Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.02.2016 ПО ДЕЛУ N А60-53954/2015

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. по делу N А60-53954/2015


Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2016 года
Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "ДЕЛЬРУС" (ИНН 6662068795, ОГРН 1026605412460, далее - общество)
к Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина (далее - таможня)
о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченного налога.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Банных Е.С. (доверенность от 18.01.2016 N 3910);
- таможни - Башун Н.В. (доверенность от 01.09.2015 N 06-55/64).

Общество 11.11.2015 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения таможни, выраженного в письме от 12.08.2015 N 13-28/7482, об отказе в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (НДС), и обязании возвратить сумму излишне уплаченного НДС в размере 1097500 руб. 90 коп. Также общество просило взыскать с таможни 15845 руб. 17 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 07.09.2015 по 09.11.2015, и продолжать начисление процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического возврата денежных средств. Кроме того, общество просило взыскать с таможни судебные расходы в сумме 5000 руб. на уплату государственной пошлины.
Мотивируя заявленные требования, общество ссылалось на то, что представленные в адрес таможенного органа регистрационные удостоверения на медицинские изделия являлись достаточным основанием для предоставления льготы по уплате НДС.
03.12.2015 таможня представила отзыв, требования не признала, ссылаясь на то, что заявление общества было возвращено таможенным органом без рассмотрения по причине непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты налога; факт излишней уплаты или излишнего взыскания налога может быть установлен, в частности, по результатам рассмотрения мотивированного письменного обращения декларанта. Вместе с тем указанное обращение от заявителя в адрес таможенного органа не поступало; требование о взыскании процентов является необоснованным, представленный заявителем расчет налога является ошибочным, верная сумма - 1097500 руб. 70 коп., а сумма процентов - 15628 руб. 11 коп.
В судебном заседании 24.12.2015 общество заявило об изменении размера требований в части суммы излишне уплаченного НДС, просило обязать таможню возвратить излишне уплаченный налог в указанной таможней сумме 1097500 руб. 70 коп. Изменение размера исковых требований судом принято.
19.01.2016 общество представило пояснения относительно неправомерности отказа таможенного органа в возврате излишне уплаченного НДС, а также относительно необоснованности довода о необходимости представления корректировки декларации на товары.
В настоящем судебном заседании общество и таможня поддержали свои требования и возражения соответственно.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Суд

установил:

Обществом ввезен на таможенную территорию Таможенного союза и путем подачи деклараций на товары N 10508010/301013/0015985 (товар N 2), 10508010/161213/0018791 (товар N 4), 10508010/300114/0001240 (товар N 4), 10508010/190214/0002291 (товар N 4), 10508010/140414/0005342 (приложение N 1) продекларирован следующий товар:
- - прибор портативный для измерения уровня гематокрита и гемоглобина в крови UltraCrit Plus с принадлежностями;
- - видеоколоноскопы "ПЕНТАКС" "EC" с принадлежностями;
- - видеобронхоскоп "ПЕНТАКС", модель "EB" с принадлежностями;
- - видеоэндоскоп "ПЕНТАКС" серии "K";
- - видеогастроскопы "ПЕНТАКС" "EG" с принадлежностями;
- - видеоколоноскопы "ПЕНТАКС" "EC" с принадлежностями,
- видеопроцессор медицинский эндоскопический "ПЕНТАКС" EPK-i5000 с принадлежностями.
При декларировании названного товара обществом уплачен налог на добавленную стоимость в сумме 1 097 500 руб. 70 коп.
Указанный товар выпущен под заявленную таможенную процедуру.
06.08.2015 общество направило в таможню заявление о возврате излишне уплаченного таможенного платежа (НДС).
В качестве документов подтверждающих основание для возврата были представлены регистрационные удостоверения на изделие медицинского назначения.
Письмом от 12.08.2015 N 13-28/7482 "О возврате денежных средств" таможня возвратила заявление общества без рассмотрения со ссылкой на ч. 4 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) по причине неправильного оформления заявления и непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по указанной декларации.
Общество, считая, что принятое таможенным органом решение об отказе в возврате денежных средств является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных платежей.
В данном случае порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств регулируется статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В соответствии с положениями названной правовой нормы излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться, в частности, платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (п. 4 ч. 3 ст. 80 ТК ТС).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
При этом в абзаце четвертом подпункта 1 п. 2 ст. 149 НК РФ указано, что положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В соответствии с положениями статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
При этом в абзаце четвертом подпункта 1 п. 2 ст. 149 НК РФ указано, что положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Следовательно, условием освобождения от налогообложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, является наличие спорного товара в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне и представление в таможенный орган упомянутого регистрационного удостоверения.
Таким образом, судом отклоняется довод таможни о том, что для применения подпункта 1 п. 2 ст. 149 НК РФ и рассмотрения по существу заявления общества о возврате налога необходимым условием является представление корректировки декларации на товары (КДТ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
В соответствии с подп. 4 п. 2, п. 5 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в том числе изделий медицинского назначения.
Согласно п. 1 ст. 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу п. 4 ст. 38 Закона N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила). Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В частности, в данный Перечень включены "приборы и аппараты для диагностики (кроме измерительных). Очки", имеющее код классификации по ОК 005-93 (ОКП) 94 4200 и "приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований", имеющее код классификации по ОК 005-93 (ОКП) 94 4300.
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Как следует из материалов дела, ввезенный обществом спорный товар имеет коды классификации ОКП 005-93 94 4210 "приборы эндоскопические и увеличительные" и 94 4320 "приборы и аппараты для санитарно-гигиенических и бактериологических исследований измерительные".
Отсутствие в выданных регистрационных удостоверениях указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по налогу на добавленную стоимость.
Во введении к Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 указано, что в ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX). Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
Поскольку ввезенный обществом товар относится к группе 94 4300 "Приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований", то данный товар в силу подп. 1 п. 2 ст. 149, подп. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ и Постановления Правительства N 19 освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
Доказательств того, что ввезенный обществом спорный товар неправильно классифицирован по коду ОКП, таможней в материалы дела не представлено.
Таким образом, таможня незаконно отказала обществу в возврате данного налога, оставив заявления без рассмотрения.
В целях восстановления нарушенных прав общества таможня должна возвратить обществу сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 1 097 500 руб. 70 коп.
Также, обществом заявлено требование о взыскании с таможни процентов, начисленных на основании ч. 6 ст. 147 Закон N 311-ФЗ, за период с 07.09.2015 по 09.11.2015.
В силу ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, осуществляющего администрирование данных денежных средств, в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Учитывая, что обязанность по возврату излишне уплаченного налога таможней не исполнена, обществом правомерно заявлено требование о взыскании с таможни процентов.
Вместе с тем расчет процентов, представленный обществом, проверен судом и признан ошибочным.
Исчисление процентов за несвоевременный возврат подлежащего возмещению НДС или излишне уплаченных (взысканных) сумм НДС, равно как и взыскание с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты налога, носит компенсационный характер и должно осуществляться по единым правилам.
Согласно п. 3 ст. 75, п. 10 ст. 78 и п. 5 ст. 79 НК РФ пени (проценты) начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности (нарушения срока возврата). Данное правило подлежит применению и к процентам, начисляемым по основанию, предусмотренному п. 10 ст. 176 НК РФ за нарушение срока возврата суммы НДС.
Таким образом, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13.
Таким образом, с таможни подлежат взысканию проценты за период с 07.09.2015 по 09.11.2015 в сумме 15628 руб. 11 коп.
Требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты суммы долга истцу также подлежит удовлетворению в силу п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны пропорционально удовлетворенной части иска.
Поскольку требования общества удовлетворены частично, следует взыскать с таможни судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 4931 руб. 50 коп. - пропорционально удовлетворенной части иска.
Руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, 179, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Требования закрытого акционерного общества "ДЕЛЬРУС" удовлетворить частично.
Признать недействительным (незаконным) решение Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина, оформленное письмом от 12.08.2015 N 13-28/7482 "О возврате денежных средств".
2. Обязать Кольцовскую таможню имени В.А. Сорокина устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "ДЕЛЬРУС" путем возврата ему излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 1097500 (один миллион девяносто семь тысяч пятьсот) рублей 70 копеек.
3. Взыскать с Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина (ИНН 662067576, ОГРН 1036604390998) в пользу закрытого акционерного общества "ДЕЛЬРУС" (ИНН 6662068795, ОГРН 1026605412460) проценты за период с 07.09.2015 по 09.11.2015 в размере 15628 (пятнадцать тысяч шестьсот двадцать восемь) рублей 11 копеек.
4. Взыскать с Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина (ИНН 662067576, ОГРН 1036604390998) в пользу закрытого акционерного общества "ДЕЛЬРУС" (ИНН 6662068795, ОГРН 1026605412460) проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму основного долга, начиная с 10.11.2015 по день уплаты денежных средств кредитору. Размер процентов определять, исходя из существующих в месте нахождения кредитора, опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
5. Взыскать с Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина (ИНН 662067576, ОГРН 1036604390998) в пользу закрытого акционерного общества "ДЕЛЬРУС" (ИНН 6662068795, ОГРН 1026605412460) судебные расходы в сумме 4931 (четыре тысячи девятьсот тридцать один) рубль 50 копеек.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)