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 241 961 руб. 42 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - третье лицо).
Решением суда от 05.07.2017 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным отказа Таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10210190/120315/0002330, выраженного в письмах N 19-27/40940 и N 19-27/40782 от 29.12.2016, обязания Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ортодокс" путем возврата излишне уплаченных Обществом таможенных платежей в сумме 79 258 руб. 01 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы Таможня указывает, что Протокол присоединения Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации является частью таможенного законодательства Таможенного союза, в связи с чем положения Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) имеют преимущественную силу и подлежат применению. Кроме того, таможенный орган ссылается на ошибочное указание в резолютивной части решения суда письма Таможни N 19-27/40782 от 29.12.2016, поскольку в нем не содержится отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
От третьего лица поступили письменные пояснения, в которых поддержана позиция таможенного органа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 2014 по 2015 годы на Янинском таможенном посту Балтийской таможни и на Белоостровском таможенном посту Санкт-Петербургской таможни ООО "Ортодокс" по ДТ N N 10216150/100914/0026523, 10216150/300914/0029279, 10210190/120315/0002330 произвело декларирование товаров - "бумага мелованная, глянцевая, чистоцеллюлозная, не содержащая волокон, полученных механическим или химико-механическим способом, этикеточная: в рулонах, плотностью 70,0 г/м2", производитель - BURGO GROUP S.P.A, марка - SPARKLING LINEN V, заявленный код ТН ВЭД - 4810 13 800 9, ставка ввозной таможенной пошлины - 10%.
Расчет подлежащих уплате таможенных платежей и налогов в графе 47 указанных ДТ производился Обществом с учетом 10% таможенной ставки, установленной Единым таможенным тарифом таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - Единый таможенный тариф, ЕТТ ТС).
В целях реализации своего права на возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов Общество обратилось в Санкт-Петербургскую таможню с заявлением о возврате (зачете) по рассматриваемым ДТ излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в сумме 241 961 руб. 42 коп. (вх. Таможни от 23.12.2016 N 32999).
Одновременно с заявлением на возврат Общество направило в таможенный орган заявление об изменении (корректировке) сведений, заявленных в ДТ (вх. от 28.12.2016 N 33606), приложив формы КДТ.
В ответ на заявления Общества Таможней приняты следующие решения.
Заявление в части возврата таможенных платежей по ДТ NN 10216150/100914/0026523, 10216150/300914/0029279 оставлено без рассмотрения (письмо Таможни от 29.12.2016 N 19-27/40782).
В части возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10210190/120315/0002330 отказано в связи с установлением отсутствия факта излишней уплаты таможенных платежей и оснований для внесения изменений в ДТ (письмо Таможни от 29.12.2016 N 19-27/40940).
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Ставки для исчисления ввозных таможенных пошлин устанавливаются Единым таможенным тарифом Таможенного союза.
22.08.2012 вступил в силу Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1995" (далее - Протокол), ратифицированный Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." и установивший обязательства Российской Федерации, взятые в качестве условия ее присоединения к Всемирной торговой организации (далее также - ВТО).
Согласно Протоколу присоединения ввозная таможенная ставка на мелованную бумагу и картон (код ТН ВЭД 4810138009) на территории России должна составлять 5%.
Согласно п. 1 ст. 1 Договора от 19.05.2011 "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", ратифицированного Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ "О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.
В силу пункта 2 статьи 1 Договора с момента присоединения стороны к ВТО ставки ЕТТ ТС не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.
Из пункта 1 статьи 2 Договора также следует, что стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с соглашением ВТО, как это зафиксировано в протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Договора права и обязательства, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между Сторонами.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Из пункта 2 статьи 3 названного Закона следует, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).
В статье 6 Закона N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (пункт 1).
Соглашением ВТО предусмотрена лишь возможность освобождения члена ВТО от обязательств в исключительных случаях по просьбе самого члена ВТО и на основании решения Конференции министров, но не возможность невыполнения принятых членами ВТО обязательств.
Исходя из толкования приведенных нормативных положений и обстоятельств, применение ставки ввозной таможенной пошлины к товару (10%) не соответствует действовавшим в период ввоза международным договорам Российской Федерации и нормам таможенного законодательства Таможенного союза.
Вывод о наличии у Общества права на применение иной ставки ввозной таможенной пошлины при декларировании товаров, ввезенных по рассматриваемым ДТ, таможенным органом по существу не оспаривается.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в ДТ после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений, заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Как видно из материалов дела, при подаче заявления о возврате излишне уплаченных платежей, Общество к заявлению приложило КДТ, а также платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, копии ДТ, в соответствии с которыми были ввезены товары, расчет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, извлечение из Протокола о присоединении России к ВТО в части тарифных обязательств, иные документы.
В рассматриваемом случае надлежит признать, что одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей декларантом в Таможню были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, а также инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений. Вопреки доводам таможни, представление КДТ без соответствующих отметок таможенного органа не могло являться основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Спора по определению суммы возврата таможенных платежей не имеется. Иных законных препятствий к возврату по статье 147 Закона N 311-ФЗ судом не установлено. Неопределенности в идентификации платежных документов, оснований и суммы возврата в размере 79 258 руб. 01 коп. по ДТ N 10210190/120315/0002330 Таможня не обосновывает, в этой связи суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным отказа Таможни в возврате Обществу излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10210190/120315/0002330, выраженного в письме N 19-27/40940.
Указание в резолютивной части решения суда второго письма Таможни N 19-27/40782 от 29.12.2016, в котором не содержится спорного отказа в возврате излишне уплаченных платежей, с учетом одновременного указания судом конкретной ДТ N 10210190/120315/0002330 неясности исполнения судебного акта не создает, прав таможенного органа не нарушает и излишних обязанностей не возлагает.
Между тем относительно отказа Таможни в возврате излишне уплаченных сумм по ДТ N 10216150/100914/0026523, N 10216150/300914/0029279, выраженного в письме исх. N 19-27/40782 от 29.12.2016, необходимо отметить следующее.
Приказом ФТС России от 21.07.2015 N 1466 "О совершенствовании структуры Балтийской и Санкт-Петербургской таможен" с 1 октября 2015 года Парголовский, Пушкинский и Янинский таможенные посты Балтийской таможни переподчинены Санкт-Петербургской таможне без изменения их местонахождения и штатной численности.
Пунктом 4 указанного приказа Янинскому таможенному посту Санкт-Петербургской таможни присвоен код - 10210370 (код 10216150 Янинского таможенного поста Балтийской таможни аннулирован).
05.10.2015 Янинский таможенный пост поставлен на учет в налоговом органе, как обособленное подразделение Санкт-Петербургской таможни, что подтверждается уведомлением о постановке на учет российской организации в налоговом органе от 05.10.2015 N 220099323.
Согласно частям 1 и 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату на основании заявления плательщика (его правопреемника), поданного в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
В соответствии частью 1 статьи 121 Закона N 311-ФЗ авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации.
Положениями частей 3, 4 статьи 121 Закона N 311-ФЗ установлено, что денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.
В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. На основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентификацию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или денежного залога по их видам и суммам.
В подтверждение оплаты таможенных платежей по ДТ NN 10216150/100914/0026523, 10216150/300914/0029279 Обществом представлены платежные поручения от 05.08.2014 N 1496, от 22.08.2014 N 1668, от 01.09.2014 N 1724, от 01.09.2014 N 1725, в назначении платежа которых указано: "Ввозная таможенная пошлина для Балтийской таможни (код 10216000)" или "Авансовый платеж для Балтийской таможни (код 10216000)".
Из указанного следует, что оставление Санкт-Петербургской таможней заявления Общества в части возврата таможенных платежей по ДТ NN 10216150/100914/0026523, 10216150/300914/0029279 без рассмотрения является обоснованным, в связи с чем в данной части удовлетворения заявленных требований судом первой инстанции правомерно отказано. С решением суда в этой части заявитель не спорит.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2017 по делу N А56-5107/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)