Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.01.2016 N 16АП-4831/2015 ПО ДЕЛУ N А15-2048/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2016 г. по делу N А15-2048/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2016 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.10.2015 по делу N А15-2048/2015 (судья Батыраев Ш.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Неосвет" (ИНН 0534082472, ОГРН 1100534000500)
к Дагестанской таможне (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727)
об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
- при участии в судебном заседании Арбитражного суда Республики Дагестан представителей Дагестанской таможни - Гусейновой Н.М. по доверенности от 08.10.2014, Батырханова Ш.Н. по доверенности от 24.10.2014, Абдуллаева Э.Г. по доверенности от 27.05.2015;
- от общества с ограниченной ответственностью "Неосвет" участвуют Керимова Д.М. по доверенности от 15.07.2015, Валигасанов А.У. по доверенности от 15.07.2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Неосвет" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) об обязании возвратить 2 281 981 руб. 55 коп. излишне уплаченных таможенных платежей, в том числе по декларации на товары (далее - ДТ) N 10801020/270112/0000517, по ДТ N 10801020/050312/0001330, по ДТ N 10801020/230712/0004275, по ДТ N 10801020/050912/0004874, по ДТ N 10801020/241212/0007264, по ДТ N 10801020/271212/0007334 (требования уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.10.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что незаконные действия таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенных предпринимателем товаров по спорным декларациям, привели к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей в сумме 2 281 981 руб. 55 коп.
Не согласившись с решением, таможня подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителя. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на низкий ценовой уровень заявленной обществом таможенной стоимости товара и на то, что декларантом не представлены дополнительные документы.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу таможни без удовлетворения.
В судебном заседании лица участвующие в деле поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей лиц участвующих в деле, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению.
Согласно материалам дела, между обществом и компанией "DYU" заключен контракт от 11.10.2010 N 10/11 на поставку товаров - люстр, светильников и комплектующих к ним в ассортименте, общей стоимостью 400 000 долларов США. По условиям контракта товар отгружается на условиях EXW. Оплата за товары производится в течение месяца после поставки товара согласно договору и экспортной накладной или счета - фактуры на расчетный счет поставщика. Срок действия контракта до 31.12.2011.
На указанный контракт в ООО АКБ "Экспресс" открыт паспорт сделки от 08.02.2011 N 11020003/3084/0000/2/0.
Во исполнение указанного контракта в адрес общества по инвойсу от 05.12.2011 N DYU.0512 поступили товары - электрические люстры подвесные, прикроватные светильники и части к ним, общей стоимостью 21 502 доллара США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТ N 10801020/270112/0000517.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), то есть по шестому (резервному) методу.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс от 05.12.2011 N DYU.0512, международная товарно-транспортная накладная.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости 27.01.2012 таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки и предложила обществу в срок до 26.02.2012 дополнительно представить прайс - лист производителя, экспортную таможенную декларацию, пояснения по условиям продажи, пояснения по физическим характеристикам, качестве и репутации на рынке ввозимого товара, банковские документы об оплате за товар, договор перевозки и другие документы, обосновывающие транспортные расходы. Также таможня сообщила обществу, что для выпуска товаров необходимо в срок до 26.02.2012 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 27.01.2012 общество сообщило об отсутствии возможности предоставить запрашиваемые документы и просило принять решение об окончательной оценке товара в сроки их выпуска без осуществления выпуска под обеспечение уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей.
27.01.2012 в связи с непредставлением обществом дополнительных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 5 184 руб. 03 коп.
Во исполнение указанного контракта 05.03.2012 в адрес общества по инвойсу от 11.01.2012 N DYU.1101 поступили товары - люстры, светильники и части к ним, общей стоимостью 26 715 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТ N 10801020/050312/0001330.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по цене сделки с однородными товарами (3 метод).
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс от 11.01.2012 N DYU.1101, международная товарно-транспортная накладная. В структуру заявленной таможенной стоимости включены транспортные расходы.
06.03.2012 в ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки и предложила обществу в срок до 20.04.2012 дополнительно представить документы, в соответствии с которыми были выпущены идентичные товары, прайс - лист производителя, экспортную таможенную декларацию, документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам в рамках одного договора, банковские документы об оплате за товар по предыдущим поставкам, договор об оказании транспортных услуг. Также таможня сообщила обществу, что для выпуска товаров необходимо в срок до 06.03.2012 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 06.03.2012 общество сообщило об отказе в предоставлении запрашиваемых документов.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов 06.03.2012 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 39 701 руб. 44 коп.
23.07.2012 во исполнение указанного контракта в адрес общества по инвойсу от 30.05.2012 N DYU3005 поступил товар - люстры электрические подвесные, светильник и металлические части для них, общей стоимостью 31 211 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТ N 10801020/230712/0004275.
При подаче декларации таможенная стоимость товара определена обществом в рамках статьи 4 Соглашения, то есть по цене сделки с ввозимыми товарами (1 метод). В структуру заявленной таможенной стоимости включены транспортные расходы.
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс от 30.05.2012 N DYU3005, международная товарно-транспортная накладная.
23.07.2012 в ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки и предложила обществу в срок до 22.08.2012 документы. в соответствии с которыми были выпущены идентичные товары, экспортная таможенная декларация, банковские и другие платежные документы, обосновывающие факт оплаты за товар, прайс - лист производителя, документы и сведения, обосновывающие дополнительно понесенные покупателем товара расходы, информация, обосновывающая факт оприходования товара, спецификация к контракту.
Таможня сообщила обществу, что для выпуска товаров необходимо в срок до 24.07.2012 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 23.07.2012 общество сообщило об отказе в предоставлении запрашиваемых документов.
23.07.2012 в связи с непредставлением обществом дополнительных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 10 834 руб. 78 коп.
05.09.2012 во исполнение указанного контракта в адрес общества по инвойсу от 23.07.2012 N DYU.2307 поступили товары - электрические люстры, светильники и части к ним, общей стоимостью 24 548 долларов США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТ N 10801020/050912/0004874.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по цене сделки с однородными товарами (3 метод).
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс от 23.07.2012 N DYU.2307, международная товарно-транспортная накладная.
05.09.2012 в ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки и предложила обществу в срок до 05.10.2012 дополнительно представить: прайс - листы производителя на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, документы, в соответствии с которыми были выпущены однородные товары, оригиналы документов, подтверждающие сведения. заявленные в ДТ на бумажных носителях, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках контракта, экспортную таможенную декларацию, банковские платежные документы по оплате за товар, договор перевозки, счет за перевозку товара.
Таможня сообщила обществу, что для выпуска товаров необходимо в срок до 07.09.2012 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 05.09.2012 общество сообщило об отказе в предоставлении запрашиваемых документов.
05.09.2012 в связи с непредставлением обществом дополнительных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 3 296 руб. 80 коп.
Во исполнение указанного контракта 24.12.2012 в адрес общества по инвойсу от 09.11.2012 N DYU.0911 поступили товары - люстры электрические, светильники и металлические части к ним, общей стоимостью 25 751 доллар США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТ N 10801020/241212/0007264.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по цене сделки с однородными товарами (3 метод).
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс от 09.11.2012 N DYU.0911, международная товарно-транспортная накладная.
25.12.2012 в ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки и предложила обществу в срок до 24.01.2013 дополнительно представить: прайс - листы производителя на ассортиментном уровне с учетом условий поставки, экспортную таможенную декларацию, банковские платежные документы об оплате за товар, документы, в соответствии с которыми были выпущены однородные товары, договор перевозки, счет за перевозку товара. Также таможня сообщила обществу, что для выпуска товаров необходимо в срок до 26.12.2012 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 25.12.2012 общество сообщило об отсутствии возможности предоставить запрошенные документы.
25.12.2012 в связи с непредставлением обществом дополнительных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 30 844 руб. 86 коп.
27.12.2012 во исполнение указанного контракта в адрес общества по инвойсу от 10.10.2012 N DYU.1010 поступили товары - люстры электрические, светильники и стеклянные части к ним, общей стоимостью 25 795 доллар США, на которые обществом в Махачкалинский таможенный пост подана ДТ N 10801020/271212/0007334.
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена обществом в рамках статьи 7 Соглашения, то есть по цене сделки с однородными товарами (3 метод).
В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлены следующие документы: контракт, инвойс от 1010.2012 N DYU.1010, международная товарно-транспортная накладная.
27.12.2012 в ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки и предложила обществу в срок до 23.02.2013 дополнительно представить: документы, в соответствии с которыми были выпущены однородные товары, экспортная таможенная декларация, банковские и другие платежные документы, обосновывающие факт оплаты за товар, в том числе по предыдущим поставкам, прайс - листы производителя, документы и сведения, обосновывающие дополнительно понесенные покупателем товара расходы, договор перевозки товара. Также таможня сообщила обществу, что для выпуска товаров необходимо в срок до 28.12.2012 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 27.12.2012 общество сообщило об отказе в предоставлении запрошенных документов.
27.12.2012 в связи с непредставлением обществом дополнительных документов таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2), согласно которым сумма доначисленных таможенных платежей составила 28 176 руб. 97 коп.
29.01.2015 полагая, что таможенные платежи, уплаченные в результате корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным декларациям, являются излишне уплаченными, общество обратилось в таможню с заявлениями об их возврате, которые возвращены таможней без исполнения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов (письма от 03.02.2015 N 21-31/01242, 21-31/01243, 21-31/01245, 21-31/01253, 21-31/01255, 21-31/01256).
Считая, что суммы дополнительно начисленных таможенных платежей являются излишне уплаченными, общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 2 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных этим Кодексом, - таможенным органом.
Статьей 65 ТК ТС предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (пункт 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).
Порядок и методы определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" указано, что при применении пункта 4 статьи 65 ТК ТС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации.
Вместе с тем при рассмотрении в суде спора, касающегося определения таможенной стоимости товара, таможенным органом могут быть представлены доказательства недостоверности указанной информации. Эти доказательства, как и доказательства, представленные декларантом, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценке судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
При оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
На основании статьи 66 ТК ТС контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (статья 67 ТК ТС).
На основании пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (п. 3 ст. 69 ТК ТС).
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (п. 4 ст. 69 ТК ТС).
При этом согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.
Пунктом 1 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствие с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В Постановлении Президиума ВАС РФ 19.04.2005 N 13643/04 также указано, что обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота. Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
Как следует из материалов дела, товары, оформленные по спорным ДТ, поступили в адрес общества во исполнение контракта от 11.10.2010 N 10/11 по инвойсам от 05.12.2011 N DYU.0512 на сумму 21 502 доллара США, от 11.02.2012 N DYU.1101 на сумму 26 715 долларов США, от 30.05.2012 N DYU.3005 на сумму 31 211 долларов США, от 23.07.2012 N DYU.2307 на сумму 24 548 долларов США, от 09.11.2012 N DYU.0911 на сумму 25 751 доллар США, от 10.10.2012 N N DYU.1010 на сумму 25 795 долларов США.
Оплата за товары, поставленные по инвойсу от 05.12.2011 N DYU.0512, в сумме 21 502 долларов США произведена заявлением на перевод от 10.02.2012 N 7, по инвойсу от 11.02.2012 N DYU.1101 в сумме 26 715 долларов США - заявлением на перевод от 20.03.2012 N 1, по инвойсу от 30.05.2012 N DYU.3005 в сумме 31 211 долларов США - заявлением на перевод 25.07.2012 N 16, по инвойсу от 23.07.2012 N DYU.2307 в сумме 24 548 долларов США - 18.09.2012 N б/н, по инвойсу от 09.11.2012 N DYU.0911 в сумме 25 751 доллара США - заявлением на перевод от 24.01.2012 N 1, по инвойсу от 10.10.2012 N DYU.1010 в сумме 25 795 долларов США - заявлением на перевод от 24.01.2012 N 1.
Перевод валюты за поставленные товары по указанным инвойсам подтверждается также выпиской по лицевому счету общества в ОАО АКБ "Экспресс" и досье паспортов сделок по паспорту сделки.
В соответствии с контрактом товары поставлялись на условиях EXW CHINA, поэтому при расчете суммы таможенных платежей, подлежащих уплате по спорным ДТ, в структуру заявленной таможенной стоимости в каждом случае декларантом включены транспортные расходы.
Перевозка товаров, оформленных по спорным ДТ, осуществлялась транспортной компанией "Сейф Транс Интернейшнл Ко Лтд" на основании договора на транспортно - экспедиционное обслуживание от 18.10.2010 N MSF1018.
Указанной компанией обществу предъявлены счета (инвойсы) на оплату за перевозку товаров от 14.12.11 N MLZ506 на сумму 4 600 долларов США (заявление на перевод от 19.12.2012 N 20), от 18.11.2012 N MLZ501 на сумму 4 850 долларов США (заявление на перевод от 24.01.2012 N 24), от 01.06.2012 N MBF205 на сумму 11 900 долларов США (заявление на перевод от 01.06.2012 N 2), от 23.07.2012 N MBG134 на сумму 12 100 долларов США (заявление на перевод от 27.07.2012 N 2), от 30.11.2012 N MBL568 на сумму 11 200 долларов США (заявление на перевод от 10.12.2012 N 1), от 29.12.2012 N MBK029 на сумму 12 100 долларов США (заявление на перевод от 30.10.2012 N 1).
В данном случае общество правомерно произвело расчет таможенных платежей, подлежащих уплате при таможенном оформлении товаров по спорным ДТ, исходя из таможенной стоимости, в которую включена стоимость товаров, уплаченная продавцу, и стоимость транспортных услуг, уплаченная перевозчику.
Доказательства того, что общество понесло какие-либо иные расходы, подлежащие включению в таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 5 Соглашения, таможня в суд не представила и в материалах дела отсутствуют.
В решениях о корректировке таможенной стоимости по спорным декларациям указано, что определить таможенную стоимость товаров в рамках статьи 4 Соглашения не представляется возможным, так как заявленная таможенная стоимость недостаточно документально подтверждена - не представлены документы и сведения, предусмотренные Решением Комиссии от 20.09.2010 N 376, необходимые для применения данной статьи, то есть документы, указанные в решениях о проведении дополнительной проверки.
Однако вышеперечисленные доказательства подтверждают, что обществом при декларировании товаров представлены пакеты документов, содержащие достоверные и достаточные сведения для определения таможенной стоимости по первому методу. Как пояснили в судебном заседании представители общества, декларант определил таможенную стоимость товаров на основании третьего метода и включил в него завышенные суммы транспортных расходов для того, чтобы заявленная таможенная стоимость не оказалась ниже уровня ценовой информации таможенных органов и во избежание дополнительных расходов за простой транспортного средства и хранение товаров.
Из решений о проведении дополнительных проверок следует, что таможня в обоснование заявленных стоимостей товаров дополнительно запрашивала у общества прайс - листы производителя, экспортные таможенные декларации страны отправления, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, банковские документы об оплате за товар по предыдущим поставкам, договор перевозки и счет по оплате за перевозку.
В материалах дела представлено письмо компании "DYU" (продавец), в котором сообщается об отсутствии возможности представления экспортных деклараций на товары, отгруженные по указанным накладным, и подтверждается, что стоимость товаров, указанная в экспортных декларациях соответствует стоимости товаров, указанной в контракте от 11.10.2010 N 10/11.
Кроме того, ни действующим законодательством, ни обычаями делового оборота не предусмотрена обязанность декларанта иметь в наличии экспортную декларацию, и ее отсутствие само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров.
Отсутствие прайс - листа при наличии других документов (в частности инвойсов и упаковочных листов), содержащих полную информацию, необходимую для определения таможенной стоимости по цене сделки, не является основанием для корректировки таможенной стоимости по шестому (резервному) методу.
На момент проведения дополнительной проверки сроки оплаты товаров, предусмотренные контрактом не истекли, в связи с чем требование о представлении банковских документов по оплате за товар суд находит необоснованным. Документы по оплате за ввезенные товары и за оказанные транспортные услуги представлены обществом в ходе судебного разбирательства.
Отсутствие документов об оприходовании товаров также не может служить основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости, поскольку они являются внутренними документами общества.
Таможня в установленном порядке не выявила признаки недостоверности сведений о цене контракта, не доказала зависимость ее от условий, повлекших значительное отличие цены сделки от ценовой информации при сопоставимых условиях.
Изложенные обстоятельства и перечисленные выше доказательства в совокупности подтверждают, что декларантом в каждом случае представлены пакеты документов, необходимые для таможенного оформления в соответствии с выбранным таможенным режимом, а также документы и сведения, выражающие содержание сделок и информацию по условиям их оплаты, анализ и оценка которых позволяет суду сделать вывод о том, что они являлись достаточными для определения таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорным декларациям, в соответствии со статьей 4 Соглашения - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных обществом при определении таможенной стоимости товаров по первому методу.
Доказательства, указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в представленных обществом документах, противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных товаросопроводительных и коммерческих документах, относящихся к контракту, таможня не представила.
Кроме того, при определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
Такие доказательства таможня не представила. Таможня также нарушила принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение предыдущих методов.
Таможня в обоснование сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров не доказала наличие условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, не подтвердила отсутствие возможности применения второго - пятого методов определения таможенной стоимости.
Довод таможни о низком ценовом уровне заявленной таможенной стоимости ввезенных обществом товаров суд отклоняет как необоснованный, поскольку таможня не доказала, что имеющаяся в таможенном органе информация относится к аналогичным товарам этих же поставщиков, на аналогичных условиях поставки и объема, именно за спорный период времени, поскольку любое различие этих условий может привести к существенным изменениям цены товаров. Различие цены сделок с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделке общества иностранными фирмами, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделок. Таможня не подтвердила сопоставимость условий ввоза соответствующего товара, его качественных и количественных характеристик с ввезенными обществом товарами.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров ввезенных обществом по спорным декларациям противоречит требованиям ТК ТС, Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" нарушают права и интересы заявителя в предпринимательской деятельности и незаконно возлагают на него обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей.
Корректировка таможенной стоимости ввезенных обществом товаров привела к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительно начисленных таможенных платежей.
Факт уплаты таможенных платежей подтверждается материалами дела и таможней не оспаривается.
Доказательства наличия у общества задолженности по таможенным платежам в материалы дела не представлены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции правомерно отнес судебные расходы по государственной пошлине в сумме 34 410 руб. на таможню в соответствии со ст. 110 АПК РФ, как на проигравшую сторону.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы таможней, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.10.2015 по делу N А15-2048/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА

Судьи
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)