Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2017 N 15АП-8039/2017 ПО ДЕЛУ N А32-1211/2017

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2017 г. N 15АП-8039/2017

Дело N А32-1211/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.
судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "ДВ Импекс": представитель Власов Д.В., паспорт, по доверенности от 20.04.2017,
от Новороссийской таможни: представитель Вальц Д.Э., удостоверение, по доверенности от 20.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22 марта 2017 года по делу N А32-1211/2017,
принятое судьей Меньшиковой О.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ Импекс"
к Новороссийской таможне
о признании незаконными действий,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ДВ Импекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконными действий по отказу в возврате денежных средств, оформленных письмом N 13-13/33974, признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 2 354 217,63 рублей по ДТ N 10317110/220914/0023904, N 10317110/270415/0008081, N 10317110/070915/0016350, N 10317110/300914/0024568, N 10317110/190615/0012026, N 10317110/180915/0017183, N 10317110/180115/0000802, N 10317110/220914120815/0014837, N 10317110/051015/0018019, N 10317110/240215/0003438, N 10317110/120815/0014841, N 10317110/251115/0021708, N 10317110/290914/0024468, N 10317110/111114/0028122, N 10317110/040216/0001639, N 10317110/011014/0024624, N 10317110/181114/0028784, N 10317110/190116/0000731, N 10317110/131014/0025640, N 10317110/310115/0001752, N 10317110/141014/0025736, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 2 354 217,63 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22 марта 2017 года заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что действия таможни противоречат нормам международных договоров Российской Федерации в рамках ВТО и регионального интеграционного объединения, в соответствии с которыми ставка таможенного тарифа в отношении товара, классифицируемого по коду 4810 13 800 9 и по коду 4810 19 900 0 составляет 5%, в связи с чем признал незаконным отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить, ссылаясь на то, что в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54, применению подлежит ставка в размере 10%.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что причиной отказа в возврате обществу излишне уплаченных таможенных платежей явилось отсутствие документов, позволяющих квалифицировать произведенные обществом платежи как излишне уплаченные. Спора по математическому расчету не имеется.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что уплата таможенных платежей производилась в авансовом порядке, в связи с чем отсутствовала возможность повлиять на ее расчет. Имеющаяся задолженность перед таможенным органом ликвидирована. Законные основания, препятствующие возврату излишне уплаченных таможенных платежей, отсутствуют.
Повторно изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "ДВ Импекс" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1077763000226, ИНН 7725622587, адрес: г. Москва, проезд Хлебозаводский, 7, стр. 9. Является участником внешнеэкономической деятельности.
В период с 2014 по 2016 годы обществом в рамках исполнения международных контрактов на таможенную территорию Таможенного союза в Российскую Федерацию был ввезен товар: бумага мелованная и картон мелованный, задекларированный обществом по ДТ N 10317110/220914/0023904, N 10317110/300914/0024568, N 10317110/180115/0000802, N 10317110/240215/0003438, N 10317110/270415/0008081, N 10317110/190615/0012026,N 10317110/120815/0014837, N 10317110/120815/0014841, N 10317110/070915/0016350,N 10317110/180915/0017183, N 10317110/051015/0018019 (код ТН ВЭД 4810 13 800 9); по ДТ N 10317110/290914/0024468, N 10317110/011014/0024624,N 10317110/131014/0025640, N 10317110/141014/0025736, N 10317110/111114/0028122, N 10317110/181114/0028784, N 10317110/180115/0000802, N 10317110/310115/0001752, N 10317110/051015/0018019, N 10317110/251115/0021708, N 10317110/040216/0001639, N 10317110/190116/0000731 (код ТН ВЭД 4810 19 900 0).
При расчете подлежащих уплате таможенных пошлин в отношении спорного товара общество в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 применило ставку 10%.
Полагая, что в соответствии с Приложением 1 к Протоколу от 16 ноября 2011 года "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года", ратифицированному 21 июля 2012 года, ставка таможенной пошлины в отношении товаров, импортируемых по кодам ТН ВЭД 4810 13 800 9 и 4810 19 900 0 на момент заполнения деклараций на товары должна составлять 5% от таможенной стоимости, общество 16 ноября 2016 года обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств в размере 2 354 2187 руб. 63 коп. по спорным декларациям (т. 1 л.д. 33-37).
Рассмотрев указанное заявление, таможенный орган письмом от 05 декабря 2016 года N 13-13/39774 отказал в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, указав на невозможность возврата в силу действующего законодательства.
Не согласившись с решением Новороссийской таможни об отказе в возврате денежных средств, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (часть 1 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу части 2 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Статьей 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" предусмотрено, что выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, утверждения договора, принятия договора, присоединения к договору, применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Договора 19 мая 2011 года "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", заключенного между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающим обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая, присоединяющаяся к ВТО, сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 1 Договора 19 мая 2011 года "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" с момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО.
В силу положений пункта 1 статьи 2 Договора 19 мая 2011 года "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" установлено, что стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствии с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условий присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2 статьи 2 Договора от 19 мая 2011 года).
16 декабря 2011 года Российской Федерацией и Всемирной торговой организацией был подписан Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации, в соответствии с которым Российская Федерация, присоединяясь к данному Соглашению (далее - Марракешское соглашение), становится членом Всемирной торговой организации (далее - ВТО) (пункт 1).
Согласно пункту 8 названного Протокола он вступает в силу на тридцатый день после дня его принятия Российской Федерацией.
Данный Протокол был ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 года N 126-ФЗ.
Следовательно, Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года.
В соответствии с приложением N 1 к Протоколу о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации ставка таможенного тарифа в отношении товаров, классифицируемых по кодам ТН ВЭД 4810 13 800 9 и 4810 19 900 0, составляет 5%.
При таких обстоятельствах в период регистрации таможенным органом спорных таможенных деклараций (сентябрь 2014 года- февраль 2016 года) ставка таможенного тарифа в отношении ввезенного обществом по спорным ДТ товара составляла 5%, в связи с чем, при исчислении ставки таможенного тарифа 10% вместо 5%, обществом были излишне уплачены 2 354 217,63 рублей.
Порядок и сроки возврата излишне уплаченных таможенных платежей урегулированы Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться, в том числе, документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (пункт 3 части 2 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что по смыслу положений пункта 3 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
В заявлении о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов от 16 ноября 2016 года общество пояснило основания возникновения излишней уплаты. К заявлению был приложен необходимый пакет документов, в том числе: расчет излишне уплаченных таможенных платежей, корректировки деклараций на товары, копии платежных документов (т. 1 л.д. 33-37).
При таких обстоятельствах, обществом был соблюден порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Имевшаяся задолженность у общества перед таможенным органом в размере 14 875,27 рублей заявителем погашена, что подтверждается платежными поручениям N 482 и N 483 (т. 11 л.д. 76-77), а также служебной запиской от 14 марта 2017 года N 13-09/1421 (т. 11 л.д. 80).
Доказательств отсутствия оснований для возврата обществу излишне уплаченных таможенных платежей таможенный орган в материалы дела не представил.
Арифметический расчет суммы излишне уплаченных таможенных платежей таможенным органом не оспорен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие таможенного органа противоречит нормам международного права и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 марта 2017 года по делу А32-1211/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)