Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2017 ПО ДЕЛУ N А06-812/2017

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2017 г. по делу N А06-812/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Бест Шиппинг" Ерофеева В.В., действующего на основании доверенности от 01.01.2017 N 16, представителей Астраханской таможни Басниной Е.Н., действующей на основании доверенности от 26.04.2017 N 07-33/6881, Дворак К.В., действующей на основании доверенности от 27.03.2017 N 07-33/4880,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 мая 2017 года по делу N А06-812/2017 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бест Шиппинг" (414018, г. Астрахань, ул. адмирала Нахимова, д. 32А, ОГРН 1143025002911, ИНН 3025012589)
к Астраханской таможне (414000, г. Астрахань, ул. адмирала Нахимова, д. 42, ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414)
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:

В Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Бест Шиппинг" (далее - ООО "Бест Шиппинг", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Астраханской таможни (далее - таможенный орган) от 28.12.2016 N 10311000/210/281216/Т0017/001.
Решением суда первой инстанции от 12 мая 2017 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение Астраханской таможни от 28.12.2016 N 10311000/210/281216/Т0017/001 незаконным.
Кроме того, с Астраханской таможни в пользу ООО "Бест Шиппинг" взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Астраханская таможня не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
ООО "Бест Шиппинг" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.04.2015 между ООО "Бест Шиппинг" и фирмой "E1-Ijara L.L.C." (Республика Азербайджан) (собственник судна) заключен бербоут-чартер, в соответствии с которым морское грузовое судно "Бест-1", ИМО N 8868537 передано ООО "Бест Шиппинг" в соответствии с актом приема-передачи судна от 17.04.2015 в порту Хавсан, г. Баку Республики Азербайджан. Срок действия бербоут-чартера от 17.04.2015 - до 17.04.2025.
Обществом указанное судно помещено под таможенную процедуру временный ввоз (допуск) по ДТ N 10311020/090915/0002283.
При декларировании судна декларанту представлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, на основании пункта 23 Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331.
Астраханской таможней в соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Таможенного союза проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Бест Шиппинг" по вопросу соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенным морским грузовым судном "Бест-1", помещенным по ДТ N 10311020/090915/0002283 под процедуру временного ввоза (допуска), а также соблюдения условий предоставления полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
По результатам камеральной таможенной проверки таможенный орган пришел к выводу о несоблюдении ООО "Бест Шиппинг" условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10311020/090915/0002283 в связи с неиспользованием обществом судна "Бест-1" в международных перевозках, получением сведений о наличии агентского соглашения от 15.09.2014 N 01, в соответствии с которым судовладельцем является компания "Chartway Holding Inc" (Сейшельские острова), агентом в портах является ООО "Бест Шиппинг".
28.12.2016 таможенным органом принято решение N 10311000/210/281216/Т0017/001 о применении частичного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и довзыскании подлежащих уплате таможенных платежей в отношении товара "морское судно "Бест-1", номер ИМО 8868537" за весь период нахождения под таможенной процедурой временного ввоза (допуска) по ДТ 10311020/090915/0002283.
ООО "Бест Шиппинг", полагая, что решение Астраханской таможни от 28.12.2016 N 10311000/210/281216/Т0017/001 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении ООО "Бест Шиппинг" условий освобождения судовладельца от уплаты таможенных пошлин, налогов на срок временного ввоза, отсутствии доказательств передачи судна иному лицу и утраты заявителем права на полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 277 Таможенного кодекса Таможенного союза временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Пунктом 1 статьи 280 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
По письменному заявлению декларанта срок временного ввоза товаров может быть продлен таможенным органом в пределах срока, указанного в части первой настоящего пункта, либо срока, определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 280 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Пунктом 2 статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлено, что временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
В соответствии с пунктом 23 Перечня товаров, ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условиях такого освобождения, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331, морским судам валовой вместимостью свыше 1000 т (коды ТН ВЭД ТС 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0), находящимся в собственности иностранных лиц и зафрахтованным лицами государств - членов Таможенного союза по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их дальнейшего использования указанными лицами государств - членов Таможенного союза исключительно в международных перевозках товаров и пассажиров, предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, для освобождения судовладельца от уплаты таможенных пошлин, налогов на срок временного ввоза необходимо соблюдение нескольких условий: нахождение судна в собственности иностранного лица, использование судна только лицами государств - членов Таможенного союза, использование судна исключительно в международных перевозках.
Из материалов дела следует, что 15.09.2014 между ООО "Бест Шиппинг" (агент) и компанией "Chartway Holding Inc." (Сейшельские острова) (судовладелец) заключено агентское соглашение N 01, регулирующее взаимоотношения агента и судовладельца при выполнении работ по агентированию судов судовладельца в порту Астрахань.
Астраханская таможня в ходе проверки пришла к выводу, что судно "Бест-1" фактически использовалось в целях международной перевозки иностранной компанией "Chartway Holding Inc.", которая выступала в указанных правоотношениях в качестве судовладельца.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный довод обоснованно признан судом первой инстанции ошибочным.
Агентское соглашение от 15.09.2014 N 01 не содержит указаний на название судов, принадлежащих "Chartway Holding Inc.", в отношении которых ООО "Бест Шиппинг" будет осуществлять услуги по агентированию.
При этом, таможенным органом не оспаривается, что судно "Бест-1" зарегистрировано в реестре судов Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, осуществляет перевозки под флагом Российской Федерации.
Из акта камеральной проверки, проведенной Астраханской таможней, следует, что расходы, связанные с выдаче флага Российской Федерации, регистрации судна, оплатой судового топлива, оплатой портовых сборов, оплатой аренды причальной стенки, сдачей сточно-фекальных вод, ремонту судна и других услуг, оказанных в отношении морского судна "Бест-1", произведены ООО "Бест Шиппинг" (т. 2, л.д. 15-53).
05.12.2016 письмом N 941 группа НЦБ Интерпола УМВД России по Астраханской области на запрос таможенного органа сообщило, что по информации Главного Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Азербайджанской Республики ООО "EI-Ijara" зарегистрирована в Налоговом министерстве Азербайджанской Республики 11.06.2014 за номером 1303703661 (VOEN), 28.01.2015 ООО "EI-Ijara" заключило договор с зарегистрированной на Виргинских Островах компанией "AIR GOLD COMPANY INC" купли-продажи грузового корабля "Best-1" за 550 000 долларов США и согласно договора фрахтования (бербоут-чартера) от 17.04.2015 передала ООО "Бест-Шиппинг" в аренду.
В качестве доказательств осуществления перевозок на судне "Бест-1", общество представило в материалы дела лоцманские квитанции от 03.02.2016 N 492, от 20.04.2016 N 1734, в которых судовладельцем судна "Бест-1" указано ООО "Бест Шиппинг", осуществляющее международные перевозки.
Согласно статье 117 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации наряду с иными сведениями в коносаменте должно быть указано наименование перевозчика.
В материалах дела имеются коносаменты от 15.02.2016 N 0201-16, от 27.02.2016 N 0301-16, от 05.03.2016 N 0339-16, от 24.03.2016 N 0416-16", в которых в качестве перевозчика указано ООО "Бест Шиппинг", судно - "Бест-1".
Таким образом, судно "Бест-1" использовалось ООО "Бест Шиппинг" как судовладельцем.
Кроме того, в материалы дела представлена копия судового журнала судна "Бест-1" N 121 за 2016 год, прошитого и заверенного капитаном морского порта Астрахань, из которого следует, что владельцем судна является ООО "Бест Шиппинг", что подтверждается записями о событиях на судне в период с 18.04.2016 по 23.04.2016.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у "Chartway holdings inc." каких-либо прав в отношении судна "Бест-1".
Судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылка таможенного органа на справки о валютных операциях от 23.03.2016, 30.03.2016 и 12.04.2016 и прилагаемые к ним первичные документы (акты выполненных работ, платежные поручения), согласно которым "Chartway holdings inc." перечислило денежные средства ООО "Бест Шиппинг" по агентскому соглашению от 15.09.2014 N 01.
Агентское соглашение от 15.09.2014 N 01 не содержит указаний на название судов, принадлежащих "Chartway Holding Inc.", в отношении которых ООО "Бест Шиппинг" будет осуществлять услуги по агентированию.
Из пояснений общества следует, что между "Chartway Holding Inc." и ООО "Бест Шиппинг" заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым предусмотрено перечисление авансовых платежей по усмотрению судовладельца.
В рамках агентского соглашения от 15.09.2014 N 01 ООО "Бест Шиппинг" в 2014 году осуществляло по заявке "Chartway Holding Inc." обслуживание судна "Амур-2528".
В период с 2015 по 2016 год ООО "Бест Шиппинг" не оказывало услуг в рамках агентского соглашения от 15.09.2014 N 01, поскольку заключило договор бербоут-чартера с фирмой "E1-Ijara L.L.C." (Республика Азербайджан).
Перечисление денежных средств осуществлялось "Chartway Holding Inc." в счет авансовых платежей, доказательством передачи судна "Бест-1" иному лицу не является.
Дополнительным соглашением от 31.05.2017 N 3 данные счета аннулированы, поскольку в 2015-2017 годах "Chartway Holding Inc." не осуществляло заходы в порт Астрахань.
Из материалов дела следует, что в январе 2016 года ООО "Бест Шиппинг" осуществлен платеж за ежегодное освидетельствование судна "Бест-1", ИМО 8868537, при этом в соответствии со статьей 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации освидетельствование осуществляется только от имени судовладельца.
Таможенным органом не представлено доказательств, что освидетельствование производилось от имени иностранной компании "Chartway holding inc." (Сейшеллы), а следовательно платежи за аренду причальной стенки, где проходило освидетельствование судна, и само освидетельствование не являются расходами "Chartway holding inc." (Сейшеллы).
В период с 02.02.2016 по 09.04.2016 судно "Бест-1" находилось в море и не могло обслуживаться в порту Астрахань, в связи с чем поступившие от "Chartway holdings inc." платежи не являются расходами судовладельца.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, платежные документы, на которые ссылается таможенный орган в обоснование своей позиции, не могут служить доказательством наличия взаимоотношений между "Chartway holdings inc." и ООО "Бест Шиппинг" по судну "Бест-1" в рамках агентского соглашения от 15.09.2014 N 01, поскольку доказательства, подтверждающие наличие у "Chartway holdings inc." прав на морское судно не представлены.
Таким образом, ООО "Бест Шиппинг" соблюдены условия для освобождения судовладельца от уплаты таможенных пошлин, налогов на срок временного ввоза необходимо, в связи с чем решение Астраханской таможни от 28.12.2016 N 10311000/210/281216/Т0017/001 не может быть признано законным.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "Бест Шиппинг" требования.
Обжалуя решение суда первой инстанции, Астраханская таможня указывает на непредставление обществом договоров морской перевозки, подтверждающих использование судна "Бест-1" в период его нахождения под таможенной процедурой временного ввоза.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
Использования судна "Бест-1" судовладельцем ООО "Бест Шиппинг" подтверждено представленными в материалы дела коносаментами, судовым журналом, а также сведениями об оплате обществом портовых сборов, уплачиваемых при выходе судна из порта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы таможенного органа не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 мая 2017 года по делу N А06-812/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)