Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2016 N 20АП-1377/2016 ПО ДЕЛУ N А62-7438/2015

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. по делу N А62-7438/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Инвест Групп" (г. Смоленск, ОГРН 1106731000716; ИНН 6729022050) - Шелеповой Н.В. (доверенность от 04.03.2016 N 3), заинтересованного лица - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849; ИНН 6729005713) - Безбородько М.Ю. (доверенность от 17.09.2014 N 04-52/56), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.01.2016 по делу N А62-7438/2015,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест Групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области к Смоленской таможне (далее - таможня) с заявлением о признании недействительными решений от 05.10.2015 N 101113000/051015/75 об отмене в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа, от 06.10.2015 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10113080/030815/0015552.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что обществом подтверждены в установленном порядке основания для применения налоговой ставки по НДС в размере 10%.
Не согласившись с принятым решением, таможня обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправомерное применение обществом НДС в размере 10% в отношении лекарственного средства ветеринарного назначения.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.08.2015 обществом на Заднепровский таможенный пост подана декларация на товары N 10113080/030815/0015552, в соответствии с которой задекларированы следующие товары:
- - Товар 1 - "лекарственные средства, содержащие прочие антибиотики, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи, для применения в ветеринарии цефалекс 50 (CEFALEX 50), код ОКП 934700, в виде белого порошка применяется для лечения бактериальной этиологии у свиней, телят, ягнят и сельскохозяйственной птицы. Цефалекс 50 в качестве действующего вещества в 1 г содержит: цефалексина - 50 0мг, вспомогательных веществ до 1 г. Не содержит в своем составе этиловый спирт. Выпускается расфасованным пор 0,5 кг в пакеты из алюминиевой фольги, упакованные по 30 штук в картонные коробки. Срок годности - до июля 2017 года". Код товара в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС 3004200002;
- - Товар 2 - "лекарственные средства, состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи, содержащие прочие антибиотики Сульфа-фуд (SULFA-FUD) код ОКП 934700, в виде порошка, применяется для профилактики и лечения свиней при болезнях бактериальной этиологии. Сульфа-фуд в 1 г в качестве действующего вещества содержит сульфадиазин - 250 мг, триметоприм - 50 мг, а в качестве вспомогательных веществ: скорлупа миндаля - 200 мг и скорлупа лесного ореха - 500 мг. Не содержит в своем составе этиловый спирт. Расфасован по 25 кг в мешки, лам инированные алюминиевой фольгой, всего - 150 мешков. Срок годности - июнь 2017". Код товара в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС 3003200002.
При декларировании обществом уплачены таможенные платежи, в том числе налог на добавленную стоимость по ставке 10% в размере 1 397 545 руб. 29 коп.
05.08.2015 таможней принято решение о правильности исчисленного НДС по ставке 10%, ввезенные заявителем товары были выпущены по процедуре для внутреннего потребления.
05.10.2015 таможней на основании акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и транспортных средств от 05.10.2015 N 10113000/051015/А0051 принято решение N 101113000/051015/75 об отмене в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа, которым ставка НДС по ввезенным товарам установлена в размере 18%. Обществу доначислен налог в размере 1 296 199 руб. 55 коп.
06.10.2015 таможней принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары", которым в графы 36, 44, 47 ДТ внесены изменения в части ставки и суммы НДС.
Общество, полагая, что указанное решение таможенного органа противоречит положениям статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся, в числе прочих, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 76 Таможенного кодекса Таможенного союза сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 1 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в том числе лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления.
Налоговое законодательство не содержит понятие "лекарственные средства", поскольку данное понятие является специальным, характерным для законодательства о здравоохранении.
По правилам пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственными средствами признаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Последним абзацем пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 этой статьи, в соответствии с Общероссийским классификатором видов продукции, а также с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 (далее - Перечень N 688).
В указанный Перечень включены лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи, в том числе с кодами ТН ВЭД ТС 3003, 3004.
Примечанием 1 к Перечню N 688 определено, что коды ТН ВЭД ТС, приведенные в данном перечне, применяются в отношении лекарственных средств, включенных в государственный реестр лекарственных средств, при этом лекарственные препараты должны иметь регистрационные удостоверения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 61-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов допускается, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 26 статьи 4 указанного Закона документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата, является регистрационное удостоверение лекарственного препарата.
Частью 1 статьи 33 установлено, что перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, содержится в государственном реестре лекарственных средств.
Часть 4 статьи 3 Закона предусматривает приоритет правил международного договора, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом.
Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" утверждены "Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - Перечень) и Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза" (далее -Положение).
В соответствии с пунктом 1.2. Положения требования настоящего Положения применяются в отношении товаров, указанных в Перечне, в том числе из группы 30 "Фармацевтическая продукция (для применения в ветеринарии)".
Пунктом 3.13. Положения установлено, что стороны взаимно признают результаты регистрации лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии. При этом ввоз, перевозка и использование лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии на таможенной территории таможенного союза осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами сторон.
Как установлено судом, ввезенные обществом лекарственные средства (производство Испания) на территории единого Таможенного союза зарегистрированы Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан - уполномоченным органом страны - члена Таможенного союза, что подтверждается регистрационными удостоверениями от 24.04.2012 N РК-ВП-4-1891-12 и от 05.11.2014 N РК-ВП-4-2823-14.
Указанные лекарственные препараты включены в государственный реестр ветеринарных препаратов и кормовых добавок, опубликованный на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что таможней осуществлен выпуск ввезенных обществом товаров на основании регистрационных удостоверений, выданных Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан, также свидетельствует о надлежащей регистрации лекарственных препаратов.
При этом положения подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие применение льготной ставки налогообложения в отношении лекарственных средств, не содержат исключений в отношении лекарственных средств для животных.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание, что ввезенные обществом лекарственные средства относятся к кодам ТН ВЭД ТС 3003, 3004, зарегистрированы на территории Таможенного союза уполномоченным органом и включены в соответствующий государственный реестр, суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что обществом в установленном порядке подтверждены основания для применения налоговой ставки по НДС в размере 10%.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение таможни не соответствует закону и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.01.2016 по делу N А62-7438/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.В.МОРДАСОВ
В.Н.СТАХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)