Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2016 N 15АП-2757/2016 ПО ДЕЛУ N А32-36395/2015

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. N 15АП-2757/2016

Дело N А32-36395/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 21.10.2014 Куликова Е.П.;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 07.05.2015 Мин А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2016 по делу N А32-36395/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смарт Грейн",
заинтересованное лицо: Новороссийская таможня,
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Новороссийской таможни от 17.09.2015 N 15-22/29974 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317110/240914/0024120, и обязании Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения; об обязании Новороссийской таможни возвратить ООО "СмартГрейн" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 267 499 рублей 43 копейки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что таможенный орган произвел выпуск товара с неверным кодом 7309 00 900 0, ввиду чего ООО "СмартГрейн" излишне уплатило таможенные платежи в размере 267 499, 43 рублей.
Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что из документации на товар следует, что он предназначен для хранения предварительно обработанного зерна. В свою очередь в товарную субпозицию 8437 ТН ВЭД ТС включен широкий спектр оборудования по обработке зерновых культур, но не включается оборудование для хранения зерна. Также ссылается на предварительное решение ФТС России о классификации товара.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "СмартГрейн" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "СмартГрейн" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару 21.01.2011 г. за основным государственным регистрационным номером 1112308000474, ИНН 2308174814, адрес местонахождения: г. Краснодар, ул. Колхозная, 3.
ООО "СмартГрейн" на территорию Российской Федерации был ввезен товар - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с конусным дном - модель 6,11/6, всего 2 комплекта, изготовитель: "SILOS CORDOBA, S.L.", товарный знак: SILOS CORDOBA, по внешнеэкономическому контракту N 42 от 13.05.2014 г., заключенному с "Silos Cordoba, Ltd." (Испания), таможенное оформление которого производилось Новороссийской таможней.
24.09.2014 декларантом для целей таможенного оформления указанного товара была подана декларация на товары, зарегистрированная за N 10317110/240914/0024120.
При декларировании, для подтверждения сведений, указанных в ДТ N 10317110/240914/0024120, в том числе для подтверждения описания товара и его классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС, декларантом были представлены таможенному органу следующие документы: платежное поручение N 12672 от 22.09.2014 г., платежное поручение N 12673 от 22.09.2014 г., ДТС-1, паспорт сделки N 14090002/2562/0011/2/1 от 04.09.2014 г., контракт N 42 от 13.05.2014 г., приложение N 1 от 13.05.2014 г., дополнительное соглашение N 1 от 01.08.2014 г., поручение на перевод N 32 от 21.05.2014 г., поручение на перевод N 50 от 05.09.2014 г., инвойс N 140590 от 09.09.2014 г., перевод инвойса N 140590 от 09.09.2014 г., упаковочный лист б/н с переводом от 04.09.2014 г., сертификат соответствия C-ES.AГ80.B.01691 от 14.02.2013 г., сертификат происхождения с переводом 7273491 от 15.09.2014 г., санитарно-гигиенический сертификат с переводом 4223 от 15.09.2014 г., декларация соответствия и качества с переводом, страховой полис с переводом 38 от 10.09.2014 г., экспортная декларация с переводом 14ES004141 10218810 от 09.09.2014 г., коносамент SEJ205866 от 11.09.2014 г.
На основании вышеперечисленных товаросопроводительных документов, в графе 31 ДТ N 10317110/240914/0024120 было приведено описание товара: оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства: силос с конусным дном - модель 6,11/6, вместимость 248 м3, диаметр 6,11 м, полная высота силоса 12,63 м, материал - оцинкованная сталь 600 гр/м{\super 2, снеговая нагрузка 200 кг/м{\super 2 - 2 комплекта, состоящих из основных частей: опора транспортного моста в центре купола - 2 шт., вертикальная опора (однокорпусная) - 4 шт., транспортный мост - 1 шт., уширение транспортного моста - 28 шт., опора термоподвески - 1 шт., система вентиляции - 2 шт., центробежный вентилятор (CMR-1135) - 2 шт. Все комплекты поставляются в разобранном виде с аксессуарами и крепежными элементами, не для военного назначения, всего: 2 комплекта занимают 44 места, изготовитель: "SILOS CORDOBA S.L.", Испания, товарный знак: SILOS CORDOBA.
ООО "СмартГрейн" было вынуждено для выпуска товара указать в графе 33 ДТ классификационный код товара 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС ("резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 11,7%.
Так как Новороссийская таможня руководствуется решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара" N 9, общество было вынуждено классифицировать товар по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0 во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%.
По мнению заявителя, указанный код ТН ВЭД 7309 00 900 0 не соответствует описанию ввезенного товара, исходя из индивидуальных характеристик товара, ему соответствует код ТН ВЭД 8437 80 000 0.
01.10.2014 г. таможенный орган осуществил выпуск товара.
В приложении N 1 от 01.08.2014 г. к контракту N 42 от 13.05.2014 г. (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.08.2014 г. к данному контракту) указано наименование товара - зернокомплекс, состоящий из 2 силосов с аксессуарами, код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в приложении N 1 от 01.08.2014 г. к контракту N 42 от 13.05.2014 г. (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.08.2014 г. к данному контракту), данный товар оснащен опорой термоподвески - 1 шт., системой вентиляции силоса - 2 шт., центробежным вентилятором CMR -1135 (мощность 2,2 кВт, поток воздуха 5 000 м3/ч) - 2 шт. Согласно сертификату соответствия N C-ES.AГ80.B.01691 от 14.02.2013 г., товар является оборудованием технологическим для элеваторно-складского хозяйства: силосы металлические с плоским и конусным дном с оснащением и системами выгрузки, активным вентилированием, термометрией, имеет код ТН ВЭД 8437 80 000 0. В сертификате происхождения N 7273491 от 15.09.2014 г. указано, что товар имеет код: 8437800000. В экспортной декларации 14ES004141 10218810 от 09.09.2014 г. на данный товар указан код: 84378000.
ООО "СмартГрейн" 31.08.2015 г. (исходящий N 93) обратилось в Новороссийскую таможню по вопросу принятия решения об изменении кода товара, ввезенного по ДТ N 10317110/240914/0024120, на код 8437 80 000 0.
02.09.2015 г. (исходящий N 96) общество направило в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317110/240914/0024120, с приложением документов.
17.09.2015 г. Новороссийская таможня письмом N 15-22/29974 отказала в принятии решения об изменении кода товара.
Не согласившись с вышеуказанным отказом таможенного органа в совершении действий, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Классификация товаров осуществляется в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Таможенного союза Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом требуется указание кода товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 утверждена и введена в действие с 01.01.2012 новая редакция единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая содержит основные правила интерпретации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 851 одобрены и рекомендованы для применения с 23.11.2011 г. Пояснения к единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее по тексту - пояснения).
Текст товарной позиции 7309 гласит: "Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л, с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования".
В пояснениях к товарной позиции 7309 ТН ВЭД ТС указано: "Данные контейнеры обычно устанавливаются в качестве стационарных приспособлений для хранения или для производственных целей, например, на фабриках, химических заводах, красильнях, газовых заводах, пивоваренных заводах, на перегонных и рафинировочных заводах и, в меньшей степени, в жилых домах, магазинах и т.д. В данную товарную позицию включаются емкости для любого материала, кроме сжатого или сжиженного газа. Емкости для подобного газа включаются в товарную позицию 7311 независимо от их вместимости. Контейнеры, оснащенные механическим или термическим оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики или электрические элементы, включаются в группу 84 или 85. Однако емкости, которые просто оборудованы кранами, клапанами, уровнемерами, предохранительными клапанами, манометрами и т.п., остаются в данной товарной позиции".
В товарной позиции 8437 ТН ВЭД ТС классифицируются: "Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах".
Следовательно, оценочным критерием, позволяющим отнести емкость для хранения вещества (контейнер) к товарной позиции 84 или 73, являются его технические характеристики, наличие или отсутствие в нем механического или термического оборудования, которое оказывает какое-либо воздействие на хранимое вещество или условия его хранения. Экспертами Абинской торгово-промышленной палаты в заключении эксперта N 0505-006 от 05.05.2015 г. подтверждено, что ввезенные ООО "СмартГрейн" по ДТ N 10317110/240914/0024120 силос металлический с конусным дном 45° для хранения зерновых культур с системой аэрации модель 6,11/6 предназначен для перевалки и хранения (пшеница, кукуруза, рис, ячмень и т.д.). Кроме того, он может использоваться для масличных семян (подсолнечник, рапс и соя). В ходе анализа конструкции силоса, экспертами указаны основные элементы силоса с конусным дном: транспортный мост, кровля силоса, проветриватели, крепление для термоподвески, корпус силоса, опоры силоса, термоподвески, днище силоса, система аэрации, вентилятор, площадка обслуживания, инспекционная дверь, вертикальная лестница, площадка у смотрового люка, смотровой люк в крыше силоса, наклонная лестница на крыше силоса.
Экспертами установлено, что оборудование, которым оснащен силос металлический с конусным дном 45° модель 6,11/6, выполняет следующие операции: вентиляцию, охлаждение и досушивание зерна путем нагнетания воздуха вентиляторами через вентиляционные трубы с отверстиями. Эксплуатация силоса с конусным дном для хранения зерна без системы вентиляции (аэрации) не представляется возможной, так как без вентиляции повысится влажность и температура зерна, что в свою очередь приведет к его порче. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что все компоненты технического оснащения силоса с конусным дном 45° модели 6,11/6 (вентиляторы с вентканалами), а также сам силос, конструктивно и функционально связаны между собой. Оборудование является технологической системой для хранения и обработки зерна в течение времени хранения. Ввезенные по декларации на товар N 10317110/240914/0024120 силосы с конусным дном 45° модели 6,11/6 имеют в своем составе механическое и теплотехническое оборудование, как то системы аэрации (вентиляции), включающие в себя вентиляторы с электродвигателями и систему вентиляционных труб с отверстиями. На основании проведенного анализа конструкции, силосов экспертами сделан вывод о том, что имеющееся в составе силосов механическое и теплотехническое оборудование соответствует критерию "таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики, или электрические элементы" и не соответствует критерию "краны, клапаны, уровнемеры, предохранительные клапаны, манометры и т.п.". Таким образом, текст товарной позиции 7309 ТН ВЭД и пояснения к ней исключает отнесение рассматриваемых силосов к данной позиции. Напротив, в пояснении к товарной позиции 7309 ТН ВЭД сказано: "Контейнеры, оснащенные механическим или тепловым оборудованием, таким как мешалки, охлаждающие или нагревательные змеевики, или электрические элементы, попадают в группу 84 или 85". В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что рассматриваемый товар "силос металлический с конусным дном для перевалки и хранения зерновых культур с системой аэрации модель 6,11/6 45°" не относится к товарной позиции 7309 ТН ВЭД, а соответствует товарной позиции 8437 ТН ВЭД.
В приложении N 1 от 01.08.2014 г. к контракту N 42 от 13.05.2014 г. (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.08.2014 г. к данному контракту) указано наименование товара - зернокомплекс, состоящий из 2 силосов с аксессуарами, код 8437800000. Согласно описанию товара, приведенному в указанном приложении N 1 от 01.08.2014 г. к контракту N 42 от 13.05.2014 г., данный товар оснащен опорой термоподвески - 1 шт., системой вентиляции силоса - 2 шт., центробежным вентилятором CMR - 1135 (мощность 2,2 кВт, поток воздуха 5 000 м3/ч) - 2 шт.
Правомерность классификации товара в соответствии с товарной позицией 8437 ТН ВЭД ТС также подтверждается дополнительно представленными заявителем доказательствами, а именно: Паспортом изделия Инструкции по эксплуатации силосов с конусным дном 45° 6,11/6 производства компании SILOS CORDOBA.
Согласно паспорту изделия инструкции по эксплуатации силосов с конусным дном 45° 6,11/6 производства компании SILOS CORDOBA, товар - силос металлический для хранения зерновых культур, с системами выгрузки и аэрации имеет следующую комплектацию: комплект листов, балок, соединительных элементов, уплотнений и крепежа для крыши силоса; комплект листов, ребер жесткости, соединительных элементов, дверей, люков, уплотнений и крепежа для цилиндрического корпуса силоса; система вентиляции и аэрации, соответствующая общему объему и виду хранимого продукта (вентиляторы мобильные или стационарные, крышевые и наземные); коническое днище с выгрузной горловиной; эстакады для загрузочных транспортеров и их обслуживания со стойками крепления к силосам, внутренние и наружные лестницы с ограждением, площадками отдыха. Согласно инструкции по эксплуатации, загрузка зерна в силос производится через загрузочное отверстие, находящееся в центре крыши с помощью соответствующих транспортных устройств, например, шнекового транспортера, редлера, нории. Зерно, предназначенное для хранения, должно быть подготовлено соответствующим образом: обработка после жатвы и охлаждение. Очень важно высушивание новособранного зерна после привоза его в зернохранилище и предварительной очистке. В зерне постоянно происходят жизненные процессы, связанные с обменом веществ. Интенсивность этих процессов прямо пропорционально зависит от влажности и температуры. Если не предпринять мер по защите зерна от порчи, то есть немедленное проветривание и сушка для снижения температуры и влажности, зерновая масса будет далее саморазогреваться до температуры 50-60 С, приобретая сильный запах плесени. Зерно портится. Охлаждение и сушение разогретого влажного зерна задерживает дальнейшие процессы, вызывающие уменьшение потребительских качеств зерна, но возникшие в результате саморазогрева количественные потери безвозвратны. Проветриватели в крыше обеспечивают дыхание хранимого зерна. При загрузке силоса служат в качестве выходных отверстий для избытка воздуха. Оснащая силос вентилятором, можно дополнительно проветривать зерно. Вентиляторы предназначены для проветривания и сушения зерна, складируемого в силосе, что необходимо для сохранения качества хранимого зерна. В зависимости от диаметра силоса и его высоты используется один или несколько проветривающих вентиляторов: это радиальные вентиляторы, работающие на электродвигателе. Ротор вентилятора находится непосредственно на валу двигателя. Воздух направляется в вентиляционные трубы, находящиеся в нижней части силоса. Воздух под давлением проходит через отверстия в трубах, проникает в зерновую массу, проветривая и подсушивая ее, а потом выходит через проветриватели в крыше силоса и проветривающее отверстия короне крыши. Охлаждение и подсушка зерновой массы - основные функции вентилирования, повышающие качество зерна и время его хранения. Об эффективности вентилирования в большой степени говорит разница температур зерна и воздуха. Воздухом, холоднее зерновой массы, можно вентилировать зерно с хорошим результатом даже во время дождя. В этом случае не допускать до попадания капель во входное отверстие вентилятора. Активное вентилирование - это вынуждение медленного переплыва воздуха сквозь неподвижный зерновой слой для охлаждения зерна и ликвидации разницы температур и - в меньшей степени - влажности зерна в складируемой массе. Таким образом, замещается традиционное перелопачивание зерновой массы. Понижение температуры зерна и его влажности продлевает время безопасного хранения зерновой массы. Сушка зерна вентилированием протекает медленно, а его скорость зависит от влажности и температуры воздуха, количества воздуха, переплывающего через тонну зерна в течение часа, а также от влажности и температуры зерна.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что товар (силосы) не относится к товару с признаками ТН ВЭД 7309 00 900 0 (резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости из черных металлов для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования, для твердых веществ), поскольку представляет собой оборудование, являющееся механическим, тепловым и электрическим, включает электродвигатели, редукторы, движущиеся детали.
Оборудование, входящее в состав силосов придает им ряд функций, отличных от функций хранения: подсушка зерна, охлаждение, проветривание, что позволяет классифицировать его в ТН ВЭД по коду 8437 80 000 0, как оборудование для обработки зерновых культур.
Судом установлено, что код товара 8437 80 000 0 подтвержден сертификатом соответствия N C-ES.AГ80.B.01691 от 14.02.2013 г.
Таким образом, при таможенном оформлении, приведя описание товара в графе 31 ДТ N 10317110/240914/0024120, заявитель неправильно указал в графе 33 ДТ код товара 7309 00 900 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 11,7%.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 7309 включаются: "резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости, из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатого или сжиженного газа) вместимостью более 300 л., с облицовкой или теплоизоляцией или без них, но без механического или теплотехнического оборудования". В подсубпозиции 7309 00 900 0 классифицируются емкости для твердых веществ.
В товарную позицию ТН ВЭД ТС 8437 включаются: "машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур; оборудование для мукомольной промышленности или для обработки зерновых или сухих бобовых культур, кроме оборудования, используемого на сельскохозяйственных фермах". В подсубпозиции 8437 80 000 0 классифицируется оборудование прочее.
Товарная позиция 7309 исключает возможность классификации по данному коду товаров, имеющих в своем составе механическое оборудование.
Общество было вынуждено классифицировать товар по коду ТН ВЭД 7309 00 900 0, во избежание неблагоприятных последствий, связанных с запретом таможни на выпуск товара в случае классификации товара по коду ТН ВЭД 8437 80 000 0, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%, так как таможенный орган руководствовался решением ФТС России по классификации аналогичного товара в подсубпозиции 7309 00 900 0 ТН ВЭД ТС, размещенным на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения по классификации товара" N 9.
Согласно пункту 2 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела (часть 1).
В случае если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля (часть 2 статьи 24).
Из материалов дела следует, что ООО "СмартГрейн" 31.08.2015 заявлением N 93 обратилось в Новороссийскую таможню по вопросу принятия решения об изменении кода товара, ввезенного по ДТ N 10317110/240914/0024120 на код 8437 80 000 0.
17.09.2015 Новороссийская таможня отказала в принятии решения об изменении кода товара (исходящий N 15-22/29974).
Ссылка заинтересованного лица на решение ФТС России N 9 о классификации товаров, размещенное на официальном сайте ФТС России в разделе "Предварительные решения о классификации товара", в обоснование классификации ввезенного ООО "СмартГрейн" товара в товарной подсубпозиции 7309 00 9000 ТН ВЭД ТС, обосновано отклонена судом первой инстанции ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное законодательство Таможенного союза состоит из названного кодекса, международных договоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с названным Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Указанные предварительные решения ФТС России не входят в перечень актов таможенного законодательства, следовательно, не обладают обязательной юридической силой.
Таким образом, таможенный орган произвел выпуск товара с неверным кодом 7309 00 900 0, ввиду чего, ООО "СмартГрейн" излишне уплатило таможенные платежи в размере 267 499, 43 рублей.
Общество направило в Новороссийскую таможню заявление от 02.09.2015 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов за товар, задекларированный по ДТ N 10317110/240914/0024120, с приложением документов. Данная сумма излишне уплаченных таможенных платежей Новороссийской таможней не возвращена.
В статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза указано, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (часть 1, часть 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В данном случае вышеперечисленные обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отказа в возврате и не осуществления действий по возврату излишне уплаченных таможенных платежей, отсутствовали.
Представленной в материалы дела таможенным органом информацией и оборотно-сальдовой ведомостью, представленной заявителем, подтверждается отсутствие у общества задолженности по уплате таможенных платежей перед бюджетом Российской Федерации.
ООО "СмартГрейн" представлены суду первой инстанции доказательства несоответствия оспариваемых им решения и действий Новороссийской таможни действующему законодательству и нарушение этими решением и действиями прав и имущественных интересов, а также представил в материалы дела доказательства соблюдения досудебного порядка обращения в таможенный орган по вопросу возврата таможенных платежей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности отказа Новороссийской таможни от 17.09.2015 г. N 15-22/29974 в совершении действий по изменению кода товара, задекларированного в ДТ N 10317110/240914/0024120.
В свою очередь таможенный орган не указал и не представил доказательства о неправильном исчислении размера доначисленной таможенным органом в результате изменения классификационного кода товара, о наличии либо отсутствии задолженности общества по таможенным платежам.
Таким образом, требования ООО "СмартГрейн" заявлены правомерно, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.04.2013 по делу N А32-6673/2012, от 30.06.2014 по делу N А32-33743/2013, от 21.11.2014 по делу N А32-7709/2014, от 26.03.2013 по делу N А32-23908/2011, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.08.2008 по делу N А43-29426/2007-38-632, постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2010 по делу N А19-8174/09, постановление ФАС Центрального округа от 17.11.2009 по делу N А23-4113/08А-12-282.
Судом первой инстанции также правомерно с учетом требований статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Информационном письме от 13.03.2007 N 117, с таможенного органа взысканы в пользу общества судебные расходы по уплаченному платежному поручению N 829527 от 02.10.2015.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2016 по делу N А32-36395/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)