Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2016 N 13АП-4291/2016 ПО ДЕЛУ N А56-60428/2015

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. N 13АП-4291/2016

Дело N А56-60428/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta: Богданов А.Н. по доверенности от 11.11.2015
от Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России": Дмитриев И.Б. по доверенности от 04.01.2016
от Выборгской таможни: Волынский Н.Г. по доверенности от 11.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4291/2016) Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2015 по делу N А56-60428/2015 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению 1) JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta, 2) Религиозная организация "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"
к Выборгской таможне
о признании незаконным решения об отказе в выпуске товаров, о признании незаконными действий по возбуждению дела об административном правонарушении, о признании незаконным действия по применению меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия вещей и документов, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
установил:

Религиозная организация "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" (ОГРН 1037858002467, адрес: 197739, г. Санкт-Петербург, пос. Солнечное, Средняя ул., д. 6; далее - Организация) и юридическое лицо по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Выборгской таможни (адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 9/15, ОГРН 1034700881522; далее - таможня, таможенный орган) об отказе в выпуске товаров; о признании незаконными действия таможни по возбуждению дела об административном правонарушении N 10206000-2163/2015 по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta и проведению административного расследования; о признании незаконным действия Таможни по применению меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении N 10206000-2163/2015 в виде изъятия вещей и документов, оформленные протоколом от 13.08.2015, об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей, совершить действия по выпуску товара ввезенного JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta по товаросопроводительным документам: книжка МДП от 08.07.2015 г. N ХК76487136; международная товарно-транспортная накладная CMR от 08.07.2015 г. N I9927-RU-1; дарственная спецификация от 29.06.2015 года N 19927-RU-1, в соответствии с заявленной таможенной процедурой таможенного транзита.
Решением от 28.12.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Организация и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателей апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления неправомерны и необоснованны.
В судебном заседании представители Организации и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Заявленные Организацией и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, о сравнении печатных изданий, о вызове специалиста в судебное заседание и о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции, апелляционным судом отклонены как необоснованные и не относящиеся к предмету спора, что отражено в протоколах судебных заседаний апелляционного суда от 14.04.2016 и от 19.05.2016 и на аудиозаписи указанных судебных заседаний.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 13 июля 2015 года JEHOVAN TODISTAJAT ввезен на территорию Российской Федерации через таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни товар "Священное писание - Перевод нового мира". Перевозчиком представлены в таможенный орган документы на товар: международная товарно-транспортная накладная CMR от 08.07.2015 г. N 19927-RU-1, дарственная спецификация от 29.06.2015 года N 19927-RU-1, книжка МДП от 08.07.2015 N ХК76487136.
16 июля 2015 года по результатам таможенного досмотра, произведенного в целях идентификации ввозимых товаров, таможенным органом составлен акт досмотра N 10206010/160715/001463, в соответствии с которым установлено, что ввезенный товар представляет собой книги, озаглавленные "Священное писание - Перевод нового мира", товар по наименованию и количеству грузовых мест соответствует ТСД.
28 июля 2015 года представителю перевозчика вручен запрос от 27 июля 2015 года о предоставлении недостающих документов и сведений, согласно которому, таможенный орган запрашивал документы, подтверждающие отсутствие запретов и ограничений на товар - "Священное писание - Перевод нового мира". Одновременно с получением указанного запроса представителю перевозчика выдана книжка МДП (TIR CARNET) N ХК76487136 от 08.07.2015 г., в которую внесена запись: "Отказано в выпуске товаров по причине не предоставления документов необходимых для выпуска товаров в соответствии с п. 1 ст. 195 ТК ТС".
13 августа 2015 года определением Выборгской таможни в отношении JEHOVAN TODISTAJAT возбуждено дело об административном правонарушении N 10206000-2163/2015 по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ, а также в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении по протоколу от 13.08.2015 произведено изъятие всего ввезенного товара.
Полагая, что указанные действия таможенного органа являются незаконными и нарушают права заявителей, Организация и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta обратились в суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявления Организации и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta, нарушения прав и законных интересов Организации и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta обжалуемыми решениями, действием (бездействием) таможенного органа не установил. В связи с изложенным, в удовлетворении заявления Организации и JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно положениям статьи 110 Таможенного кодекса таможенного союза одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр.
В силу положений статье 116 Таможенного кодекса таможенного союза таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. Время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц.
По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:
- - сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
- - причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;
- - результаты таможенного досмотра;
- - иные сведения, предусмотренные формой акта.
Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено.
Основными целями таможенного досмотра являются: получение фактических сведений о товарах и транспортных средствах, идентификации товаров и транспортных средств; выявление и пресечение правонарушений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил, иных нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Как установлено судом первой инстанции, на основании постановления N 51 от 14.07.2015 о проведении оперативно-розыскного мероприятия "сбор образцов для сравнительного исследования" и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 и статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" 14.07.2015 оперуполномоченным по ОВД ОРО Выборгской таможни в присутствии понятых и представителя Богородченко А.В. составлен акт об изъятии проб и образцов и изъяты три брошюры с надписью "Священное писание - Перевод нового мира", которые были упакованы в конверт и опечатаны печатью N 1368.
В связи с данными мероприятиями срок выпуска товара в соответствии со статьей 196 ТК ТС был продлен.
Согласно служебной записке отдела торговых ограничений и экспортного контроля СФТД Выборгской таможни от 07.08.2015 N 11-05/0690 товар, перемещаемый в адрес получателя - "Административный центр Свидетелей Иеговы в России" (197739, Санкт-Петербург, п. Солнечное, ул. Средняя, 6, ИНН 7821011020) имеет признаки материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности или публичное оправдание терроризма и подпадают под действие Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", а также имеют признаки товаров, попадающих в раздел 1.3 перечня товаров, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 30 от 21.04.2015 г., запрещенных вывозу и ввозу.
Указанное обстоятельство также зафиксировано справками "О подтверждении характера книжной продукции" от 16.06.2015, 03.03.2014, 04.02.2013, выданными таможенным органам Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (т. 1, л.д. 50-52).
В соответствии со статьей 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включений меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товаров, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 ТК ТС).
Из статьи 216 ТК ТС прямо следует, что помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается, если в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что при ввозе товара перевозчик заявителей должен был самостоятельно представить документы, подтверждающие соответствие ввезенных товаров установленным запретам и ограничениям.
Запрос о предоставлении недостающих документов от 27.07.2015, врученный перевозчику 28.07.2015, был направлен в соответствии с Приказом ФТС России от 26.05.2011 N 1067 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении".
Согласно пункту 11 Инструкции, если документы, указанные в пункте 7 Инструкции, не содержат всех необходимых сведений, уполномоченное должностное лицо запрашивает недостающие сведения, содержащиеся в иных имеющихся у перевозчика документах. Если недостающие документы и сведения не могут быть представлены, уполномоченное должностное лицо запрашивает недостающие документы и сведения по форме, приведенной в приложении N 2 к Инструкции.
После отказа в выпуске товаров 27.07.2015 вновь наступает стадия регистрации сообщения о прибытии товара, в связи с чем, таможенный орган подготовил запрос по форме, приведенной в приложении N 2 Инструкции.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что данный запрос не имеет отношения к отказу в выпуске товаров, был направлен на совершение действий с целью помещения товаров под таможенные процедуры либо обратного вывоза за пределы Таможенного Союза.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что таможенный орган не нарушил требований таможенного законодательства при принятии решения об отказе в выпуске товаров является правомерным и обоснованным.
По результатам таможенного досмотра 21.05.2015 в отношении JEHOVAN TODISTAJAT было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, должностным лицом Таможни в пределах полномочий на основании статьи 28.7 КоАП РФ в отношении перевозчика товаров JEHOVAN TODISTAJAT вынесено определение от 13.08.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, копия определения направлена перевозчику. В соответствии с указанным определением основанием возбуждения производства по делу об административном правонарушении послужило обнаружение данных, свидетельствующих о несоблюдении запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного Союза или Российской Федерации, согласно служебной записке отдела торговых ограничений и экспортного контроля СФТД Таможни от 07.08.2015 N 11-05/0690.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, анализ наличия или отсутствия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, не входит в предмет рассмотрения по настоящему делу.
Как пояснили стороны в судебном заседании апелляционного суда, заявители воспользовались правом на обжалование постановления Выборгской таможни о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Более того, суд первой инстанции обоснованно указал, что возбуждение в отношении заявителя производства по делу об административном правонарушении не нарушает его прав и законных интересов.
Изъятие вещей и документов регламентировано статьей 27.10 КоАП РФ, согласно которой изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2).
В соответствии с частью 5 статьи 27.10 КоАП РФ об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.
В рамках производства по делу об административном правонарушении товар был изъят таможенным органом и помещен на склад в пределах его полномочий и в установленном порядке.
В материалы дела представлен протокол изъятия вещей и документов от 13.08.2015, в котором представитель заявителя Богородченко А.В., действующий на основании доверенности, изложил свои возражения (т. 1, л.д. 47-49). Процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, указанными действиями таможни не нарушены.
С учетом вышеизложенного является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что таможенный орган исполнил свои обязанности (совершил необходимые действия), возложенные на него в соответствии с действующим таможенным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных юридическим лицом по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta и Религиозной организации "Управленческий центр свидетелей Иеговы в России" требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб. подлежит возвращению Организации из федерального бюджета на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 декабря 2015 года по делу N А56-60428/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT-uskonnollinen yhdyskunta - без удовлетворения.
Возвратить Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
О.И.ЕСИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)