Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2017 N 17АП-9178/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-17575/2017

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2017 г. N 17АП-9178/2017-АК

Дело N А60-17575/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.,
при участии представителей:
- от истца: Горнштейн М.Б., паспорт, доверенность от 14.11.2016;
- от ответчика: Поварова М.С., удостоверение, доверенность от 22.12.2016,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Екатеринбургской таможни
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 мая 2017 года по делу N А60-17575/2017,
вынесенное судьей М.В.Ковалевой,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Растер" (ИНН 6658037917, ОГРН 1026602336133)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
о взыскании процентов в размере 58 318 руб. 95 коп. на сумму излишне взысканных таможенных платежей,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Растер" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Екатеринбургской таможни (далее - ответчик, таможенный орган) 58 318 руб. 95 коп. процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей, начисленных по состоянию на 27.03.2017.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган приводит доводы о том, что судебный акт (решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2017 по делу N А60-54757/2016) не содержит требование об обязанности выплаты таможенным органом процентов. В судебном заседании представитель ответчика на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал, доводы, изложенные в ней, поддержал.
Присутствовавший в судебном заседании представитель истца просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.05.2016 общество представило в Екатеринбургский таможенный пост таможни декларацию на товары N 10502110/190516/0021202. Товары ввезены из Франции на основании внешнеторгового контракта от 11.01.2011 N 2 с компанией Hygiene & Nature (Франция). Таможенную стоимость товаров общество определило по стоимости сделки с ввозимыми товарами в размере 17742,24 евро.
15.08.2016 Екатеринбургской таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10502110/190516/0021202 с доначислением таможенных платежей в сумме 439 579 руб. 23 коп., пени в сумме 15539 руб. 12 коп.
22.07.2016 общество представило в Екатеринбургский таможенный пост таможни декларацию на товары N 10502110/22072016/0032001. Товары ввезены из Франции на основании того же внешнеторгового контракта. Таможенную стоимость товаров общество определило по стоимости сделки с ввозимыми товарами в размере 14715,60 евро.
25.08.2016 таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10502110/22072016/0032001 с доначислением таможенных платежей в сумме 629 957 руб. 37 коп., пени в размере 11 879 руб. 53 коп.
Из сумм внесенного ранее денежного залога был произведен зачет. Решением о зачете денежного залога от 02.09.16 N. 10502000/020916/ЗдЗО-363/ТС/З произведен зачет денежного залога на основании решения от 15.08.2016 по ДТ N 10502110/190516/0021202 в сумме 439 620 руб. 74 коп., из которых 439 579 руб. 23 коп. таможенных платежей, 41 руб. 51 коп. пени.
На основании требования об уплате таможенных платежей (пени) от 02.09.2016 N 748 истцом 16.09.2016 уплачены пени в сумме 15497 руб. 61 коп. (платежные поручения N 2077, 2078 от 16.09.2016).
Решением о зачете денежного залога от 22.09.16 N 10502000/220916/ЗдЗО-457/-/ произведен зачет денежного залога на основании решения от 25.08.2016 по ДТ N 10502110/220716/0032001 в сумме 641 536 руб. 90 коп., из которых 629 657 руб. 37 коп. таможенных платежей, 11 879 руб. 53 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2017 по делу N А60-54757/2016 по заявлению ООО "Растер" были признаны недействительными решения Екатеринбургской таможни от 15.08.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10502110/190516/0021202, и от 25.08.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10502110/22072016/0032001.
23.03.2017 ООО "Растер" обратилось в Екатеринбургскую таможню с заявлениями о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, в том числе об уплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей от 23.03.2017 б/н (вх. от 23.03.2017 N 04319, 04320), по результатам рассмотрения которых таможенным органом принято решение, изложенное в письме от 04.04.2017 исх. N 07-31/04973.
В соответствии с указанным решением произведен возврат денежных средств согласно принятым решениям о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов N 10502000/270317/Виз-529/ТС/ПС в сумме 223 689,66 руб., N 10502000/270317/Виз-531/ПС в сумме 845 546,94 руб., N 10502000/270317/Виз-530/ТС/ПС в сумме 5736,12 руб., N 10502000/270317/Виз-532/3 в сумме 21 682,53 руб. В выплате процентов, начисленных со дня, следующего за днем взыскания по день фактического возврата излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, отказано.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по выплате процентов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности и доказанности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 ТК ТС возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
В силу пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется. Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Конституцией Российской Федерации закреплен принцип охраны права частной собственности законом (часть 1 статьи 35). Статьями 52 и 53 Конституции Российской Федерации предусмотрена охрана законом прав каждого потерпевшего от злоупотреблений властью, обеспечение доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба, и предусмотрено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно пункту 33 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Факты неправомерной корректировке таможенным органом таможенной стоимости по ДТ N 10502110/22072016/0032001 с доначислением таможенных платежей в сумме 629 957 руб. 37 коп. и пени в размере 11 879 руб. 53 коп. установлены вступившим в законную силу судебным актом по делу N А60-54757/2016 и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обстоятельством, имеющими преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае право общества на получение процентов рассматривается судом как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением ответчиком своей обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение о возврате денежных средств.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании статей 89, 90 ТК ТС, статьи 147 Закона N 311-ФЗ требование истца о взыскания процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, является правомерным.
С учетом правовой позиции, высказанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, разделенная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Апелляционный суд, повторно проверив правильность произведенного истцом расчета процентов исходя из фактического количества календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата таможенных платежей, ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения прав общества, и количества дней в соответствующем году с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, признает его верным.
Доводов относительно неверного исчисления сумм процентов в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно взыскал с таможенного органа в пользу истца 58 318 руб. 95 коп. процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку при полном и всестороннем исследовании судом первой инстанции всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены как не опровергающие законности принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 270 АПК РФ основаниями для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2017 года по делу N А60-17575/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Екатеринбургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)