Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2017 ПО ДЕЛУ N А66-14277/2016

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 г. по делу N А66-14277/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 сентября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Потеевой А.В. и Моисеевой И.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от таможни Сафонова В.В. по доверенности от 30.09.2016, Субботина Ю.Б. по доверенности от 14.06.2017, от заявителей Полухина Д.В. по доверенностям от 30.09.2016, 14.06.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Тверской таможни на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июня 2017 года по делу N А66-14277/2016 (судья Бачкина Е.А.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ДТ ТЕРМО" (ОГРН 1067760469413; ИНН 7719612686; место нахождения: 107023, Москва, переулок Медовый, дом 5, строение 1; далее - ООО "ДТ ТЕРМО") и общество с ограниченной ответственностью "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК" (ОГРН 5147746165970, ИНН 7703818650; место нахождения: 123557, Москва, переулок Тишинский Б., дом 38: далее - ООО "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК") обратились в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Тверской таможне (ОГРН 1026900519821; ИНН 6905010662; место нахождения: 170043, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 56; далее - таможня) о признании недействительным решения от 27.09.2016 N 10115000/270916/69.
Арбитражным судом Тверской области данные заявления приняты к производству с присвоением номеров А66-14277/2016 и А66-14711/2016.
Определением суда от 17.02.2017 данные дела объединены в одно производство с присвоением делу номера А66-14277/2016.
Решением суда от 28 июня 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Таможня с решением суда не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Заявители в отзыве на апелляционную жалобу и их представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу таможни - без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни.
Как следует из материалов дела, 24.08.2015 ООО "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК" от имени и по поручению ООО "ДТ ТЕРМО" предъявило на Западнодвинский таможенный пост Тверской таможни декларацию на товары (далее - ДТ) N 10115020/240815/0003271 с пакетом документов для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, ввезенных в соответствии с заключенным между компанией "SD LINE EXPORT-IMPORT DOO" (Продавец, Сербия) и ООО "ДТ ТЕРМО" (Покупатель, Россия) внешнеторговым контрактом от 24.06.2015 N DT.SD.1, изготовителем которых является SAMARICA WINDOWS DOO (товарный знак SAMARICA WINDOWS).
В качестве документов, удостоверяющих происхождение товаров из Республики Сербия, ООО "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК" представило сертификат происхождения формы СТ-2 от 25.08.2015 N 11037/С1/18444/2015 (бланк N 1063268).
Выпуск товаров осуществлен 24.08.2015 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением тарифных преференций.
При проведении проверки документов и сведений после выпуска товаров таможня посчитала, что обществом не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, поскольку сведения, указанные в графе 12 сертификата о происхождении товара формы СТ-2 от 25.08.2015 N 1103 7/С 1/18444/2015 не соответствуют сведениям, направленным в таможенные органы, а также в указанной графе содержится запись на языке, отличном от английского или русского языка.
В связи с этим 27.09.2016 таможней принято решение в порядке ведомственного контроля N 10115000/270916/69 об отмене решения Западнодвинского таможенного поста от 26.08.2015 о предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных ООО "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК" по ДТ N 10115020/240815/0003271.
Заявители, не согласившись с названным решением, обратились в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей названной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом.
При помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются определенные основные сведения, в том числе в кодированном виде; в частности, указываются сведения о товарах - наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения) (статья 181 ТК ТС).
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров (пункты 1 и 2 статьи 58 ТК ТС).
В соответствии со статьей 59 ТК ТС в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу части 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, таможенным органом.
Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров. По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (части 1 и 2 статьи 110 Закона N 311-ФЗ).
В силу статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 заключено Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров (далее - Протокол).
Согласно статье 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров (далее - Правила), содержащихся в приложении к Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Правил товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также, если:
1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;
2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2;
3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;
4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
В силу пункта 3 статьи 11 Правил уполномоченные органы Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
В случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат (пункт 4 статьи 11 Правил).
К запросу о последующей верификации прикладывается копия проверяемого сертификата (декларации о происхождении товара).
В запросе указываются причины его направления и (или) другая дополнительная информация, указывающая на то, какие сведения в сертификате (декларации о происхождении товара) могут быть недостоверными, за исключением случаев проведения последующей проверки (верификации) на основе выборочности.
Товар не считается происходящим из государств Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация (пункт 9 статьи 11 Правил).
Пунктом 1 статьи 12 Правил предусмотрено, что сертификат оформляется в печатном виде на английском или русском языках на бумаге с защитной сеткой или защитным цветовым полем формата А4 (210 x 297 мм) плотностью не менее 25 г/кв. м и изготавливается типографским способом.
Согласно подпункту 12 пункта 5 статьи 12 Правил графа 12 сертификата заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, дату выдачи сертификата (дубликата), а также подпись, фамилию инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат (дубликат).
В силу статьи 13 Правил таможенный орган государства Стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства Стороны, в случае:
1) нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил;
2) если таможенные органы страны ввоза в течение 3 лет получат от компетентных органов страны вывоза подтвержденные сведения о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован), аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных или неполных документов и (или) сведений;
3) если в течение 6 месяцев с даты направления запроса, указанного в пункте 4 статьи 11 Правил, не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара или если имеется случай, предусмотренный пунктом 8 статьи 11 Правил.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно посчитал, что целью таможенного контроля во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, в том числе является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций. При наличии оснований для проведения дополнительных проверочных мероприятий таможенный орган имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавшей сертификат. Такое обращение призвано устранить оправданные сомнения в достоверности соответствующего документа с тем, чтобы объективно решить вопрос о тарифной преференции в каждом конкретном случае.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системном единстве принятие таможенным органом решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только при наличии таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
В данном случае материалами дела подтверждается и не оспаривается таможенным органом, что ООО "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК" представлен сертификат происхождения формы СТ-2 от 25.08.2015 N 11037/С1/18444/2015 (бланк N 1063268).
В ходе мероприятий таможенного контроля таможня установила, что в представленных обществом сертификатах о происхождении товара сведения, указанные в графе 12 сертификата формы СТ-2 от 25.08.2015 N 11037/С1/18444/2015, не соответствуют сведениям, направленным в таможенные органы, так в графе 12 сертификата отсутствуют слова "Customs House BEOGRAD", а также содержатся записи на языке, отличном от английского или русского языка.
Вместе с тем, как правомерно указано судом первой инстанции, обществом представлены сертификат о происхождении товара формы СТ-2, который оформлен в соответствии с требованиями к их оформлению, установленными статьей 12 Правил.
Согласно подпункту 12 пункта 5 статьи 12 Правил графа 12 "Удостоверение" ("Certification") заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата (дубликата), а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат (дубликат). Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом.
В данном случае графа 12 представленного сертификата о происхождении товара заполнена в соответствии с указанными выше требования, а именно графа заполнена уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата, имеется штамп с фамилией и инициалами уполномоченного лица. При этом запись сделана на латинице.
Иных нарушений в оформлении представленного обществом сертификата таможенным управлением не выявлено, страна происхождения ввезенных товаров по существу таможней не оспаривается.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Правил уполномоченные органы сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров.
Таким образом, только в случае отсутствия в графе 12 сертификата информации, указанной в статье 12 Правил, или указания информации, отличной от представленной при обмене между уполномоченными органами сторон, сертификат не может служить основанием для предоставления тарифных преференций.
Следовательно, общество в целях таможенного оформления ввезенного товара по таможенной декларации N 10115020/240815/0003271 представило сертификат о происхождении товара по форме СТ-2, подтверждающий страну происхождения товара.
Также, таможенный орган при возникновении сомнений относительно достоверности представленного сертификата и содержащихся в нем сведений не обратилось к уполномоченному органу Сербии с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения по спорному сертификату.
Таможенным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанного сертификата, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных пороках сертификата, которые бы исключали его из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций.
Кроме того в материалах дела имеется письмо Федеральной таможенной службы от 14.03.2017 г. N 06-87/Ш-1020, согласно которому орган, выдавший спорный сертификат происхождения, является компетентным органом, уполномоченным выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров формы СТ-2.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что выявленное таможней нарушение при оформлении сертификатов не может быть признано тем нарушением требований к их оформлению или заполнению, которое влечет отказ в рассмотрении таких сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС. Таможня не представила безусловные доказательства недействительности спорного сертификата и, как следствие, обоснованности вынесения решения от 27.09.2016 N 10115000/270916/69 об отмене решения Западнодвинского таможенного поста от 26.08.2015 о предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных ООО "ПАРКЛАЙН ЛОГИСТИК" по ДТ N 10115020/240815/0003271.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы таможни.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июня 2017 года по делу N А66-14277/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тверской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
И.Н.МОИСЕЕВА
А.В.ПОТЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)