Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2017 N 15АП-8350/2017 ПО ДЕЛУ N А32-43734/2016

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2017 г. N 15АП-8350/2017

Дело N А32-43734/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.
при участии:
от Новороссийской таможни - Панченко В.В. по доверенности от 22.05.2017 N 93,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.04.2017 по делу N А32-43734/2016, принятое судьей Шаховой Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Империал Тобакко Волга"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным решения,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Империал Тобакко Волга" (далее - ООО "Империал Тобакко Волга", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 31.08.2016 N 10317000/15-14/1590, об обязании Новороссийской таможни принять решение о предоставлении тарифных преференций в отношении товара N 1, задекларированного по ДТ N 10317110/190416/0007882.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2017 заявленные требования удовлетворены, с таможни в пользу общества взыскано 3 000 рублей государственной пошлины по заявлению. Судебный акт мотивирован тем, что Новороссийская таможня не проводила каких-либо дополнительных проверочных мероприятий, направленных на получение сведений от компетентных органов страны происхождения товара. Запрос в компетентные органы Индии с целью уточнения необходимых сведений Новороссийская таможня не направляла. При этом таможенному органу представлено полученное компанией DECCAN TOBACCO COMPANY письмо Совета по табачным изделиям (Правительство Индии, Министерство торговли и промышленности, департамент торговли) от 10.05.2016 N 17 (3) 2016/Exp/22, из которого следует, что Совет по табаку давно выдает сертификаты Общей системы преференций в европейские страны для экспорта табака экспортерам, которые зарегистрированы в Совете по табаку. При удостоверении сертификатов Общей системы преференций формат используемых печатей одинаков уже долгое время и экспортеры, экспортирующие табак в европейские страны, включая Россию, получают сертификаты данного офиса с одним и тем же форматом печати. Данным письмом учреждение подтвердило, что сертификат происхождения EI 46150682 от 15.03.2016 выписан Советом по табаку, г. Гунтур, Индия. Указанное обстоятельство удостоверяет страну происхождения товара.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что сомнений в достоверности представленного сертификата у таможни не возникает, однако имеется факт нарушения требований раздела VIII "Административное сотрудничество" Соглашения о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, согласно которым Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Империал Тобакко Волга" не согласилось с доводами апелляционной жалобы, указав, что в качестве основания для принятия оспариваемого решения таможенным органом указано, что представленный сертификат заверен печатью, которая не соответствует образцам уполномоченного органа Индии.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Империал Тобакко Волга" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Империал Тобакко Волга" на основании внешнеэкономического контракта от 01.09.2014 N Т1209/2014, заключенного с компанией "DECCAN TOBACCO COMPANY" (Индия), по декларации на товары (далее - ДТ) N 10317110/190416/0007882 ввезло товар - табак типа Вирджиния "INVNDCML3T" тепловой сушки с частично отделенной средней жилкой, урожай 2015 года, лот 0913131900, упакован в картонные коробки, изготовитель "DECCAN TOBACCO COMPANY" (Индия), товарный знак отсутствует.
В Новороссийскую таможню обществом в целях получения тарифных преференций подано заявление от 12.07.2016 N 594, к которому приложен сертификат происхождения формы "А" N EI 46150682 от 14.03.2016.
Решением Новороссийской таможни о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 31.08.2016 N 10317000/15-14/1590 обществу с ограниченной ответственностью "Империал Тобакко Волга" отказано в предоставлении преференций в отношении товара N 1, оформленного по ДТ N 10317110/190416/0007882.
В качестве обоснования решения указано, что сертификат заполнен с нарушением требований к оформлению деклараций-сертификатов, а именно: в графе 11 печать, которой заверен сертификат, не соответствует образцам уполномоченного органа Индии, доведенных до таможенных органов письмами ФТС России; в графе 11 не указаны данные о месте удостоверения сертификата, отсутствует наименование уполномоченного органа, удостоверяющего происхождение товаров.
Не согласившись с вышеуказанным решением Новороссийской таможни, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
Во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров (часть 2 статьи 58 указанного Кодекса). Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (часть 1 статьи 58 ТК ТС).
Согласно Перечню, утвержденному Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, Индия относится к числу развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза.
Частью 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи 61 названного Кодекса).
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила).
В разделе I Правил указано, что товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случае, когда он полностью произведен в данной стране. В силу раздела VII "Документальное свидетельство" Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятую в рамках общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2 к Правилам).
В соответствии с разделом VIII Правил Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.
Как следует из материалов дела, таможня установила нарушения формальных требований, установленных Правилами, а именно: в графе 11 печать, которой заверен сертификат, не соответствует образцам уполномоченного органа Индии, доведенных до таможенных органов письмами ФТС России; в графе 11 не указаны данные о месте удостоверения сертификата, отсутствует наименование уполномоченного органа, удостоверяющего происхождение товаров, что послужило основанием для принятия решения об отказе в предоставлении тарифной преференции.
Таким образом, отказывая в предоставлении тарифных преференций таможня не ссылалась на то, что в распоряжении таможни отсутствует соответствующая информация.
Как верно установил суд первой инстанции, основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций, целью таможенного контроля в данном случае является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, что не принято во внимание таможенным органом.
Вместе с тем таможенным органом не учтено, что указанные им в решении об отказе в предоставлении тарифных преференций обстоятельства не подтверждают, что сертификаты выданы в нарушение требований, установленных Правилами.
В соответствии с разделом VII "Документальное свидетельство" Правил в целях удостоверения происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (далее по тексту - сертификат), принятую в рамках общей системы преференций. Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен двенадцатью месяцами с даты его выдачи.
Разделом VIII Правил установлено, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения. Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Указанным разделом Правил также предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым сертификат происхождения формы "А" может быть признан недействительным, а именно:
- - не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;
- - имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений;
- - по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных настоящими Правилами.
По смыслу данных норм, при отсутствии каких-либо нарушений в заполнении (оформлении) сертификатов происхождения, установленных требованиями к оформлению деклараций - сертификатов о происхождении товара по форме "А" (Приложение 2 к Правилам), тарифные преференции для товара, в отношении страны происхождения которого возникли обоснованные сомнения, предоставляются после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Согласно материалам дела в качестве основания для отказа в предоставлении тарифных преференций таможенным органом в решении от 31.08.2016 N 10317000/15-14/1590 указано на то, что в графе 11 сертификата печать, которой заверен данный сертификат, не соответствует образцам уполномоченного органа Индии, доведенных до таможенных органов письмами ФТС России, не указаны данные о месте удостоверения сертификата, нет наименования уполномоченного органа, удостоверяющего происхождение товаров.
Изучив материалы дела и представленные доказательства, суд установил, что сертификат происхождения товаров по форме "А", имеющийся в деле, составлен и заполнен индийской стороной на бланке по форме "А", принятой в рамках Общей системы преференций. Бланк формы "А" на русском и английском языках приведен в Приложении N 1 к Соглашению от 12.12.2008.
В бланке сертификата формы "А", приведенном в Приложении N 1 к Соглашению, отсутствует реквизит - наименование органа, уполномоченного удостоверять сертификат. Требование об указании в графе 11 Сертификатов по форме "А" наименования органа, уполномоченного удостоверять сертификаты формы "А", содержится только в Приложении N 2 к Соглашению от 12.12.2008.
Вместе с тем при изучении рассматриваемого сертификата судом установлено, что в графе 11 стоит печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат - AUCTION SUPERINTENDENT TOBACCO BOARD GOVT. OF INDIA GUNTUR - 522004. Указанная печать позволяет определить наименование органа, выдавшего сертификат - Совет по табачным изделиям, г. Гунтур, а также место его выдачи - г. Гунтур.
Также в материалы дела юридическим лицом представлено надлежащим образом нотариально заверенное официальное извещение Генерального директората по внешней торговли Департамента торговли Министерства торговли и промышленности Правительства Индии от 07.03.2016 N 63/2015-2020, в соответствии с которым в перечень учреждений, уполномоченных оформлять сертификаты в рамках Общей системы преференций на табак и табачные изделия, включен Совет по табачным изделиям, г. Гунтур. Данный документ свидетельствует о том, что указанное в печати сертификата учреждение правомочно удостоверять данный сертификат.
Представленный заявителем в материалы дела нотариально заверенный перевод письма от 04.01.2017 N 17 (3) 2016-Exp/194 Совета по табачным изделиям (Правительство Индии, Министерство торговли и промышленности, департамент торговли) разъясняет, что Совет по табачным изделиям выдает сертификаты происхождения (преференциально) в рамках действия Общей Системы преференций, а также сертификаты подлинности на табак и табачные изделия в соответствии с официальным извещением N 36 (RE 99)/1997-2002, г. Нью-Дели, от 18.10.1999 и согласно EIC/CoO-Gen Doc/Rev.2/07-2006 2.16 Общей Системы преференций.
Официальное издание Европейского экономического сообщества 23.10.2001 подтвердило, что Совет по табачным изделиям или его уполномоченные сотрудники могут оформлять сертификаты происхождения на экспорт табака на основании раздела 2401 Положения об оформлении сертификатов в Индии.
Кроме этого, Генеральный директорат по внешней торговле на основании официального извещения N 63/2015-2020 от 07.03.2016 внес изменения в бланки Aayat Niryat и дополнение 2С к дополнениям политики в области внешней торговли 2015-2020, перечень учреждений, уполномоченных выдавать сертификаты в рамках Общей системы преференций, путем включения в него Совета по табачным изделиям, Гунтур. Генеральный директорат по внешней торговле является организацией, относящейся к Министерству торговли и промышленности и управляемой Генеральный директоратом. Генеральный директорат по внешней торговле несет ответственность за реализацию политики в области внешней торговли с целью продвижения Индийского экспорта.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае сертификат происхождения на ввозимый обществом товар выдан в соответствии с требованиями Правил, и при этом таможенный орган не проводил исследований для проверки факта выдачи сертификата в нарушение требований к выдаче сертификатов, основания для признания сертификата недействительным и для отказа в предоставлении тарифных преференций у таможенного органа отсутствовали.
Таможенный орган не представил доказательств недействительности рассматриваемого сертификата, равно как и доказательств наличия иных обстоятельств, в силу которых обществу не может быть предоставлен тарифный преференциальный режим.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2017 по делу N А32-43734/2016.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)