Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2017 N Ф10-4292/2017 ПО ДЕЛУ N А09-19739/2016

Требование: О признании недействительными требований таможенного органа об уплате таможенных платежей.

Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган установил факт неуплаты периодических таможенных платежей, в связи с чем выставил обществу счета об уплате таможенных платежей в отношении товаров за время их нахождения на территории таможенного союза в период с даты окончания срока полного условного освобождения от уплаты платежей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2017 г. по делу N А09-19739/2016


Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Ермакова М.Н., Егорова Е.И.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Росавто-Брянск" (241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 37, ОГРН 1023202136198, ИНН 3207007738) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от Брянской таможни (241050, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 41, ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180) Гузь И.В. - представителя (дов. от 30.12.2016 N 06-62/02, пост.)
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (241050, г. Брянск, ул. Дуки, д. 59 а/1) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (241050, г. Брянск, ул. Дуки, д. 59 а/1) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росавто-Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2017 (судья Грахольская И.Э.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 (судьи Рыжова Е.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А09-19739/2016,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Росавто-Брянск" (далее - ООО "Росавто-Брянск", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Брянской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей от 24.10.2016 N 1534-1554.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, принятые с нарушением и неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя таможни, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Росавто-Брянск" (лизингополучатель) заключило контракты (договоры) о лизинге N 2611019 от 27.11.2006, N 2702006 от 06.02.2007, N 69-05620 от 06.12.2007, N LN 27155 от 25.05.2007, N LN 27242-1 от 08.11.2007, N LN 27308 от 04.01.2008, N 110408 RAB от 11.04.2008, N 280307 RAB от 28.03.2007, предметом которых является передача во временное пользование транспортных средств - седельных тягачей и полуприцепов автомобильных.
Во исполнение указанных контрактов (договоров) ввезены товары - "седельные тягачи и полуприцепы автомобильные", которые были задекларированы в таможенном режиме/процедуре временного ввоза, путем заявления сведений в ГТД N 10102030/081206/0001288, N 10102030/190207/0000331, N 10102030/010708/0002180 (часть товара N 1 VIN: VF625GPA000005172, VF625GPA000005098), 10102030/140108/0000011, 10102030/140108/0000018, 10102030/150108/0000024, 10102030/150108/0000025, 10102030/170408/0000499, 10102030/170408/0000501, 10102030/180308/0000349, 10102030/180308/0000351, 10102030/190308/0000352, 10102030/190308/0000353, 10102030/190308/0000354, 10102030/190308/0000355, 10102030/190308/0000356, 10102030/190308/0000357, 10102030/200208/0000215, 10102030/200208/0000217, 10102030/300608/0002145 (часть товара N 1 VIN: WSM00000003092574, WSM00000003092570, WSM00000003092575, WSM00000003092576, WSM00000003092578, WSM00000003092577), 10102030/310108/0000136.
Транспортные средства ввезены с предоставлением в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов со сроком временного ввоза по вышеуказанным ГТД 18.03.2018, 18.03.2018, 24.03.2018, 24.03.2018, 25.03.2018, 26.03.2018, 26.03.2018, 27.03.2018, 30.06.2018, 01.07.2018, соответственно, с последующим продлением.
ООО "Росавто-Брянск" на Брянский таможенный пост поданы заявления о переходе на периодическую уплату таможенных платежей (один раз в 3 месяца до окончания срока временного ввоза).
В марте 2016 года таможней в отношении ООО "Росавто-Брянск" проведена камеральная таможенная проверка, которой установлен факт неуплаты обществом периодических таможенных платежей за период с 01.07.2015 по 31.03.2016, о чем составлен акт от 31.03.2016 N 10102000/400/310316/Т0029 и принято решение от 31.03.2016 N 10102000/400/310316/Т0029 об уплате периодических таможенных платежей в отношении товаров - седельные тягачи и полуприцепы автомобильные за время их нахождения на территории Таможенного союза в период с даты окончания срока полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей - с 01.07.2015 по 31.03.2016.
На основании результатов таможенной проверки в адрес ООО "Росавто-Брянск" выставлены требования об уплате таможенных платежей от 24.10.2016 NN 1534 - 1554.
Полагая, что указанные требования таможни являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "Росавто-Брянск" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды не допустили нарушений норм материального или процессуального права.
Согласно статье 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) временный ввоз - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
На основании пункта 1 статьи 282 ТК ТС перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) решениями Комиссии таможенного союза.
Таким международным договором выступает Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее - Решение N 331).
Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 370 "О внесении дополнений в перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" продлен до 19.11.2010 срок в отношении временно ввозимых товаров, к которым применяются нормы законодательств государств - членов Таможенного союза, действующие до вступления в силу Решения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 476 "О сроках полного условного освобождения временно ввезенных транспортных средств, используемых для международных перевозок, и об особенностях их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления" установлено, что срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на транспортные средства (из товарных позиций ТН ВЭД ТС 8701, 8704 (кроме самосвалов) и 8716), помещенных под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до 01.07.2010 и используемых для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении, не может превышать 01.07.2015.
Таким образом, как правильно указано судами, в соответствии с Решением N 331 в отношении указанных транспортных средств срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не может превышать 01.07.2015.
В письме Федеральной таможенной службы от 27.05.2011 N 01-11/25024 разъяснено, что по истечении сроков временного ввоза с полным условным освобождением автомобильные транспортные средства (коды ТН ВЭД ТС 8701 20 101 3, 8704 23 910 8, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), помещенные под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) до 01.07.2010, а также в период после 01.07.2010 и до 19.11.2010, на основании части первой пункта 3 статьи 282 ТК ТС могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов до истечения сроков временного ввоза, установленных с учетом пункта 6 перечня категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, сроки временного ввоза (допуска) и предельные сроки временного ввоза (допуска) таких товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур".
В силу пункта 3 статьи 282 ТК ТС при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3 процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 283 ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов подлежат уплате до начала периода, за который производится уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, в случае периодичности такой уплаты.
На основании пункта 2 статьи 279 ТК ТС временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
В силу пункта 2 статьи 283 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), прекращается у декларанта: при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 1 статьи 281 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов; в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.
Факт неуплаты обществом периодических таможенных платежей материалами дела подтвержден, доказательств обратного ООО "Росавто-Брянск" не представлено. При таких обстоятельствах, суды сделали обоснованный вывод о наличии у таможенного органа оснований для выставления заявителю требований об уплате таможенных платежей.
Довод общества о том, что оно не имело возможности самостоятельно осуществить оплату таможенных платежей и вынуждено было заключить договор поручения с ООО "Таможенный представитель", которое и осуществляло платежи, оценен судами и обоснованно отклонен как несостоятельный.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с названным Кодексом ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 79 ТК ТС).
Пунктом 2 статьи 179 ТК ТС предусмотрено, что таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенным между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов таможенным представителем. При декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами (пункты 5, 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 282 и 283 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых периодически, лежит на декларанте.
Кроме того, согласно статье 16 ТК ТС в обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, возлагаются только на представляемых им лиц.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для зачета 2 995 850 руб., уплаченных таможенным представителем, в счет уплаты периодических таможенных платежей общества.
Отклоняя довод общества о незаконности требований NN 1548 и 1549 в связи с изъятием судебным приставом-исполнителем транспортных средств по решению суда, и требований NN 1534 и 1545 в связи с изъятием транспортных средств лизингодателем, суды обоснованно исходили из отсутствия у общества разрешения таможенного органа на передачу транспортных средств третьим лицам и непредставления доказательств изъятия транспортных средств лизингодателем.
Согласно пункту 2 статьи 279 ТК ТС, временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
Допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, - без разрешения таможенного органа; в иных случаях - с разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 279 ТК ТС).
В целях получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам декларант этих товаров подает в таможенный орган, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру, письменное заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице. Передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий, установленных настоящей главой, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза (пункт 4 статьи 279 ТК ТС).
В настоящем деле судами установлено и материалами дела подтверждено, что в результате принудительного исполнения решения Арбитражного суда города Москвы, транспортные средства, задекларированные по ГТД N 10102030/140108/0000018, VIN:XLER4X20005192948 и по ГТД N 10102030/140108/0000011 VIN:XLER4X20005192806, VTN:XLER4X20005192889, VIN:XLER4X20005192923, изъятые судебным приставом-исполнителем, до настоящего времени не вывезены с территории Российской Федерации, процедура временного ввоза не завершена. Седельный тягач VIN:XLER4X2000519287 (ГТД N 10102030/140108/0000018) по решению суда не изымался, разрешение таможенного органа на передачу изъятых транспортных средств обществу не выдавалось.
Кроме наличия письменного разрешения таможенного органа передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу допускается при условии, что это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий временного ввоза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (часть 2 статьи 277 Закона N 311-ФЗ).
Лицо, которому передаются временно ввезенные товары, пользуется правами и несет обязанности по использованию таможенной процедуры временного ввоза, которые установлены главой 37 ТК ТС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, со дня принятия таможенным органом решения о передаче временно ввезенных товаров (часть 5 статьи 277 Закона N 311-ФЗ).
Поскольку в данном случае таможенным органом не было принято решение о передаче временно ввезенных товаров, то определить момент перехода прав и обязанностей по использованию таможенной процедуры временного ввоза не представляется возможным.
Доказательства того, что транспортные средства, ввезенные обществом на таможенную территорию Российской Федерации, возвращены лизингодателю и вывезены с территории Российской Федерации, общество не представило.
На основании изложенного, вывод судов о законности оспариваемых требований таможенного органа является обоснованным.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 по делу N А09-19739/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росавто-Брянск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА

Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.И.ЕГОРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)