Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2016 N 15АП-7769/2016 ПО ДЕЛУ N А32-45407/2015

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. N 15АП-7769/2016

Дело N А32-45407/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Пузин Е.А. по доверенности от 22.06.2015 г.,
от заинтересованного лица: представитель Гришко Н.В. по доверенности от 29.12.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.04.2016 по делу N А32-45407/2015, принятое судьей Хахалевой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лаудер"
к Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛАУДЕР" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни от 02.12.2015 г. по делу об административном правонарушении N 10309000-1524/2015 о привлечении ООО "Лаудер" к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 05.04.2016 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что таможней были истребованы у общества сведения, не относящиеся проверяемым товарам, в связи с чем непредставление данных сведений не образует состав вменяемого обществу правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что таможня вправе запрашивать любые сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в деянии общества имеется состав правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Краснодарской таможней после выпуска товаров, ввезенных ООО "Лаудер", в отношении товара - "концентрат минеральный "Галит" (подсубпозиция в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС 2501005100, производитель, отправитель - ГП "Артемсоль", г. Артемовск, г. Соледар, Украина), задекларированного по декларациям на товары (далее по тексту - ДТ) N N 10309200/240215/0001401, 10309200/240215/0001403, 10309202/020315/0000338, 10309202/020315/0000344, 10309200/060415/0003061, 10309200/090415/0003235, 10309200/150415/0003392, 10309202/200415/0000716, 10309200/280415/0003817, 10309200/280415/0003822, 10309200/300415/0003955, 10309200/300415/0003943, 10309200/220515/0004682, 10309200/220515/0004683, 10309200/270515/0004931, 10309200/270515/0004932, 10309200/270515/0004934, 10309200/010615/0005099, 10309200/080615/0005338, 10309200/080615/0005339, проведена камеральная проверка по вопросу соблюдения запретов и ограничений, установленных решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.01.2015 о запрете с 26.01.2015 г. ввоза на территорию Российской Федерации пищевой соли ГП "Артемсоль" (Украина) (письмо Роспотребнадзора от 22.01.2015 г. N 01/575-15-17).
Таможенным органом было установлено, что с февраля 2015 года ООО "Лаудер" организует деятельность по поставкам из Украины на территорию Российской Федерации технической соли под наименованием "концентрат минеральный "Галит" (код товара 2501005100) в объемах, сопоставимых с поставками до запрета на ввоз пищевой соли.
В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра таможенным органом были проведены отборы проб и назначены экспертизы товара, согласно решениям N 10309200/270515/ДВ/000020, N 10309200/270515/ДВ/000021. В ходе проведения таможенных экспертиз были использованы, в том числе, результаты протоколов испытаний аккредитованной испытательной лаборатории "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" от 03.06.2015 г. N 03.3/06.1/1006.1, N 03.3/06.1/1006.2, в соответствии с которыми представленные образцы продукции по исследуемым санитарно-химическим показателям соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза N 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" по поваренной соли. После получения указанных заключений и заключений таможенного эксперта N 04-01-2015/1464/017165, N 04-01-2015/1464/017166 от 10.06.2015 г., в которых указано, что по совокупности установленных показателей исследованная проба соответствует требованиям ГСТУ 14.4-00032744-005-2003 для концентрата минерального "Галит" высшего сорта, а также требованиям ГОСТ Р 51574-2000 для соли поваренной пищевой первого сорта, соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и может быть использован в качестве пищевой соли, Краснодарской таможней был направлен запрос в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.06.2015 г. N 25.4-04/12510.
В ответе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.06.2015 г. N 01-12/12885-15-13 было указано, что запрет, введенный ранее Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека письмом от 22.01.2015 г. N 01/575-15-27, остается в силе.
Краснодарской таможней, на основании вышеуказанных документов, были приняты решения РКТ-10309200-15/000147, РКТ-10309200-15/000148 от 15.06.2015 г. о классификации товара, задекларированного по ДТ N 10309200/080615/0005338, N 10309200/080615/0005339, в подсубпозиции 2501 00 919 0 ТН ВЭД ЕАЭС (соль, пригодная для употребления в пищу, прочая).
В связи с вышеизложенным, таможенный орган пришел к выводу, что в отношении указанных товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, не соблюдены запреты и ограничения, а именно: нарушены санитарно-эпидемиологические требования. При анализе выписки счета ООО "Лаудер" N 40702810900440001344, открытого в филиале "Южный" ОАО "УРАЛСИБ", полученной Краснодарской таможней в ходе проведения камеральной таможенной проверки (письмо филиала "Южный" ОАО "УРАЛСИБ" от 15.07.2015 г. N 03-01-13/110), таможенным органом было установлено, что уже после введения запрета на ввоз соли производились платежи в адрес ООО "Лаудер" по договорам N 4, N 5 от 20.03.2012 г. (в графе "Назначение платежа" указано, что от ООО "АСФО" поступила оплата за соль и услуги по договору N 5 от 20.03.2012 г.).
Краснодарской таможней в адрес ООО "Лаудер" было направлено требование от 22.09.2015 г. N 08.1-04/20598 о представлении документов: 1) договор N 4 от 20.03.2012, заключенный ООО "Лаудер" с Панченко Еленой Владимировной (ИНН 231000298376), со всеми дополнениями, приложениями и спецификациями; 2) договор N 5 от 20.03.2012, заключенный ООО "Лаудер" с ООО КПФ "АСФО" (ИНН 2310016149), со всеми дополнениями, приложениями и спецификациями; 3) товарные накладные, накладные на реализацию товара, счета-фактуры и иные документы, выставленные ООО "Лаудер" по договорам N 4, N 5 от 20.03.2012 вышеуказанным лицам; 4) документы бухгалтерского учета, отражающие реализацию указанным лицам, осуществление оплаты за товары, (товарные накладные, карточки счетов 01, 19, 26, 41, 50, 51, 52, 60, 62, 68, 76, 90, 91, оборотно-сальдовые ведомости) с приложением подтверждающих документов на каждую хозяйственную операцию (договора, счета-фактуры, товарные накладные, карточки ОС-1 и т.д.); 5) документы складского учета, подтверждающие реализацию товара со склада (карточки складского учета, материальные отчеты и др.) указанным лицам по договорам N 4, N 5 от 20.03.2012; 6) книгу покупок и книгу продаж за 2015 год (выписка); 7) удостоверения качества товаров, реализованных ООО "Лаудер" указанным лицам; 8) иные документы и сведения, которые имеют отношение к реализации указанного товара указанным лицам.
Письмом от 06.10.2015 г. N 54 ООО "Лаудер" были представлены в таможенный орган документы по пунктам 1, 2 требования от 22.09.2015 г. N 08.1-04/20598. По пунктам 3, 4, 5, 6, 7, 8 документы обществом представлены не были.
Данное обстоятельство принято таможенным органом в качестве основания для возбуждения определением от 23.10.2015 г. в отношении общества "Лаудер" дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
23.11.2015 г. Краснодарской таможней составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10309000-1524/2015 по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Постановлением от 02.12.2015 г. Краснодарская таможня привлекла ООО "Лаудер" к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Данное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, составляет непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Частью 1 статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) установлено, что декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
В соответствии с частью 2 статьи 98 Таможенного кодекса таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений. Согласно части 4 указанной статьи, в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
В соответствии со статьей 111 Таможенного кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, предоставленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 134 Таможенного кодекса при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам.
Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе (часть 2 статьи 135 Таможенного кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 183 Таможенного кодекса, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, после выпуска товаров.
Судом установлено, что основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось непредставление ООО "Лаудер" по требованию таможни от 22.09.2015 г. N 08.1-04/20598 документов и сведений, относящихся к товару - соль поваренная пищевая, ввезенному ООО "Лаудер" в рамках агентских договоров от 20.03.2012 г. N 4 (заключен с индивидуальным предпринимателем Панченко Е.В.), от 20.03.2012 г. N 5 (заключен с ООО КПФ "АСФО") и задекларированному в Краснодарской таможне по ДТ N N 10309200/291214/0017325, 10309200/301214/0017373, 10309200/060115/0000014, 10309200/140115/0000091, 10309202/200115/0000260, 10309200/210115/0000296, 10309200/260115/0000515, 10309200/300115/0000705, 10309200/300115/0000710.
Между тем, предоставить данные документы таможенному органу общество не могло по объективным причинам - поскольку проверяемый в рамках камеральной таможенной проверки товар - концентрат минеральный "Галит", оформленный по ДТ N N 10309200/240215/0001401, 10309200/240215/0001403, 10309202/020315/0000338, 10309202/020315/0000344, 10309200/060415/0003061, 10309200/090415/0003235, 10309200/150415/0003392, 10309202/200415/0000716, 10309200/280415/0003817, 10309200/280415/0003822, 10309200/300415/0003955, 10309200/300415/0003943, 10309200/270515/0004931, 10309200/270515/0004932, 10309200/270515/0004934, 10309200/010615/0005099, 10309200/080615/0005338, 10309200/080615/0005339, индивидуальному предпринимателю Панченко Е.В. и ООО КПФ "АСФО" обществом "Лаудер" не поставлялся и, соответственно, документы по его реализации указанным лицам у общества отсутствуют и не могли быть представлены в таможенный орган.
Об отсутствии объективной возможности предоставления соответствующих документов общество известило таможенный орган, что подтверждается письмами ООО "Лаудер" от 17.07.2015 г. N 39, от 06.10.2015 г. N 54, от 05.11.2015 г., а также имеющимся в материалах дела об административном правонарушении протоколом опроса директора ООО "Лаудер" Федоровой Н.В. от 05.11.2015 г.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Судом также установлено, что пунктом 6 требования от 22.09.2015 г. N 08.1-04/20598, по агентским договорам от 20.03.2012 г. N 4, N 5 Краснодарской таможней у общества были истребованы книга покупок и книга продаж за 2015 год, которые проверяемым лицом, находящимся на упрощенной системе налогообложения, не ведутся и такая обязанность у него отсутствует. В этой связи непредставление данных документов также не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
Доводы таможни о том, что запрос от 22.09.2015 г. направлен таможенным органом в целях проверки обстоятельств ввоза обществом "Лаудер" соли пищевой после введенного запрета на импорт соответствующего товара, и сделан без привязки к задекларированному по спорным ДТ товару "Галит", исследованы судом первой инстанции и обоснованно отклонены им. Оснований для переоценки данного вывода апелляционный суд не усматривает, поскольку нормы Таможенного кодекса Таможенного союза предоставляют право должностным лицам таможенного органа при проведении таможенной проверки требовать у проверяемого лица и получать от него документы и сведения, относящиеся исключительно к проверяемым товарам.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2016 по делу N А32-45407/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)