Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2017 N 13АП-14536/2017 ПО ДЕЛУ N А56-57259/2016

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2017 г. N 13АП-14536/2017

Дело N А56-57259/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14536/2017) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2017 по делу N А56-57259/2016 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ООО "ДЕЛЬТА"
к Выборгской таможне
об оспаривании решения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Дельта" (далее - заявитель, ООО "Дельта", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Выборгской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 22.06.2016 о корректировке таможенной стоимости (далее - КТС) товаров, ввезенных по декларации на товары (далее - ДТ) N 10206090/020416/0002021.
Решением суда от 25.04.2017 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таможенный орган указывает, что Обществом не представлены бухгалтерские документы, позволяющие таможенному органу проверить расчеты участника с поставщиками и покупателями (счета бухгалтерского учета 60,62) и установить величину продажной себестоимости рассматриваемого товара (счет 90), что не позволило в рамках проверки установить производственную себестоимость товара, коммерческие расходы на продажу товара, а также достоверность сведений о реализации товара, не позволило таможенному органу провести таможенный контроль в установленном порядке. Кроме того, решением Северо-Западного таможенного управления от 24.01.2017 N 10200000/240117/54р оспариваемое решение о КТС отменено, в связи с чем требования заявителя о признании ненормативного правового акта не подлежат удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От ООО "Дельта" поступил отзыв, в котором просит оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Дельта" в рамках внешнеторгового контракта от 28.06.2007 N 358/01, заключенного с компанией "CHINA SYNERGY LTD" (производитель, Китай), на условиях поставки FOB - CHINA на таможенную территорию Евразийского экономического союза по ДТ N 10206090/020416/0002021 ввезены и задекларированы товары: арматура смесительная, для использования в быту: смесители в ассортименте, лейки для душа, крепежная фурнитура для мебели, рекламные буклеты с информацией о смесителях, страна-изготовитель: CHINA SINERGY LTD, товарный знак: SYNERGY, марка: SYNERGY, артикулы: разные, модели: отсутствуют, страна происхождения - Китай, индекс таможенной стоимости составил 1,41 долл. США/кг, вес нетто - 12336.032 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8481801100.
Для подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25.01.2008) методом "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" в процессе осуществления таможенных операций декларантом представлены документы, предусмотренные пунктом 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О Порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", а также дополнительные документы: устав и учредительные документы организации, внешнеторговый контракт и приложение к нему, инвойс, заказ на поставку продукции, спецификация на поставку, счет-фактура на перевозку, договор перевозки.
Таможенный орган принял решение от 02.04.2016 о проведении дополнительной проверки, установив срок для представления Обществом дополнительных документов до 31.05.2016.
Товар по ДТ N 10206090/020416/0002021 был выпущен под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 828 642 руб. 11 коп.
По результатам таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки от 11.04.2016, запрошены следующие сведения и продлен срок их предоставления:
- - бухгалтерские документы о постановке товаров на бухгалтерский учет по данной поставке (карточка счетов 41,10,60,62,90) выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала счетов-фактур;
- - банковские платежные документы, отражающие стоимость декларируемого товара, банковские платежные документы, подтверждающие оплату товаров, поставленных по контракту с детализацией по инвойсам (по данной поставке и/или по предыдущим поставкам в рамках данного контракта): платежные поручения, выписка из лицевого счета, SWIFT, ведомость банковского контроля с отметками банка;
- - сведения из нейтральных источников ценовой информации в отношении стоимости идентичных или однородных товаров в стране экспортера;
- - коммерческое предложение либо прайс-лист производителя, действующий на 2016 год, с указанием порта отправления (оригинал либо должным образом заверенная копия);
- - пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке и их влиянии на ценообразование;
- - информация о стоимости идентичных, однородных товаров, товаров того же класса и вида реализуемых на внутреннем рынке Российской Федерации;
- - экспортная декларация страны отправления и ее заверенный перевод (оригинал либо должным образом заверенная копия);
- - договор реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке Российской Федерации, счета-фактуры к нему, расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке Российской Федерации (по данной поставки и/или предыдущим поставкам на идентичные товары в рамках одного контракта);
- - документы, подтверждающие стоимость транспортировки товаров (договора перевозок, справки транспортных организаций, расчет стоимости перевозок, согласованные сторонами ставки и тарифы, заявки, счета на оплату услуг, банковские платежные документы, сведения о погрузке, выгрузке, перегрузке товара, инвойсы и банковские платежные документы на оплату предоставленных услуг). Документы, подтверждающие расходы на страхование международной перевозки, сведения о маршруте следования и расстояниях;
- - другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.
В установленный срок (вх. от 23.05.2016) декларант представил письмо с документами: карточка счета 41; платежное поручение, SWIFT по оплате данной поставки, ведомость банковского контроля; пояснение о том, что сведения из нейтральных источников ценовой информации в отношении стоимости идентичных или однородных товаров в стране экспортера отсутствуют; прайс-лист продавца; заказ на поставку товара; спецификация; инвойс; сведения о физических характеристиках товара; информация о стоимости идентичных, однородных товаров на внутреннем рынке Российской Федерации; копия экспортной декларации и ее перевод; копия договора реализации ввозимого товара на внутреннем рынке Российской Федерации, счет-фактура к нему, ТТН; договор на оказание транспортных услуг и транспортно экспедиционное обслуживание, заявка на организацию перевозки, счет-фактура, платежное поручение на перевод по оплате указанных услуг.
По результатам дополнительной проверки 22.06.2016 Таможней принято решение о КТС товара N 1, задекларированного по ДТ N 10206090/020416/0002021.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из указанных в статье 4 Соглашения условий. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
В соответствии с частью 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) заявляемая таможенная стоимость товаров и предоставляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (статья 66 ТК ТС).
Согласно статье 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 ТК ТС.
В соответствии с частью 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Между тем непредставление либо неполное представление в Таможню дополнительных документов не может служить безусловным основанием для корректировки таможенной стоимости ввозимого товара, а отсутствие у декларанта каких-либо документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются иными документами.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
Предусмотренная пунктом 3 статьи 69 ТК ТС обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота. Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу (пункты 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства").
В качестве обоснования принятого решения о КТС товаров Таможня указала, что Обществом не представлены бухгалтерские документы, позволяющие таможенному органу проверить расчеты участника с поставщиками и покупателями (счета бухгалтерского учета 60, 62) и установить величину продажной себестоимости товара (счет 90).
Между тем Обществом при декларировании товара представлены документы, в числе которых контракт, заказ, спецификация и инвойс к нему, сообщение SWIFT о денежном переводе, ведомость банковского контроля. Сведения, указанные в заказе от 22.01.2016 N AL010216, спецификации от 01.02.2016 N AL010216, согласованной сторонами на задекларированную партию товаров, инвойсе от 01.02.2016 N AL010216, корреспондируют между собой.
В решении о КТС приведен произведенный таможенным органом расчет себестоимости продажи товара на внутреннем рынке, согласно которому себестоимость продажи задекларированного товара составила 1 571 011, 25 руб. При этом согласно представленным счету-фактуре от 11.04.2016 N 78, товарной накладной от 11.04.2016 N 78 2021 товар реализован по цене 1 499 615, 70 руб., то есть с убытком. Вместе с тем таможенным органом не приведено обоснование правильности произведенного расчета и влиянии его на величину и структуру таможенной стоимости товаров.
В решении о КТС товаров также указано, что на момент оплаты транспортных расходов услуги полностью не оказаны, у экспедитора могли возникнуть дополнительные расходы, однако акты выполненных работ Обществом не предоставлены, не представлены пояснения о страховании товарной партии, сведения о маршруте следования, расстояниях, о погрузке, выгрузке, перегрузке товара.
Между тем согласно пунктам 1.1, 2.1 договора на транспортно-экспедиторское обслуживание от 18.09.2015 N КООО/3636/М, заключенного Обществом с ООО "Трансимпериал", экспедитор обязуется за счет заказчика выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией и обеспечением перевозки груза, перечень которых и условия выполнения конкретных перевозок согласовываются сторонами в заявках. Согласно пункту 4.21 данного договора оплата счетов экспедитора производится заказчиком в порядке предварительной оплаты в размере 50% суммы счета экспедитора до даты загрузки транспортного средства на основании факсимильной копии счета. Оставшуюся неоплаченной часть счета, а также банковскую комиссию заказчик оплачивает в течение 5 дней после разгрузки транспортного средства, учитывая день разгрузки, на основании факсимильной копии счета.
В представленном Обществом заказе (заявке) на организацию перевозки от 28.01.2016 N 6150 указана стоимость услуг по перевозке - 4100 долларов США, включая доставку по маршруту "Янтьян (Китай) - граница РФ МАПП Торфяновка - 3300 долларов США, организацию перевозки по маршруту "Граница РФ МАПП Торфяновка - Светогорск - Санкт-Петербург" - 800 долларов США. Согласно указанной заявке дополнительные расходы оплачиваются по факту предоставления подтверждающих документов.
Пунктом 4.19 договора на транспортно-экспедиторское обслуживание предусмотрю, что основанием для оплаты услуг экспедитора является факсимильная копия счета.
Обществом представлен счет-фактура от 28.02.2016 N 06150-м на сумму 4 100 долларов США, включая 3300 долларов США за доставку по маршруту "Янтьян - Котка - граница РФ", 800 долларов США за доставку по маршруту "граница РФ - Санкт-Петербург".
Платежное поручение от 29.02.2016 N 18 с отметкой банка о принятии содержит указание на оплату транспортно-экспедиционных услуг в сумме 307 870,23 рублей, эквивалентной 4 100 долларов США по курсу на день оплаты.
Учитывая, что стоимость услуг в размере 4 100 долларов США согласована сторонами в заказе (заявке) на организацию перевозки от 28.01.2016 N 6150-м, счет-фактура выставлен экспедитором и оплачен Обществом на сумму 4100 долларов США, довод таможенного органа о том, что у экспедитора могли возникнуть дополнительные расходы, носит предположительный характер.
В соответствии с решением о проведении дополнительной проверки от 02.04.2016 у Общества запрошены документы, подтверждающие расходы на страхование международной перевозки товаров. Указанные документы либо пояснения Обществом не предоставлены.
Вместе с тем таможенным органом не принято во внимание, что согласно условиям контракта поставка товаров осуществляется на условиях "FOB - порты Китая". Торговый термин FOB означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от согласованного пункта отгрузки. При этом данный термин не предусматривает обязанности продавца и покупателя страховать груз. Обществом в ДТС 1 к ДТ N 10206090/020416/0002021 не заявлены расходы по страхованию груза. Таким образом, наличие расходов Общества по страхованию груза таможенным органом не подтверждено.
Таким образом, в решении о КТС товаров таможенный орган не привел доказательств недостоверности либо документальной неподтвержденности заявленных Обществом сведений о таможенной стоимости товаров, неверного определения величины и структуры таможенной стоимости товаров, не привел иных доводов, обосновывающих невозможность принятия заявленной таможенной стоимости товаров.
Непосредственное исследование и оценка судом представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимной связи показывает, что представленные Обществом документы подтверждают заявленную таможенную стоимость товаров, поскольку использованные декларантом данные подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты. Убедительных доказательств недостоверности сведений о цене сделки либо о наличии условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, таможенный орган в суде не представил.
При изложенных обстоятельствах решение Таможни нельзя признать правомерным.
Апелляционный суд отмечает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции решением Северо-Западного таможенного управления от 24.01.2017 N 10200000/240117/4р в порядке ведомственного контроля отменено оспариваемое решение Таможни. Вопреки доводам апелляционной жалобы, данное обстоятельство не является основанием для прекращения производства по делу или для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку отмена вышестоящего органа состоялась 24.01.2017 после обращения Общества в арбитражный суд 05.08.2016, до отмены решение Таможни в период своего действия нарушало права и законные интересы заявителя.
При указанных обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2017 по делу N А56-57259/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)