Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2016 N 21АП-1657/2016 ПО ДЕЛУ N А83-2515/2016

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2016 г. по делу N А83-2515/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 02.11.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Крымавтопорт" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.07.2016 года по делу N А83-2515/2016 (судья Ищенко Г.М.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Крымавтопорт" (ул. Мальченко, 17А, г. Симферополь, 295491)
к Крымской таможне (ул. Мальченко, 22, г. Симферополь, 295491)
о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия,

установил:

решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.07.2016 года по делу N А83-2515/2016 в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Крымавтопорт" отказано. Не согласившись с указанным решением,...
Общество с ограниченной ответственностью "Крымавтопорт" обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, ввиду чего подлежит отмене, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От Крымской таможни в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Крымавтопорт" создано в 2003 году, перерегистрировано 15.09.2014, ОГРН 1149102042286.
С момента создания и до 31.12.2015 Общество являлось владельцем склада временного хранения, на что имело соответствующие разрешения, выданные таможенными органами Украины, а с 21.12.2014 - выданное Крымской таможней Генеральное разрешение на временное хранение товаров N 10010/311214/00012/2 со сроком действия до 31.12.2015.
В связи с истечением срока действия Генерального разрешения на временное хранение товаров N 10010/311214/00012/2, ООО "Крымавтопорт" направило в Крымскую таможню заявление о включении его в реестр владельцев складов временного хранения (исх. N 123 от 16.12.2015).
19.01.2016 в адрес Общества поступил отказ Таможни N 06-26/00321 от 18.01.2016 ООО "Крымавтопорт" во включении в Реестр владельцев складов временного хранения (в предоставлении государственной услуги по ведению реестра).
Не согласившись с отказом Таможни от 18.01.2016 N 06-26/00321, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Крымской таможни (далее - заинтересованное лицо, Таможня) об отказе ООО "Крымавтопорт" во включении в Реестр владельцев складов временного хранения от 18.01.2016 N 06-26/00321 и обязании Крымскую таможню включить ООО "Крымавтопорт" в Реестр владельцев складов временного хранения и выдать свидетельство о включении в реестр.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Гражданского и Земельного кодексов пришел к выводу, что отказывая заявителю во включении в Реестр владельцев складов временного хранения, Таможня пришла к обоснованному выводу об отсутствии у Общества документов о передаче в аренду в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации земельного участка для использования в качестве склада временного хранения.
Однако с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается ввиду следующего.
Согласно статье 23 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 24 настоящего Кодекса.
Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.
Порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев складов временного хранения.
Условия включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения установлены статьей 24 Таможенного кодекса Таможенного союза (статья 70 Закона N 311-ФЗ).
Согласно статье 24 ТК ТС условиями включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения являются: 1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза; 2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов таможенного союза; 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней; 4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов таможенного союза; 5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее 1 (одного) года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев складов временного хранения.
Дополнительными условиями включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения являются: 1) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона; 2) юридическое лицо не является: а) казенным предприятием; б) организацией или государственным унитарным предприятием, указанными в части 1 статьи 34 настоящего Федерального закона; в) организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанные в части 1 статьи 34 настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 70 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с нормами статьи 54 Закона N 311-ФЗ включение юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, осуществляется на условиях, установленных соответственно статьями 13, 19, 24, 29, 34 Таможенного кодекса Таможенного союза и соответственно статьями 61, 67, 70, 76, 82 настоящего Федерального закона.
Для включения в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, юридическое лицо обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и представляет документы, подтверждающие такие сведения, по перечням, установленным соответственно статьями 62, 68, 72, 77, 83 настоящего Федерального закона.
Включение юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, оформляется решением таможенного органа в письменной форме и подтверждается выдачей свидетельства о включении в такой реестр, а при включении в реестр таможенных перевозчиков - выдачей документа, подтверждающего статус таможенного перевозчика, руководителю юридического лица или иному уполномоченному представителю юридического лица под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения. Указанное свидетельство подписывается начальником таможенного органа или его заместителем и заверяется печатью.
Таможенный орган принимает решение об отказе во включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в срок, не превышающий срока, указанного в части 6 настоящей статьи, в случаях несоблюдения условий включения в соответствующий реестр, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, и (или) непредставления документов, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, а также в случае расхождения сведений в представленных документах со сведениями, указанными в заявлении о включении в соответствующий реестр. При непредставлении документов, подтверждающих предоставление таможенному органу обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, таможенный орган в течение 10 дней принимает решение об отказе во включении в соответствующий реестр. Решение об отказе во включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, доводится до руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 18.11.2011 N 2355 утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра владельцев складов временного хранения (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 13 указанного Административного регламента с учетом положений части 2 статьи 72 Федерального закона к заявлению прилагаются следующие подтверждающие заявленные сведения документы:
1) свидетельство о постановке Заявителя на учет в налоговом органе;
2) документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для пользования в качестве СВХ;
3) планы и чертежи помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве СВХ;
4) подтверждения из банков об открытых в них счетах Заявителя;
5) договор страхования риска гражданской ответственности Заявителя;
6) документы, подтверждающие предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
7) расчетная документация, на основании которой определен полезный объем помещения и (или) открытой площадки;
8) разрешительные документы, подтверждающие право Заявителя осуществлять хранение товаров отдельных категорий, если наличие таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации (в случае, если Заявитель планирует хранение товаров, требующих таких разрешительных документов).
Документы, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть представлены в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Заявителя, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Заявитель вправе по своему усмотрению представить иные документы для подтверждения заявленных сведений (пункт 11 части 2 статьи 72 Федерального закона).
Вместе с документами, предусмотренными настоящим пунктом, Заявитель вправе представить документ, подтверждающий факт внесения записи о нем в единый государственный реестр юридических лиц (часть 3 статьи 72 Федерального закона).
В случае если Заявитель самостоятельно не представил документ, подтверждающий факт внесения записи о нем в единый государственный реестр юридических лиц, таможня запрашивает сведения о Заявителе, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (часть 4 статьи 72 Федерального закона).
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем является исчерпывающим.
Согласно пункту 14 Административного регламента таможенные органы не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в обоснование отказа N 06-26/00321 от 18.01.2016 Таможня ссылается на подпункт 1 пункта 1 статьи 24 ТК ТС и статью 70 Закона N 311-ФЗ, при этом указывает на невыполнение указанных норм в полном объеме, выразившееся в непредставлении заявителем свидетельства о передаче в аренду земельного участка для использования в качестве склада временного хранения. Ввиду чего, из представленных документов, в виде договора аренды имущества N 73 от 10.12.2015, определить разрешение использования земли не представляется возможным.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, между ООО "Предприятие ВИТЭК" и ООО "Крымавтопорт" заключен договор аренды имущества от 10.12.2015 N 73, сроком до 31.12.2020.
В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора арендатор принимает в срочное платное пользование оборудованную площадку с находящимися на ней сооружениями для размещения склада временного хранения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем согласно акту приема передачи. Данное имущество принадлежит арендодателю на основании свидетельства о государственной регистрации права от 09.12.2015, выданного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Наименование объектов: мощение (площадка для стоянки автотранспорта), назначение: иное сооружение, площадь: общая 5362,30 кв. м, адрес: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Мальченко, д. 17а, кадастровый номер 90:22:010401:177; склад, назначение: нежилое, площадь: общая 326,10 кв. м количество этажей: 1, адрес: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Мальченко, д. 17а, кадастровый номер 90:22:010401:174.
Согласно предоставленным копиям свидетельств о государственной регистрации права от 09.12.2015 за ООО "Предприятие ВИТЭК" (ИНН 9102032738) зарегистрировано имущество: кадастровый номер 90:22:010401:177 мощение (площадка для стоянки автотранспорта), назначение: иное сооружение, площадь: общая 5362,30 кв. м, адрес: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Мальченко, д. 17а; кадастровый номер 90:22:010401:174 склад, назначение: нежилое, площадь: общая 326,10 кв. м количество этажей: 1, адрес: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Мальченко, д. 17а.
При этом суд отмечает, что указанные свидетельства выданы на основании Декларации о готовности объекта к эксплуатации N КР142133065211 от 25.12.2013, а также договора аренды земельного участка N 041002600065 от 29.12.2010, орган выдачи: Симферопольский городской совет.
Таким образом, из содержания указанного договора следует передача арендатору в пользование оборудованной площадки с находящимся на ней сооружениями, зарегистрированной на основании заключенного ранее арендодателем договора аренды земельного участка N 041002600065 от 29.12.2010.
Судебная коллегия приходит к выводу что представленные заявителем в таможенный орган договор от 10.12.2015 N 73, а также свидетельства государственной регистрации права соответствуют перечню документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
Довод Таможни, изложенный в дополнительных пояснениях к заявленным требованиям Общества, о том, что бетонная площадка (мощение) на территории складского хозяйства не являются открытой площадкой, а относится к обустройству СВХ, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании статьи 71 Закона N 311-ФЗ.
Так согласно части 1 статьи 71 Закона N 311-ФЗ помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
Из содержания договора от 10.12.2015 N 73 усматривается подтверждение нахождения у заявителя в аренде оборудованной площадки с находящимися на ней сооружениями для размещения склада временного хранения товаров и транспортных средств, что отвечает требованиям, установленным законодательством.
Кроме того, в своем обращении в адрес таможенного органа заявитель указывает, на наличие ограждения по периметру территории СВХ и прилегающей к ней территории, оборудованного КПП на въезде на территорию, а также наличие оборудованное место для проведения таможенного контроля, что подтверждает выполнение части 1 статьи 71 Закона N 311-ФЗ.
При этом решение N 06-26/00321 от 18.01.2016 не содержит в себе каких-либо замечаний относительно указанного выше довода таможенного органа.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
С учетом изложенного, из представленных в деле доказательств вытекает, что при обращении с заявлением о включении его в реестр владельцев складов временного хранения ООО "Крымавтопорт" представлены все необходимые документы, а также необходимые сведения подтверждающие заявленные сведения. Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.07.2016 года по делу N А83-2515/2016 отменить.
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Крымавтопорт" удовлетворить.
Признать незаконным решение Крымской таможни об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "Крымавтопорт" во включении в Реестр владельцев складов временного хранения от 18.01.2016 N 06-26/00321.
Обязать Крымскую таможню включить Общество с ограниченной ответственностью "Крымавтопорт" в Реестр владельцев складов временного хранения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.П.ГОРОШКО

Судьи
О.Г.ГРАДОВА
В.А.ОМЕЛЬЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)