Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.01.2016 N 09АП-54781/2015 ПО ДЕЛУ N А40-135419/15

Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2016 г. N 09АП-54781/2015

Дело N А40-135419/15

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей С.Л. Захарова, В.А. Свиридова,
при ведении протокола помощником судьи Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2015 по делу N А40-135419/15 судьи Дранко Л.А. (144-1125)
по заявлению ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)" (ОГРН 1027700453550)
к Внуковской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;

- установил:

ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Внуковской таможни (далее - ответчик, таможенный орган, Таможня) от 23.06.2015 N 10001000-00669/2015 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Решением от 21.10.2015 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, признал постановление таможенного органа законным и обоснованным.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, в действиях ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)" отсутствует состав административного правонарушения, так как таможней не было учтено, что ввезенный товар является запасными частями к ранее ввезенным автомобилям JEEP GRAND CHEROKEE.
В соответствии с п. 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, ввоз запасных частей к ранее ввезенному оборудованию не подлежит сертификации.
Представленная в таможню декларация о соответствии N ТС RU Д-US.АЛ 16.В.02301 была получена от декларанта.
Отсутствие у таможенного представителя протоколов испытаний товаров не наделяет декларацию признаками недействительности по смыслу ст. 16.1 КоАП РФ.
Представители лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия указанных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 28.04.2014 на основании статей 122 и 131 Таможенного кодекса Таможенного союза Внуковской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ЗАО "Крайслер Рус".
Проверкой установлено, что 21.12.2013 ЗАО "Крайслер РУС" оформило в регионе деятельности Внуковской таможни в режиме "импорт 40" декларацию на товары - ДТ N 10001022/211213/0012469.
В графе 14 ДТ N 10001022/211213/0012469 в качестве декларанта указано ЗАО "Крайслер РУС".
Согласно сведениям, отраженным в гр. 54 ДТ N 10001022/211213/0012469 декларация и приложенные к ней документы от имени ЗАО "Крайслер РУС" в таможенный орган, на основании договора таможенного представителя с декларантом от 18.05.2009 N 0180/02-1-09-1803, представлены таможенным представителем ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)".
В гр. 44 ДТ N 10001022/211213/0012469 в отношении товара N 1 (магнитола автомобильная для радиовещания с функцией воспроизведения форматов CD/DVD дисков, предназначенная для использования в автомобиле JEEP GRAND CHEROKEE, ОКП 658250, МОДЕЛЬ 68190241AL; изготовитель: HARMAN BECKER AUTOMOTIVE SYSTEMS; товарный знак: UNITED RADIO) и товара N 2 (магнитола автомобильная для радиовещания с функцией воспроизведения форматов CD/DVD-дисков, предназначенная для использования в автомобиле JEEP GRAND CHEROKEE, ОКП 658250, модель 5091180АВ; изготовитель: MITSUBISHI ELECTRIC THAI AUTOPARTS, LTD.; товарный знак: UNITED RADIO) указана декларация о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ 16.В.02301 сроком действия до 11.04.2014, выданная органом по сертификации ООО "Гарант Плюс" (аттестат аккредитации РОСС RU.0001.11АЛ16).
Декларация выдана на основании протокола от 11.04.2013 N ТС2/3-ап/0340 Испытательной лаборатории ООО "Спектр" (аттестат аккредитации от 21.10.2011 N РОСС RU.0001.21 АВ92).
В результате проверки таможней установлено, что указанная декларация не может являться документом, подтверждающим соответствие ввозимого товара требованиям ТР ТС 020/2011.
На основании изложенного, Внуковской таможней 14.05.2015 в отношении ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)" составлен протокол об административном правонарушении N 10001000-00669/2015 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
23.06.2015 и.о. заместителем начальника Внуковской таможни вынесено Постановление по делу об административном правонарушении N 1000100-00669/2015 о привлечении ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)" к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что таможней доказан в действиях Общества состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объективную сторону данного правонарушения образует противоправное действие лица, заключающееся в заявлении недостоверных сведений о товарах либо представлении недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
В соответствии с примечанием 2 к ст. 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Согласно части 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
На основании ч. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного Союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Таким образом, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Представление при декларировании товаров недействительных документов, является основанием для привлечения к ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. п. 8, 11 ч. 2 ст. 181 ТК ТС к сведениям о товарах относятся сведения о соблюдении ограничений, а также сведения о документах, представляемых в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 183 настоящего Кодекса, т.е. о документах, применяемых для подтверждения соответствия продукции в форме представления сертификата соответствия.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение о порядке ввоза).
В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 (далее - Соглашение) со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях государств - членов Таможенного союза соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами государств - членов Таможенного союза, не применяются.
Согласно п. 4 ст. 2 Соглашения государства - члены Таможенного союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Таможенного союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия.
Приемники радиовещательные и магнитолы автомобильные (Код ОКП - 658200) включены в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982.
Вместе с тем, Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 879 принят Технический регламент Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (далее также - ТР ТС 020/2011), вступивший в силу с 15.02.2013.
Согласно п. 1 ст. 1 ТР ТС 020/2011 технический регламент распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза технические средства, способные создавать электромагнитные помехи и (или) качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех.
Таким образом, приемники радиовещательные и магнитолы автомобильные подпадают под область применения ТР ТС 020/2011.
В декларации о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ 16.В.02301 магнитолам для автомобилей декларантом присвоен Код ТН ВЭД 8527 21 200 9.
Аудио- и видеоаппаратура, приемники теле- и радиовещания, как электрические аппараты и приборы бытового назначения, включены в Перечень технических средств, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011), приведенный в Приложении 3 к ТР ТС 020/2011.
Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2014 N 2 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011), в который под кодом ТН ВЭД ТС 8527 21 200 9 включена радиоприемная аппаратура, как электрические аппараты и приборы бытового назначения, сопровождаемая сертификатом соответствия.
Проверкой Внуковской таможни установлено, что в ДТ N 10001022/211213/0012469 (гр. 44) в отношении товара N 1 указано, что на территорию Таможенного союза ввозится - магнитола автомобильная для радиовещания, с функцией воспроизведения форматов CD/DVD дисков, модель: 68190241AI, предназначенная для использования в автомобиле JEEP GRAND CHEROKEE; изготовитель: HARMAN BECKER AUTOMOTIVE SYSTEMS; товарный знак: UNITED RADIO.
В подтверждение ввозимого по ДТ N 10001022/211213/0012469 товара требованиям законодательства представлена декларация о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ 16.В.02301 сроком действия до 11.04.2014, выданная органом по сертификации ООО "Гарант Плюс" (аттестат аккредитации РОСС RU.0001.11АЛ16).
В ходе проверки ДТ N 10001022/211213/0012469 таможенным органом установлено, что декларации о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU US.АЛ16.В.02301 является недействительным документом в смысле примечания к ст. 16.1 КоАП РФ, так как ни декларантом, ни таможенным представителем не представлены доказательства идентификации представленной декларации о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02301 и товара, ввозимого по ДТ N 10001022/211213/0012469.
Так, таможней установлено, что в поле 3 декларации о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ 16.В.02301 отсутствуют сведения о моделях магнитол, которые прошли испытания (исследования) в Испытательной лаборатории ООО "Спектр", что не соответствует требованиям (утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления") к заполнению указанного поля, а также не позволяет провести их идентификацию с ввозимыми магнитолами.
Для установления факта проведения испытаний товара, сведения о котором отражены в декларации о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ 16.В.02301 Внуковской таможней направлялось в адрес ЗАО "Крайслер Рус" (далее - декларант) требование от 02.10.2014 N 01-17/12300 о представлении копии протокола от 11.04.2013 N ТС2/3-ап/0340 Испытательной лаборатории ООО "Спектр", а также актов отбора проб и образцов и документов, подтверждающих ввоз на территорию Таможенного союза образцов магнитол автомобильных для их последующей сертификации и декларирования на соответствие.
В своем письме от 31.10.2014 N 3110-01 ЗАО "Крайслер Рус" сообщило о невозможности представления указанных документов и протокола от 11.04.2013 N ТС2/3-ап/0339, ввиду их отсутствия.
При этом Декларант сослался на договор от 25.01.2012 N 2502012/0096/00177 с ООО "Вавилон", которое в соответствии с указанным договором оказывало содействие и организацию получения деклараций о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02300 и N ТС RU ДUS.АЛ16.В.02301.
На запрос представить соответствующие документы, ООО "Вавилон" также сообщило о невозможности представления запрошенных документов, ввиду их отсутствия. При этом ООО "Вавилон" сослалось на договор о сопровождении сертификационных работ с ООО "ИксКонсул" (далее также - Исполнитель) от 07.09.2012 N 08-2012.
В ходе проверки таможенным органом договора с ООО "ИксКонсул" от 07.09.2012 N 08-2012 и приложенных к нему документов (счет от 15.04.2013 N 239, акт от 15.04.2013 N 239, счет-фактура от 15.04.2013 N 239) установлено, что исполнителем проводились работы по декларированию (сертификации) товара, который поименован в декларациях о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU ДUS.АЛ16.В.02300 и N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02301.
Согласно п. 1.3 договора от 07.09.2012 N 08-2012 ООО "Вавилон" (далее также - Заказчик) для выполнения Исполнителем работ по подготовке документов и сопровождению сертификационных работ обязано передать исполнителю перечень продукции, в отношении которой им будут проводиться работы по сертификации.
Указанный перечень является неотъемлемой частью договора и должен содержать идентифицирующие сведения: наименование изделия, маркировка изделия, состав изделия, наименование изготовителя (с указанием страны происхождения товара). Указанный перечень заявителем во Внуковскую таможню не представлен.
В соответствии с пп. 2.3.1 п. 2.3 договора от 07.09.2012 N 08-2012 следует, что Исполнителем будут проводиться работы по санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции, перечень которой был предоставлен Заказчиком.




































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)