Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.04.2017 N Ф08-2263/2017 ПО ДЕЛУ N А32-27279/2016

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за заявление при таможенном декларировании недостоверных сведений о товарах.

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2017 г. по делу N А32-27279/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Гришко Н.В. (доверенность от 22.03.2017), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Бережного Сергея Алексеевича (ИНН 231296953710, ОГРНИП 312231224200059), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бережного Сергея Алексеевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2016 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-27279/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Бережной Сергей Алексеевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможня) от 25.05.2015 N 10309000-412/2016 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 21.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.02.2017, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях предпринимателя вмененного ему состава административного правонарушения, соблюдением таможней порядка привлечения заявителя к административной ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 21.12.2016 и постановление апелляционной инстанции от 14.02.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает на отсутствие допустимых доказательств, свидетельствующих о недействительности представленных в ходе таможенного оформления сертификатов соответствия. Материалы административного дела не содержат сведений о том, кто является производителем спорного товара, либо о том, что данный товар произведен не компанией "HUADA TOYS IMP & EXP TDG CO LTD". Выводы суда о виновности предпринимателя основаны на сомнениях и непроверенных предположениях таможни. Запрос в орган по сертификации направлен таможней до возбуждения дела об административном правонарушении - вне рамок производства по делу об административном правонарушении, следовательно, ответ органа по сертификации является недопустимым доказательством. Судом не рассмотрена возможность замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представитель таможни в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя таможни, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в рамках заключенного с компанией "B&B INTERNATIONAL TRADING CO. LIMITED" (Китай) внешнеэкономического контракта на поставку товара от 01.04.2015 N 231296953710/123, предприниматель 24.02.2016 ввез на таможенную территорию Таможенного союза товар - "игрушки детские в ассортименте", задекларированный по ДТ N 10300190/240216/0000429.
В ходе таможенного досмотра, проведенного 29.02.2016, установлено отсутствие на товаре N 7 - "растяжка в кроватку или коляску с погремушками", арт. 81534, маркировки, а именно: наименования изготовителя и страны происхождения. На упаковке товара указан артикул 81534, на тканевой этикетке, пришитой к растяжке, имеется надпись "Manufactured by: Parkfield Industrries Ltd".
В качестве документа, подтверждающего сертификацию вышеуказанного товара, предпринимателем представлены сертификаты соответствия от 19.05.2015 N TC RU C-CN.AЛ14.B.04613 и N TC RU C-CN.AЛ14.B.04617.
Таможня 02.03.2016 направила в орган по сертификации - ООО "Новые технологии" запрос о действии представленных предпринимателем сертификатов в отношении товаров, имеющих маркировку "Manufactured by: Parkfield Industrries Ltd".
Как следует из ответа органа по сертификации от 10.03.2016 сертификаты соответствия от 19.05.2015 N TC RU C-CN.AЛ14.B.04613 и N TC RU C-CN.AЛ14.B.04617 распространяют свое действие только на товар - "игрушки для детей младше трех лет из пластмассы, в том числе мягконабивные, в том числе, вмещающие в себя ребенка...", изготовитель "HUADA TOYS IMP & EXP TDG CO LTD".
Поскольку представленные предпринимателем в ходе таможенного оформления сертификаты не распространяют свое действия на товар N 7, заявленный в ДТ N 10300190/240216/0000429, таможня составила в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении от 17.03.2016 N 1009000-412/2016 и вынесла постановление от 25.05.2015 N 10309000-412/2016 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд заявлением о признании его незаконным.
Рассматривая заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 3 статьи 16.2 Кодекса заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
За административные правонарушения, предусмотренные главой 16 Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (примечание 1 к статье 16.1 Кодекса).
Под недействительными документами понимаются, в том числе, документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, то есть документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств (примечание 2 к статье 16.1 Кодекса).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заявлении декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
В соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 Таможенного кодекса).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенного кодекса Таможенного союза. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие запреты и ограничения.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами, если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с Таможенным кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение о порядке ввоза), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования (подпункт "а" пункта 2 Положения о порядке ввоза).
В силу пункта 3 Положения о порядке ввоза к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся: а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза; б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень; в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры; г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Согласно пункту 1 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 (далее - Технический регламент), игрушки выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 6 Технического регламента, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.
В силу статьи 6 Технического регламента перед выпуском в обращение на рынке игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности данного технического регламента. Подтверждение соответствия игрушек осуществляется в форме сертификации.
Пунктом 5.3 статьи 4 Технического регламента предусмотрено нанесение на игрушки маркировки, содержащей следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости).
Как видно из материалов дела, при декларировании товара N 7 - "растяжка в кроватку или коляску с погремушками", арт. 81534, предприниматель представил разрешительные документы, не распространяющие свое действие на данный товар.
Так, на ввезенном предпринимателем товаре, заявленном в ДТ N 10300190/240216/0000429, под номером 7 - "растяжка в кроватку или коляску с погремушками" отсутствовала маркировка. На этикетке товара имелась надпись "Manufactured by: Parkfield Industrries Ltd".
В качестве документов, подтверждающих соблюдение установленных таможенным законодательством запретов и ограничений на указанный товар, предприниматель представил сертификаты соответствия от 19.05.2015 N TC RU C-CN.AЛ14.B.04613 и TC RU C-CN.AЛ14.B.04617.
Однако, как следует из ответа органа по сертификации, представленные сертификаты распространяют свое действие только на товар изготовителя "HUADA TOYS IMP & EXP TDG CO LTD", к которому не относится товар, указанный в ДТ N 10300190/240216/0000429 под номером 7 - "растяжка в кроватку или коляску с погремушками". Следовательно, представленные предпринимателем сертификаты являются недействительными, поскольку не распространяют свое действие на декларируемый товар.
Факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса, подтверждается письмом органа по сертификации, актом таможенного досмотра, протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела об административном правонарушении.
Суды установили соблюдение таможней установленного порядка рассмотрения дела об административном правонарушении. Доказательства обратного предприниматель не представил.
Судебными инстанциями правомерно отклонен довод предпринимателя о том, что материалы административного дела не содержат сведений о производителе спорного товара, либо о том, что данный товар произведен не компанией "HUADA TOYS IMP & EXP TDG CO LTD".
Суды правомерно указали, что при наличии на тканевой этикетке, пришитой к растяжке, надписи "Manufactured by: Parkfield Industrries Ltd" отсутствие на спорном товаре, его упаковке маркировки с указанием в качестве производителя компании "HUADA TOYS IMP & EXP TDG CO LTD" не позволяет идентифицировать ввезенный товар с представленными декларантом сертификатами соответствия. Следовательно, у таможни отсутствовали основания для признания факта соблюдения предпринимателем установленных запретов и ограничений при ввозе товара.
Суды проверили довод предпринимателя о том, что ответ органа по сертификации от 10.03.2016 получен до возбуждения в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении и является недопустимым доказательством, при этом указали, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрет на использование доказательств, полученных до возбуждения дела об административном правонарушении.
Так, пунктом 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Запрос в орган по сертификации направлен таможней в порядке статьи 111 Таможенного кодекса, предусматривающей право таможенного органа при проведении таможенного контроля запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Ответ органа сертификации получен таможней в установленном порядке и является допустимым доказательством по делу.
Учитывая изложенное, являются правильными выводы судов о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса.
Суды, выяснив, что предприниматель имел объективную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих порядок декларирования товаров, сделали правильный вывод о наличии вины предпринимателя в совершенном правонарушении.
Судебные инстанции сделали вывод об отсутствии в данном случае оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса.
Довод предпринимателя о возможности замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являлся предметом исследования судебных инстанций, которые дали ему надлежащую правовую оценку.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным по данному делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы предпринимателя выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А32-27279/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)