Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2015 N 04АП-6787/2015 ПО ДЕЛУ N А19-13863/2015

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2015 г. по делу N А19-13863/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Д.В. Басаева, Е.О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутской таможни на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2015 года по делу N А19-13863/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Витим" (ОГРН 1053810053087, ИНН 3810039322) к Иркутской таможне (ИНН 3800000703, ОГРН 1023801543908) о признании незаконными решений,

при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился;
- от заинтересованного лица: Гончаренко Л.В. - представитель по доверенности от 12.05.2015, Степанова Н.В. - представитель по доверенности от 26.12.2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Витим" (далее Общество, ООО "Витим") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Иркутской таможне (далее таможенный орган, таможня) о признании незаконными:
- - решения от 18.03.2015 г. N 10607010/1/1 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, заявленных в декларации на товары N 10607010/180315/0000127;
- - решения от 10.06.2015 г. N 05-15/1 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решения таможни не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку таможенным органом не доказано, что сертификат формы "А" от 10.03.2015 г. N EI 44475335 не подтверждает достоверность сведений о стране происхождения товара, как следствие, Обществу неправомерно отказано в применении тарифных преференций.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможня обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, на основании неисследованных обстоятельств дела, которые суд посчитал установленными.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Витим" выражает согласие с решением суда первой инстанции.
Представитель таможенного органа заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов по делу.
Судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с неисполнением процессуальной обязанности о направлении дополнительных документов в адрес заявителя, а также отсутствием доказательств невозможности заявления данного ходатайства в суде первой инстанции.
Представители таможенного органа в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
О месте и времени судебного заседания заявитель извещен надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела, заслушав доводы таможенного органа, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ООО "Витим" (Покупатель) и Satyanarayan Impex Pvt. Ltd (Индия) (Продавец) заключен внешнеторговый контракт N 02-31 от 12.08.2014 г.
В рамках исполнения названного внешнеторгового контракта на таможенный пост Иркутской таможни подана декларация на товар N 10607010/180315/0000127.
По названной декларации задекларирован товар:
- слюда резаная в пластинах прямоугольной формы различных размеров, используется в качестве гидротермической изоляции для водомерных колонок.
В графе 36 "Преференция" и графе 47 "Исчисление платежей" ДТ N 10607010/180315/0000127 декларантом заявлено о предоставлении тарифных преференций, в подтверждение которых Обществом предоставлен сертификат формы "А" от 10.03.2015 г. N EI 44475335, страна происхождения - Индия.
В ходе таможенного контроля таможней установлено, что в графе 11 сертификата от 10.03.2015 г. N EI 44475335 не указано наименование органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров.
Решением таможни N 10607010/1/1 от 18.03.2015 г. ООО "Витим" отказано в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, заявленных в ДТ N 10607010/180315/0000127.
Не согласившись с отказом в предоставлении тарифных преференций, Общество в порядке ведомственного контроля обратилось в Иркутскую таможню с жалобой от 07.05.2015 г. N 2-474/2 на решение от 18.03.2015 г. N 10607010/1/1.
Начальником Иркутской 10.06.2015 г. принято решение N 05-15/1, которым решение таможенного поста Аэропорт Иркутский Иркутской таможни об отказе в предоставлении тарифных преференций по ДТ N 10607010/180315/0000127 признано правомерным.
Не согласившись с вышеуказанными решениями таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о незаконности решений таможенного органа, исходя из следующего.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (п. 2 ст. 74 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Пунктом 1 ст. 36 Закон РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" установлено, что Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных этим Законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ч. 3 ст. 109 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В соответствии с п. 1, 2 ст. 58, п. 2 ст. 59 Таможенного кодекса Таможенного союза, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Согласно п. 1, 3, 4, 5 ст. 61 Таможенного кодекса Таможенного союза сертификат о происхождении товара представляет собой документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1).
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3).
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4).
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру...
В соответствии с п. 1 ст. 62 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
Разделом VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, установленных Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации в г. Москве 12.12.2008 г., в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию- сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А".
В соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товаров по форме "А", установленных приложением N 2 к Правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, графа 11 сертификата содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
Согласно Раздела VIII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, установленных Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации в г. Москве 12.12.2008 г., Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.
В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Сертификат может быть признан недействительным в случаях, если: не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара; имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений: по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных настоящими Правилами.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, целью таможенного контроля в данном случае является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, поскольку основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран-пользователей схемой преференций.
Следовательно, для подтверждения факта происхождения товаров, ввезенных ООО "Витим" по ДТ N 10607010/180315/0000127, из Индии Общество обязано было представить в таможенный орган сертификат формы "А", позволяющий однозначно определить страну происхождения товара.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в соответствии с вышеуказанными нормами права ООО "Витим", при таможенном оформлении товара по вышеуказанной декларации, представило в таможенный орган, в том числе, сертификат о происхождении товаров по форме "А", подтверждающий страну происхождения товара, в отношении которого применяются тарифные преференции.
В качестве основания для принятия обжалуемого решения об отказе в предоставлении преференциального режима по ДТ N 10607010/180315/0000127, таможенный орган указал на отсутствие в графе 11 сертификата о происхождении товара наименование органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, оценка конкретных действий декларанта, заявляющего режим тарифных преференций и представляющего в подтверждение данного обстоятельства соответствующие доказательства, как подпадающих под установленные действующим законодательством ограничения, предполагает недопустимость формального подхода при принятии таможенным органом решения о предоставлении либо отказе в предоставлении тарифных преференций.
Поскольку, таможней не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации спорного сертификата, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных пороках сертификата, которые бы исключали его из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что сертификат не может быть признан недействительным лишь на том основании, что в графе 11 не указано наименование органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров.
Учитывая, что каких либо иных нарушений в оформлении представленного ООО "Витим" сертификата таможенным органом не выявлено, страна происхождения ввезенных товаров таможней не оспаривается, а также то, что сертификат формы "А" от 10.03.2015 г. N EI 44475335 содержит оттиск печати с наименованием уполномоченного органа (Export Inspection Council, Govt. of India), данные о дате и месте удостоверения сертификата, а также подпись заверившего сертификат должностного лица, допущенное при оформлении сертификата нарушение не может являться основанием для отказа в рассмотрении данного сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности решений таможни от 18.03.2015 г. N 10607010/1/1 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, заявленных в декларации на товары N 10607010/180315/0000127 и от 10.06.2015 г. N 05-15/1 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
Доводы же таможенного органа, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции проверены в полном объеме, однако они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции, так как построены на неправильном толковании норм действующего законодательства.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2015 года по делу N А19-13863/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2015 года по делу N А19-13863/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.О.НИКИФОРЮК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)